Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 13:31, реферат
Само название психологии означает, что психология – это наука о душе. Изучение, объяснение души и явилось первым этапом в становлении предмета психологии.
Психология – это многообразная и не изученная полностью наука.
Психика человека активна и существует как познавательная деятельность, направленная на познание мира, в котором живет человек. Познание, как внутреннего мира человека, так и внешнего осуществляется с помощью психических процессов. Они издавна привлекали внимание ученых не только потому, что образуют уникальность, индивидуальность каждого человека, но и потому что являются средствами, инструментам всякого познания.
Введение
Ощущение
Восприятие
Внимание
Память
Мышление
Воображение
Список используемой литературы.
По преобладающему в процессах запоминания анализатору выделяют такие виды памяти, как зрительная, слуховая, двигательная, эмоциональная, осязательная, обонятельная и вкусовая.
По характеру участия воли в процессах запоминания выделяют произвольную и непроизвольную память.
Непроизвольная память выражается в автоматическом запоминании и воспроизведении информации, которое происходит без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной задачи на запоминание.
Произвольная память связана с волевым контролем процесса запоминания. Сделав сознательное усилие, повторяя материал, можно обеспечить перевод информации из кратковременной памяти в долговременную.
Также можно системы памяти разделить на 2 большие группы:
5. Мышление.
Мышление, теснейшим образом связанное со всеми другими познавательными процессами, такими как восприятие, память, внимание, воображение, представляет собой высший психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.
Важнейшей характеристикой мыслительного процесса является использование в качестве опосредований таких средств, как действия, прямо связанные с практическими манипуляциями, и языка как символического выражения мысли и средства коммуникации между людьми.
Мыслительный процесс порождает новое знание в ходе решения проблем на основе переработки полученной информации.
В своем развитии мышление проходит 2 стадии допонятийную и понятийную.
Допонятийное мышление, в основе которого лежат образы, а не понятия и является начальной стадией развития мышления ребенка.
Начиная с 6-7 лет, т.е. с момента обучения в школе, у ребенка начинает интенсивно развиваться ведущий для человека вид мышления – понятийное, или словесно-логическое.
Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей мыслительного процесса.
Теоретическое понятийное мышление представляет собой оперирование понятиями на основе логики и уже имеющихся знаний без непосредственного обращения к опыту. Основной фактор успешного решения задач – полнота и надежность исходной информации.
Теоретическое образное мышление. Материалом этого мышления являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы, которые или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением.
Основная задача практического мышления – подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта. В практическом мышлении очень ограниченные возможности для проверки гипотез, связанные с тем, что оно зачастую развертывается в условиях жесткого дефицита времени, что делает практическое мышление подчас не менее, а более сложным, чем теоретическое.
Наглядно образный мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может.
Процесс наглядно-действенного мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами.
В зависимости от характера вида деятельности каждого человека и конечных целей, доминирует тот или иной вид мышления.
6. Воображение.
Воображение – особая
форма психической
Особенность воображения как психического процесса заключается в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека. До сих пор нам почти ничего неизвестно о механизме воображения, в том числе и об его анатомо-физиологической основе, хотя мы много знаем о том как воображение влияет на психические процессы и состояние, какое значение оно имеет в жизни человека.
Воображение как своеобразная форма познания действительности осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого, способствует предвосхищению будущего.
Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны.
Функции воображения:
С помощью воображения
можно управлять многими
Важной характеристикой воображения является то, что воображение человека выступает как отражение свойств личности человека, его психологического состояния в данный момент времени. Данный факт нашел широкое применение в создании психодиагностических личностных методик – личностных тестов проективного типа.
Список используемой литературы: