Неполная семья как фактор психологического неблагополучия ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 00:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель: определить основные направления социально-педагогической работы с детьми из неполной семьи.
Задачи:
1. Проанализировать социально-психологические особенности адаптации ребенка из неполной семьи в социуме.
2. Изучить психологические особенности ребенка из неполной семьи.
3. Провести диагностику социально-психологических особенностей ребенка из неполной семьи.
4. Осветить основные направления социально-педагогической работы с ребенком из неполной семьи.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Социально-психологические особенности адаптации ребенка из неполной семьи в социуме.
1.1. Неполная семья и ее социально-психологические категории ………...7
1.2. Психологические особенности ребенка из неполной семьи ………….10
Глава 2. Организация социально-психологической работы с детьми из неполных семей.
2.1. Диагностика социально-психологических особенностей ребенка
из неполной семьи …………………………………………………………………20
2.2. Этапы и основные направления социально-педагогической работы с ребенком из неполной семьи………………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………………….36
Список литературы…………………………………………………………………39
Приложение…………………………………………………………………………42

Файлы: 1 файл

0.doc

— 223.50 Кб (Скачать)

         В зависимости от характера  проблем, социальный педагог оказывает  таким семьям образовательную,  психологическую, посредническую  помощь. Спектр деятельности социально-педагогической  работы довольно широк: это и работа с ближайшим окружением подростка (семья, соседи, одноклассники, приятели), и координация действий с различными учреждениями, включая поликлинику, ДЭЗы, диспансеры, милицию, различные внешкольные учреждения. Координация деятельности различных социальных сфер, педагогическая работа с самими детьми и их родителями в направлении гармонизации их взаимодействия, предупреждения “деформации социальных связей”. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М., 1982.
  2. Бойко В.В. Малодетная семья (социально-психологический аспект). – М., 1988.
  3. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М., 1998.
  4. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатара. – М., 1988.
  5. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2001.
  6. Голод С. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. – Л., 1984.
  7. Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними// Народное образование. 2002.№ 6.
  8. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М., 1996.
  9. Дубрович А.Б. Кто в семье психотерапевт? – М., 1985.
  10. Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе. – М., 1996.
  11. Зубкова Т.С. Неполные семьи//Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семей: Учеб. пособ. студ. – М., 2003.
  12. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. — М., 2004. 
  13. Макаренко А. С. Сочинения. В 7 т. – М., 1951.
  14. Макаренкова И.В., Мисько А.В. Социальная дезадаптация детей и подростков (психолого-педагогические основы коррекционно-профилактической работы). – М., 2004.
  15. Макеев Г. А. Семейная жизнь и дети. – Волгоград, 1987.
  16. Методика и опыт работы социального педагога. – М., 2001.
  17. Методика и опыт работы социального педагога / Под. ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2005.
  18. Мудрик А.В.Социальная педагогика. – М., 2002.
  19. Мудрик А.В. Социализация в <Смутное время>. – М., 2001.
  20. Новикова Е .В. О некоторых характеристиках общения между супругами // Семья и формирование личности. – М., 1981.
  21. Обухова  Л.Ф.   Детская   психология:   теории,   факты,   проблемы. – М., 1998.
  22. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. — М., 2004.
  23. Организационнаяи социально – педагогическая деятельность социального педагога в образовательном учреждении: Методические рекомендации. – М., 2004 // Сост. Дмитриева В.Г., Черноусова Ф.П., Яркова И.В.
  24. Основы психологии семьи и семейного консультирования /Под общей ред. Н.Н. Посысоева. — М., 2004.  
  25. Очарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М. 2003.
  26. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. – М., 1993.
  27. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1994.
  28. Пикхарт К.Е. Руководство для одиноких родителей. – М., 1998.
  29. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. – СПб, 2001.
  30. Разумихина Г. П. Мир семьи. – М., 1986.
  31. Реан А.А. Социализация личности // Хрестоматия: Психология
  32. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М., 1997.
  33. Смирнова Е.О., Собкин В.С., Асадулина О.Э., Новаковская А.А. Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников, живущих в неполной семье // - М., Вопросы психологии. 1999. № 6.
  34. Социальная педагогика: Курс лекций/Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М., 2000.
  35. Социальная психология // Под редакцией Петровского А.В. – М., 1987.
  36. Социология семьи: Учебник/ Под.ред. проф. А. И. Антонова.-2-е изд. –  М., 2005.
  37. Сысенко В.А. Устойчивость брака: проблемы, факторы и условия. – М., 1981. 
  38. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. – М., 1987.
  39. Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я – дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений. – М., 2000.
  40. Указ Президента РФ от 14 сентября 1995 г. № 942. Национальный план действий в интересах детей. П. 3.2. / Собрание законодательств Российской Федерации. – М., 1995.
  41. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., 1995.
  42. Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. – М., 1995.
  43. Целуйко В. М. Вы и ваши дети. Психология семьи. – Ростов на Дону,  2004
  44. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. — М., 2003.
  45. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие. – М., 2002
  46. Шеффер Ч., Керри Л. Игровая семейная психотерапия. – Спб, 2000
  47. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. – Ростов на Дону, 1996
  48. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М., 2000.
  49. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. Психология и психотерапия семьи. – СПб, 1999.
  50. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. Семейная психотерапия. – Л., 1990.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение

Тест  «Самооценка психических  состояний» (по Айзенку)

Предлагаем  вам описание различных психических  состояний. Если вам это состояние  часто присуще, ставится 2 балла, если это состояние бывает, но изредка, то ставится 1 балл, если совсем не подходит — 0 баллов.

I

  1. Не чувствую в себе уверенности.
  2. Часто из-за пустяков краснею.
  3. Мой сон беспокоен.
  4. Легко впадаю в уныние.
  5. Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях.
  6. Меня пугают трудности.
  7. Люблю копаться в своих недостатках.
  8. Меня легко убедить.
  9. Я мнительный.
  10. Я с трудом переношу время ожидания.

II

  1. Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых все-таки можно найти выход.
  2. Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.
  3. При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.
  4. Несчастья и неудачи ничему меня не учат.
  5. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной.
  6. Я нередко чувствую себя беззащитным.
  7. Иногда у меня бывает состояние отчаяния.
  8. Я чувствую растерянность перед трудностями.
  9. В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы пожалели.
  10. Считаю недостатки своего характера неисправимыми.

III

  1. Оставляю за собой последнее слово.
  2. Нередко в разговоре перебиваю собеседника.
  3. Меня легко рассердить.
  4. Люблю делать замечания другим.
  5. Хочу быть авторитетом для других.
  6. Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.
  7. Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.
  8. Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.
  9. У меня резкая, грубоватая жестикуляция.
  10. Я мстителен.

IV

  1. Мне трудно менять привычки.
  2. Нелегко переключать внимание.
  3. Очень настороженно отношусь ко всему новому.
  4. Меня трудно переубедить.
  5. Нередко у меня не выходит из головы мысль, от которой следовало бы освободиться.
  6. Нелегко сближаюсь с людьми.
  7. Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана.
  8. Нередко я проявляю упрямство.
  9. Неохотно иду на риск.
  10. Резко переживаю отклонения от принятого мною режима дня.

Обработка результатов.

Подсчитайте сумму  баллов за каждую группу вопросов:

I 1...10 вопрос  — тревожность;

II 11...20 вопрос  — фрустрация;

III 21...30 вопрос  — агрессивность;

IV 31...40 вопрос  — ригидность.

Оценка  и интерпретация  баллов.

I. Тревожность: 0...7 — не тревожны; 8...14 баллов  — тревожность средняя, допустимого  уровня; 15...20 баллов — очень тревожны.

II. Фрустрация: 0...7 баллов — не имеете высокой  самооценки, устойчивы к неудачам, не боитесь трудностей; 8...14 баллов  — средний уровень, фрустрация  имеет место; 15...20 баллов — у  вас низкая самооценка, вы избегаете  трудностей, боитесь неудач, фрустрированы.

III. Агрессивность: 0...7 баллов — вы спокойны, выдержанны; 8...14 баллов — средний уровень  агрессивности; 15...20 баллов — вы  агрессивны, не выдержанны, есть  трудности при общении и работе  с людьми.

IV. Ригидность: 0...7 баллов — ригидности нет, легкая переключаемость, 8...14 баллов — средний уровень; 15...20 баллов — сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся не соответствуют реальной обстановке, жизни. Вам противопоказаны смена работы, изменения в семье. 

 

Информация о работе Неполная семья как фактор психологического неблагополучия ребенка