Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 11:22, реферат
Стресс (от англ. Stress – «туго натянуть») – это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий. Даже в наиболее прогрессивной и хорошо управляемой организации существуют ситуации и характеристики работы, которые вызывают стресс. К примеру, руководитель испытывает стресс, так как у него не хватает времени для выполнения всего объема запланированных работ.
ГЛАВА 1. ПРИРОДА, ПРИЧИНЫ И ВИДЫ СТРЕССОВ
Стресс (от англ. Stress – «туго натянуть») – это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий. Даже в наиболее прогрессивной и хорошо управляемой организации существуют ситуации и характеристики работы, которые вызывают стресс. К примеру, руководитель испытывает стресс, так как у него не хватает времени для выполнения всего объема запланированных работ. Возникает чувство беспокойства (стресс), когда ситуация выходит из-под контроля. Стоит проблема, и нет альтернативы для её решения, но её надо срочно решить. Это тоже стресс.
Стресс – обычное и часто встречающееся явление (повышенная раздражительность или бессонница перед ответственным событием). Незначительные стрессы неизбежны и безвредны.
Именно чрезмерный стресс создаёт проблемы для индивидов и организаций1. В этой связи важно научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен.
Тот стресс, который имеет отношение к руководителям, характеризуется чрезмерным психологическим или физиологическим напряжением.
Физиологические признаки стресса – язва, болезнь сердца, астма.
Психологические признаки стресса – раздражительность, потеря аппетита, депрессия. Снижая эффективность и благополучие индивида, чрезмерный стресс дорого обходится организациям2.
Существуют различные теории относительно причин стресса. Основной причиной стресса являются перемены. Любая перемена, даже позитивная, нарушает баланс, который мы поддерживаем в своём окружении. В связи с этим отдельные сотрудники настолько оказываются в стрессовой ситуации, что вынуждены даже оставить работу. Если личность находится в состоянии крайнего стресса, то она будет реагировать на ситуацию по признаку “битва или бегство”. Синдром “бегства” проявляется тогда, когда человек пытается уйти от угрожающей ситуации. Реакция “битвы” позволяет приспособиться к новой окружающей среде.
Когда менеджер признал, что стресс существует, он должен начать работать над тем, чтобы устранить факторы, которые делают стресс чрезмерным, поэтому важно разобраться с симптомами стресса3.
По мере того как менеджеры учатся справляться с собственной напряженностью, они одновременно должны решать и насущные проблемы своих подчиненных, максимально уменьшая возможность влияния стрессовых симптомов.
Симптомы стрессов:
Конечно, разные личности будут по-разному реагировать на каждую ситуацию. Поэтому менеджеры должны попытаться так спроектировать рабочее место, чтобы по возможности исключить источники стресса. Всё что может сделать менеджер для снижения стресса, принесёт пользу, как ему, так и организации4.
Как видно, стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиям личной жизни индивида.
Выделяют две группы факторов, вызывающих стресс.
Организационные факторы. Широко распространенной причиной стресса в организациях является перегрузка, т.е. работнику поручено непомерное количество заданий. В этом случае возникает беспокойство, чувство безнадежности и материальных потерь.
Конфликт ролей. Он возникает, когда работнику предъявляют противоречивые требования, т.е. бывают ситуации, когда работник, с одной стороны, хочет быть принят группой, и соблюдать требования руководителя – с другой. В результате возникают чувства беспокойства и напряжения.
Неопределенность ролей возникает, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей здесь требования не будут противоречивыми, но они уклончивы и неопределенны.
Неинтересная работа – четвертый фактор стресса. Люди, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям.
В дополнении к этим факторам стресс может возникнуть в результате плохих физических условий (температурный режим, недостаток освещения, чрезмерный шум и.)
Личностные факторы. Каждый индивид участвует во многих видах деятельности, не связанных с организацией. Эти частные события также могут быть потенциальной причиной стресса и могут привести к пониженным результатам труда. Наибольшее влияние оказывают смерть супруга, развод, болезнь или телесное повреждение, сексуальные заболевания5.
Однако следует
отметить, что и положительные
жизненные события, как и отрицательные,
например свадьба, повышение по службе,
выигрыш по лотерее и могут вызвать такой
же или даже больший стресс. Проиллюстрируем
это на примере градациии степени тяжести.
Жизненные события в соответствии с давлением,
оказываемым на психику, оцениваются по
шкале от 0 до 100 баллов. Таковы избранные
категории стрессорных факторов. Разумеется,
на самом деле их значительно больше. Суть
проблемы в том, что общий показатель степени
тяжести аккумулируется. По мнению создателей
шкалы, набрав, к примеру, более 300 баллов
в течение одного года, вы оказываетесь
перед опасностью довольно серьезной
реакции, то есть депрессии, психосоматических
заболеваний (инфаркт, астма, аллергия
и др.). Так что если за год вы успеете закончить
учебу, устроиться на работу, выйти замуж,
забеременеть, произвести на свет ребенка,
подыскать квартиру, то одни только эти
радостные события принесут около 200 баллов.
Если же в связи с названными приятными
хлопотами пострадает ваш бюджет и вы
немного задолжаете, то можете приблизиться
к критической отметке в 300 баллов6.
Таблица 1. «Положительные и отрицательные стрессовые ситуации»7.
Смерть партнера (мужа, жены) | 100 | Перемена в ответственности по месту работы | 29 |
Развод | 73 | Уход сына или дочери из родного дома | 29 |
Разлад в супружеской жизни/разрыв | 65 | Конфликты с тестем (свекром), тещей (свекровью) | 29 |
Тюремное заключение | 63 | Исключительный личный поступок или достижение | 27 |
Смерть близкого члена семьи | 63 | Поступление в школу или ее окончание | 26 |
Серьезная травма или заболевание | 53 | Перемена в условиях жизни | 25 |
Брак | 50 | Смена привычек | 24 |
Потеря работы | 47 | Проблемы и конфликты с начальством | 23 |
Примирение и другие перемены в семейной жизни | 45 | Изменение рабочего времени или условий работы | 20 |
Выход на пенсию | 45 | Смена жилья | 20 |
Изменение в состоянии здоровья члена семьи | 44 | Перемена школы | 20 |
Беременность | 40 | Смена отдыха | 19 |
Сексуальные проблемы | 39 | Перемена в общественной деятельности | 18 |
Появление нового члена семьи | 39 | Мелкий долг | 17 |
Перемена места работы | 39 | Перемены, связанные со сном и режимом дня | 16 |
Изменения в финансовом состоянии | 37 | Перемены в семье | 15 |
Смерть близкого друга | 37 | Перемены в привычном образе питания | 15 |
Перевод на другую работу | 36 | Отпуск | 13 |
Серьезные разногласия с партнёром | 35 | Праздник | 12 |
Крупный долг | 31 | Проступок (штраф за проезд без билета и т. д.) | 11 |
Приближение срока уплаты долга | 30 |
Рис
1. «Факторы, вызывающие стресс».
Можно выделить следующие действия по снятию стресса:
1. Разработать систему приоритетов в своей работе (по мере возможности).
2. Научиться достигать предела и говорить «нет» начальнику в том случае, если данная ранее работа не выполнена, а ему дают другую.
3.Наладить отношение со своим боссом, уважайте его. Поймите его проблемы и помогите ему понять ваши.
4. Не соглашайтесь с противоречивыми требованиями в вашу сторону. Вы не должны занимать обвинительно – агрессивной позиции, а просто объясните, какие конкретно проблемы создают для вас противоречивые требования8.
5.
Если вы почувствуете, что ожидание
или оценки не ясны, то обратитесь
к руководителю и обсудите с ним эти вопросы9.
6. Обсудите чувство скуки и не интереса к работе со своим руководителем. Руководитель должен понять, что вы хотели бы принять участие в других видах деятельности и вложить туда все свои силы.
7.
Найдите время для отдыха.
Существует достаточно большое количество разновидностей стрессов.
Эмоционально положительные и эмоционально отрицательные.
Хронический стресс предполагает наличие постоянной (или существующей длительное время) значительной нагрузки на человека в результате которой его психологическое или физиологическое состояние находится в повышенно напряженном состоянии (длительный поиск работы, постоянная спешка, выяснение отношений).
Острый стресс - состояние личности после события или явления, в результате которого у нее теряется «психологическое» равновесие (конфликта с начальником, ссоры с близкими людьми).
Физиологический стресс возникает при физической перегрузке организма (слишком высокая или низкая температура в рабочем помещении, сильные запахи, недостаточная освещенность, повышенный уровень шума).
Психологический стресс является следствием нарушения психологической устойчивости личности по целому ряда причин: задетое самолюбие, оскорбление, работа, несоответствующая квалификации.
Кроме того, стресс может быть результатом психологического перегрузки личности: выполнение слишком большого объема работ, ответственность за качество сложной и продолжительной работы. Вариантом психологического стресса является эмоциональный стресс, который проявляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды. Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок или информационного вакуума10.
Рис 2.«Виды
стресса».
Для определения наиболее рационального способа воздействия на человека в состоянии стрессовой ситуации необходимо иметь представления о динамике развития внутреннего напряжения состояния у человека11.
уровень активности
человека
В
А D
T
Динамика
стресса
Рис 3. «Стадии развития стресса».
Выделяют три стадии развития стресса: 1) возрастание напряжения или мобилизация(линия AB), 2) внутренний стресс или дезаптация(линия BC),
3) истощение, спад внутренней активности до фонового уровня, а иногда и ниже или дезорганизация(линия CD).
Стадия мобилизации характеризуется ростом интенсивности реакций, повышением чёткости познавательных процессов, ускорением их, готовностью быстро вспомнить необходимую информацию. В этой стадии работникам удаётся сделать многое и в срок. Например, подготовка срочной работы к заданному сроку, подготовка студентов к сессии, спор между сотрудниками по поводу методов выполнения работы.
Стадия дезаптации проявляется вслед за стадией мобилизации при условии, что стресс длится долго. Возникает реакция запредельного торможения, что проявляется в снижении качества исполнения работы. В поведении специалиста проявляется неорганизованность, теряется чёткость передачи информации, забывается часть информации, принимаются решения, не