Память. Виды и механизмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 23:42, реферат

Краткое описание

Говоря о человеке и о человечестве мы всегда говорим о таких понятиях,
как "память", "воспоминания". Человек всегда стремился к развитию, к
прогрессу, к новым знаниям, а память – это абсолютно необходимое условие
для научения и приобретения знаний. Без памяти невозможно накопление и
сохранение опыта человека, его нормальное функционирование в обществе,
поэтому изучение механизмов памяти особенно важно для таких областей как
педагогика, воспитание. Психолог С.Л.Рубинштейн как-то сказал:

Оглавление

Введение
1. Отличие памяти человека и животных
2. Определение памяти
а) Основные черты
б) Индивидуальные различия


3. Виды и формы памяти


4. Механизмы памяти


Заключение

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 79.22 Кб (Скачать)

   Запоминание может  быть как произвольным, запланированным,  так и

   непроизвольным, протекать независимо от воли человека. Это имеет

   громадное значение, так как именно так воспринимается  большая часть

   информации, необходимой  каждый день Произвольное запоминание  может

   проходить двумя  способами:  через механическое  фиксирование. или быть

   смысловым (логическим).  Уже было упомянуто, что второй  способ обычно

   достигает лучших  результатов, так как человек  работает с материалом, а

   ведь только действуя на основании материала мы запоминаем его.[29]

2. Сохранение - когда следы   памяти не исчезают, а  фиксируются   в  нервных

   сплетениях, даже после того как исчезают возбудители, которые их вызвали.

   Благодаря  этому  "банк  информации"  постоянно   возрастает.    Не   вся

   информация сохраняется  одинаково хорошо:  одни  образы  остаются,  другие

   слабнут, третьи  вообще быстро исчезают.  Еще   раз  подчеркиваем  важность

   личного  психического  отношения  личности  к   материалу,   в   процессе

   запоминания и сохранения.

3. Воспроизведение - этап  вспоминания или  воспроизведения   лежит  в  основе

   познавательных процессов.  Благодаря этой фазе информация  извлекается  из

   "огромной" библиотеки" памяти. Вопроизведение проходит в три фазы:[30]

    . Узнавание -  при повторном восприятии объекта,  мозг проводит  различие

      между возбудителями,  которые действовали на вас  раньше и теми, которые

      действуют  на ваши органы чувств в  настоящий момент.

    . Припоминание -  наиболее активная форма воспроизведения.

 

      В  сознании  отображаются  те  возбудители,  которые  действовали   на

      человека  в заданой время, хотя сейчас они и не действуют.

    . Репродукция или  реминисценция - самый сложный  этап, когда в памяти уже

      конкретно  восстанавливает необходимый материал. До  этого  он  уже  1)

      различаем  2) обновляется  в  сознании  3)  но  теперь  нужно  полность

      воспроизвести  образ, который  вы  не  наблюдаете  сейчас:  ,  например

      написать, рассказать, нарисовать.

4. Забывание - процесс противоположный  сохранению.

 

   Когда мы видим  значительное различие между  оригинальным материалом и тем

   что удается воссоздать, принято говорить, что материал  забыт. Процесс

   забывания всегда  интересовал исследователей. Было  выяснено, что

   наибольший объем  материала забывается  в первый  день после запоминания.

 

   Забывание может  быть как полезным так и  вредным, помогая или мешая

   человеку в жизни  и деятельности. Позитивная функция  забывания в том, что

   оно забирает громадный  груз информации, который является  ненужным, и не

   допускает перенагрузки памяти. Негативным забывание становится когда

   память стирает  целые блоки информации, или отрицательный  опыт, который

   тем не менее необходим для нормальной плодотворной жизни.

Есть несколько теорий, почему происходит забывание, хотя на практике ни

одна из них не может  исчерпываще объяснить явление забывания. [31]

   1) Теория  систематической  деформации следов памяти -  говорит  что

      перемены  в памяти связаны с переменами  в тканях мозга. То есть в

      следах памяти происходят спонтанные безконтрольные перемены.

   2) Теория ретроактивного и проактивного торможенияи говорит, что любое

      получение  нового материала приводит к  нарушениям в памяти о предыдущих

      событиях. (ретроактивное) Таким же образом любое предыдущее обучение,

      негативно  влияет на процесс дальнейшего  обучения и воссоздания нового

      материала.(проактивное забывание) Например: немудро мосле математики

      сразу учить  физику или химию, процесс забывания  материала будет идти

      довольно  быстро.

   3) Теория мотивируемого  забывания говорит, что цель  и мотивация человека

      влияет на  забывание. (например человек намеренно забывает о

      болезненной  информации, которая вызывает боль, страх или вину).

      З.Фрейд  посвятил много времени изучению  именно этой теории и изучению

      мотивированного  забывания. Мо мнению Фрейда, когда  человек

      непроизвольно  теряет или закладывает вещи,, он это делает с целью

      избавления  от неприятных воспоминаний или  эмоциональных переживаний.

 

 

Некоторые распространенные нарушения памяти

 

      Так как  было сказано, что забывание  может быть очень негативным, стоит

кратко упомянуть о  некоторых нарушениях памяти, когда  забывание  проявляется

осоенно ярко.

 

Нарушений памяти существует большое  количество  и  будут  упомянуты  только

самые распространенные. При  некоторых  нарушениях  памяти  может  возникнуть

амнезия - т.е. отсутствие или  провалы   памяти.  Амнезии  могут  длиться  от

нескольких часов и  минут, до многих лет.

В зависимости от процесов, которые происходят, амнезии делят на

         - Ретроградную -  забывание прошлых событий;

         - антероградную - невозможность запоминания на будущее

         - ретардированную - изменение памяти, когда память не сохраняет

           переживания и события, происшедшие  во время болезни;

         - прогрессивную - проявляется в постепенном ухудшении памти, до ее

           полной потери. [32]

Еще одно распространенное нарушение  это иллюзии - информация воспринимается

правильно, но при ее воспроизводстве  происходит деформация материала.

Галлюцинации - явление, когда  человек убежден в рельности переживаний,

которых на самом деле не было. Они возникают исключительно в

воображении.[33]

А теперь, подитоживая все вышесказанное о механизмах памяти хотелось бы

обобщить вышесказанное, и перечислить некоторые основные практические

моменты, связанные с памятью.

 

Некоторые универсальные  принципы в механизме памяти

 

Данные факты были получены исследователями на основании разных теорий

памяти. Немецкий ученый Г.Эббингауз обобщил и вывел некоторые закономености

в механизме памяти:

     1) при запоминании  материала, лучше всего воспроизводятся  его начало

        или  конец ("эффект края)

     2) запоминание  пройдет лучше если повторять  материал несколько раз в

        течение  времени: нескольких часов или  дней

     3) Любое повторение  свособствует лучшему запоминанию того, что было

        выучено  раньше. Повторение вобще играет большую роль, причем как

        было  сказано, не механическое, а логическая  обработка материала.

     4) Установка  на запоминание ведет к лучшему  запоминанию. Очень полезно

        связать  материал с  целью деятельности.

     5) Один из  интересных эффектов памяти - это  явление реминисценции Это

        - улучшение  со временем, воспроизведения изученного  материала, без

        какого-то  дополнительного повторения. Реминисценция  чаще всего

        происходит  на 2-3 день после выучивания материала.

     6) Простые события,  которые производят на человека  сильное

        впечатление,  запоминаются сразу, прочно и  надолго.

     7) Более сложные  и не такие интересные события  человек может

        переживать  много раз, но в памяти они  не отложатся надолго.

     8) Любое новое  впечатление не остается в  памяти изолированным. Память

        о  событии меняется, так как вступает  в связь с другими

        впечатлениями.

     9) Память человека  всегда связана с его личностью,  поэтому любые

        патологические  изменения в личности всегда  сопровождаются

        нарушениями  памяти.

    10) Память человека  всегда теряется и восстанавливается  по одному и

        тому  же "сценарию":  при потере  память первыми теряются более

        сложные  и недавние впечатления. При  восстановлении наоборот:

        стачала  восстнавливаются более простые и старые воспоминания. А

        затем  более сложные и недавние.

Это некоторые наиболее общее, но вовсе не исчерпывающие закономерности

работы памяти у человека.

 

 

 

                                 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      В данном  реферате была  кратко  рассмотрена   память:  ее  определения,

основные черты  и  характеристики,  основные  виды  и  механизмы  процессов,

происходящие в памяти. Тем не  менее,   очень важно осознавать,  что даже

после многолетних исследований механизмы памяти еще не  достаточно  изучены,

и даже те закономерности, которые  удалось вывести,  не  всегда  применимы  к

абсолютному большинству  людей.

 

      Мнение автора  работы - это то, что к изучению  человека, особенно когда

речь идет о его психике, нужно подходить  с  достаточной  долей  смирения  и

осознания, что каждый человек  глубоко  индивидуален  и  очень  сложен.  Св.

Августин когда-то сказал:

                       "Человек - это великая глубина…

   Легче посчитать  волосы на его голове, чем чувства,  мысли и наклонности

                                 его сердца"

 

Таблица, данная ниже, подсуммирует,  что представляет собой понятие

"память", которое кратко  обсуждалось в данной работе.[34]

 

 

 

                                БИБЛИОГРАФИЯ

 

Гамезо М.В., И.А.Домашенко, Атлас по психологии, 3-е издание, Москва, 1999,

стр. 159

 

Крылов А.А., С.А. Маничева, Практикум по общей. Экспериментальной и

прикладной психологии,  "Питер", Санкт-Петербург, 2000, стр. 89

 

Макселон Юзеф, Психология, 1998, стр. 125

 

Максименко С.Д., В.О.Соловьяненко, Загальная психология, МАУП, Киев 2000

 

Немов Р.С., Общие основы психологии, книга 1, «Просвещение», Москва, 1994,

стр. 184

 

Ясперс Карл, Общая психопатология,  «Практика», Моска 1997, стр. 218

 

Шаталов В.В. Память и возможности  ее развития, Киев 1997, стр. 120

 

Гиппертейнер, Основы психологии, Москва 1988г, стр. 150

 

 

Память и ее развитие

Известно, что каждое наше переживание, впечатление или движение составляют известный след, который  может сохраняться достаточно длительное время, и при соответствующих  условиях проявляться вновь и  становиться предметом сознания.

Таким образом, память- это  сложный психический процесс, состоящий  из нескольких частных процессов, связанных  друг с другом. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Человеческая память - это не просто какая-то единая функция. В ней участвует много  различных процессов. Существуют три  совершенно различных типа памяти: 1) как "непосредственный отпечаток" сенсорной информации; 2) кратковременная память; 3) долговременная память.

Непосредственный  отпечаток сенсорной информации . Эта система удерживает довольно точную о полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Длительность сохранения картины очень невелика - 0,1-0,5 с. Закройте глаза, затем откройте их на мгновение и закройте снова. Проследите за тем, как увиденная вами четкая, ясная картина сохраняется некоторое время, а затем медленно исчезает.

Кратковременная память удерживает материал иного типа. В данном случае удерживаемая информация представляет собой не полное отображение событий, которые произошли на сенсорном уровне, а непосредственную интерпретацию этих событий. Например, если при вас произнесли какую-то фразу вы запомните не столько составляющие ее звуки, сколько слова. Обычно запоминается лишь 5-6 слов. Сделав сознательное усилие, вновь и вновь повторяя материал, можно удержать его в кратковременной памяти на неопределенно долгое время. Непосредственные отпечатки сенсорной памяти невозможно повторять, они сохраняются лишь несколько десятых долей секунды и продлить их нет возможности.

Информация о работе Память. Виды и механизмы