Неполная семья как фактор психологического неблагополучия ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 00:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель: определить основные направления социально-педагогической работы с детьми из неполной семьи.
Задачи:
1. Проанализировать социально-психологические особенности адаптации ребенка из неполной семьи в социуме.
2. Изучить психологические особенности ребенка из неполной семьи.
3. Провести диагностику социально-психологических особенностей ребенка из неполной семьи.
4. Осветить основные направления социально-педагогической работы с ребенком из неполной семьи.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Социально-психологические особенности адаптации ребенка из неполной семьи в социуме.
1.1. Неполная семья и ее социально-психологические категории ………...7
1.2. Психологические особенности ребенка из неполной семьи ………….10
Глава 2. Организация социально-психологической работы с детьми из неполных семей.
2.1. Диагностика социально-психологических особенностей ребенка
из неполной семьи …………………………………………………………………20
2.2. Этапы и основные направления социально-педагогической работы с ребенком из неполной семьи………………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………………….36
Список литературы…………………………………………………………………39
Приложение…………………………………………………………………………42

Файлы: 1 файл

0.doc

— 223.50 Кб (Скачать)

         Данные множества исследований  показывают: взаимоотношения девочки  с ближайшим взрослым мужчиной (обычно с отцом) в раннем  детстве оказывает существенное  влияние на её последующую  личную жизнь. Женщины, которые вспоминают своих отцов как дружелюбных и ласковых, считают некоторые педагоги, чаще оценивают свой брак как удачный в сексуальном, эмоциональном и духовном отношении, чем те женщины, в памяти которых остался образ холодного и нелюбящего отца. У фригидных женщин, как правило, были крайне невнимательные отцы, не проявлявшие никакой заботы о здоровье и развитии дочери. Женщины, страдающие половыми извращениями, часто вспоминают, что их отцы не играют в семье никакой роли. Такие женщины испытывают тоску по сильному отцу.

         Показательным в плане установления  отношений девушки из неполной  семьи с мужчинами является  эксперимент, проведенный американским  психологом Хетерингтоном. Наблюдая  за поведением девушек, выросших  в неполных семьях, он заметил, что в беседе с женщиной никаких существенных различий в поведенческих реакциях не отмечалось. Большинство женщин вели себя так же, как и представительницы из полных семей. Не имея каких – либо аномалий поведения в повседневной жизни, эти девушки вели себя несколько необычно, когда беседу проводил мужчина. Причём отличия проявлялись в поведении девушек из разведенных семей и тех, отцы которых умерли.

         Психолог – мужчина приглашал  в свой кабинет для беседы  старшеклассниц, воспитывающихся в полных и неполных семьях. Он сидел за столом, стоявшим в углу, противоположному тому, где располагалась дверь. Кроме его кресла, в кабинете было ещё три пустых: рядом с ним, напротив (через стол) и в углу у двери. Когда девушка входила, психолог, не поднимая головы от бумаг, произносил: «Садитесь, пожалуйста», предоставляя, таким образом, возможность занять любое из пустующих кресел. Оказалось, что девочки из полных семей, как правило, садились в кресло напротив собеседника, занимая наиболее удобную для беседы позицию. Во время беседы держались сравнительно непринужденно.

         Несколько иным было поведение  школьниц из неполных семей.  Девушки, воспитанные разведенными матерями, садились в самое близкое к психологу кресло и разваливались в нем. Они активно наклонялись к собеседнику, смотрели ему прямо в глаза и часто улыбались, были очень словоохотливы. Подобное поведение было для них типично и в повседневной жизни. Эти девушки пускали в ход свой шарм, чтобы привлечь внимание и вызвать восхищение мужчин, флиртовали чаще представительниц других групп, раньше и чаще вступали в сексуальную связь. Школьницы, выросшие сиротами (без отца), предпочитали находиться на дистанции от партнера и во время беседы проявляли некоторую стесненность. В начале беседы они сидели очень прямо. У них отмечалась тенденция слегка отвернуться от собеседника, почти ему не улыбаться и говорить лишь необходимое. В повседневной жизни они старались избегать всякого контакта с мужчинами. Относительно поздно они заводили свое первое знакомство; многие из них проявляли сексуальную заторможенность.

         Хетерингтон предположил, что  дети вдов, лишенные контакта  с мужчиной в семье, склонны  испытывать страх перед незнакомым  мужчиной и любое общение с  ним рассматривают как потенциально  угрожающее. В ситуации развода эти дети в большинстве случаев продолжают встречаться с отцом хотя бы изредка, поддерживая в сознании его образ. Разведенная женщина (в отличие от вдовы) часто стремиться сформировать у дочери отрицательное отношение к отцу, имеющееся у нее самой, а это может вызвать компенсаторную реакцию противодействия, следствием чего и является чрезмерная раскованность в общении с мужчинами.

         Таким образом, дефицит мужского влияния в ходе взросления девочки существенно затрудняет ее развитие как будущей женщины, осложняет формирование у нее навыков межполового общения, что впоследствии негативно отразится на ее личной и семейной жизни.

         Отсутствие отца в семье или  человека, его заменяющего, сказывается  на развитии личности и мужского самосознания мальчиков. На этот факт указывают терапевты. Они отмечают, что лишенные в детстве возможности достаточного общения с отцом мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские обязанности и, таким образом, отрицательно влияют на личностное становление своих детей. Воспитывающиеся без отца либо усваивают женский тип поведения, либо у них создается искаженное представление о мужском поведении как антагонистически противоположному женскому и они не хотят воспринимать то, что привить им мать. В обоих случаях, подчеркивают психотерапевты, складывается представление о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестоком. У воспитанных без отцов мальчиков труднее развивается способность сочувствовать, управлять своим поведением, у них больше шансов стать психопатами, лишенными угрызения совести. Такие мальчики часто менее зрелы и менее целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, безынициативны и неуравновешенны, более робки.

         Если мать с раннего детства воспитывает в сыне умение преодолевать трудности, поощряет его самостоятельность и инициативу, она закладывает основы мужского характера. Стимулируя у него желание быть сильным и смелым, развивая способность рисковать, но рисковать разумно, мать формирует у сына мужской стиль поведения. А воспитывая в сыне доброту, чуткость и внимательность, она заслуживает себе право оставаться его другом течении всей жизни.

         Таким образом, процесс половой идентификации, т. е. осознание ребенком своей половой принадлежности и приобретения психических особенностей и поведения, во многом зависит от полноты состава семьи и от того, насколько сильно влияние матери или отца на формирование у ребенка жизненных или ценностных установок.

         Именно в условиях семейного воспитания дети получают первый опыт личного поведения, эмоционального реагирования на различные ситуации, переживания и проявления различных чувств, учатся познавать окружающий природный и социальный мир, организовывать свой быт, эффективно участвовать в межличностном и межполовом общении. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Организация социально-психологической работы с детьми из неполных семей

2.1. Диагностика социально-психологических особенностей ребенка

  из неполной семьи

         Преобладающее большинство социальных характеристик детей, переживающих развод, свидетельствует, к сожалению, о негативном характере его последствий на личность ребенка. Отмечается высокий уровень тревожности.

         Во-первых, тревожность детей как  реакция на объективные трудности функционирования неполной семьи и, во-вторых, личные проблемы детей как следствие семейного неблагополучия. Первый срез включает следующие показатели: тревога ребенка по причине финансовых трудностей семьи, беспокойство за здоровье родных, за конфликтные отношения между родителями.

         Обостренное беспокойство детей  развода о здоровье близких  объясняется их опасениями потерять  единственного оставшегося с  ними родителя. Это тревожное  чувство формируется у детей  развода уже на первом этапе распада семьи и сопровождает их до обретения полной социальной и материальной самостоятельности. Логически объяснимо также наличие более высокой конфликтности отношений супругов в полных семьях и затухание конфликтов между родителями в послеразводной семье. Отсюда - ослабление тревожности детей развода по этому поводу и относительно высокий уровень беспокойства по этой причине у детей из полных семей.

         Вторая группа причин тревожности  детей связана с их личностными  проблемами. Детские страхи выявляются через переживания разногласий с родителями, а также через трудности усвоения школьной программы. Развод в семье значительно повышает частоту конфликтов ребенка с родителями. Формируется высокая тревожность, связанная с необходимостью строить отношения с каждым родителем отдельно, не вступать в конфликт лояльности (т.е. не демонстрировать своих предпочтений того или иного родителя). Развод родителей порождает в душе ребенка враждебность к отцу, покинувшему его, ребенка, и к матери, позволившей отцу уйти. Формируется и проявляется в поведении агрессия по отношению к обоим родителям, особенно к матери, которой вменяется вина за уход отца.

         Тревога старшеклассников по поводу неуспехов в учебе связана не столько с сиюминутной, сколько с перспективной ситуацией. Дети развода реально оценивают ограниченные возможности помощи и поддержки со стороны семьи и более остро испытывают беспокойство за реализацию своих жизненных планов.

         Необходимо также обращать особое внимание на повышенную уязвимость мальчиков в неполной семье и наличие у них дополнительных причин для тревожности. В связи с отсутствием в неполной семье мужского эталона идентификации одинокая мать пытается компенсировать сыну этот недостаток изменением своей родительской роли. Однако эта смена стратегии отношений с сыном приводит к драматическим результатам: женщина не в состоянии совмещать материнскую функцию любви, терпимости и теплоты с отцовской, основанной на мужской строгости, требовательности и авторитарности. В результате мальчик лишается не только отца, но и частично матери. Эмоциональное состояние мальчиков в неполной семье более низкое, чем девочек, и связано с ощущением личностной изоляции. Мальчики в неполной семье чаще испытывают чувство одиночества и трудности в общении, чем девочки или дети из полных семей.

       Исследование  проводилось в средней общеобразовательной школе. В эксперименте принимали участие ученики 7 класса, средний возраст которых 12-13 лет.

         После процедуры выборки в  экспериментальную группу вошли  6 человек.

         Для проведения исследования  по изучению психологических  особенностей детей, переживших  развод родителей, нами были  выбраны следующие диагностические  методики:   

Методика  «Дом – Дерево – Человек».

    Цель: изучение личности подростка.

Методика  «Несуществующее животное».

    Цель: изучение личностных особенностей подростка  и эмоциональных проявлений.

Методика  «Самооценка психических состояний» (по Айзенку).

    Цель: выявление отрицательных эмоциональных  проявлений и уровня тревожности  человека.

    Таблица 1. 

Итоги констатирующего  эксперимента 

Ф.И.

подростка

РЕЗУЛЬТАТЫ  проведенных МЕТОДИК
«Дом  – Дерево – Человек» «Несуществующее

животное»

«Самооценка психических

состояний»

  1. Анастасия П.
сохраняет дистанцию  в общении, достаточно замкнута; ощущается нехватка психологической теплоты дома; иногда испытывает потребность в защитной агрессии; переживает чувство собственной малоценности и незначительность; адекватная  самооценка, склонность к рефлексии, размышлению; проявляет заинтересованность в информации; мнение окружающих людей для нее очень значимо; может проявить защитную агрессию; средняя тревожность
  1. Иван К.
испытывает  чувство отвергнутости, трудности при стремлении раскрыться перед другими; чувствует нехватку психологической теплоты дома; переживает чувство вины, уныние; стремиться избегать неприятных визуальных воздействий; достаточно агрессивен, груб; часто испытывает тревогу; недоволен собственным  положением в социуме, считает, что недостаточно признан окружающими; проявляет агрессию, в основном защитную; активно реализует намеченные планы, хотя часто бывает недоволен своими поступками; присуща тревожность; высокая тревожность
  1. Владислав К.
испытывает  чувство отвергнутости, чувство вины; имеются тенденции к отчуждению и оппозиции; испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу); агрессивен, тревожен; предпочитает уходить от реальности, которая не соответствует желаниям; иногда отвечает на чье-то влияние противоположными действиями; достаточно  адекватная самооценка, хотя не всегда бывает уверен в себе; активно переходит к реализации своих планов, но зачастую импульсивно принимает решения, делает легкомысленные выводы; тревожен; средняя тревожность
  1. Кирилл Б.
испытывает  трудности при стремлении раскрыться перед другими; озабочен психологической атмосферой в доме; делает акцент на прошлом; боязлив, застенчив; бывает груб; присутствует вытесненная агрессия, замкнутость; испытывает потребность в любви, заботе, поддержке; нерешителен, имеет  тенденцию к рефлексии, размышлению; неуверен в себе, иногда испытывает страх; лишь незначительная часть замыслов реализуется; тревожен; высокая тревожность
  1. Мария А.
переживает  чувство вины, отвергнутости; озабочена психологической атмосферой дома; испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими; считает, что у противоположного пола есть многие превосходства; тревожна, агрессивна; стремится к доминированию. завышенная  самооценка, недовольство собственным  положением в социуме и недостаточным признанием со стороны окружающих; для нее значимо мнение окружающих; иногда импульсивна в принятии решений. средняя тревожность
  1. Юлия Ю.
испытывает  чувство вины, отвергнутости; имеется тенденция к отчуждению; трудности при стремлении раскрыться перед другими; ощущает нехватку психологической теплоты дома; пытается вытеснить агрессию; замкнута; бывает груба; присутствует  эгоцентризм; заинтересована в информации окружающих о себе; бывает нерешительна в принятии решений, делает легкомысленные выводы; испытывает агрессию. низкая тревожность
7. Дарья С. обладает большой  жизненной энергией, очень творческая личность; хочет выдать желаемое за действительное;  считает себя не признанной дома, иногда испытывает одиночество; нуждается в дополнительном внимании, заботе; желает «убежать» в будущее, чтобы избавиться от прошлого; высокая самооценка, недовольство собственным положением в социуме; заинтересована в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться; иногда импульсивна в принятии решений, бывает недовольна своими поступками, решениями; довольно энергична. низкая тревожность
8. Альбина Ф. открыта и хорошо контактирует с окружающими; чувствует недостаток эмоциональной теплоты дома; кокетлива, склонна к тщеславию, высокомерию; не считает реальность, действительность соответствующей своим желаниям. завышенная  самооценка, недовольство собственным  положением в социуме; заинтересована в информации о себе, считает ее значимой; иногда болтлива; уверена в правильности своих действий, поступков; достаточно энергична. низкая тревожность
 

    В результате проведенной диагностики  были сделаны следующие выводы:

  • практически все дети переживают чувство вины за произошедшее;
  • две девочки хотят быть похожими на отца, считают, что у противоположного пола более высокий социальный статус;
  • все испытуемые считают, что им не хватает психологической теплоты дома: любви, заботы, ласки и т.п.;
  • большинство детей достаточно агрессивно настроены, хотя агрессию проявляют в основном в защитных целях;
  • у детей наблюдается повышенная тревожность, некоторые дети очень замкнуты;

         Лишь двое из диагностируемых подростков не имели выраженных негативных проявлений психики.

2.2. Этапы и основные направления социально-педагогической работы с ребенком из неполной семьи 

         На основе полученных данных была построена коррекционная программа в виде тренинга. Занятия проводились с 11.02.2008 по  4.04.2008 1 раз в неделю по 2 академических часа.

       Целью данного тренинга стала коррекция  основных выявленных негативных эмоциональных  проявлений: агрессивности, замкнутости, тревожности.

    Данная  программа состоит из серии специально организованных коррекционных занятий  составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

    Программа состоит из шести занятий, в каждом из которых по три упражнения. Занятия проводятся в виде тренинга. Цель каждого занятия – коррекция выявленных эмоциональных нарушений (негативных проявлений психики): агрессивность, тревожность, замкнутость. 

    Занятие I

    Приветствие.

    Выбирается  любое четверостишие. Слова распределяются между членами группы. Начиная с первого слова участники должны произнести данный отрывок с выражением так, как если бы это был один человек.

    Упражнение 1. «Обсуждение».

    Цель: Коррекция агрессивности.

    Для данного упражнения требуется три  текста, где герои сюжета совершают поступки, которые можно рассматривать как положительные, так и отрицательные.

Информация о работе Неполная семья как фактор психологического неблагополучия ребенка