Неполная семья как фактор психологического неблагополучия ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 00:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель: определить основные направления социально-педагогической работы с детьми из неполной семьи.
Задачи:
1. Проанализировать социально-психологические особенности адаптации ребенка из неполной семьи в социуме.
2. Изучить психологические особенности ребенка из неполной семьи.
3. Провести диагностику социально-психологических особенностей ребенка из неполной семьи.
4. Осветить основные направления социально-педагогической работы с ребенком из неполной семьи.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Социально-психологические особенности адаптации ребенка из неполной семьи в социуме.
1.1. Неполная семья и ее социально-психологические категории ………...7
1.2. Психологические особенности ребенка из неполной семьи ………….10
Глава 2. Организация социально-психологической работы с детьми из неполных семей.
2.1. Диагностика социально-психологических особенностей ребенка
из неполной семьи …………………………………………………………………20
2.2. Этапы и основные направления социально-педагогической работы с ребенком из неполной семьи………………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………………….36
Список литературы…………………………………………………………………39
Приложение…………………………………………………………………………42

Файлы: 1 файл

0.doc

— 223.50 Кб (Скачать)

    Каждому участнику предлагается высказать  свое мнение по данной проблеме, избегая  установившихся стереотипов («так как  надо»). Остальные участники оценивают его искренность в соответствии с установленными правилами и высказывают свое мнение.

    Упражнение 2. «Изобрази животное».

    Цель: коррекция замкнутости.

    Вызываются  два участника, которые загадывают любое животное. Один из них показывает данное животное группе, не говоря ни слова. Остальные пытаются отгадать его. Второй участник рассказывает, так ли было изображено животное как он себе его представлял и соответствует ли оно его ожиданиям. В упражнении участвует каждый член группы.

    Упражнение 3. «Стихотворение с выражением»

    Цель: коррекция тревожности.

    Каждый  участник тренинговой группы встает перед всеми и читает очень  выразительно стихотворение (любое), стараясь передать переживаемые эмоции. В конце  упражнения участники группы рассказывают  о своих переживаниях испытываемых во время выступления и будучи слушателем. Отвечают на вопросы «когда было легче» и «почему».

    По  окончанию занятия каждый член группы высказывает свое мнение об увиденном  и услышанном, делится своими эмоциями. 

    Занятие II

    Приветствие. (см. занятие I).

    Упражнение 1. «Ты учитель» (родитель и т.п.).

    Цель: коррекция агрессивности

    Каждому участнику группы дается возможность  побывать в образе нелюбимого учителя. Затем рассказать о том, как он себя чувствовал в данном образе. И сравнить с переживаемыми эмоциями во время.

    Упражнение 2. «Интонация».

    Цель: коррекция замкнутости.

    На  маленьких клочках бумаги группа пишет название любого чувства, эмоции. Затем листки собираются, перетасовываются и раздаются вновь. Теперь группа решает, какую фразу, строчку из стиха взять за основу дальнейших действий. После этого участники по очереди произносят эту фразу с интонацией, соответствующей тому чувству, что записано у них на листке бумаги. Остальные члены группы угадывают с какой интонацией была произнесена фраза.

    Упражнение 3. «Я за тебя отвечаю».

    Цель: коррекция тревожности.

    Вызывается  доброволец. Он выбирает из группы того человека, с кем, по его мнению, возникло у него наибольшее взаимопонимание. Эти двое садятся рядом и договариваются, Кто за кого сейчас будет отвечать. Упражнение состоит в том, что на вопросы группы, заданные одному человеку, отвечает другой, стремясь угадать, как бы на его вопросы отвечал его напарник. Вопросы можно задавать любые.

    Проводится  обсуждение проведенного занятия. На дом  дается задание написать небольшое сочинение про каждого члена группы на тему «Что меня не устраивает», или «что может не устраивать других в общении со мной». 

    Занятие III

    Приветствие.

    Упражнение 1. «Сочинение».

    Цель: коррекция агрессивности.

    Обсуждение  сочинений. В тексте не указываются имена, но все участники должны догадаться о ком идет речь. Обосновать свое мнение.

    Упражнение 2. «Подарок».

    Цель: коррекция замкнутости.

    Все члены группы анонимно дарят друг другу воображаемые подарки, как  если бы возможности дарящего были не ограничены ничем. Для этого понадобятся листки бумаги. Игрок получает свои подарки, а затем, читая записки вслух, пытается догадаться кто автор того или иного подарка. И почему он так решил.

    Упражнение 3. «Рисунок Я».

    Цель: коррекция тревожности.

    Участники располагаются поудобнее, но не обязательно  в круге. На листе бумаги им предлагается нарисовать свой собственный образ в аллегорической форме так, как они себя представляют.

    Рисовать  можно все, что хочется. Это может  быть картина природы, натюрморт, абстракция, фантастический мир, подражание детским рисункам, в общем все что угодно, но с чем вы ассоциируете, связываете, сравниваете себя, свое жизненное состояние, свою натуру.

    Далее идет обсуждение всего занятия. 

    Занятие IV

    Приветствие.

    Упражнение 1. «Выход из ситуации».

    Цель: коррекция агрессивности.

    Группе  предлагается какая-либо спорная, провоцирующая  агрессивное повеление, ситуация (например, «в транспорте тебе наступили на ногу», «учитель несправедливо поставил оценку»  или «в магазине тебе нагрубили» и т.п.). Каждый участник должен предложить свой выход из сложившейся ситуации. В конце упражнения обсуждаются положительные моменты поведения в сложившихся ситуациях.

    Упражнение 2. «Робот».

    Цель: коррекция замкнутости.

    Создается игровое поле – обширное пространство с разбросанными спичками. Участники разбиваются на пары («робот» и «оператор»).

    Задача  «оператора» – с помощью своего «робота» собрать как можно больше спичек. Для этого он подает «роботу» словесные команды, стремясь детально и точно управлять движениями его рук, ног туловища. Задача «робота» – беспрекословно и точно выполнять команды своего «оператора». Глаза «робота» во время упражнения закрыты.

    Упражнение 3. «Гомеостат».

    Цель: коррекция тревожности.

    Участники рассаживаются в круг. Каждый сжимает правую руку в кулак, и по команде ведущего все «выбрасывают» пальцы. Группа должна стремиться к тому, чтобы все участники независимо друг от друга выбросили одно и то же число. Участникам запрещено договариваться, перемигиваться и другими «незаконными» способами пытаться согласовать свои действия. Упражнение продолжается до тех пор, пока группа не достигнет своей цели.

    Занятие заканчивается обсуждением проделанной  работы.  

    Занятие V

    Приветствие.

    Упражнение 1. «Критик».

    Цель: коррекция агрессивности.

    Каждому члену группы дается возможность  высказать свое мнение относительно тех черт личности, характера, которые ему не нравятся в людях. И объяснить почему. Сказать также о том, что ему не нравится в самом себе.

    Упражнение 2. «Зеркало».

    Цель: коррекция замкнутости.

    Участники разбиваются на пары, становятся лицом  друг к другу. Один из играющих делает замедленные движения руками, головой, всем телом. Задача другого – в  точности копировать все движения напарника, быть его «зеркальным отражением». В каждой паре участники самостоятельно подбирают нужную сложность движений и их темп.

    Упражнение 3. «Анабиоз».

    Цель: коррекция тревожности.

    Участники разбиваются на пары. В каждой паре игроки распределяют между собой  роли «замороженного» и «реаниматора». По сигналу «замороженный» застывает в неподвижности, изображая погруженное в анабиоз существо – с окаменевшим лицом и пустым взглядом. Задача «реаниматора», на которую отводится одна минута, – вызволить партнера из анабиотического состояния, оживить его. «Реаниматор» не имеет права ни прикасаться к «замороженному», ни обращаться к нему с какими-либо словами. Все, чем он располагает, это взгляд, мимика, жест и пантомима. 

    В заключении идет обсуждение проведенного занятия. 

    Занятие VI

    Приветствие.

    Упражнение 1. «Киногерои».

    Цель: коррекция агрессивности.

    Каждому участнику группы предлагается назвать  своего любимого и нелюбимого киногероя, объяснив при этом, «чем и почему он тебе запомнился». В конце упражнения всеми участниками группы обосновывается мнение: «Почему в фильмах, сказках, книгах как правило побеждают положительные герои?»

    Упражнение 2. «Дискуссия».

    Цель: коррекция замкнутости.

    Группа  разбивается на тройки. В каждой тройке обязанности распределяются следующим образом.

    Первый  участник играет роль «глухого – и – немого»: он ничего не слышит и не может говорить, но в его распоряжении зрение, а также жест и пантомима. Второй играет роль «глухого – и – паралитика». Он может говорить, видеть. Третий – «слепой – и – немой»: способен только слышать и показывать. Всей тройке предлагаются задания: договорится о месте встречи, о подарке имениннику или о том, в какой цвет красить забор.

      Упражнение 3. «Сценка».

    Цель: коррекция тревожности.

    Вся группа разбивается на две подгруппы. Им дается задание показать какой-нибудь сюжет из фильма, сказки или любую жизненную ситуацию, не используя речь. Вторая подгруппа должна угадать что было показано.

    В заключении обсуждаются проделанные  упражнения. Последнее занятие сравнивается участниками с первым. Каждому участнику дается возможность высказать свое мнение по поводу всего тренинга, проанализировать изменения, произошедшие с ним и с группой в целом. Выразить свое мнение о том хочется ли ему продолжать общение с членами данной группы и нуждается ли он в дальнейших занятиях и почему. 

    Таблица 2.

    Итоги формирующего  эксперимента

Ф.И.

подростка

РЕЗУЛЬТАТЫ  проведенных МЕТОДИК
 
«Дом  – Дерево – Человек»
 
«Несуществующее животное»
«Самооценка психических состояний»
Анастасия П. готовность  к взаимодействию; кокетлива; пытается вытеснить агрессию. склонность  к рефлексии, размышлению; положительно оценивает свои действия; присутствует защитная агрессия; полное отсутствие депрессии, низкая тревожность;
Иван  К. сохраняет дистанцию в общении; чувство вины; проявляет сознательное чувство против агрессивного чувства; эгоцентризм; обдуманно  принимает решения; может проявить агрессивную защиту против насмешек, непризнания; средняя тревожность;
Владислав К. трудности при  стремлении раскрыться перед близкими; старается избегать ситуаций, провоцирующих агрессивное поведение; адекватная  самооценка; спонтанный характер агрессивной защиты; низкая тревожность;
      Кирилл Б.
нежелание впускать в свое «Я», нерешительность в социальных ситуациях; нехватка психологической теплоты дома; вытесненная агрессия; эгоцентризм; положительно оценивает почти все действия; пытается улучшить социальные контакты; средняя тревожность;
  1. Мария А.
старается быть достаточно открытой, общительной; хотя испытывает при этом трудности; эмоциональна; эгоцентризм; старается обдуманно принимать решения; проявляет защитную агрессию; низкая тревожность;
  1. Юлия Ю.
достаточно  скрытна, недоверчива, трудности в общении с близкими; переживания неадекватных чувств; эгоцентризм; рациональность в принятии решений; недовольство собой, подавленность; может быть агрессивной; низкая тревожность;

Информация о работе Неполная семья как фактор психологического неблагополучия ребенка