Память. Виды и механизмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 23:42, реферат

Краткое описание

Говоря о человеке и о человечестве мы всегда говорим о таких понятиях,
как "память", "воспоминания". Человек всегда стремился к развитию, к
прогрессу, к новым знаниям, а память – это абсолютно необходимое условие
для научения и приобретения знаний. Без памяти невозможно накопление и
сохранение опыта человека, его нормальное функционирование в обществе,
поэтому изучение механизмов памяти особенно важно для таких областей как
педагогика, воспитание. Психолог С.Л.Рубинштейн как-то сказал:

Оглавление

Введение
1. Отличие памяти человека и животных
2. Определение памяти
а) Основные черты
б) Индивидуальные различия


3. Виды и формы памяти


4. Механизмы памяти


Заключение

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 79.22 Кб (Скачать)

Долговременная  память . Существует явное и убедительное различие между памятью о только что случившемся событии и событиях далекого прошлого. Долговременная память- наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти. Емкость первых названных систем памяти очень ограничена: первая состоит из нескольких десятых секунд, вторая - несколько единиц хранения. Емкость же долговременной памяти практически безгранична. Все, что удерживается на протяжении более чем несколько минут, должно находиться в системе долговременной памяти. Главный источник трудностей, связанных с долговременной памятью -это проблема поиска информации.

В памяти выделяют три процесса: запоминание (ввод информации в память), сохранение ( удержание) и воспроизведение. Эти процессы взаимосвязаны. Организация запоминания влияет на сохранение. Качество сохранения определяет воспроизведение.  

 

Процесс запоминания может  протекать как мгновенное запечатление - импритинг . Состояние импритинга у человека возникает в момент высокого эмоционального напряжения. Вероятна его связь с периодами сенситивного развития психических функций. При многократном повторении одного и того же раздражителя происходит его запечатление без сознательной установки на это. Намерение сохранить материал в памяти характеризует произвольное запоминание.

Организованное повторение материала с целью его запоминания  называется заучиванием . Значительный рост способности к заучиванию падает на возраст от 8 до 10 лет и особенно возрастает с 11 до 13 лет. С 13 лет наблюдается относительное снижение в темпах развития памяти. Новый рост начинается с 16 лет. В возрасте 20-25 лет память человека, занятого умственным трудом, достигает высшего уровня.

По механизму выделяют логическое и механическое запоминание. По результату - дословное и смысловое .

Сама по себе направленность на запоминание не дает должного эффекта. Ее отсутствие может быть компенсировано высокими формами интеллектуальной активности, даже если сама по себе эта  деятельность и не была направлена на запоминание. И только сочетание  этих двух составляющих создает прочную  основу максимально успешного заучивания, делает запоминание продуктивным.

Лучше всего запоминается то, что возникает в качестве препятствия, затруднения в деятельности. Запоминание  материала, данного в готовом  виде, осуществляется с меньшим успехом, чем запоминание материала, найденного самостоятельно, в ходе активной деятельности. То, что запоминается хотя бы и непроизвольно, но в процессе активной интеллектуальной деятельности, сохраняется в памяти прочнее, чем то, что запоминалось произвольно.

Результат запоминания выше при опоре на наглядный, образный материал. Однако продуктивность запоминания  при опоре на слова с возрастом  увеличивается, чем при опоре  на картинки. Поэтому разница в  использовании тех и др. опор с  возрастом уменьшается. При самостоятельном  придумывании словесные опоры становятся более действенным средством  запоминания, чем готовые картинки.

В широком смысле опорой запоминания может быть все, с  чем мы связываем то, что нами запоминается или что само "всплывает" в нас как связанное с ним. Смысловой опорой является некоторая  точка, т.е. нечто краткое, сжатое, служащее опорой какого-то более широкого содержания, замещающего его собой. Наиболее развернутой формой смысловых опорных  пунктов являются тезисы, как краткое  выражение основной мысли каждого  раздела. Чаще в качестве опорного пункта выступают заглавия разделов.

Материал запоминается лучше  и забывается меньше в тех случаях, когда опорные пункты были выделены в процессе запоминания. Сила опорного пункта зависит от того, насколько  глубоко и основательно мы осмысливаем  благодаря ему содержание раздела. Смысловой опорный пункт- это опорный пункт понимания. Для нас наиболее важны не опорные пункты, а та смысловая деятельность, которая необходима для выделения.

УПРАЖНЕНИЯ 

Трудное - запомни!  

 

Ведущий показывает ученикам на 25-30 секунд десять слов с трудными написание и убирает их. Затем под диктовку ученики пишут эти слова на листке. Зрительная память в этом случае как бы "подстраховывает" слуховую. Выигрывает тот, кто записал все слова правильно.  

 

Ассоциация  

 

Ведущий говорит ученикам: "Приготовьтесь сейчас как следует поработать со своей памятью. Чтобы иметь хорошую память, нужно ее усиленно тренировать, что мы сейчас и постараемся проделать.

Сейчас Вам будет зачитано 50 слов, которые Вам придется запомнить. Причем запомнить твердо, наверняка  и в правильной исходной последовательности. Не пугайтесь! Вам придут на помощь опорные слова - те самые, которые  Вы вперед собой. Эти опорные слова  все время будут перед Вашими глазами. Ряд слов, которые мы будем  сейчас зачитывать, Вы образно, наглядно должны связать с рядом опорных  слов. Например: зачитано первое слово: "город", Вы смотрите , находите первое слово опорного ряда -"великан" и представляете себе великана, осторожно пробирающегося между крошечными домами на улицах города лилипутов.

А вот, например, второе слово, которое нужно запомнить "самолет". А второе опорное слово - "весло". Вы сразу же можете представить самолет, который словно по воде плывет по облакам, отталкиваясь от них веслами.

Такие образные ассоциации помогут Вам хорошо запомнить  ряд слов какой угодно длины."

И так давайте попробуем! Я медленно буду зачитывать слова, всего 50 слов, а Вы в это время устанавливаете их ассоциацию с рядом опорных  слов.

Начали!

 

1.       Виноград

2.       балкон

3.       сигареты

4.       облако

5.       барабан

6.       кошка

7.       йод

8.       бубенчик

9.       платье

10.   огород

11.   полюс

12.   визит  
13.   карман

14.   станок

15.   агрессия

16.   шхуна

17.   кобра

18.   бусы

19.   пчела

20.   баррикада

21.   глянец

22.   линия

23.   марганец

24.   шум

25.   вьюнок

26.   забияка

27.   бигуди

28.   веселье

29.   сметана

30.   указка

31.   мышь

32.   адмирал

33.   астероид

34.   фарфор

35.   кит

36.   брат

37.   мастер

38.   дивизия

39.   барышня

40.   марка

41.   шея

42.   гиря

43.   аукцион

44.   ферзь

45.   баян

46.   консенсус

47.   форма

48.   сессия

49.   зигзаг

50.   телефон.

 

А сейчас возьмите лист бумаги и попытайтесь воспроизвести  их письменно, используя опорные  слова. Если же какое-либо слово так  и не вспомнилось, поставьте на этом месте в своем списке прочерк. Пожалуйста.

Спасибо. Надеюсь, большинство  слов исходного списка Вам удалось  воспроизвести правильно.

А сейчас прослушаем список слов еще раз. Отмечайте галочками  те слова, которые Вы вспомнили правильно.

Подсчитайте число правильно  воспроизведенных Вами слов. Это и  будет результатом, который Вы показали в тестировании. Итак, подсчитайте  число слов, которое Вам удалось  вспомнить правильно.  

 

Заблудившийся рассказчик

Участники рассаживаются  в круг. Ведущий назначает тему разговора. Один из участников начинает развивать ее, а затем, следуя за случайными ассоциациями, уводит в  разговор в сторону. Он перескакивает  в одной темы на другую, затем  на третью, стремится как можно лучше "запутать" свое повествование. Затем говорящий жестом передает слово другому участнику. Слово может быть передано любом, поэтому за ходом игры следят все. Тот, на кого упал выбор, должен "распутать" разговор, т. е. кратко пройтись по всем ассоциативным переключениям своего предшественника в обратном порядке - от конца к началу. Он возвращается к исходной, предложенной ведущем теме. Затем сам запутывает разговор, предает слово кому-то другому,, и так далее.  

 

Бег ассоциаций

Участники рассаживаются  в круг. Ведущий произносит два  случайных слова. Один из участников вслух описывает образ, соединяющий  второе слово ведущего с первым. Затем создавший образ участник предлагает свое слово следующему игроку, тому,, кто сидит от него по левую руку. Тот связывает это третье слово со вторым ведущего, а свое собственное слово - уже четвертое в цепочке передает в качестве задания своему соседу слева. Игра движется кругами, и в конце каждого круга ведущий по секундомеру объявляет время, затраченное на его прохождение. Хорошо подготовленные участники могут участвовать в "забеге" на несколько кругов. Ведущий имеет право неожиданно остановить игру и предложить кому-нибудь из участников воспроизвести все слова. Если участник помнить только свои слова, значит он ореитирован на личное достижение и не участвует в игре.  

 

Содержание  
Введение 3  
1. Теоретическое изучение внимания и памяти у детей с ОНР 5  
1.1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОНР 5  
1.2. ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОНР 10  
1.3. ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ С ОНР 13  
2. Исследование особенностей внимания и памяти детей с ОНР 18  
2.1. ВЫБОР ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК 18  
2.2. АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 21  
Заключение 30  
Список литературы 32  

Введение

Введение  
Под общим недоразвитием речи (ОНР) понимают нарушенное формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой структуры, фонематических процессов, лексики, грамматического строя, смысловой стороны речи) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. При ОНР наблюдаются позднее появление речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования, также наблюдаются отклонения в развитии таких психических процессов как внимание и память.  
В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психо-коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания. Однако рекомендации для практических психологов и педагогов по данным вопросам относятся в основном к начальной школе и не освещают опыт организации работы с детьми дошкольного возраста, хотя на сегодняшний день для дальнейшего успешного обучения необходимо ранее выявление и коррекция нарушений внимания уже у детей старшего дошкольного возраста.  
Внимание всегда есть сосредоточенность на чем либо. В выделении одного объекта из массы других проявляется так называемая избирательность внимания: интерес к одному есть одновременное невнимание к другому. Внимание само по себе не является особым познавательным процессом. Оно присуще любому познавательному процессу (восприятию, мышлению, памяти) и выступает как способность к организации этого процесса.  
Итак, в системе психологических феноменов внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать в "чистом" виде не представляется возможным. С явлениями внимания мы имеем дело лишь тогда, когда рассматривается динамика познавательных процессов и особенности различных психических состояний человека. Всякий раз, когда мы пытаемся выделить "материю" внимания, отвлекаясь от всего остального содержания психических феноменов, она как бы исчезает.  
Однако нельзя не видеть и особенностей внимания, красной нитью проходящих через все другие психические явления, где оно проявляется, не сводимых к моментам различных видов деятельности, в которые включен человек. Это - наличие в нем некоторых динамических, наблюдаемых и измеримых характеристик, таких как объем, концентрация, переключаемость и ряд других, непосредственно к познавательным процессам типа ощущений, восприятия, памяти и мышления не относящихся.  
Цель работы: рассмотреть особенности развития памяти и внимания у детей с ОНР.  
Задачи:  
1. Рассмотреть психолгические особенности детей с ОНР;  
2. Изучить особенности внимания детей с ОНР;  
3. Рассмотреть особенности памяти детей с ОНР;  
4. Провести диагностику внимания и памяти детей;  
5. Проанализировать полученные результаты.

Литература

Список  литературы  
1. Бурменская Г.В. Хрестоматия по детской психологии. М.: Просвещение, 2003 - 367с.  
2. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО - Пресс, 2005 - 324с.  
3. Гальперин П.Я. Формирование внимания //Хрестоматия по общей психологии; Психология мышления. - М.: Просвещение, 2001 - 488 с.  
4. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. - М.: Просвещение, 2004 - 300с.  
5. Диагностика познавательной сферы ребенка / Под ред. Т.Г. Богдановой, Т.В. Корниловой М.: Психология, 2006 - 314с.  
6. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1999. - 324с.  
7. Козырева Л.А. Развитие речи. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2002. - 160с.  
8. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. - М.: Педагогика, 1983. - Т.1.- 342с.  
9. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). М.: Владос, 1997 - 345с  
10. Методика развития речи детей дошкольного возраста. / Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев, А.П.Николаичева. - М.: Просвещение, 1984. - 266с.  
11. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений: В 3 т. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2004 - Т.1. - 400с.  
12. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания. - М.: ВЛАДОС, 2003 - 276с.  
13. Петерс В.А. Психология и педагогика. - М.: Велби, Проспект, 2005 - 278с.  
14. Правдина О.В. Логопедия. - М.: Просвещение, 2001-324с.  
15. Психология и педагогика: Учебное пособие. / Сост. Романова И.А. - М.: Экзамен, 2004 - 387с.  
16. Психология развивающейся личности. / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Прогресс, 2004 - 500с.  
17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2005 - 700с.  
18. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. - М.: Школьная пресса, 2000 - 324с.  
19. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005 - 520с.  
20. Фролов Е.А. Логопедия. - М.: Просвещение, 2003 - 198с.  
21. Эльконин Д.Б. Развитие речи детей в дошкольном возрасте. - М.: Педагогика, 2001. - 234с.


 

 

Внимание как  условие сознательной деятельности

1. Понятие о  внимании.

Ни один психический процесс  не может протекать целенаправленно  и продуктивно, если человек не сосредоточит своего внимания на том, что воспринимает или делает. Мы можем смотреть на какой-либо предмет и не замечать его или видеть очень плохо. Занятый  своими мыслями, человек не слышит разговоров, которые ведутся рядом с ним, хотя звуки голосов доходят до его слухового аппарата. Мы можем  не почувствовать боли, если наше внимание направленно на что-нибудь другое. Напротив, глубоко сосредоточившись на каком-либо предмете или деятельности, человек  подмечает все детали этого предмета и действует очень продуктивно. А фиксируя свое внимание на ощущениях, мы увеличиваем свою чувствительность. Что же такое внимание ?

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или  деятельности. Направленность сознания – выбор объекта, а сосредоточенность  предполагает отвлечение от всего, что  не имеет отношения к этому  объекту.

Внимание обуславливает  успешную ориентировку субъекта в окружающем мире и обеспечивает более полное и отчетливое отражение его в  психике. Объект внимания оказывается  в центре нашего сознания, все остальное  воспринимается слабо, неотчетливо, однако направленность нашего внимания может  меняться.

Внимание не представляет самостоятельного психического процесса, так как не может проявляться  вне других процессов. Мы внимательно  или невнимательно слушаем, смотрим, думаем, делаем. Таким образом, внимание является лишь свойством различных  психических процессов.

2. Физиологические  основы внимания.

В коре больших полушарий  мозга могут протекать два  процесса: возбуждение и торможение. Когда человек внимателен к чему-либо, это значит, что у него в коре мозга возник очаг возбуждения. Остальные  участки мозга в это время  находятся в состоянии торможения. Поэтому человек, сосредоточенный  на чем-либо одном, может ничего другого  в этот момент не замечать.

Деятельность невозбужденных участков мозга связана в это  время с тем, что обычно называется неосознанной, автоматической деятельностью  человека.

Большое значение для появления  внимания имеет так называемый ориентировочный  рефлекс. Он представляет собой врожденную реакцию организма на всякое изменение  окружающей среды.

Способность настораживаться, реагируя иногда на очень незначительное изменение в окружающей среде, объясняется  наличием в больших полушариях мозга  сети нервных путей, соединяющих  ретикулярную формацию (совокупность структур головного мозга, регулирующих уровень возбудимости) с разными  участками коры больших полушарий. Нервные импульсы, идущие по этой сети, возникают вместе с сигналами  от органов чувств и возбуждают кору, приводя ее в состояние готовности реагировать на ожидаемые дальнейшие раздражения. Таким образом, ретикулярная формация вместе с органами чувств обуславливает появление ориентировочного рефлекса, являющегося первичной  физиологической основой внимания.

Информация о работе Память. Виды и механизмы