Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 00:00, курсовая работа
Цель: определить основные направления социально-педагогической работы с детьми из неполной семьи.
Задачи:
1. Проанализировать социально-психологические особенности адаптации ребенка из неполной семьи в социуме.
2. Изучить психологические особенности ребенка из неполной семьи.
3. Провести диагностику социально-психологических особенностей ребенка из неполной семьи.
4. Осветить основные направления социально-педагогической работы с ребенком из неполной семьи.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Социально-психологические особенности адаптации ребенка из неполной семьи в социуме.
1.1. Неполная семья и ее социально-психологические категории ………...7
1.2. Психологические особенности ребенка из неполной семьи ………….10
Глава 2. Организация социально-психологической работы с детьми из неполных семей.
2.1. Диагностика социально-психологических особенностей ребенка
из неполной семьи …………………………………………………………………20
2.2. Этапы и основные направления социально-педагогической работы с ребенком из неполной семьи………………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………………….36
Список литературы…………………………………………………………………39
Приложение…………………………………………………………………………42
Данные множества исследований
показывают: взаимоотношения девочки
с ближайшим взрослым мужчиной
(обычно с отцом) в раннем
детстве оказывает
Показательным в плане
Психолог – мужчина приглашал в свой кабинет для беседы старшеклассниц, воспитывающихся в полных и неполных семьях. Он сидел за столом, стоявшим в углу, противоположному тому, где располагалась дверь. Кроме его кресла, в кабинете было ещё три пустых: рядом с ним, напротив (через стол) и в углу у двери. Когда девушка входила, психолог, не поднимая головы от бумаг, произносил: «Садитесь, пожалуйста», предоставляя, таким образом, возможность занять любое из пустующих кресел. Оказалось, что девочки из полных семей, как правило, садились в кресло напротив собеседника, занимая наиболее удобную для беседы позицию. Во время беседы держались сравнительно непринужденно.
Несколько иным было поведение
школьниц из неполных семей.
Девушки, воспитанные
Хетерингтон предположил, что
дети вдов, лишенные контакта
с мужчиной в семье, склонны
испытывать страх перед
Таким образом, дефицит мужского влияния в ходе взросления девочки существенно затрудняет ее развитие как будущей женщины, осложняет формирование у нее навыков межполового общения, что впоследствии негативно отразится на ее личной и семейной жизни.
Отсутствие отца в семье или
человека, его заменяющего, сказывается
на развитии личности и
Если мать с раннего детства воспитывает в сыне умение преодолевать трудности, поощряет его самостоятельность и инициативу, она закладывает основы мужского характера. Стимулируя у него желание быть сильным и смелым, развивая способность рисковать, но рисковать разумно, мать формирует у сына мужской стиль поведения. А воспитывая в сыне доброту, чуткость и внимательность, она заслуживает себе право оставаться его другом течении всей жизни.
Таким образом, процесс половой идентификации, т. е. осознание ребенком своей половой принадлежности и приобретения психических особенностей и поведения, во многом зависит от полноты состава семьи и от того, насколько сильно влияние матери или отца на формирование у ребенка жизненных или ценностных установок.
Именно в условиях семейного воспитания
дети получают первый опыт личного поведения,
эмоционального реагирования на различные
ситуации, переживания и проявления различных
чувств, учатся познавать окружающий природный
и социальный мир, организовывать свой
быт, эффективно участвовать в межличностном
и межполовом общении.
Глава 2. Организация социально-психологической работы с детьми из неполных семей
2.1. Диагностика социально-психологических особенностей ребенка
из неполной семьи
Преобладающее большинство социальных характеристик детей, переживающих развод, свидетельствует, к сожалению, о негативном характере его последствий на личность ребенка. Отмечается высокий уровень тревожности.
Во-первых, тревожность детей как реакция на объективные трудности функционирования неполной семьи и, во-вторых, личные проблемы детей как следствие семейного неблагополучия. Первый срез включает следующие показатели: тревога ребенка по причине финансовых трудностей семьи, беспокойство за здоровье родных, за конфликтные отношения между родителями.
Обостренное беспокойство
Вторая группа причин
Тревога старшеклассников по поводу неуспехов в учебе связана не столько с сиюминутной, сколько с перспективной ситуацией. Дети развода реально оценивают ограниченные возможности помощи и поддержки со стороны семьи и более остро испытывают беспокойство за реализацию своих жизненных планов.
Необходимо также обращать особое внимание на повышенную уязвимость мальчиков в неполной семье и наличие у них дополнительных причин для тревожности. В связи с отсутствием в неполной семье мужского эталона идентификации одинокая мать пытается компенсировать сыну этот недостаток изменением своей родительской роли. Однако эта смена стратегии отношений с сыном приводит к драматическим результатам: женщина не в состоянии совмещать материнскую функцию любви, терпимости и теплоты с отцовской, основанной на мужской строгости, требовательности и авторитарности. В результате мальчик лишается не только отца, но и частично матери. Эмоциональное состояние мальчиков в неполной семье более низкое, чем девочек, и связано с ощущением личностной изоляции. Мальчики в неполной семье чаще испытывают чувство одиночества и трудности в общении, чем девочки или дети из полных семей.
Исследование проводилось в средней общеобразовательной школе. В эксперименте принимали участие ученики 7 класса, средний возраст которых 12-13 лет.
После процедуры выборки в
экспериментальную группу
Для проведения исследования
по изучению психологических
особенностей детей,
Методика «Дом – Дерево – Человек».
Цель: изучение личности подростка.
Методика «Несуществующее животное».
Цель: изучение личностных особенностей подростка и эмоциональных проявлений.
Методика
«Самооценка психических
Цель:
выявление отрицательных
Таблица
1.
Итоги
констатирующего
эксперимента
Ф.И.
подростка |
РЕЗУЛЬТАТЫ проведенных МЕТОДИК | ||
«Дом – Дерево – Человек» | «Несуществующее
животное» |
«Самооценка
психических
состояний» | |
|
сохраняет дистанцию в общении, достаточно замкнута; ощущается нехватка психологической теплоты дома; иногда испытывает потребность в защитной агрессии; переживает чувство собственной малоценности и незначительность; | адекватная самооценка, склонность к рефлексии, размышлению; проявляет заинтересованность в информации; мнение окружающих людей для нее очень значимо; может проявить защитную агрессию; | средняя тревожность |
|
испытывает чувство отвергнутости, трудности при стремлении раскрыться перед другими; чувствует нехватку психологической теплоты дома; переживает чувство вины, уныние; стремиться избегать неприятных визуальных воздействий; достаточно агрессивен, груб; часто испытывает тревогу; | недоволен собственным положением в социуме, считает, что недостаточно признан окружающими; проявляет агрессию, в основном защитную; активно реализует намеченные планы, хотя часто бывает недоволен своими поступками; присуща тревожность; | высокая тревожность |
|
испытывает чувство отвергнутости, чувство вины; имеются тенденции к отчуждению и оппозиции; испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу); агрессивен, тревожен; предпочитает уходить от реальности, которая не соответствует желаниям; иногда отвечает на чье-то влияние противоположными действиями; | достаточно адекватная самооценка, хотя не всегда бывает уверен в себе; активно переходит к реализации своих планов, но зачастую импульсивно принимает решения, делает легкомысленные выводы; тревожен; | средняя тревожность |
|
испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими; озабочен психологической атмосферой в доме; делает акцент на прошлом; боязлив, застенчив; бывает груб; присутствует вытесненная агрессия, замкнутость; испытывает потребность в любви, заботе, поддержке; | нерешителен, имеет тенденцию к рефлексии, размышлению; неуверен в себе, иногда испытывает страх; лишь незначительная часть замыслов реализуется; тревожен; | высокая тревожность |
|
переживает чувство вины, отвергнутости; озабочена психологической атмосферой дома; испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими; считает, что у противоположного пола есть многие превосходства; тревожна, агрессивна; стремится к доминированию. | завышенная самооценка, недовольство собственным положением в социуме и недостаточным признанием со стороны окружающих; для нее значимо мнение окружающих; иногда импульсивна в принятии решений. | средняя тревожность |
|
испытывает чувство вины, отвергнутости; имеется тенденция к отчуждению; трудности при стремлении раскрыться перед другими; ощущает нехватку психологической теплоты дома; пытается вытеснить агрессию; замкнута; бывает груба; | присутствует эгоцентризм; заинтересована в информации окружающих о себе; бывает нерешительна в принятии решений, делает легкомысленные выводы; испытывает агрессию. | низкая тревожность |
7. Дарья С. | обладает большой жизненной энергией, очень творческая личность; хочет выдать желаемое за действительное; считает себя не признанной дома, иногда испытывает одиночество; нуждается в дополнительном внимании, заботе; желает «убежать» в будущее, чтобы избавиться от прошлого; | высокая самооценка, недовольство собственным положением в социуме; заинтересована в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться; иногда импульсивна в принятии решений, бывает недовольна своими поступками, решениями; довольно энергична. | низкая тревожность |
8. Альбина Ф. | открыта и хорошо контактирует с окружающими; чувствует недостаток эмоциональной теплоты дома; кокетлива, склонна к тщеславию, высокомерию; не считает реальность, действительность соответствующей своим желаниям. | завышенная самооценка, недовольство собственным положением в социуме; заинтересована в информации о себе, считает ее значимой; иногда болтлива; уверена в правильности своих действий, поступков; достаточно энергична. | низкая тревожность |
В результате проведенной диагностики были сделаны следующие выводы:
Лишь двое из диагностируемых подростков не имели выраженных негативных проявлений психики.
2.2.
Этапы и основные направления
социально-педагогической
работы с ребенком из
неполной семьи
На основе полученных данных была построена коррекционная программа в виде тренинга. Занятия проводились с 11.02.2008 по 4.04.2008 1 раз в неделю по 2 академических часа.
Целью данного тренинга стала коррекция основных выявленных негативных эмоциональных проявлений: агрессивности, замкнутости, тревожности.
Данная программа состоит из серии специально организованных коррекционных занятий составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
Программа
состоит из шести занятий, в каждом
из которых по три упражнения. Занятия
проводятся в виде тренинга. Цель каждого
занятия – коррекция выявленных эмоциональных
нарушений (негативных проявлений психики):
агрессивность, тревожность, замкнутость.
Занятие I
Приветствие.
Выбирается любое четверостишие. Слова распределяются между членами группы. Начиная с первого слова участники должны произнести данный отрывок с выражением так, как если бы это был один человек.
Упражнение 1. «Обсуждение».
Цель: Коррекция агрессивности.
Для данного упражнения требуется три текста, где герои сюжета совершают поступки, которые можно рассматривать как положительные, так и отрицательные.
Информация о работе Неполная семья как фактор психологического неблагополучия ребенка