Психологическая характеристика юношеского возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 19:55, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования – психологические характеристики, влияющие на профессиональное самоопределение.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Психологическая характеристика юношеского возраста………….………….6
1.1. Общие факторы, характеризующие юношеский возраст………….………..6
1.2. Социальные аспекты развития юношества…………………………………..7
2. Современная проблематика профессиональной ориентации в юношеском возрасте…………………………………………………………………………………...10
2.1 Традиционно выделяемые факторы выбора профессии……………………10
2.2. Проблемы, возникающие в профориентационной работе……………..12
3. Современная концепция профессиональной ориентации с позиции самодиагностики…………………………………………………………………………15
3.1. Традиционные формы психологического сопровождения выбора профессии………………………………………………………………………………...15
3.2. Метод самодиагностики, как наиболее перспективный выбор жизненного пути………………………………………………………………………………….…19
Заключение…………………………………………..……………………..….….23
Глоссарий…………………………………………………………………….……25
Список использованных источников……………………………... ……………28

Файлы: 1 файл

психол характеристика - тема курсовой.doc

— 184.00 Кб (Скачать)

      Для формирования основных подструктур  человека, для достижения им зрелости как субъекта общения, познания и деятельности, как индивидуальности, благоприятным является период ранней зрелости. При этом личность обладает как субъективными, так и объективными возможностями для успешного самоопределения. Тип и уровень профессионального самоопределения напрямую зависит от самой личности, от ее опыта, активности в настоящем и устремленности в будущее. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Современная проблематика  профессиональной  ориентации в юношеском  возрасте 

 

     2.1 Традиционно выделяемые факторы выбора профессии 
 

      Е.А.Климов выделяет основы профессионального  выбора и называет три главные  составляющие этого процесса - «три кита» профориентации: 1) учет желания работать по данной профессии («хочу»); 2) учет способностей, возможностей освоить данную профессию  и способности продуктивно работать в дальнейшем («могу»); 3) учет потребностей народного хозяйства в выбираемой профессии («надо»). 1 Выделяются также более конкретные факторы выбора профессии (по Е.А.Климову): 1) учет своих интересов и склонностей; 2) учет способностей;  3) учет престижности выбираемой профессии; 4) учет информированности о ней; 5)  учет позиции родителей; 6)  учет позиции одноклассников, друзей  и сверстников; 7) учет потребностей производства («рынка»), а также 8) наличие определенной программы действий по выбору и достижению профессиональных целей – с личной профессиональной перспективой (ЛПП). Программа ЛПП считается удачной в том случае, когда она строится с учетом всех перечисленных факторов. 2

      А.И.Зеличенко и А.Г.Шмелев выделили систему внешних и внутренних

мотивационных факторов труда, позволяющих не только анализировать конкретную трудовую деятельность и выделять основные мотивы выбора тех или иных профессий:

     Внешние мотивационные факторы:

       - давление: рекомендация, советы, указания со стороны других людей, а также примеры героев кино, литературных персонажей и др.; требования  объективного характера (служба в армии, материальное положение семьи...); индивидуальные объективные обстоятельства  (состояние здоровья, способности...);

     - притяжение-отталкивание: примеры со стороны непосредственного окружения человека, со стороны других людей; обыденные эталоны “социального преуспевания” (мода, престиж, предрассудки);  

     - инерция: стереотипы наличных социальных ролей (семейные, членство в неформальных группах...); привычные занятия (возникшие под воздействием школьных предметов, увлечений...).

     Внутренние  мотивационные факторы:

     - собственные мотивационные факторы профессии: предмет труда; процесс труда (привлекательный - непривлекательный, эстетические аспекты, разнообразие - однообразие деятельности, детерминированность - случайность успеха, трудоемкость работы, индивидуальный - коллективный труд, возможности развития человека в данном труде... ); результаты труда;

     - условия труда: физические, климатические, динамические характеристики работы; территориально-географические (близость месторасположения, необходимость разъездов...); организационные условия (самостоятельность - подчиненность, объективность - субъективность в оценке труда...); социальные условия (трудность - легкость получения профессионального  образования, возможности последующего трудоустройства; надежность положения работника; свободный - ограниченный режим; социальный микроклимат...);3

     - возможности для реализации непрофессиональных целей: возможности для общественной работы; для достижения желаемого общественного положения; для создания материального благополучия; для отдыха и развлечений; для сохранения и укрепления здоровья; для психического  самосохранения и развития; для  общения.

     Выделение (и осознание) подобных факторов позволяет  профконсультанту и клиенту лучше  осознавать, чем именно определяется конкретный профессиональный и жизненный выбор.

     В процессе профессионального самоопределения личность проходит ряд ступеней.

  • Начальная ступень. Внешне принимает решение освоить конкретную профессию, имея эмоциональный настрой, эпизодический, ситуативный интерес, предметную установку, некоторые трудовые привычки, однако у него нет самостоятельности, и не проявляется инициатива.
  • Вторая ступень. Имеет фиксированную установку на профессию и более устойчивые интересы; у него проявляются склонности, однако больше его интересуют практические стороны учебного материала; сформировавшаяся цель дает общее направление учебно-производственной деятельности, у него проявляется чувство уверенности в себе, самостоятельность; формируется чувство ответственности.
  • Третья ступень. Имеет твердую установку на профессию, устойчивый интерес и склонность к ней; проявляет особую увлеченность, как к практической, так и к теоретической стороне учебного материала; идет самоутверждение личности через профессиональный труд.
  • Четвертая ступень. Страстное увлечение своей профессией; человек и дело сливаются в единое целое; направленность формируется при наличии больших способностей к избранной профессии, ярко выраженных склонностей и призвании; отмечается высокое профессиональное мастерство и наличие профессионального идеала; при твердых убеждениях в личной и общественной значимости своей профессии.

      Знание  факторов, влияющих на выбор профессии, и ступеней процесса профессионального  самоопределения, позволяет найти  индивидуальный подход к каждому  субъекту, находящемуся на одной из стадий самоопределения.

     2.2 Проблемы, возникающие в профориентационной работе

      В психологической науке и практике проблематика профессионального самоопределения  человека, или профориентация, имеет неоднозначный характер. С одной стороны, она является достаточно изученной областью. Создано большое количество разнообразных методов, методик и инструментов оказания профориентационной помощи людям, в ней нуждающимся. Однако, с другой стороны, существует и ряд проблем, которые существенно ограничивают эффективность практического применения имеющихся знаний и наработок. Первая носит социально-экономический характер, и связана с глобальными изменениями, произошедшими в нашей стране за последние десятилетия, с осознанием этих изменений, адекватностью существующих методов и концепции профориентации новым условиям жизни. Вторая проблема связана с отсутствием системных технологий оказания профориентационной помощи, а также с использованием традиционных, стандартных методов, не учитывающих индивидуальные особенности юношества.

      В настоящий момент при выборе профессии  в среде старшеклассников наблюдаются следующие тенденции:

  • состояние неопределенности и растерянности у большинства учащихся;
  • несформированность психологической готовности к выбору жизненного пути вообще и профессии в частности;
  • отсутствие проектов собственного будущего;
  • пассивное отношение учащихся к результатам психодиагностики обследований.

      Умение  анализировать собственные жизненные  ситуации является одним из способов адаптации к окружающему миру, в который входит молодой человек, Анализ своего прошлого и настоящего становится основой для создания реального проекта будущего, причем только в случае самостоятельной работы над проектом человек готов принять его в качестве собственного. Однако, как показали исследования, большинство современных молодых людей – выпускников школ не умеют, а самое главное, не желают анализировать ситуацию, в которой они находятся, рассматривать различные аспекты, причины и следствия своего положения. Во многом это обусловлено традиционными формами школьного обучения и семейного воспитания, где самостоятельное принятие решений, осознанный выбор, самопознание, самооценка не входят в число приоритетов.

      Исследователи пришли к выводу, что широкое использование психодиагностических методик в психологической практике, часто без особых оснований, действует в направлении снижения активности самого субъекта, ставит его в позицию испытуемого перед лицом опытного, будто бы все о нем знающего психолога. Подобный подход ставит человека в зависимость от консультанта, не дает возможности самостоятельно и осознанно прогнозировать свое будущее. Кроме того, имеются индивидуальные особенности в восприятии советов консультанта, которые часто не учитываются: одни склонны слепо следовать любым советам, другие сопротивляются вмешательству в их жизнь. Все эти данные говорят о необходимости привлечения новых методов в практику профессиональной ориентации среди юношества, где ответственность за сделанный выбор ложится прежде всего на молодого человека.  
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 Современная концепция профессиональной ориентации с позиции самодиагностики

      3.1 Традиционные формы психологического сопровождения выбора профессии

     Цель  профессионального самоопределения - постепенное формирование внутренней готовности самостоятельно и осознанно  планировать, корректировать и реализовывать  перспективы своего развития (профессионального, жизненного, личностного). Главную цель профессионального самоопределения можно сформулировать несколько иначе: постепенное формирование у личности готовности рассматривать себя развивающейся в рамках определенного времени, пространства и смысла, постоянно расширять свои возможности и максимально их реализовывать.

     Профессиональное  самоопределение возможно даже и  в не очень благоприятных условиях, в ситуации ограниченного выбора путей самореализации, но при условии творческого отношения человека к выполняемой деятельности. Возможности самоопределения человека расширяются при увеличении степени свободы его действий, при проявлении внутренней активности личности

      Но  для того чтобы стать таким  профессионалом, многим молодым людям  на стадии выбора профессии необходима психологическая помощь, психологическое  сопровождение.

      Что же такое психологическое сопровождение  выбора профессии, и как оно осуществляется? 

      Различают две основные формы психологической работы с оптантом или, говоря более привычным языком, профконсультации: адаптивную и развивающую. 4

      Наиболее  распространенными видами адаптивной являются диагностическая, бихевиористская и психоаналитическая профконсультации. Диагностическая профконсультация базируется на трехфакторной теории профориентации Ф. Парсонса, основные положения которой он сформулировал еще в 1908 году. Он предложил выделять три фазы профориентационной работы с оптантом: первая включает изучение психических и личностных особенностей, вторая предполагает изучение требований профессии и формулирование их в психологических терминах и третья подразумевает сопоставление этих двух рядов факторов и принятие решения о рекомендуемой профессии. Таким образом, предполагается, что существует жесткая взаимосвязь между особенностями человека и профессиональными требованиями. Сам выбор профессии рассматривается как поиск соответствия между требованиями профессии и индивидуальностью. Привлекательность такой схемы в ее внешней простоте и, вроде бы, логичности.

      Вместе  с тем, существенный просчет допускают  приверженцы диагностического подхода, когда берутся решать судьбу человека, выбирая за него, кем ему быть, исключая, тем самым, из процесса принятия решения самого оптанта. Неправомерно принимать решение на основе одних только результатов диагностического обследования без учета изменений в мире профессий и перспективы развития личности.

  Бихевиористская (воспитательная) концепция профконсультации основана на представлениях о более или менее однозначной обусловленности поведения человека набором внешних воздействий. По мнению сторонников воспитательной концепции любого человека можно обучить любой профессии, следует лишь правильно подобрать наиболее эффективные методы профессионального обучения. Отсюда и главная цель консультации — изучить индивидуальные особенности оптанта и организовать наиболее оптимальные условия для обучения. Эта концепция выглядит более привлекательно, поскольку в большей степени учитывает огромные возможности развития способностей. Но она полностью игнорирует данные, полученные в теории и практике дифференциальной психофизиологии. Существующие природные и мало изменяющиеся индивидуальные различия между людьми могут быть благоприятными для формирования профпригодности в одних профессиях и стать непреодолимым препятствием для других.

      Психоаналитическая  консультация строится на принципах  выявления подсознательных импульсов  человека и подборе ему таких  профессий, в которых они могли бы проявиться в наибольшей степени. Главным принципом такой консультации является полный отказ от каких-либо приемов самовоспитания и саморазвития. Главное — принять себя таким, как есть, безоговорочно и спокойно, не драматизируя необходимость самоограничения при отказе от тех профессий, которые требуют «переделки» себя.

Информация о работе Психологическая характеристика юношеского возраста