Психологическая характеристика юношеского возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 19:55, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования – психологические характеристики, влияющие на профессиональное самоопределение.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Психологическая характеристика юношеского возраста………….………….6
1.1. Общие факторы, характеризующие юношеский возраст………….………..6
1.2. Социальные аспекты развития юношества…………………………………..7
2. Современная проблематика профессиональной ориентации в юношеском возрасте…………………………………………………………………………………...10
2.1 Традиционно выделяемые факторы выбора профессии……………………10
2.2. Проблемы, возникающие в профориентационной работе……………..12
3. Современная концепция профессиональной ориентации с позиции самодиагностики…………………………………………………………………………15
3.1. Традиционные формы психологического сопровождения выбора профессии………………………………………………………………………………...15
3.2. Метод самодиагностики, как наиболее перспективный выбор жизненного пути………………………………………………………………………………….…19
Заключение…………………………………………..……………………..….….23
Глоссарий…………………………………………………………………….……25
Список использованных источников……………………………... ……………28

Файлы: 1 файл

психол характеристика - тема курсовой.doc

— 184.00 Кб (Скачать)

      Классическими типами другой формы профконсультации являются гуманистическая и развивающая (активизирующая). Гуманистическая профконсультация строится на общих для гуманистической психологии принципах создания особой ситуации взаимодействия оптанта и консультанта (центрированный на клиенте подход), включающей полное «принятие» консультируемого, возможность свободных высказываний о себе и своих проблемах, что позволяет подойти к осознанному и самостоятельному принятию решения. При всей внешней привлекательности такая схема не прижилась на практике. Во-первых, потому, что профконсультация такого типа требует для своего проведения значительного времени, во-вторых, в ходе такой консультации чаще всего теряется ее предмет, основной целью становится работа с личностью, обеспечение психологических стимулов, условий ее развития, что само по себе чрезвычайно важно, но не имеет прямого выхода на выбор профессии. Тем не менее, некоторые принципы гуманистической психологии включаются в консультирование сторонниками развивающего подхода к консультации, позволяя оптимально строить отношения оптанта и консультанта.

      Развивающая (активизирующая) профконсультация лишена главного недостатка адаптивной - она не исключает активности самого субъекта из процесса решения жизненно важной задачи, а рассматривается, как главный фактор правильного выбора. Основной ее целью является активизация процесса формирования психологической готовности учащегося к профессиональному самоопределению, ненавязчивое психологическое сопровождение выбора профессии и подготовки к ней.

      Основной  принцип развивающей профконсультации состоит в реализации нового подхода  к использованию и интерпретации  психодиагностических методик. Необходимо придать новый смысл этой работе. Наряду с традиционной задачей психодиагностики — определением актуального состояния развития индивидуальности учащегося, следует:

      а) использовать ее результаты для стимулирования потребностей учащегося к самопознанию и самосовершенствованию в русле подготовки к своему профессиональному труду в будущем;

     б) для выявления недостатков, пробелов в развитии тех или иных качеств,

способностей, которые важны для будущей  профессиональной деятельности;

     в) для принятия решения о характере коррекционной и развивающей работы с

целью подготовки к будущей профессии;

     г) для осуществления контроля за развитием  требуемых качеств, способностей

после коррекции или тренинга;

      д) для определения ограничений  в выборе сфер профессиональной деятельности, предъявляющих жесткие требования к психофизиологическим особенностям индивида.

      Второй  принцип состоит в отказе от наращивания  арсенала методик психодиагностики и сосредоточении основного внимания на разработке и применении специальных  обучающих и коррекционных программ, систем психотренингов, проблемно-игровых и учебно-профессиональных ситуаций.

      И, наконец, реализация принципа сотрудничества оптанта с консультантом путем  введения элементов гуманистического подхода к профконсультированию. Успех консультации во многом зависит от того, удастся ли установить с учащимся доверительные отношения. Неприемлемым является какое-либо давление, директивный тон, навязывание своего мнения. Акцент надо сделать на объяснении того, что выбор профессии только тогда будет верным, когда он осознан, самостоятелен и когда ему предшествует большая кропотливая работа по самопознанию и изучению мира профессий.

        Психологическая работа с оптантом  призвана создать учащимся возможность  продуктивного решения центральных  задач возраста и психологически грамотно ввести их в смыслы, назначение, ценности, содержание профессиональной деятельности, особенности ее освоения и реализации, обеспечить превращение учащегося из объекта педагогических воздействий в субъекта профессионального образования, а значит обеспечить условия профессионального развития личности на всех этапах жизненного пути.

      3.2 Метод самодиагностики, как наиболее перспективный способ выбора жизненного пути

      Концепция самодиагностики сформировалась на основе представлений о том, что главным действующим лицом, творцом своей собственной судьбы является сам субъект. Основной принцип работы психолога здесь состоит в понимании того, что каждый человек знает о себе больше, чем окружающие его люди, нужно только помочь ему открыть о себе эти знания. Другой важный принцип – человек всегда прав в собственном представлении о себе, поэтому он будет удовлетворен своим выбором только тогда, когда этот выбор не противоречит его представлениям.

      Профессиональный  выбор и профессиональная карьера понимается как процесс постоянной адаптации личности к миру труда, состоящий из серии поступков, имеющих отношение к профессиональной деятельности. Соответственно путь к проблеме психологической поддержки карьеры находится в совершенствовании процессов принятия решений, прежде всего когнитивного структурирования реальности.

      На  восприятие себя в профессиональном мире влияют такие факторы, как понимание  собственных способностей, уверенность  в уровне достижений, история собственных  успехов и неудач, статус в референтной группе, представление об образе себя в глазах окружающих. Чем больше у субъекта опыт ситуаций, в которых он проявил свою профессиональную компетенцию, тем выше его самооценка и профессиональная мотивация.

      К характеристикам когнитивной сферы, значимым для принятия решений в процессе профессионального определения, относятся, в частности, следующие: открытость личности к изменениям, децентризм, релятивизм, отсутствие ригидности и догматизма, открытость к информации, способность к планированию, дифференцированность или интегрированность, чувство альтернативы, чувство деятеля, креативность. Применительно к профессиональной деятельности эти отдельные качества проявляются в таких особенностях личности, как:

      - способность анализировать информацию о мире профессий;

      - способность анализировать информацию  о себе, переводя ее на язык  профессиональной деятельности;

      - способность строить профессиональные планы, доступные для реализации.

      Функция психолога (профессионального консультанта) должна быть направлена на поддержку и развитие способности личности строить собственный профессиональный проект на основе сформированной «Я-концепции» и принятия ответственности за свои действия в окружающем мире. В этом случае основными методами психолога при проведении профессиональной консультации становится: во-первых, подбор методик и составление инструкций для субъекта; во-вторых, помощь в интерпретации результатов самодиагностики, особенно в анализе связи результатов отдельных методик между собой.

      К методам самодиагностики относятся методики, основанные на самооценке, как способе получения данных о субъекте, и которые допускают интерпретацию, трактовку субъектом собственных оценок, т.е. представляют собой в некотором роде «оценки оценок». Метод самодиагностики делает понятным, «прозрачным» для юношей и девушек процесс оценивания психологических качеств своей личности. Если в случае диагностики важен конечный результат, который производится специалистом, то в случае самодиагностики важно понимание причин и мотивов своего поведения, которое достигается самим индивидом, при этом оно является теоретической базой для использования методов самодиагностики.

      В качестве средств самодиагностики выделяют:

      - простые опросники, позволяющие  клиенту задать себе нужные  вопросы, стимулирующие его представления о себе, чаще всего такие опросники служат для подготовки к взаимодействию с психологом-консультантом;

      - средства на основе тройного  подхода, включающие в себя  три последовательных этапа: 1) опросники,  упражнения или игры; 2) размышления над собственными ответами, сравнение результатов различных методик; 3) приложение полученных выводов к миру профессий. 

      Подобная  конструкция из трех шагов касается мотивов, ценностей, интересов, компетенций  в основных жизненных сферах личности. Нахождение точек соприкосновения позволяет индивиду построить образ себя и выработать основные линии своего проекта. Критерии выбора средств самодиагностики зависят от требуемой свободы, легкости усвоения. Оптимальным считается такое средство, которое вообще не требует участия эксперта, т.е. построено так, что делает молодых людей специалистами при анализе своей собственной ситуации. В практической работе психолога обнаруживается неповторимость конкретной личности и конкретной жизненной ситуации. В теоретическом плане вопросы, связанные с анализом ситуаций, решаются в рамках научного направления, которое так и называется: анализ ситуаций.5

      К основным направлениям исследования ситуаций относятся:

      - исследования когнитивных оценок  ситуации;

      - исследования целей участника ситуации;

      - исследование правил поведения  в ситуации;

      - исследование реакции на ситуацию (включает изучение трудностей  профессии);

      - исследование эмоциональных оценок  ситуации;

      - исследование стресса в профессиональной  ситуации.

      На  основе перечисленных задач, решаемых в рамках самодиагностики, важное значение в этом процессе имеет создание диагностических методик, направленных на измерение эмоциональных и когнитивных оценок ситуаций, имеющих отношение к профессиональной карьере человека и удобных для самоанализа (Приложение А, Б, В).

      Способность адекватно действовать в профессиональной ситуации во многом определяется особенностями  личности человека. В последнее время  в зарубежной научной литературе для обозначения целого спектра  качеств, имеющих отношение к успешной профессиональной деятельности, широко используется термин «компетенции». Различные подходы к пониманию этого термина представлены в Приложении Г.

      Поскольку выбор профессии – один из самых  важных жизненных выборов, который  делает человек, тогда подход к профессиональной ориентации с позиции самодиагностики сегодня наиболее адекватен и открывает новые перспективы для дальнейшей работы. Таким образом, результатом профессиональной ориентации является выбор жизненного пути и  изменение профессиональной направленности в различных жизненных ситуациях. В этом контексте профессиональная ориентация рассматривается как процесс, направленный на построение профессионального проекта, в котором сам субъект является активной стороной. Предложенная в данной работе гипотеза считается значимой, что подтверждается приведенным выводами.

           Заключение

            В целом можно сказать, что профессиональное самоопределение является важней шей составной частью жизненного самоопределения. Процесс профессионального самоопределения представляется сложным и многогранным, на него оказывают влияние возрастные, половые особенности субъекта деятельности, уровень его интеллектуального развития, личностная зрелость, самооценка и уровень притязаний. Молодые люди, стоящие перед проблемой профессионального выбора, в большинстве своем оказываются не готовы к принятию зрелого, ответственного решения, не занимают активной позиции и нуждаются в помощи. Учитывая сложную ситуацию на рынке труда, необходимо формировать готовность к профессиональному самоопределению у юношей и девушек уже в процессе школьного обучения, такая подготовка должна быть ориентирована на углубленное самопонимание, формирование адекватной самооценки, знакомство с рынком труда, возможностями и условиями построения карьеры, обучение принятия зрелых и ответственных решений, и должна учитывать возрастные, половые и индивидуальные особенности субъекта профессионального выбора. Проблема самоопределения является узловой проблемой взаимодействия индивида и общества. В ней, как в фокусе, высвечиваются основные моменты этого взаимодействия: социальная детерминация индивидуального сознания и роль собственной активности субъекта детерминации. После окончания школы 82 % учащихся собираются поступать в разные учебные заведения. У большинства из них одинаковая программа: поступление в учебное заведение, учеба в нем, создание семьи, рождение одного-двух детей, материальное благополучие, хорошая работа. О будущей профессии школьникам говорится мало. Почти никто из них не представляет ее трудностей. Если она и упоминается, то только в лучших представлениях. Итак, исследование показало что, с одной стороны, учащиеся юношеского возраста в большинстве своем не умеют планировать жизненную и профессиональную перспективу, их представления о профессии размыты, нередко цели не совпадают с возможностями, с другой стороны, их представления касаются общих контуров профессии. В связи с этим юношеству для осуществления адекватного профессионального  выбора необходима психологическая поддержка. Но не всякая поддержка может быть правильно и осознанно воспринята. Методики, включающие в себя самодиагностику, являются наиболее актуальными в настоящее время. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Психологическая характеристика юношеского возраста