Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 19:47, курсовая работа
Цель работы - раскрыть понятие стресс, его механизм воздействия на человека, методы предупреждения и управления стрессом.
Основные задачи:
Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме профессионального стресс
Выявить основные факторы возникновения стресса в трудовой деятельности.
Привести ряд рекомендации по профилактике профессиональных стрессов
Введение
Глава 1. Профессиональный стресс
Понятие «профессиональный стресс». Механизм стресса
Фазы стресса
Виды профессионального стресса
Основные причины профессионального стресса
Глава 2. Шкала профессионального стресса
Глава 3. Профилактика профессионального стресса
3.1 Механизмы саморегуляции
3.2 Основные методы борьбы со стрессом
3.3 Рекомендации по профилактике стрессов руководителям и подчиненным
Заключение
Литература
Министерство
образования и
науки Российской
Федерации
Кафедра
экономики труда и управления персоналом
Курсовая работа
Профессиональный
стресс, его виды, механизмы саморегуляции
Новосибирск 2011
Оглавление
Введение
Глава 1. Профессиональный стресс
Глава 2. Шкала профессионального стресса
Глава 3. Профилактика профессионального стресса
3.1 Механизмы саморегуляции
3.2 Основные методы борьбы со стрессом
3.3 Рекомендации по профилактике стрессов руководителям и подчиненным
Заключение
Литература
Приложение
№1
Введение
Проблема профессионального стресса, возникающего в процессе трудовой деятельности, приобретает все большую актуальность в связи с напряженным ритмом жизни, возросшей конкуренцией среди профессионалов, воздействием неблагоприятных факторов окружающей среды, повышенными требованиями к качеству жизни и условиям труда. Внимание к профессиональному стрессу объясняется его непосредственной связью с ведущими требованиями современной жизни. Особенностью развития состояния профессионального стресса является сочетание неблагоприятных факторов трудовой нагрузки (умственной, зрительной, физической) с психологическими и организационными. Психологические факторы связаны с организацией работы: степенью широты и свободы принимаемых решений, уровнем влияния и контроля над собственной рабочей ситуацией, возможностью выбора путей и сроков выполнения задания и контроля над ним. Организационная структура и складывающиеся на работе межличностные взаимоотношения являются самыми сильными факторами, которые могут вызвать профессиональный стресс.
Цель работы - раскрыть понятие стресс, его механизм воздействия на человека, методы предупреждения и управления стрессом.
Основные задачи:
Глава 1
Чтобы лучше понять, что такое «стресс», важно разобраться, что не является стрессом. Стресс – это не просто нервное напряжение (стрессовые реакции присущи и низшим животным, а у человека это связано с «эмоциональными раздражителями»). Стресс – не всегда результат повреждения: «Деятельность, связанная со стрессом, может быть приятной или неприятной. Дистресс всегда неприятен». Стресса не следует избегать: «…всегда есть потребность для поддержания жизни, отпора нападению и приспособление…». «В обиходной речи, когда говорят, что человек «испытывает стресс», обычно имеют в виду чрезмерный стресс, или дистресс…».
Бизнесмен, испытывающий постоянно давление со стороны клиентов и служащих, диспетчер аэропорта, который знает, что минутное ослабление внимание — это сотни погибших; спортсмен, жаждущий победы, муж, беспомощно наблюдающий, как его жена медленно и мучительно умирает от рака, - все они испытывают стресс. Их проблемы совершенно различны, но медицинские исследования показали, что организм реагирует стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями, назначение которых — справиться с возросшими требованиями к «человеческой машине», этот механизм рассмотрим подробнее.
Природа умна. Она наделила нас множеством механизмов, помогающих выжить. И когда во внешнем мире возникает конфликтная ситуация, требующая быстрой реакции, они немедленно приводятся в действие. Это происходит независимо от нашей воли, подсознательно, и мы не в состоянии контролировать этот процесс, да чаще всего мы просто не подозреваем о существовании этих механизмов. Как считает д-р Дж. Мейсон общим знаменателем всех стрессоров активацию «физиологического аппарата, ответственного за эмоциональное возбуждение, которое возникает при появлении угрожающих или неприятных факторов в жизненной ситуации, взятой в целом». У человека с его высокоразвитой нервной системой эмоциональные раздражители — практически самый частый стрессор.
По команде мозга, в кровь выбрасывается адреналин, заставляющий сердце биться быстрее, одновременно повышается артериальное давление и содержание сахара в крови. Перераспределяется кровоток: приток крови к мозгу и конечностям увеличивается, а к органам пищеварения и коже уменьшается. Дыхание учащается и становится поверхностным, при этом задействуются в основном верхушки легких. Резервы жира и сахара начинают активно тратиться, давая дополнительную энергию. Все эти многочисленные изменения, которые чаще всего нами не осознаются, приводятся в действие для того, чтобы обеспечить мышцы кислородом и питательными веществами, позволяя развить максимальное мышечное усилие – сильнее ударить или скорее убежать.
Этот механизм работает одинаково как для животных, так и для человека. И в данном случае такие эмоции, как гнев или страх, биологически оправданны. Они подготавливают организм к необходимому действию, мобилизуют все его ресурсы, чтобы вступить в драку или спастись бегством. Наши предки выживали и побеждали именно благодаря этим механизмам – мгновенно взбирались на дерево, спасаясь от пещерного медведя или, сжав в руке тяжелый каменный топор, кидались на разъяренного саблезубого тигра.
Сама проблема стресса остро заявила о себе именно в ХХ столетии. Это было вызвано тем, что в современном мире (и на современном производстве) часто возникают ситуации, когда человек, встречаясь с какой-то сложностью, не может полноценно реализовать накопившуюся энергию (вызванную физиологическим механизмом стресса), и тогда эта энергия начинает разрушать самого человека. В итоге, вместо вполне нормальных стрессовых реакций, человека начинают разрывать на части механизмы дистресса, когда энергия не может реализоваться в каких-то конструктивных действиях. Например, дистресс проявляется тогда, когда работник не может ответить на несправедливые претензии дурака-начальника (многие оправдывают себя тем, что проще сохранить обиду в себе, чем возмутиться и создать для себя еще большие проблемы с этим начальником-дураком). В другом типичном примере человек не может полноценно реализовать свое стремление к творчеству или стремление к полноценному общению с коллегами в условиях карьерной конкуренции и т.п.
Во всех этих и подобных случаях фактически речь идет об ущемлении человеческого достоинства в условиях современного производства. Но особую проблему составляют случаи, когда человек ущемляется в самом главном – в справедливой оплате его труда. Общество, таким образом, отказывает в праве человеку чувствовать себя не только полноценным специалистом, приносящим пользу данному производству, но и чувствовать себя полноценным гражданином и личностью. Все это, в итоге, создает базу и для стресса, и для фрустрации, и для глубочайшего внутреннего кризиса работника. Конечно, частично такой работник может успокоить себя тем, что «важны не деньги, а сам процесс труда» или «ощущение того, что твой труд полезен людям, даже безотносительно того, насколько люди благодарят работника». Но в глубине души ущемленный в зарплате работник все равно сохраняет обиду (если у него еще осталось хоть какое-то достоинство). И эта обида, которая должна быть направлена на тех, от кого зависит оплата труда, направляется на самого работника (согласно механизму образования дистресса, разрушающего самого человека).
Соотнося проблемы стресса с условиями работы в организации, «Профессиональный стресс – это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью». Можно добавить, что профессиональный стресс (дистресс) – это также реакция на какие-то затруднения, выражающаяся в неспецифических действиях. Стрессу в той или иной мере подвержены все работающие, независимо от должностного уровня и характера труда.
1.2 Виды профессионального стресса
Рост интереса к профессиональным стрессам в последнее время не случаен, так как их негативные последствия влияют не только на психическое и физическое здоровье отдельного работника, но и на организационную среду и эффективность организации в целом. Профессиональный стресс – это многоплановый феномен, совокупность физиологических и психологических реакции субъектов трудовых отношений на сложную профессиональную ситуацию.Можно выделить различные виды стрессов, возникающих в процессе трудовой деятельности:
- Информационный стресс возникает в условиях жесткого лимита времени и усугубляется в условиях высокой ответственности задания. Часто информационный стресс сопровождается неопределенностью ситуации (или недостоверной информацией о ситуации) и быстрой переменой информационных параметров.
- Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности (чувство вины за невыполненную работу, отношения с коллегами и др.). Нередко разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией.
- Коммуникативный стресс связан с реальными проблемами делового общения. Он проявляется в повышенной конфликтности, в неспособности контролировать себя, в неумении тактично отказать в чем-либо, в незнании средств защиты от манипулятивного воздействия и т.п.
Выделяются также стрессовые сценарии и различные варианты проявления стресса в труде. При этом многое зависит от индивидуальных особенностей работника. Варианты стрессовых сценариев, выделенные по разным основаниям:
в зависимости от частоты и силы проявления: кто-то "стрессует" каждый день, но в небольших дозах; друге - несколько раз в год, но чрезвычайно сильно;
в зависимости от направленности стрессовой агрессии: на самого себя (работник обвиняет самого себя); на коллег и начальников (работник винит других работников);
в
зависимости от механизмов запуска
стрессовых реакций: в основном стрессовый
сценарий запускается почти
1.2
Фазы стресса
Фаза 1. Реакция тревоги. В результате первичного столкновения со стрессором в организме происходят изменения. Человек находится в состоянии напряженности и настороженности. Сопротивляемость организма снижается и, если стрессор достаточно силен (серьезный ожог, крайне высокая температура), может наступить смерть.
Фаза 2. Стадия сопротивления. Если стрессор не прекращает своего воздействия и к нему можно адаптироваться, происходит мобилизация резервов организма. Признаки реакции тревоги практически исчезают. Активность растет, сопротивление становится выше нормы. Физически и психически чувствует себя хорошо. Проходят многие заболевания, такие как гастриты, колиты, язвы, мигрени, аллергии и т.д.
Фаза
3. Стадия истощения. В результате длительного
взаимодействия со стрессором, к которому
организм уже привык, энергия, затрачиваемая
на адаптацию, иссякает. Вновь появляются
признаки реакции тревоги, но теперь
их уже нельзя изменить. Человек
теряет способность противостоять
стрессору.
1.3 Основные причины профессионального стресса
Психологическая специфика стресса зависит как от достаточно сильных внешних воздействий на человека, так и от личностного смысла цели его деятельности, оценки ситуации. Исходя из этого, и трудовая деятельность и конкретная производственная ситуация могут являться не только причиной, но и поводом для возникновения стрессового состояния человека. Истинные причины стресса часто скрываются в личностных особенностях самого субъекта трудовых отношений: в его мировоззрении, установках, стереотипах восприятия, потребностях, мотивах и целях. Поэтому причины профессионального стресса можно разделить на главные и непосредственные. Непосредственными причинами могут послужить такие события, как конфликт с руководством, дефицит времени, сложность задания, проблемные ситуации в процессе коммуникации и т.д., следствием которых является развитие психической напряженности и стресса. Чаще всего непосредственные причины связаны со сложностью задания и условиями трудовой деятельности. Главная причина возникновения стресса связана с индивидуальными особенностями человека: психологическими, физиологическими, профессиональными. Практически любой аспект трудовой и профессиональной деятельности может стать причиной стресса, если он рассматривается субъектом деятельности как превосходящий его возможности и ресурсы. Дополнительные факторы жизни человека могут также оказать влияние на возникновение или усугубление стресса. К этой категории можно отнести рост безработицы, преступность, экономические, политические, военные кризисы – то есть глобальные факторы, влияющие на стресс; и личностные факторы такие, как: финансовые или юридические проблемы, семейные конфликты, возрастные и жизненные кризисы, потеря близких, снижение трудоспособности и др.
Информация о работе Профессиональный стресс, его виды, механизмы саморегуляции