Общая психологическая характеристика деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 15:03, реферат

Краткое описание

Одной из самых главных особенностей человека является то, что он способен трудиться, а любой вид труда является деятельностью. Деятельность — это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодействия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью. Любой простейший акт деятельности является формой проявления активности субъекта, а это означает, что любая деятельность имеет побудительные причины и направлена на достижение определенных результатов. Побудительными причинами деятельности человека являются мотивы — совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. Именно мотив, побуждая к деятельности, определяет ее направленность, т. е. определяет ее цели и задачи

Файлы: 1 файл

Общая психологическая характеристика деятельности.docx

— 87.94 Кб (Скачать)

Общая психологическая характеристика деятельности.

Одной из самых главных  особенностей человека является то, что  он способен трудиться, а любой вид  труда является деятельностью.  Деятельность — это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого  взаимодействия происходит возникновение  психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с  окружающей реальностью. Любой простейший акт деятельности является формой проявления активности субъекта, а это означает, что любая деятельность имеет  побудительные причины и направлена на достижение определенных результатов.  Побудительными причинами деятельности человека являются мотивы —  совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. Именно мотив, побуждая к деятельности, определяет ее направленность, т. е. определяет ее цели  и задачи.

Цель — это осознанный образ предвосхищенного результата, на достижение которого направлено действие человека. Целью может быть какой-либо предмет, явление или определенное действие. Задача — это заданная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута путем  преобразования этих условий согласно определенной процедуре. Любая задача всегда включает в себя следующее: требования, или цель, которой надо достичь; условия, т. е. известный компонент постановки задачи; искомое — неизвестное, которое надо найти, чтобы достигнуть цели. Задачей может быть конкретная цель, которой надо достичь. Однако в сложных видах деятельности чаще всего задачи выступают как частные цели, без достижения которых нельзя достичь главной цели. Например, для того чтобы овладеть какой-либо специальностью, человек должен вначале изучить ее теоретические аспекты, т. е. решить определенные учебные задачи, а затем реализовать эти знания на практике и получить практические навыки, т. е. решить ряд задач практической деятельности.  Человек современного общества занимается разнообразными видами деятельности. Классифицировать все виды деятельности вряд ли представляется возможным, поскольку для того, чтобы представить и описать все виды человеческой деятельности, необходимо перечислить наиболее важные для данного человека потребности, а число потребностей очень велико, что обусловлено индивидуальными особенностями людей.

Однако можно обобщить и выделить свойственные всем людям  основные виды деятельности. Они будут  соответствовать общим потребностям, которые можно обнаружить практически  у всех без исключения людей, а  точнее — тем видам социальной человеческой активности, в которые  неизбежно включается каждый человек  в процессе своего индивидуального  развития. Такими видами деятельности являются игра, учение  и труд.

Игра — это особый вид  деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Чаще всего игры имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с  правилами. Индивидуальные игры  представляют собой род деятельности, когда  игрой занят один человек, групповые  —  включают несколько индивидов. Предметные игры  связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов. Сюжетные игры  разворачиваются по определенному  сценарию, воспроизводя его в основных деталях. Ролевые игры  допускают  поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет  на себя. Наконец, игры с правилами  регулируются определенной системой правил поведения их участников. Бывают и  смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами  и т. п. Отношения, складывающиеся между людьми в игре, как правило, носят искусственный характер в том смысле этого слова, что окружающими они не принимаются всерьез и не являются основанием для выводов о человеке. Игровое поведение и игровые отношения мало влияют на реальные взаимоотношения людей, по крайней мере среди взрослых. Тем не менее игры имеют большое значение в жизни людей. Для детей игры имеют по преимуществу развивающее значение. У взрослых игра не является ведущим видом деятельности, а служит средством общения и разрядки.

Рис. 5.1.  Структурная схема  деятельности

Еще один вид деятельности — это учение.  Учение выступает  как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в  специальных образовательных учреждениях. Оно может быть не организованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать  характер самообразования. Особенности  учебной деятельности состоят в  том, что она непосредственно  служит средством психологического развития индивида.  Особое место  в системе человеческой деятельности занимает труд.  Благодаря труду  человек стал тем, кто он есть. Благодаря  труду человек построил современное  общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким  образом, что открыл для себя перспективы  дальнейшего, практически неограниченного  развития. С трудом прежде всего связано создание и совершенствование орудий труда. Они, в свою очередь, явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.  Деятельность человека — это весьма сложное и многообразное явление (рис. 5.1). В осуществлении деятельности задействованы все компоненты иерархической структуры человека: физиологический, психический и социальный.

2.Понятие профессиональной  деятельности.

Деятельность

        Специфический  вид человеческой активности, направленной  на творческое преобразование, совершенствование  окружающей жизни и собственной  личности.

        У  современного человека имеется  множество различных видов деятельности, число которых примерно соответствует  количеству потребностей. Общие  виды деятельности, свойственные  всем людям, — общение, игра, учение и труд. Поэтому профессиональную  деятельность можно рассматривать  как часть трудовой (основной) деятельности.

 

 

Профессиональная деятельность

        Деятельность  человека по своей профессии  и специальности в определенной  сфере и отрасли производства. От того, как человек готов  к своей профессиональной деятельности, зависит его успех в работе.

       Профессиональная  деятельность всегда преследует  определенную цель и предусматривает  решение конкретных задач.

        Цель  профессиональной деятельности  — предполагаемый результат,  обеспечивающий развитие личности  и ее жизнедеятельности.

        Задачи  профессиональной деятельности  — это этапы достижения цели.

       Например, цель педагогической деятельности  — обеспечение для молодежи  определенного уровня образования  (общего, начального профессионального,  среднего специального, высшего). Задачи  педагогической деятельности —  обучение, воспитание и разностороннее  развитие личности.

         Профессиональная  деятельность характеризуется присущими  ей условиями (окружение, обстановка, условия отдыха и работы, объект  и предмет труда).

       Успешное  овладение профессиональной деятельностью прежде всего зависит от понимания ее содержания. Для этого необходимо получить знания по данной профессии и определенный опыт. Временное занятие без предварительной теоретической подготовки нельзя считать профессиональной деятельностью.

       Так,  например, разве можем мы сказать,  что человек, ремонтирующий свой  автомобиль или электропроводку,  занимается профессиональной деятельностью?  Конечно же нет. Не имея рациональных приемов, навыков, умений и знаний, он может не только не устранить неисправность, но и усугубить ее, хотя иногда возможно и обратное. Но любой из нас согласится, что работа будет выполнена лучше по всем критериям (надежность, быстрота, качество), если за нее возьмется человек, знающий это дело и работающий в этой сфере (электрик, автомеханик).

       Профессиональная  деятельность появилась с возникновением  товарно-денежных отношений, обмена  товарами и услугами. До этого  (при господстве натурального  хозяйства) производимый продукт шел только на удовлетворение потребностей производителя. Это происходило из-за того, что не было разделения труда, и люди выполняли различную работу, каждый умел делать все «понемногу», а в результате «как следует» не умел делать ничего. Это противоречие и привело к постепенному разделению труда, развитию профессиональной деятельности.

       В профессиональной  деятельности идет постоянное  преодоление противоречия между  будущим и настоящим, делаемым  и желаемым, идеальным и реальным.

       Существуют  специалисты, которые руководствуются  в своей деятельности социально  ценными мотивами. Ими движет  противоречие между идеалом своей  профессиональной деятельности  и собственными приближениями  к этому идеалу. Имеются и такие  люди, которые действуют в режиме  исполнения определенных профессиональных  норм и предписаний. Первые  «изменяют» свою личность в  соответствии с профессиональным  идеалом, вторые в основном  тренируют профессиональные навыки.

        Профессиональная  деятельность требует от личности  определенных качеств, которые  необходимы в конкретной профессии.  Успешность овладения профессиональной  деятельностью зависит от мотива  выбора данной профессии и  профессиональной направленности. Кроме того, в любой профессиональной  деятельности существуют ограничения  по здоровью.

       Профессиональная  деятельность тесно связана с  технологической культурой, так  как преобразовательная активность  составляет основу любого вида  труда. Поэтому, чем выше уровень  технологической культуры, тем успешнее  профессиональная деятельность.

3.Психологическая структура  профессиональной деятельности. 


Информация о работе Общая психологическая характеристика деятельности