Память. Виды и механизмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 23:42, реферат

Краткое описание

Говоря о человеке и о человечестве мы всегда говорим о таких понятиях,
как "память", "воспоминания". Человек всегда стремился к развитию, к
прогрессу, к новым знаниям, а память – это абсолютно необходимое условие
для научения и приобретения знаний. Без памяти невозможно накопление и
сохранение опыта человека, его нормальное функционирование в обществе,
поэтому изучение механизмов памяти особенно важно для таких областей как
педагогика, воспитание. Психолог С.Л.Рубинштейн как-то сказал:

Оглавление

Введение
1. Отличие памяти человека и животных
2. Определение памяти
а) Основные черты
б) Индивидуальные различия


3. Виды и формы памяти


4. Механизмы памяти


Заключение

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 79.22 Кб (Скачать)

3. Виды внимания.

Если лекция преподавателя  интересна по содержанию, то студенты без всяких усилий, внимательно ее слушают. Это – проявление так  называемого непроизвольного внимания. Оно нередко появляется у человека не только без всяких волевых усилий, но и без намерения что-либо видеть, слышать и т.п. Поэтому данный вид внимания называют также непреднамеренным.

Что же вызывает непроизвольное внимание? Тут имеется несколько причин:

1. Относительная сила  раздражителя.

2. Неожиданность раздражителя.

3. Движущиеся предметы. Французский  психолог Т. Рибо особенно выделял этот фактор, он считал, что именно благодаря целенаправленной активизации движений происходит концентрация и усиление внимания на предмете.

4. Новизна раздражителя.

5. Контрастные предметы  или явления.

6. Внутреннее состояние  человека.

Иной характер имеет так  называемое произвольное внимание. Оно  возникает потому, что у человека появляется цель, намерение что-то воспринимать или делать. Этот вид внимания называют также преднамеренным. Произвольное внимание имеет волевой характер.

Психологи еще третий вид  внимания, которое возникает после  определенных волевых усилий, но когда человек как бы «входит» в работу, начинает легко сосредотачиваться на ней. Такое внимание советский психолог Н. Ф. Добрынин назвал послепроизвольным (или вторичным), так как оно приходит на смену обычному произвольному вниманию.

Если условием появления  непроизвольного внимания являются, как было сказано, качества внешних  раздражителей и особенности  внутреннего состояния человека (его потребности, интересы), то для  появления и поддержания произвольного  внимания необходимо сознательное отношение  к деятельности. Однако нередко бывает так, что это сознательное отношение  имеется, цель ясна и достижение ее признается совершенно необходимым, тем  не менее человек не может работать сосредоточенно. Так бывает у людей со слабо развитой волей, которые не привыкли проявлять определенное усилие, чтобы быть внимательными.

4. Основные свойства  внимания.

Внимание имеет некоторые  особенности, которые у разных людей  проявляются в разной степени. Итак, свойства:

1. Сосредоточенность (концентрация) – выделение сознанием объекта  и направление на него внимания.

2. Устойчивость – большая  сопротивляемость отвлечениям, благодаря  чему человек длительное время  может быть сосредоточен на  каком-нибудь предмете или действии.

3. Объем внимания –  количество объектов воспринимаемых  одновременно.

4. Распределение – умение  одновременно следить за несколькими  предметами или за выполнением  различных действий.

5. Переключение – сознательное  перемещение внимания на новый  объект.

5. Рассеянность и внимательность.

При рассеянности сознание человека не имеет определенной направленности, а переходит с одного предмета на другой, т.е. рассеивается.

Можно выделить два основных вида рассеянности. Первый – результат  общей неустойчивости внимания. Им, как правило, отличаются дети младшего возраста. Однако оно может быть и у взрослых в результате слабости нервной системы или большого утомления, недосыпания и т.д. Такой  вид рассеянности появляется также  при отсутствии привычки работать сосредоточенно.

Второй вид рассеянности имеет совсем иной характер. Он возникает  потому, что человек сосредоточен на чем-то одном и поэтому не замечает ничего другого. Такой рассеянностью  отличаются люди, увлеченные своим  делом.

Если человек привыкает  все делать внимательно, то внимание, становясь постоянной особенностью, перерастает во внимательность, которая, как черта личности, имеет большое  значение в общем психологическом  облике человека. Тот, кто обладает этим качеством, отличается наблюдательностью, способностью лучше воспринимать окружающее. Внимательный человек реагирует  на события быстрее и переживает их часто глубже, отличается большой  способностью к обучению.

Внимательность связана  с большим развитием свойств  внимания: его объема, сосредоточенности, устойчивости, распределения. Обладая  этим качеством, человек легко сосредотачивается, у него хорошо развито непроизвольное внимание. Даже при отсутствии интереса к работе внимательный человек может  быстро мобилизовать произвольное внимание, заставить себя сосредоточиться  на трудном и неинтересном занятии.

Обычно выдающиеся ученые, писатели, изобретатели, вообще творческие люди отличаются внимательностью. Здесь  можно назвать Дарвина, Павлова, Толстого, Чехова, Горького.

 

 

 

Курсовая работа — это особая форма и жанр самостоятельной учебно-исследовательской работы студента по специальности. Она выполняется на заданные темы и отличается от всех других работ, выполняемых студентами, иными требованиями и спецификой, которая отражает ее учебно-исследовательский и научный характер.

 

В работе данного типа может  использоваться два вида источников — первоисточники и второисточники — собственно литература. В качестве первоисточников здесь выступают тексты массовой информации, вышедшие в эфир в тех или иных радио- и телепрограммах, размещенных в интернет-газетах и журналах. Это также могут быть и тексты, принадлежащие перу исследуемого автора, исторические документы, законодательные и иные нормативные акты, раскрывающие особенности деятельности данного электронного СМИ и т.п. Это и составляет специфику работы по данному направлению. Второисточниками являются исследования, проведенные по тому же поводу, что и ваше, либо сопряженные с ним. Собственно, второисточниками является в большинстве случаев теоретическая литература, используемая студентом в ходе исследования.

 

Организация работы над курсовым сочинением. Работа над курсовым сочинением строится поэтапно.

 

Первый этап —  это выбор темы. Как правило, в программах курсов содержится перечень тем для курсовой работы, предложенный преподавателем и утвержденный на кафедре, на которой пишется данная курсовая работа. Однако возможен и самостоятельный выбор темы, которую студент предлагает и обговаривает с руководителем. Это требует дополнительного уточнения темы и утверждения ее на кафедре. Выбор темы имеет очень большое значение для успешного завершения курсового исследования. Правильно выбрать тему — значит наполовину обеспечить успех работы. Тема курсовой работы — это то главное, о чем говорится в работе.

 

Тема должна быть актуальной, что обусловливается объективными потребностями теории и практики массовой информации. Тема должна быть достаточно узка, чтобы студент мог  ее глубоко проработать. Это достигается  увеличением количества слов в названии темы, что позволяет сузить и тему, и проблему, рассматриваемую студентом. Очень важно включать в название темы подзаголовки, в которых указывается, на каком материале проводится исследование.

 

Второй этап - подбор литературы по теме курсовой работы. Этот этап можно назвать библиотечным. В процессе работы с литературой составляется мини-каталог специальной литературы, предполагающий библиографическое описание каждого первоисточника и второисточника. Завершается этот этап подбором необходимого количества книг и радио-, теле- и интернет-текстов, которые помогут вам раскрыть тему курсовой работы.

 

Третий этап —  планирование курсовой работы.Студент составляет план-проспект курсовой работы, в котором отражает обоснование выбора темы работы, краткую информацию о ее современном состоянии, характеристику цели и задач работы. План-проспект — это уже черновое оглавление курсовой работы с реферативным раскрытием содержания ее глав и параграфов. Итогом этого этапа служит составление окончательной структурно-фактологической схемы курсовой работы.

 

Четвертый этап —  работа над рукописью курсовой работы. Здесь студент анализирует, обобщает и теоретически объясняет факты, полученные в результате исследования.

 

Следует соблюдать несколько правил при написании текста курсовой работы:

 

  • следите за тем, чтобы не отклоняться от темы;
  • следите за тем, чтобы части рукописи были соразмерны друг другу как по структурному делению, так и по объему;
  • соединяйте части рукописи друг с другом последовательностью текста без явных смысловых разрывов;
  • в конце каждого раздела желательно делать краткие выводы из предшествующего изложения в виде фраз типа: «итак,...» или «таким образом, ...»;
  • выберите один из трех типов изложения материала: описательный, повествовательный или объяснительный (См. Таблицу);
  • старайтесь в работе использовать тот тип изложения, который соответствует цели и задачам вашей курсовой работы и способствует раскрытию темы исследования.

 

Тип изложения  материала в курсовой работе

 

Описательный — предмет или явление раскрывается путем перечисления его признаков и свойств. Вначале дается общая характеристика описываемого факта, взятого в целом, а затем — отдельных его частей. Можно наиболее точно отразить характеристику предмета или явления. Носит констатирующий характер, утверждает наличие или отсутствие каких-либо признаков.

 

Повествовательный — порядок изложения фактов чаще всего определяется их хронологической последовательностью и смысловой связью друг с другом. Приводятся только узловые события, при этом учитывается продолжительность их во времени и смысловая значимость.

 

Создает наиболее благоприятные  условия для адекватного отражения  временных связей предметов и  явлений объективной действительности. Динамичный характер. При конкретном повествовании передаются сообщения  о хронологически последовательных расчлененных событиях, при обобщенном повествовании отражаются только типичные изменения, информационное повествование  содержит констатацию каких-либо действий без их конкретизации.

 

Объяснительный — строится на выведении новых положений из исходных посылок, отношения причинного следования формируют здесь целостную, логически упорядоченную картину проведенного исследования. Позволяет адекватно отразить причинно-следственные связи предметов и явлений. Воссоздает авторскую логику исследования, всесторонне анализирует истинность утверждений, их соответствие современным представлениям. Требует раскрытия понятий.

 

Композиция курсовой работы включает в себя следующие элементы:

 

  1. Титульный лист.
  2. Оглавление (Содержание).
  3. Введение.
  4. Главы основной части.
  5. Заключение.
  6. Библиографический список использованной литературы.
  7. Приложения (если есть).

 

Титульный лист является первой страницей курсовой работы и заполняется по строго определенным правилам. (Скачать пример титульного листа)

 

Титульный лист подписывается  студентом и научным руководителем. Наличие подписей является допуском к защите курсовой работы.

 

Оглавление (Содержание) содержит все заголовки курсовой работы и страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны четко повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке нельзя.

 

Введение — это очень важная часть работы, по которой судят о том, насколько владеет информацией о той или иной части работы студент. В этой части должен быть отражен методологический аппарат курсовой работы. Это развернутая аннотация работы, подготовленной к защите. Во Введение должны быть включены:

 

  • обоснование актуальности темы (обоснование актуальности темы дается в первых строчках Введения и содержит аргументы о необходимости изучения данного вопроса в современных условиях);
  • степень изученности проблемы или обзор литературы (необходимо показать знание того, как до вас разрабатывалась эта тема, особо подчеркивая те вопросы, которые остались неразрешенными, и определить место вашего исследования в решении проблемы. Обзор литературы должен привести к выводу, что именно данная тема еще не раскрыта или раскрыта частично и поэтому нуждается в дальнейшей разработке);
  • объект исследования (то, что порождает проблемную ситуацию, лежащую в основе вашей темы и избранную для изучения);
  • предмет исследования (то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения)
  • цель работы (вытекает из актуальности темы и степени ее изученности и предполагает, чего хочет достичь автор работы, научный прогнозируемый результат исследования; обычно формулировки цели начинаются словами: «обосновать что-либо....»; «выявить что-либо...»; «разработать модель, методику, критерии, требования и т.д.»);
  • задачи работы (не менее трех, являются продолжением цели и конкретизируют целевые установки студента - автора курсовой работы, рассматриваются как основные этапы работы студента);
  • методологические основы и методы исследования (концепции и теории, которые легли в основу исследования);
  • практическая значимость (предполагаемое значение работы для практики СМИ);
  • структура курсового сочинения (перечень структурных элементов работы и обоснование последовательности их расположения).

 

В главах основной части подробно рассматриваются и анализируются изучаемые явления и факты, описывается методика и техника самого исследования. Все главы и параграфы должны иметь названия, которые способствуют раскрытию темы курсовой работы.

 

Заключение отражает результат проведенного исследования. Полученный результат - это решение задач, которые вы поставили во Введении. Он формулируется в виде выводов. Заключение выполняет функцию концовки, обусловленной логикой проведенного исследования, которая носит форму синтеза накопленной в основной части исследовательской информации.

Информация о работе Память. Виды и механизмы