Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 09:21, реферат
Серьёзные успехи ребёнка в предметных действиях, в речевом развитии, в игре и в других сферах его жизнедеятельности, достигнутые в период раннего детства, качественно изменяют всё его поведение. К концу раннего детства стремительно нарастает тенденция к самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых и без них. К концу раннего возраста это находит своё выражение в словах "Я сам", которые являются свидетельством кризиса 3-х лет
1. ВВЕДЕНИЕ
2. Д.Б. ЭЛЬКОНИН О КРИЗИСЕ 3 ЛЕТ
3. Л.С. ВЫГОТКИЙ О КРИЗИСЕ 3 ЛЕТ
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-
Факультет коррекционной
педагогики и специальной психологии
Направление: Специальное (дефектологическое)
образование
Профиль: логопедия
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА КРИЗИСА 3 ЛЕТ.
Реферат
Выполнила: студентка 2 курса
Научный руководитель:
.
…………………………….
Москва, 2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ
2. Д.Б. ЭЛЬКОНИН О КРИЗИСЕ 3 ЛЕТ
3. Л.С. ВЫГОТКИЙ О КРИЗИСЕ 3 ЛЕТ
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. ВВЕДЕНИЕ
Серьёзные успехи ребёнка в
предметных действиях, в речевом развитии, в
игре и в других сферах его жизнедеятельности,
достигнутые в период раннего детства,
качественно изменяют всё его поведение.
К концу раннего детства стремительно
нарастает тенденция к самостоятельности,
стремление действовать независимо от
взрослых и без них. К концу раннего возраста
это находит своё выражение в словах "Я
сам", которые являются свидетельством кризиса
3-х лет.
Явными симптомами кризиса являются негативизм, упрямство, своеволие, строптивость и пр. Данные симптомы отражают существенные изменения в отношениях ребёнка к близким взрослым и к самому себе. Ребёнок психологически отделяется от близких взрослых, с которыми раньше был неразрывно связан, противопоставляется им во всём. Собственное "Я" ребёнка эмансипируется от взрослых и становится предметом его переживаний. Появляется характерные высказывания: "Я сам", "Я хочу", "Я могу", "Я делаю". Характерно, что именно в этот период многие дети начинают использовать местоимение "Я" (до этого они говорили о себе в третьем лице:"Саша играет", "Катя хочет").
2. Д.Б. ЭЛЬКОНИН О КРИЗИСЕ 3 ЛЕТ
Д.Б.Эльконин определяет новообразование
кризиса 3-х лет как личное действие и сознание
«Я сам». Но собственное "Я" ребёнка
может выделяться и осознаваться только
отталкиваясь и противопоставляясь другому
"Я", отличному от его собственного.
Отделение (и отдаление) себя от взрослого
приводит к тому, что ребёнок начинает
по-другому видеть и воспринимать взрослого.
Раньше ребёнка интересовали прежде всего
предметы, он сам был непосредственно
поглощён своими предметными действиями
и как бы совпадал с ними. Все его аффекты
и желания лежали именно в этой сфере.
Предметные действия закрывали фигуру
взрослого и собственное "Я" ребёнка.
В кризисе трёх лет взрослые с их отношением
к ребёнку как бы впервые возникают во
внутреннем мире детской жизни. Из мира,
ограниченного предметами, ребёнок переходит
в мир взрослых людей, где его "Я"
занимает новое место. Отделившись от
взрослого, он вступает с ним в новые отношения.
В трёхлетнем возрасте для детей становится
значимой результативная сторона деятельности,
а фиксация их успехов взрослым - необходимым
моментом её исполнения. Соответственно
этому возрастает и субъективная ценность
собственных достижений, что вызывает
новые, аффективные формы поведения: преувеличение
своих достоинств, попытки обесценить
свои неудачи.
У ребёнка появляется новое видение мира
и себя в нём.
Новое видение себя состоит в том, что
ребёнок впервые открывает материальное
воплощение своего Я, а его мерой могут
служить собственные конкретные возможности
и достижения. Предметный мир становится
для ребёнка не только миром практического
действия и познания, но сферой, где он
пробует свои возможности, реализует и
утверждает себя. Поэтому каждый результат
деятельности становится и утверждением
своего Я, которое должно быть оценено
не вообще, а через его конкретное, материальное
воплощение, т.е. через его достижения
в предметной деятельности. Главным источником
такой оценки является взрослый. Поэтому
малыш начинает с особым пристрастием
воспринимать отношение взрослого
Новое видение "Я" через призму своих
достижений кладёт начало бурному развитию
детского самосознания. Я ребёнка, опредмечиваясь
в результате деятельности, предстаёт
перед ним как объект, не совпадающий с
ним. А это значит, что ребёнок уже способен
осуществить элементарную рефлексию,
которая разворачивается не во внутреннем,
идеальном плане, а имеет развёрнутый
вовне характер оценки своего достижения.
Становление такой системы Я, где точкой
отсчёта является достижение, оцененное
окружающими, знаменует собой переход
к дошкольному детству.
3. Л.С. ВЫГОТКИЙ О КРИЗИСЕ 3 ЛЕТ
Выготский Л.С., рассматривая кризис трех лет, задается тремя вопросами:
1.Что нового (какие новообразования переходного типа) возникает в указанное время и какова судьба новообразования, которое должно исчезнуть?
2.Какая смена центральных и побочных линий развития здесь происходит?
3.Как оценить критический возраст с точки зрения зоны его ближайшего развития, т.е. отношения к следующему возрасту?
Анализируя кризис, Выготский отмечает, что здесь нельзя исходить только из теоретической схемы. Необходим анализ фактических материалов, чтобы осознать основные теории, которые были предложены для объяснения этого материала.
Для осмысления того, что происходит в этот период, Выготский предлагает прежде всего рассмотреть социальную ситуацию развития и, в частности, симптомы возраста. Те симптомы кризиса, которые выдвигаются на первый план, называется первым поясом симптомов или семизвездием кризиса трех лет. Вторым поясом симптомов называют последствия основных симптомов и дальнейшее их развитие.
Итак, семь симптомов, включенных Выготским в первый пояс.
Итак, откуда берется этот букет негативных симптомов? Почему за достаточно короткий срок из милого, послушного существа ребенок превращается в упрямого, грубого и ревнивого деспота? Против чего и почему он стал протестовать и бунтовать?
Это - пишет Выготский - протест ребенка, требующего самостоятельности, переросшего те нормы и формы опеки, которые сложились в раннем возрасте. Эти симптомы указывают на возросшую активность и самостоятельность ребенка, они вращаются вокруг оси «Я» и окружающих его людей - изменяются отношения ребенка к окружающим его людям и к собственной личности. Происходит скачок в направлении социального отделения от близких взрослых.
Второй пояс симптомов - последствия
основных симптомов и их дальнейшее
развитие - вытекает как следствие
из установки ребенка на самостоятельность.
Благодаря изменениям социальных отношений
ребенка, его аффективной сферы,
того, что затрагивает самые сильные,
глубокие переживания, ребенок вступает
в целый ряд внешних и
Приводя примеры из собственной клинической практики, Выготский прослеживает в осложнениях кризиса, которые составляют второй пояс симптомов, одну цепь - от трудного воспитания внутри семьи до того состояния, которое дает невротические, психопатические симптомы.
Выводы
Это выводы Выготского. От себя еще хочется добавить, что со стороны взрослых тоже должны произойти изменения (только в отличие от ребенка - сознательные и произвольные). Самое главное - удовлетворять потребность ребенка в самостоятельности. В этом случае кризис будет проходить в более мягкой форме.
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Эльконин Д.Б. Детская психология. Москва,2007.
2. Выготский Л.С. Проблема возраста. Вопросы детской психологии. Санкт-Петербург, 1997.
3.Выготский Л.С. Кризис трех лет. Вопросы детской психологии. Санкт-Петербург, 1997.
Информация о работе Психологическая характеристика кризиса 3 лет