Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 11:17, реферат
Цель этой работы рассмотреть виды памяти и их особенности.
Задачи: рассмотреть процессы памяти, ее виды и классификацию по различным критериям.
Введение…………………………………………………………………………..2
1. Процессы памяти…………………………………………………………..3
2. Классификация видов памяти…………………………………………….4
3. Деление памяти по времени сохранения материала……………………4
4. Деление памяти по преобладающему в процессе запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору……………….6
5. Деление памяти по характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала………………………………………………7
Заключение………………………………………………………………………..9
Список литературы…………………………………………………………...….10
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развитая она достигает у человека. Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как-то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать, и оно бы безвозвратно утрачивалось.
Для
каждого из нас память уникальна.
Память позволяет нам осознавать
и собственную
Цель этой работы рассмотреть виды памяти и их особенности.
Задачи:
рассмотреть процессы памяти, ее виды
и классификацию по различным
критериям.
Память
— одна из психических функций
и видов умственной деятельности,
предназначенная сохранять, накапливать
и воспроизводить информацию. Способности
длительно хранить информацию о
событиях внешнего мира и реакциях
организма и многократно
Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей — результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.
Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.
Воспроизведение
и узнавание — процесс
Если в процессе воспроизведения затруднения, то идет процесс припоминания. Отбор элементов нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается.
Забывание
— потеря возможности воспроизведения,
а иногда даже узнавания ранее
запомненного. Наиболее часто забываем
то, что незначимо. Забывание может
быть частичным (воспроизведение не
полностью или с ошибкой) и
полным (невозможность
Мгновенная, или иконическая, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память – непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 секунд. Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. Это – память-образ.
Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала. Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации. Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая сознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.
Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.
Долговременная – это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. Последняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами.
Генетическую
память можно определить как такую,
в которой информация хранится в генотипе,
передается и воспроизводится по наследству.
Основным биологическим механизмом запоминания
информации в такой памяти являются, по-видимому,
мутации и связанные с ними изменения
генных структур. Генетическая память
у человека – единственная, на которую
мы не можем оказывать влияние через обучение
и воспитание.
Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени «видеть» воспринятую картину в своем воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.
Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т. п. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно. Этим типом памяти обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ.
Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти.
Эмоциональная память — это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.
Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.
Непроизвольная и произвольная. В первом случае имеют в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.
Непроизвольное
запоминание не обязательно является
более слабым, чем произвольное,
во многих случаях жизни оно превосходит
его. Установлено, например, что лучше
непроизвольно запоминается материал,
который является объектом внимания и
сознания, выступает в качестве цели, а
не средства осуществления деятельности.
Непроизвольно лучше запоминается также
материал, с которым связана интересная
и сложная умственная работа и который
для человека имеет большое значение.
Показано, что в том случае, когда с запоминаемым
материалом проводится значительная работа
по его осмыслению, преобразованию, классификации,
установлению в нем определенных внутренних
(структура) и внешних (ассоциации) связей,
непроизвольно он может запоминаться
лучше, чем произвольно. Это особенно характерно
для детей дошкольного и младшего школьного
возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе дана общая характеристика видов памяти. Были рассмотрены два основных типа классификации памяти. В первом выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором - двигательную, зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную и эмоциональную.
Память
определяет нашу индивидуальность и
заставляет действовать тем или
иным способом в большей степени,
чем любая другая отдельно взятая
особенность нашей личности. Вся
наша жизнь есть не что иное,
как путь из пережитого прошлого
в неизвестное будущее, освящаемый
лишь в то ускользающее мгновение,
тот миг реально испытываемых
ощущений, который мы называем "
настоящим ". Тем не менее, настоящие
- это продолжение прошлого, оно вырастает
из прошлого и формируется им благодаря
памяти. Именно память спасает прошлое
от забвения, не дает ему стать таким
же непостижимым, как будущее. Иными словами,
память придает направленность ходу времени.