В зависимости от характера
проблем, социальный педагог оказывает
таким семьям образовательную,
психологическую, посредническую
помощь. Спектр деятельности социально-педагогической
работы довольно широк: это и работа
с ближайшим окружением подростка (семья,
соседи, одноклассники, приятели), и координация
действий с различными учреждениями, включая
поликлинику, ДЭЗы, диспансеры, милицию,
различные внешкольные учреждения. Координация
деятельности различных социальных сфер,
педагогическая работа с самими детьми
и их родителями в направлении гармонизации
их взаимодействия, предупреждения “деформации
социальных связей”.
Список
литературы
- Бодалев А.А.
Восприятие и понимание человека человеком.
– М., 1982.
- Бойко В.В.
Малодетная семья (социально-психологический
аспект). – М., 1988.
- Буянов М.И.
Ребенок из неблагополучной семьи. – М.,
1998.
- Буянов М.
И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки
детского психиатара. – М., 1988.
- Василькова
Ю.В. Методика и опыт работы социального
педагога: Учебное пособие для студентов
высших учебных заведений. – М., 2001.
- Голод С. Стабильность
семьи: социологический и демографический
аспекты. – Л., 1984.
- Гончарова
Т. Неблагополучные семьи и работа с ними//
Народное образование. 2002.№ 6.
- Дружинин
В.Н. Психология семьи. – М., 1996.
- Дубрович
А.Б. Кто в семье психотерапевт? – М., 1985.
- Закатова
И.Н. Социальная педагогика в школе. –
М., 1996.
- Зубкова
Т.С. Неполные семьи//Организация и содержание
работы по социальной защите женщин, детей
и семей: Учеб. пособ. студ. – М., 2003.
- Карабанова
О.А. Психология семейных отношений и основы
семейного консультирования. — М., 2004.
- Макаренко
А. С. Сочинения. В 7 т. – М., 1951.
- Макаренкова
И.В., Мисько А.В. Социальная дезадаптация
детей и подростков (психолого-педагогические
основы коррекционно-профилактической
работы). – М., 2004.
- Макеев Г.
А. Семейная жизнь и дети. – Волгоград,
1987.
- Методика
и опыт работы социального педагога. –
М., 2001.
- Методика
и опыт работы социального педагога / Под.
ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2005.
- Мудрик А.В.Социальная
педагогика. – М., 2002.
- Мудрик А.В.
Социализация в <Смутное время>. – М.,
2001.
- Новикова
Е .В. О некоторых характеристиках общения
между супругами // Семья и формирование
личности. – М., 1981.
- Обухова
Л.Ф. Детская психология:
теории, факты, проблемы.
– М., 1998.
- Овчарова
Р.В. Справочная книга социального педагога.
— М., 2004.
- Организационнаяи
социально – педагогическая деятельность
социального педагога в образовательном
учреждении: Методические рекомендации.
– М., 2004 // Сост. Дмитриева В.Г., Черноусова
Ф.П., Яркова И.В.
- Основы психологии
семьи и семейного консультирования /Под
общей ред. Н.Н. Посысоева. — М., 2004.
- Очарова
Р.В. Психологическое сопровождение родительства.
– М. 2003.
- Пезешкиан
Н. Позитивная семейная психотерапия:
семья как терапевт. – М., 1993.
- Пиаже Ж.
Избранные психологические труды. – М.,
1994.
- Пикхарт К.Е. Руководство
для одиноких родителей. – М., 1998.
- Практикум
по возрастной психологии / Под ред. Головей
Л.А., Рыбалко Е.Ф. – СПб, 2001.
- Разумихина
Г. П. Мир семьи. – М., 1986.
- Реан А.А.
Социализация личности // Хрестоматия:
Психология
- Сатир В.
Как строить себя и свою семью. – М., 1997.
- Смирнова
Е.О., Собкин В.С., Асадулина О.Э., Новаковская
А.А. Специфика эмоционально-личностной
сферы дошкольников, живущих в неполной
семье // - М., Вопросы психологии. 1999. №
6.
- Социальная
педагогика: Курс лекций/Под общей ред.
М.А. Галагузовой. – М., 2000.
- Социальная
психология // Под редакцией Петровского
А.В. – М., 1987.
- Социология
семьи: Учебник/ Под.ред. проф. А. И. Антонова.-2-е
изд. – М., 2005.
- Сысенко
В.А. Устойчивость брака: проблемы, факторы
и условия. – М., 1981.
- Титаренко
В.Я. Семья и формирование личности. –
М., 1987.
- Ткачева
В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений:
папа, мама, я – дружная семья. Практикум
по формированию адекватных внутрисемейных
отношений. – М., 2000.
- Указ Президента
РФ от 14 сентября 1995 г. № 942. Национальный
план действий в интересах детей. П. 3.2.
/ Собрание законодательств Российской
Федерации. – М., 1995.
- Урунтаева
Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской
психологии. – М., 1995.
- Фигдор Г.
Дети разведенных родителей: между травмой
и надеждой. – М., 1995.
- Целуйко
В. М. Вы и ваши дети. Психология семьи.
– Ростов на Дону, 2004
- Целуйко
В.М. Психология неблагополучной семьи.
— М., 2003.
- Шакурова
М. В. Методика и технология работы социального
педагога: Учеб. пособие. – М., 2002
- Шеффер Ч.,
Керри Л. Игровая семейная психотерапия.
– Спб, 2000
- Шмелев А.Г.
Основы психодиагностики. – Ростов на
Дону, 1996
- Шнейдер
Л.Б. Психология семейных отношений. Курс
лекций. - М., 2000.
- Эйдемиллер
Э.Г., Юстицкий В. Психология и психотерапия
семьи. – СПб, 1999.
- Эйдемиллер
Э.Г., Юстицкий В. Семейная психотерапия.
– Л., 1990.
Приложение
Тест
«Самооценка психических
состояний» (по Айзенку)
Предлагаем
вам описание различных психических
состояний. Если вам это состояние
часто присуще, ставится 2 балла, если
это состояние бывает, но изредка,
то ставится 1 балл, если совсем не подходит
— 0 баллов.
I
- Не чувствую
в себе уверенности.
- Часто из-за
пустяков краснею.
- Мой сон беспокоен.
- Легко впадаю
в уныние.
- Беспокоюсь
о только воображаемых еще неприятностях.
- Меня пугают
трудности.
- Люблю копаться
в своих недостатках.
- Меня легко
убедить.
- Я мнительный.
- Я с трудом
переношу время ожидания.
II
- Нередко
мне кажутся безвыходными положения, из
которых все-таки можно найти выход.
- Неприятности
меня сильно расстраивают, я падаю духом.
- При больших
неприятностях я склонен без достаточных
оснований винить себя.
- Несчастья
и неудачи ничему меня не учат.
- Я часто отказываюсь
от борьбы, считая ее бесплодной.
- Я нередко
чувствую себя беззащитным.
- Иногда у
меня бывает состояние отчаяния.
- Я чувствую
растерянность перед трудностями.
- В трудные
минуты жизни иногда веду себя по-детски,
хочу, чтобы пожалели.
- Считаю недостатки
своего характера неисправимыми.
III
- Оставляю
за собой последнее слово.
- Нередко
в разговоре перебиваю собеседника.
- Меня легко
рассердить.
- Люблю делать
замечания другим.
- Хочу быть
авторитетом для других.
- Не довольствуюсь
малым, хочу наибольшего.
- Когда разгневаюсь,
плохо себя сдерживаю.
- Предпочитаю
лучше руководить, чем подчиняться.
- У меня резкая,
грубоватая жестикуляция.
- Я мстителен.
IV
- Мне трудно
менять привычки.
- Нелегко
переключать внимание.
- Очень настороженно
отношусь ко всему новому.
- Меня трудно
переубедить.
- Нередко
у меня не выходит из головы мысль, от которой
следовало бы освободиться.
- Нелегко
сближаюсь с людьми.
- Меня расстраивают
даже незначительные нарушения плана.
- Нередко
я проявляю упрямство.
- Неохотно
иду на риск.
- Резко переживаю
отклонения от принятого мною режима дня.
Обработка
результатов.
Подсчитайте сумму
баллов за каждую группу вопросов:
I 1...10 вопрос
— тревожность;
II 11...20 вопрос
— фрустрация;
III 21...30 вопрос
— агрессивность;
IV 31...40 вопрос
— ригидность.
Оценка
и интерпретация
баллов.
I. Тревожность:
0...7 — не тревожны; 8...14 баллов
— тревожность средняя, допустимого
уровня; 15...20 баллов — очень тревожны.
II. Фрустрация: 0...7
баллов — не имеете высокой
самооценки, устойчивы к неудачам,
не боитесь трудностей; 8...14 баллов
— средний уровень, фрустрация
имеет место; 15...20 баллов — у
вас низкая самооценка, вы избегаете
трудностей, боитесь неудач, фрустрированы.
III. Агрессивность:
0...7 баллов — вы спокойны, выдержанны;
8...14 баллов — средний уровень
агрессивности; 15...20 баллов — вы
агрессивны, не выдержанны, есть
трудности при общении и работе
с людьми.
IV. Ригидность: 0...7
баллов — ригидности нет, легкая
переключаемость, 8...14 баллов — средний
уровень; 15...20 баллов — сильно выраженная
ригидность, неизменность поведения, убеждений,
взглядов, даже если они расходятся не
соответствуют реальной обстановке, жизни.
Вам противопоказаны смена работы, изменения
в семье.