Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 16:32, реферат
Актуальность выбранной темы, главным является то, что формирование эмоций, воспитание нравственных, эстетических чувств содействует более повершенному отношению человека к окружающему миру, природе и обществу, способствует становлению гармонически развитой личности
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Понятие эмоций и чувств
1.1. Понятие эмоций и чувств. Их физиологические механизмы
1.2.Соотношение понятий “эмоция ” и ” чувство”
1.3. Значение эмоций и чувств в жизни человека
Психологическая характеристика эмоций
1.4. Классификация эмоций
1.5. Функции и роль эмоций
1.6. Свойства эмоций
1.7. Управление эмоциями. Значение управления эмоциями.
Психологическая характеристика чувств.
1.8. Классификация чувств
1.9. Функции чувств
1.10. Свойства чувств
ГЛАВА 2.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра общей и социальной психологии
Психологическая характеристика эмоций и чувств
Курсовая работа
По специальности 030301 Психология
Воронеж 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Понятие эмоций и чувств
1.1. Понятие эмоций и чувств. Их физиологические механизмы
1.2.Соотношение понятий “эмоция ” и ” чувство”
1.3. Значение эмоций и чувств в жизни человека
Психологическая характеристика эмоций
1.4. Классификация эмоций
1.5. Функции и роль эмоций
1.6. Свойства эмоций
1.7. Управление эмоциями. Значение управления эмоциями.
Психологическая характеристика чувств.
1.8. Классификация чувств
1.9. Функции чувств
1.10. Свойства чувств
ГЛАВА 2.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ.
В жизни человека в формировании и развитии его личности эмоции и чувства играют огромную роль. Эмоции возникли в ходе эволюции как способы поведения организмов в типичных ситуациях – это наиболее древние по происхождению психические состояния и процессы. Эмоциями называют такие состояния как страх, гнев, радость, нежность. Жизнь без эмоций была бы невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал Чарльз Дарвин, возникли как средство, при помощи которого живые существа устанавливали значимость тех или иных условий для удовлетворения своих потребностей.
Эмоции и чувства выражают наше отношение к тому, что мы познаем, к нашим поступкам. Знания об эмоциях необходимы каждому для того, чтобы лучше понять других и самих себя. Не понимая себя, невозможно понять другого человека.
Эмоции образуют основную побудительную силу и своим влиянием способны изменить образ жизни, действий и общения. Неспособность или нежелание понять эмоциональное состояние другого человека приводит к психологической несовместимости и нередко становится причиной тех или иных конфликтов.
Актуальность выбранной темы, главным является то, что формирование эмоций, воспитание нравственных, эстетических чувств содействует более повершенному отношению человека к окружающему миру, природе и обществу, способствует становлению гармонически развитой личности
ГЛАВА 1. Эмоции и чувства.
1.1. Понятие эмоций и чувств. Их физиологические механизмы.
Чувства играют большую роль в жизни и деятельности человека. Они обогащают его внутренний мир, делают его восприятия яркими и содержательными, побуждают к активности.
Чувства представляют собой переживание человеком своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, что происходит вокруг.
От чувств следует отличать эмоции, хотя они и выступают в неразрывном единстве. Эмоция - это непосредственное переживание (протекание) какого-либо чувства. Нельзя, например, чувство патриотизма, долга, ответственности за порученное дело считать эмоцией, хотя эти чувства проявляются в психической жизни людей, как поток эмоциональных переживаний.
Эмоции присущи и людям, и животным. Однако эмоции человека значительным образом отличаются от эмоций животных. Под влиянием условий общественной жизни у человека изменились характер эмоций, формы их проявления и способы удовлетворения тех потребностей, с которыми связана та или иная эмоция.
Источником возникновения эмоций и чувств является сама объективная действительность, соответствие или несоответствие предметов и явлений потребностям и целям личности. При удовлетворении потребностей человека у него возникают разнообразные положительные эмоции и чувства (удовольствия, радость и т.п.). И наоборот, неудовлетворение потребностей личности вызывает у нее отрицательные эмоции и чувства (голод, жажда, подавленность и т.п.). Предметы и явления окружающего мира, не связанные с удовлетворением потребностей человека, являются для него безразличными, не вызывающими эмоций и чувств.
Физиологические основы эмоций и чувств составляет взаимодействие коры головного мозга и подкорки, где представлены центры, регулирующие жизнедеятельность организма. Возбуждение, возникающее в коре при отражении окружающей действительности, передается в подкорку, а оттуда - в вегетативную нервную систему. Это вызывает определенные изменения в организме человека: в органах дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой деятельности. При эмоциональных состояниях меняется пульс, кровяное давление, расширяются зрачки, наблюдается реакция потоотделения, побледнение или покраснение, усиленный приток крови к сердцу, легким, центральной нервной системе и т.д.
Так, при сильном испуге человек бледнеет, от стыда или в гневе - краснеет. В первом случае происходит сжатие, во втором - расширение кровеносных сосудов лица. При сильном волнении увеличивается кровяное давление, изменяется ритм работы сердца. У человека, испытывающего радость, дыхание становится быстрее и глубже, а в состоянии грусти оно замедляется. Чувство горя, тоски, страх сопровождаются ухудшением обмена веществ, работы сердца и желудка. Не случайно тяжелые сердечно-сосудистые заболевания связаны с эмоциональным напряжением, неприятным переживаниями. Ведущую роль в эмоциях и, особенно в чувствах человека играет кора больших полушарий головного мозга.
Особо важную роль в управлении эмоциями и чувствами, в их внешнем выражении играет вторая сигнальная система, т.е. система условно-рефлекторных связей, возникающая в коре головного мозга под воздействием слова. С помощью слова человек может осознавать и регулировать свои чувства, подчинять их требованиям долга, влиять на чувства и деятельность других людей. Благодаря второй сигнальной системе, эмоции и чувства приобретают общественный характер, возможно, их формирование.
Эмоции и чувства выполняют сигнальную, регулятивную и экспрессивную функции, чем и определяется их роль в жизни и деятельности человека. Сигнальная функция чувств выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека. Чувства - это система сигналов о том, что из происходящего в мире имеет значение для человека. Эта сигнальная функция чувств в психологии называется их импрессивной стороной.
Регулятивная функция чувств выражается в том, что они могут побуждать человека к действиям и поступкам, становиться мотивами деятельности (чувство долга, ответственности, патриотизма и др.) или мешать, затруднять его деятельность (отрицательные чувства).
Эмоции и чувства человека сопровождаются выразительными движениями мышц лица (мимика) или мышц тела, жестами (пантомимика). Выразительные движения представляют экспрессивную сторону эмоций и чувств, и осуществляет сигнальную функцию.
1.2 . Соотношение понятий “эмоция” и “чувство”
То, что чувства и эмоции тесно взаимосвязаны, не требует обсуждения. Вопрос не в этом, а в том, что вкладывается в эти понятия и каково соотношение между ними. Попытки развести понятия «чувство» и «эмоция» делались давно. Еще У. МакДугалл писал, что термины “эмоция” и “чувство” употребляются с большой неопределенностью и путаницей, что соответствует неопределенности и разнообразию мнений об основах, условиях возникновения и функциях тех процессов, к которым эти термины относятся». У. Мак-Дугалл пришел к выводу, что развести эти термины можно «на основе их функционального отношения к целенаправленной активности, которую они определяют и сопровождают, поскольку эти отношения в обоих случаях существенно различаются».
Он пишет, что существуют две первичные и фундаментальные формы чувства — удовольствие и страдание, или удовлетворение и неудовлетворение, которые окрашивают и определяют в некоторой, хотя бы незначительной, степени все устремления организма. По мере своего развития организм становится способным испытывать целый ряд чувств, являющихся сочетанием, смесью удовольствия и страдания; в результате появляются такие чувства, как надежда, тревога, отчаяние. Такие сложные чувства в обыденной речи называют эмоциями. Мак-Дугалл полагает, что эти сложные «производные эмоции» целесообразно называть чувствами. Они возникают после того, как успешно или неуспешно осуществлены стремления человека. Подлинные же эмоции предшествуют успеху или неуспеху и от них не зависят.
Сложные чувства, по Мак-Дугаллу, зависят от развития познавательных функций и по отношению к этому процессу вторичны. Они присущи только человеку, хотя простейшие их формы доступны, вероятно, и высшим животным. Подлинные же эмоции появляются на значительно более ранних этапах эволюционного развития.
Чувства как эмоции. В. Вундт, разделяя объективные и субъективные элементы ощущения, первые обозначил как просто ощущения, а вторые — как простые чувства. Однако даваемая им характеристика последних свидетельствует о том, что речь идет об эмоциональных переживаниях, эмоциях, а не чувствах. Несмотря на это, эмоциональные переживания стали обозначать как чувства, подразделяя их на простые (низшие) и сложные (высшие). Для многих психологов понятия «эмоции» и «чувства» являются синонимичными. Дерябин (1974), отделяя понятия «ощущение» и «чувство», сводит последнее к эмоциональному (чувственному) тону ощущений.
Чувства как вид эмоций. А. Н. Леонтьев (1971) считает чувства особым подклассом эмоциональных явлений. Он отличает чувства от эмоций их предметным характером, возникающим в результате специфического обобщения эмоций, связанных с конкретным объектом. Возникновение предметных чувств выражает формирование устойчивых эмоциональных отношений, своеобразных «эмоциональных констант» между человеком и объектом.
У П. А. Рудика (1976) в состав эмоций входят настроения, аффекты и низшие и высшие чувства. Низшие чувства отражают удовлетворение или неудовлетворение естественных потребностей, а также ощущения (чувства), связанные с самочувствием (усталость, вялость и др.). Высшие чувства возникают в связи с удовлетворением или неудовлетворением общественных потребностей человека.
Разделение эмоций и чувств. Наиболее четкое разделение эмоций и чувств дано А. Н. Леонтьевым (1971). Он отмечает, что эмоция имеет ситуативный характер, т. е. выражает оценочное отношение к наличной или возможной в будущем ситуации, а также к своей деятельности в ситуации. Чувство же носит отчетливо выраженный «предметный» (объектный) характер. Чувство — это устойчивое эмоциональное отношение.
К. К. Платонов (1972) полагает, что чувство — это форма отражения, возникшая из сочетания понятийной формы психического отражения с эмоциями.
Р. С. Немов полагает, что эмоции не всегда осознаются, чувства же, напротив, внешне весьма заметны. Я бы сказал, что все обстоит как раз наоборот. Часто человек не хочет признаться себе в том, что у него возникло то или иное чувство, в то время как эмоция как переживание не может не осознаваться. Немов считает чувства и эмоции личностными образованиями, которые характеризуют человека социально-психологически, отрицая тем самым биологическую природу эмоций.
А. Г. Маклаков (2000), рассматривая чувства как один из видов эмоциональных состояний, в качестве дифференцирующих эмоции и чувства признаков декларирует следующие.
1. Эмоции, как правило, носят характер ориентировочной реакции, т. е. несут первичную информацию о недостатке или избытке чего-либо, поэтому они часто бывают неопределенными и недостаточно осознаваемыми (например, смутное ощущение чего-либо). Чувства, напротив, в большинстве случаев предметны и конкретны.
2. Эмоции в большей степени связаны с биологическими процессами, а чувства — с социальной сферой.
3. Эмоции в большей степени связаны с областью бессознательного, а чувства максимально представлены в нашем сознании.
4. Эмоции чаще всего не имеют определенного внешнего проявления, а чувства имеют.
5. Эмоции кратковременны, а чувства длительные, отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам. Нельзя не отметить эклектичность этих дифференцирующих признаков. Первый и четвертый признаки скорее относятся к различиям между эмоциональным тоном ощущений и эмоцией, а второй и пятый — к различиям между эмоциями и чувствами. Кроме того, вряд ли можно согласиться с тем, что эмоции относятся к области бессознательного.
Чувства выражаются через определенные эмоции в зависимости от того, в какой ситуации оказывается объект, к которому данный человек испытывает чувство.
1.3. Значение эмоций и чувств в жизни человека
В индивидуальном развитии человека чувства играют важную социализирующую роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы. На базе положительных эмоциональных переживаний типа чувств появляются и закрепляются потребности и интересы человека.
Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.
Эмоции влияют на выраженность переживаний человека. При этом настроение определяется эмоциональной реакцией не на посредственные последствия тех или иных событий, а на их значение для человека в деле его общих жизненных планов. Настроение большинства людей колеблется между умеренным унынием и умеренной радостью. Люди весьма различаются скоростью перехода от радостного настроения к унылому и наоборот.
Эмоции влияют и на сферу восприятия: память, мышление, воображение. Негативные эмоции порождают чувство печали, скорби, уныния, зависти, злобы, более того, часто повторяясь, они могут вызвать психогенные кожные заболевания:
Эмоции и мышление взаимосвязаны и потому существует связь между характером мыслей, приходящих в голову, и настроением. Так, благотворно влияет на общее самочувствие приятная мысль, способствующая решению любой сложной задачи.
Информация о работе Психологическая характеристика эмоций и чувств