Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 19:55, курсовая работа
Предмет исследования – психологические характеристики, влияющие на профессиональное самоопределение.
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Психологическая характеристика юношеского возраста………….………….6
1.1. Общие факторы, характеризующие юношеский возраст………….………..6
1.2. Социальные аспекты развития юношества…………………………………..7
2. Современная проблематика профессиональной ориентации в юношеском возрасте…………………………………………………………………………………...10
2.1 Традиционно выделяемые факторы выбора профессии……………………10
2.2. Проблемы, возникающие в профориентационной работе……………..12
3. Современная концепция профессиональной ориентации с позиции самодиагностики…………………………………………………………………………15
3.1. Традиционные формы психологического сопровождения выбора профессии………………………………………………………………………………...15
3.2. Метод самодиагностики, как наиболее перспективный выбор жизненного пути………………………………………………………………………………….…19
Заключение…………………………………………..……………………..….….23
Глоссарий…………………………………………………………………….……25
Список использованных источников……………………………... ……………28
№ п/п | Понятие | Определение |
1 | Адаптация психологическая | Приспособление человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценок за счет присвоения норм и ценностей данного общества |
|
Аффилиация | Стремление быть в обществе других людей, потребность в общении, в осуществлении эмоциональных контактов, в проявлениях дружбы и любви. Формирование этой потребности обусловлено характером взаимоотношений с родителями в раннем детстве, а также со сверстниками |
|
Детерминация | Причинное обусловливание явлений и процессов |
|
Децентрализация | Механизм преодоления эгоцентризма личности, заключающийся в изменении позиций субъекта в результате столкновения, сопоставления и интеграции с позициями, отличными от собственной |
|
Деятельность | Динамическая система активных взаимодействий субъекта с внешним миром, в ходе коих субъект целенаправленно воздействует на объект, за счет чего удовлетворяет свои потребности; происходит появление и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности |
|
Дифференциация | Процесс точного различения, разграничения неких стимулов или объектов иного рода; определение отличий одних из них от других |
|
Идентификация | Важнейший механизм социализации, проявляющийся в принятии индивидом роли социальной при вхождении в группу, в осознании им групповой принадлежности, формировании установок социальных и пр. |
|
Креативность | Творческие способности индивида — способности порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации |
|
Личность | Целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения |
|
Психодиагностика (диагностика психологическая) | Постановка
диагноза психологического или принятие
квалифицированного решения о наличном
психологическом состоянии |
|
Рефлексия | Процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Предполагает особое направление внимания на деятельность собственной души, а также достаточную зрелость субъекта |
|
Самооценка | Оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, — ценность, приписываемая ею себе или отдельным своим качествам |
|
Сенситивность (сензитивность) | Характерологическая особенность человека, проявляемая в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям; обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и пр. |
|
Социализация | Процесс и результат
усвоения и активного воспроизводства
индивидом социального опыта, прежде
всего — системы ролей |
|
Я-концепция | Относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе коей он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе |
1 | Истратова, О.Н. Справочник по групповой психокоррекции [Текст] : О.Н.Истратова, Т.В.Эксакусто. – 2-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 443 с. – ISBN 978-5-222-13699-7. - Справочник |
2 | Климов, Е.А. Введение в психологию труда [Текст] : Учебник / Е.А.Климов. – 2-е изд. – М.: Академия, 2002. -297 с. – ISBN 5-211-06026-1 |
|
Колесникова, Г.И.
Психологическое |
|
Молчанова, З.Т. Личностное портфолио старшеклассника [Текст] / М.: Глобус, 2008. – 496 с. – ISBN 978-5-903050-11-6 |
|
Морозов А.В. Деловая психология [Текст] : Учебник для высших и средних специальных учебных заведений / А.В.Морозов. - СПб.: Союз, 1999. – 287 с. – ISBN 5-87852-125-3 |
|
Овчаров, Р.В. Практическая психология образования [Текст] : Учебное пособие для студентов психологических факультетов университетов / Р.В.Овчаров. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 448 с. – ISBN 5-7695-0899-1 |
|
Психологическое сопровождение выбора профессии [Текст] : Научно-методическое пособие / Л.М.Митина [и др.]; под редак. докт. психол. наук Л.М.Митиной. – М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. – 184 с. – ISBN 5-89502-016-8 |
|
Практикум по возрастной психологии [Текст] : Учебное пособие / Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002. – 694 с. – ISBN5-9268-0046-9 |
|
Пряжникова, Е.Ю.
Профориентация [Текст] / Е.Ю.Пряжникова,
Н.С.Пряжников. – М.: Академия, 2008. –
496 с. – Серия «Высшее |
|
Реан, А.А. Психология и педагогика [Текст] / А.А.Реан, Н.В.Бордовская, С.И.Розум. – СПб.: Питер, 2000. – 432 с. – Серия «Учебник нового века». – ISBN 5-272-00266-00 |
|
Тестируем детей [Текст] / Сост. Т.Г.Макеева. – 4-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 347 с. – Серия «Психологический практикум». – ISBN 978-5-222-15276-8 |
А | |
Б | |
В | |
Г |
Информация о работе Психологическая характеристика юношеского возраста