Память. Виды и механизмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 23:42, реферат

Краткое описание

Говоря о человеке и о человечестве мы всегда говорим о таких понятиях,
как "память", "воспоминания". Человек всегда стремился к развитию, к
прогрессу, к новым знаниям, а память – это абсолютно необходимое условие
для научения и приобретения знаний. Без памяти невозможно накопление и
сохранение опыта человека, его нормальное функционирование в обществе,
поэтому изучение механизмов памяти особенно важно для таких областей как
педагогика, воспитание. Психолог С.Л.Рубинштейн как-то сказал:

Оглавление

Введение
1. Отличие памяти человека и животных
2. Определение памяти
а) Основные черты
б) Индивидуальные различия


3. Виды и формы памяти


4. Механизмы памяти


Заключение

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 79.22 Кб (Скачать)

.                                            КУРСОВАЯ      РАБОТА.

 

 

                                          ОБЩАЯ   ПСИХОЛОГИЯ.

 

 

 

                            Тема;    ПАМЯТЬ.  ВИДЫ, ФОРМЫ,  МЕХАНИЗМЫ.

 

 

 

                                       Выполнила: студентка 4-го курса,

                                       Психолого-педагогического

                                       факультета,

                                       Максимова Анна Сергеевна.

                                                   Группа 6 СМ.

 

 

 

                                       Преподаватель: Васильева С.В.

 

 

 

                ПАМЯТЬ: ВИДЫ, ФОРМЫ, МЕХАНИЗМЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ

 

                                   П Л А Н

 

      Введение

     1. Отличие памяти  человека и животных

     2. Определение  памяти

            а) Основные черты

           б) Индивидуальные различия

 

 

      3. Виды и  формы памяти

 

 

      4. Механизмы  памяти

 

 

      Заключение

 

 

 

                                  ВВЕДЕНИЕ

 

      Говоря о человеке и о человечестве мы всегда говорим о таких понятиях,

как  "память",  "воспоминания".  Человек  всегда  стремился  к  развитию,  к

прогрессу, к новым знаниям, а память –  это  абсолютно  необходимое  условие

для научения и приобретения знаний.   Без памяти  невозможно  накопление  и

сохранение опыта  человека,  его  нормальное  функционирование  в  обществе,

поэтому изучение механизмов памяти особенно важно  для  таких  областей  как

педагогика, воспитание. Психолог С.Л.Рубинштейн как-то сказал:

 «Без памяти мы были  бы существами на мгновение.  Наше прошлое было бы мертво

 

  для нашего будущего, а настоящее… безвозвратно исчезало  бы в прошлом» [1]

 

 

      Стремиться  понять то, как функционирует  человек необходимо, и  особено

для специалистов работающих с людьми. Каждый человек уникален,  но  возможно

найти некоторые закономерности, которые очень помогут в работе с  человеком.

Ведь чем глубже наше понимание  человека, тем эффективне  можно послужить и

помочь ему.

      В данной  работе будет дано определение  того, что такое память,   будет

сделан обзор видов, основных свойств, качеств и механизмов памяти.

 

 

 

Основные определения:

 

      Прежде всего,  следует отметить что память, в той или иной мере, есть  у

всех живых существ, но человек стоит на много порядков выше любого  существа

в  мире.  У  дочеловеческих  организмов  есть  только   два   вида   памяти:

генетическая и механическая.

- Генетическая память  - память, которая хранится в генотипе, передается  и

   воспроизводится   по   наследству.   Основной   биологический    механизм

   запоминания информации  в этом случае –  мутация  и изменения  в  генах.  В

   данной работе генетическая  память не будет разбираться  подробно, так  как

   она единственная,  на  которую   мы  не  можем оказывать влияние через

   обучение и воспитание.[2]

- Механическая  -  это  механическая способность к обучению, к  приобретению

   какого-то опыта.  Данная  память  ограничена,  она   накапливается,  но  не

   сохраняется, а  исчезает с самим организмом. Понятие "механическая память"

   означает  память,  которая  основана  на  повторении,  без   осмысливания

   действий или материала.[3]

   Данные виды памяти  существуют у всех  живых   существ,  хотя  и  в  разной

степени  развития.  Но  человек  гораздо  более  сложен:   прежде  всего,  у

человека есть  речь,  как  сильный  инструмент  запоминания;  человек  также

обладает произвольной, логической и опосредствованной памятью,  чего  нет  у

животных. Другими словами, человек использует  для  запоминания  и  хранения

информации свою волю, логику, разные средства запоминания (записи, тексты  и

т.д.).   Человек   неограничен   только   органическими   возможностями    в

использовании памяти, и перед памятью человека  открываются фантастические

возможности.[4] Что же такое  сама память?

      Принято   считат,  что физиологическая основа  памяти  лежит в   так

называемых последовательных  временных  связях,  которые возникают в коре

полушарий головного мозга, на условно-рефлекторных принципах.[5]

      ПАМЯТЬ - это  психическое свойство человека, способность, к накоплению,

(запоминанию) хранению, и   воспроизведению  опыта  и   информации.[6]  Другое

определение, говорит что  память  -  это  способность  вспоминать  отдельные

переживания из прошлого, осознавая  не только само переживание, а  его  место

в истории нашей жизни, его размещение во времени и  пространстве.[7]  Память

трудно  свести  к  одному  понятию,  но  подчеркнем,  что  это  совокупность

процессов и функций, которые  расширяют познавательные возможности  человека.

Память охватывает все  впечатления об окружающем мире,  которые  возникают  у

человека.[8]

      Еще один  важный факт:  память  хранит,  восстанавливает  очень  разные

элементы нашего опыта:  интеллектуальный  опыт,  эмоциональный,  и  моторно-

двигательный. Память о чувствах и эмоциях может сохраняться  даже дольше  чем

интеллектуальная память о конкретных событиях. Итак, память – очень  сложный

механизм, память состоит  из  целого  ряда  специальных  факторов  памяти[9],

которые мы и рассмотрим.

 

Основные черты памяти[10]

 

Наиболее важные черты, неотъемлемые характеристики памяти,  это:

 

длительность, быстрота (запоминания  и воспроизведения), точность,

готовность, объем. От этих характеристик  зависит то, насколько продуктивная

память человека. Данные черты  памяти будут упоминаться ниже в  этой работе,

а пока - их краткая характеристика:

 

 

 

1. Объем -  способность  одновременно сохранять значительный  объем

   информации. Средний  объем памяти  - 7 элементов (единиц) информации.

2. Быстрота запоминания  - отличается у разных людей.  Скорость запоминания

   можно увеличить  с помощью специального тренирования памяти.

3. Точность -  точность  проявляется в припоминании фактов  и событий, с

   которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания

   информации. Эта черта  очень важна в обучении

4. Длительность – способность  в течении долгого времени сохранять пережитый

   опыт. Также очень  индивидуальное качество: некоторые  люди могут вспомнить

   лица и имена  школьных друзей много лет  спустя, некоторые забывают их

   спустя всего несколько  лет. Длительность памяти имеет  выборочный

   характер.

5. Готовность к воспроизведению  -  способность быстро воспроизводить  в

   сознании человека информацию. Именно благодаря этой способности мы можем

   эффективно использовать  приобретенный раньше опыт.

 

Индивидуальные различия памяти

 

Сразу  хочется  отметить,  что  когда речь  идет  о психических явлениях,

довольно трудно разложить  все "по полочкам" и вывести  единый  шаблон.  Тоже

относится  и  к  памяти,  ведь  несмотря  на  многочисленные  и многолетние

исследования,   которые   проводятся   психологами,   и    нейрофизиологами,

физиологические механизмы  памяти все еще малоизучены.[11]

   Память также нельзя  рассматривать в  отрыве  от  особенностей  и  свойств

личности. Важно понимать, что  у разных людей разные функции  памяти  развиты

неодинаково.  Разница  может быть количественной, например:

 

    - различная скорость  запоминания;

 

    - в прочности  сохранения;

 

    - в легкости  воспроизведения, точность и объем  запоминания.[12]

 

      Например: некоторые  люди чудесно запоминают материал, но потом не

      могут его  воспроизвести. Другие же, наоборот, с трудом запоминают, но

      долго хранят  в памяти накопленную информацию.

   Разница  может   быть  также  качественной,  или   отличаться   по   своей

модальности, т.е. в  зависимости  от того  какой  вид  памяти  доминирует.  В

зависимости  от  этого  в  человеке  может  больше  проявляться  зрительная,

слуховая, двигательная или  эмоциональная память.  Одному,  чтобы  запомнить,

нужно прочесть материал,  у  другого  больше  развито слуховое  восприятие,

третьему  нужны  зрительные  образы.  Известно  что  «чистые»  виды   памяти

встречаются редко, в жизни  чаще всего  различные  типы  памяти  смешиваются:

зрительно-двигательная,  зрительно-слуховая  и  двигательно-слуховая  память

являются  наиболее  типичными.  У   большинства   людей   ведущей   является

зрительная память.[13] Виды памяти будут рассмотрены немного  ниже.

      Встречается   даже  такое  феноменальное   индивидуальное  свойство  как

эйдетическое  зрение,   т.е.  то,  что  называют  «фотографическая  память».

Примером  может  служить  человек,  который  после  однократного  восприятия

материала  и  очень  небольшой  умственной  обработки,  все  же   продолжает

«видеть» материал,  и  прекрасно  восстанавливает  его  даже  по  прошествии

долгого времени. На самом  деле такой вид памяти в той  или иной мере  не  так

уж и редок, имеется у многих детей, но в последствие исчезает у взрослых из-

за недостаточного упражнения данного вида  памяти.  Этот  тип памяти  может

быть развит  некоторыми  людьми  (например  у художников,  музыкантов,  где

требуется точное воспроизведение  увиденного).  У каждого человека  больше

всего развиваются те виды памяти, которые им чаще используются.[14]

Память также зависит  от  таких индивидуальных особенностей личности как

    - Интересов и склонностей личности; (то, чем человек больше

      интересуется, запоминается без труда)

    - От отношения  личности к той или иной  деятельности;

    - От эмоционального  настроя

 

      (интересно, что память о чувствах и эмоциях может сохраняться даже

      дольше чем  интеллектуальная память о конкретных  событиях. Доказано,

      что существует  связь между приятностью переживания,  и тем как оно

      удерживается  в памяти. Приятные переживания  удерживаются гораздо

      лучше, чем  неприятные. Память вообще оптимистична по природе: человек

      всегда стремиться  забывать неприятное, а воспоминания о страшных

      трагедиях, с течением времени, довольно быстро утрачивают

      остроту.[15])

    - физического состояния;

    - От волевого  усилия и многих других факторов [16]

 

Виды и формы памяти

 

Существуют разные классификации  видов человеческой памяти:

   1. Классификация по  участию воли в процессе запоминания;

   2. Класификация по психической активности, которая преобладает в

      деятельности.

   3. По продолжительности  сохранения информации;

   4. По сути предмета  и способа запоминания. [17]

Информация о работе Память. Виды и механизмы