Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 23:42, реферат
Говоря о человеке и о человечестве мы всегда говорим о таких понятиях,
как "память", "воспоминания". Человек всегда стремился к развитию, к
прогрессу, к новым знаниям, а память – это абсолютно необходимое условие
для научения и приобретения знаний. Без памяти невозможно накопление и
сохранение опыта человека, его нормальное функционирование в обществе,
поэтому изучение механизмов памяти особенно важно для таких областей как
педагогика, воспитание. Психолог С.Л.Рубинштейн как-то сказал:
Введение
1. Отличие памяти человека и животных
2. Определение памяти
а) Основные черты
б) Индивидуальные различия
3. Виды и формы памяти
4. Механизмы памяти
Заключение
1. По характеру участи воли
память делят на непроизвольную и произвольную.
1) Непроизвольная память
означает запоминание и
автоматический, без всяких усилий. В этом случае запоминание происходит
без всяких усилий, «автомати-ческий».
2) Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная
задача, и для запоминания используются волевые усилия.
В данном
виде памяти большую роль
непроизвольно запоминается материал, который интересен для человека,
который имеет большое значение.
2. По характеру психической
По характеру психической деятельности, с помощью которой человек запоминает
информацию, память делять на двигательную, эмоциональную (аффективная),
образную.
и словестно-логическую.
В свою очередь, образную память делят по виду анализаторов, которые
участвуют при запоминании впечатлений человеком. Образная память может быть
зрительной. слуховой, обонятельной, осязательной и вкусовой. [18].
1) Двигательная (кинетическая) память – запоминание и сохранение, а при
необходимости воспроизведение
многообразных сложных
активно участвует в развитии двигательных (трудовых, спортивных) умений и
навыков. Все ручные движения человека связаны с этим видом памяти.
Эта память проявляется у человека раньше всего, и крайне необходима для
нормального развития ребенка.
2) Эмоциональная память
– память на переживания.
проявляется в человеческих взаимоотношениях. Как правило, то что вызывает
у человека эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и
на длительный срок.
Как уже было упомянуто,
откладываются в памяти чем неприятные. Данный вид памяти играет важную
роль в мотивации человека, а проявляет себя эта память очень рано: около
6 мес.[19]
3) Словесно-логическая память
- это разновидность запоминания,
большую роль в процессе запоминания играет слово, мысль, логика.
В данном случае
человек старается понять
прояснить терминологию,
установить все смысловые
после этого запомнить материал. Людям с развитой словестно-логической
памятью легче запоминать
словесный, абстрактный
формулы.[20] Этим типом памяти, в сочетании со слуховой, обладают
ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и т.д. Логическая память
при ее тренировке дает очень хорошие результаты, и гораздо более
эффективна чем просто механическое запоминание.[21] Некоторые
исследователи считают, что эта память формируется и начинает "работать"
позже других. П.П.Бонский называл ее "память-рассказ". Она имеется у
ребенка уже в 3-4 года, когда начинают развиваться самые основы логики.
Развивается с обучением ребенка основам наук.[22]
4) Образная память - связана
с запоминанием и
образов предметов и явлений, их свойств, отношений между ними. Данная
память начинает проявляться к возрасту 2-х лет, и достигает своей высшей
точки к юношескому возрасту. Образы могут быть разными: человек
запоминает как образы разных предметов, так и общее представление о них,
с каким-то абстрактым содержанием. Запоминать образы помогают разные
анализаторы. У разных людей более активны разные анализаторы, но как было
сказано в начале работы, у большинства людей лучше развита зрительнаяш
память.
. Зрительная память – связана с сохранением и воспроизведением
зрительных
образов. Люди с развитой
хорошо развитое
воображение и способны «
она уже не воздействует на органы чувств. Она очень важна для людей
некоторых профессий: художников, инженеров, композиторов. Упомянутоя
раньше эйдетическое зрение, или феноменальная память , также
характеризуется сильной образностью.
. Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение
разнообразных звуков: речи, музыки. Такая память особенно необходима
при изучении иностранных языков, музыкантам
. Осязательная, обонятельная и вкусовая память – это пример памяти,
(существуют и другие виды, которые не будут упомянуты), которая не
играет существенной роли в жизни человека, возможности такой памяти
очень ограничены и ее роль – это удовлетворение биологических
потребностей
организма. Они развиваются
определенных профессий.[23]
3. По продолжительности
1) Мгновенная или иконическая память
Данная память удерживает материал, который был только что получен
органами чувств, без како-либо переработки информации. Длительность
данной памяти - от 0,1 до 0,5 с.
Часто в этом
случае человек запоминает
усилий, даже против своей воли. Это память- образ. Данная память
проявляется у детей еще в дошкольном возрасте, но с годами ее значение
для человека возрастает.[24]
2) Кратковременная память
хранение информации в течении короткого промежутка времени: в среднем
около 20 с. Этот
вид запоминания может
или очень краткого восприятия. Эта память также работает без
сознательного усилия
для запоминания, но с
воспроизведение. В памяти сохраняются самые существенные элементы
воспринятого образа. Кратковременная память "включается" когда действует,
так называемое, актуальное сознание человека (т.е. то, что осознается
человеком и как-то соотносится с его актуальными интересами и
потребностями)
- Информация вводится в кратковременную память с помощью обращения внимания
на нее. НАПРИМЕР: человек сотни раз видевший свои наручные часы, может
не ответить на вопрос какой цифрой, римской или арабской, изображена на
часах цифра 6. Он никогда целенаправленно не обращал внимание на этот
факт, и таким образом информация не отложилась в кратковременной памяти.
- Объем кратковременной памяти очень индивидуален, и существуют
разработанные формулы и методы для ее измерения. В связи с этим
необходимо сказать о такой ее особенности как свойство замещения. Когда
индивидуальный объем памяти переполняется, новая информация частично
замещает хранящуюся там, а старая информация часто безвозвратно
исчезает. Хорошим примером могут быть трудности при запоминании обилия
фамилий и имен людей, с которыми мы только что познакомились. Человек
способен удержать в кратковременной памяти не больше имен чем позволяет
его объем памяти.
- Сделав сознательное усилие можно удержать ее в памяти дольше, и
обеспечить ее перевод в оперативную память. Это лежит в основе
запоминания путем повторения.[25]
На самом деле, данная память играет важнейшую роль. Именно благодаря ей
человек перерабатывает громадный объем информации, сразу отсеивается не
нужная и остается то, что потенциально полезно. Кратковременная память
организовывает мышление человека, так как мышление «черпает» информацию и
факты именно из кратковременной и оперативной памяти.
3) Оперативная память - память рассчинная на сохранение информации в
течении определенного, зараннее заданного срока. Срок хранения информации
колеблется от нескольких секунд до нескольких дней..
После решения поставленной
задачи информация может
оперативной памяти. Хорошим примером может быть информация, которую
пытается вложить в себя студент на время экзамена: четко заданы временные
рамки и задача. После сдачи экзамена - снова наблюдается полная "амнезия"
по данному вопросу. Этот вид память является как бы переходным, от
кратковременной к долговременной, так как включает в себя элементы и той
и другой памяти.
4) Долговременная память - память, способная хранить информацию в течении
неограниченного срока.
- Эта память начинает
функционировать не сразу
материал, а спустя
некоторое время. Человек
процесса на другой: с запоминания на воспроизведение. Эти два процесса
несовместимы и
их механизмы полностью разные.
- Интересно, что чем чаще воспроизводится информация, тем прочнее она
закрепляется в памяти. Иными словами, человек может в любой нужный момент
припомнить информацию с помощью усилия воли. Интересно заметить, что
умственные способности не всегда являются показателем качества памяти.
Например, у слабоумных людей, иногда встречается феноменальная
долговременная память.[27]
Механизмы памяти
Вопрос о механизмах памяти сложен и его изучает целый ряд наук: физиология,
биохимия и психология.
- Физиологи говорят о том, что процесс сохранения информации связан с
образованием нервных связей (ассоциаций)
- Биохимики
– с изменением состава
других биохимических структур;
- Психологи
подчеркивают зависимость
деятельности
человека и направленности
Когда мы
говорим о механизмах памяти,
мы говорим о каких-то
через которые проходит любой человек чтобы запомнить нужную информацию, а
впоследствие ее воспроизвести. Основные процессы памяти - это запоминание,
сохранение, воспроизведение и забывание.
Запоминание - главный процесс памяти. От него зависит полнота, точность,
прочность и продолжительность хранения материала и т.д. Запоминание и
воспроизведение обычно происходит в виде и произвольных и непроизвольных
процессов. Человек очень много запоминает и воспроизводит без особых
усилий. Забывание - это обычно непроизволный процесс.
Теперь подробнее о каждом процессе:
1. Запоминание - когда человек вспринимает предметы и явления, это
приводит к переменам в нервных сплетениях коры головного мозга.
Образуются времнные словно-рефлекторные связи. Их еще называют следы
памяти. Их физиологическая основа до сих пор не совсем ясна.