Профессиональный стресс, его виды, механизмы саморегуляции

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 19:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - раскрыть понятие стресс, его механизм воздействия на человека, методы предупреждения и управления стрессом.
Основные задачи:
Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме профессионального стресс
Выявить основные факторы возникновения стресса в трудовой деятельности.
Привести ряд рекомендации по профилактике профессиональных стрессов

Оглавление

Введение
Глава 1. Профессиональный стресс
Понятие «профессиональный стресс». Механизм стресса
Фазы стресса
Виды профессионального стресса
Основные причины профессионального стресса
Глава 2. Шкала профессионального стресса
Глава 3. Профилактика профессионального стресса
3.1 Механизмы саморегуляции
3.2 Основные методы борьбы со стрессом
3.3 Рекомендации по профилактике стрессов руководителям и подчиненным
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 61.23 Кб (Скачать)

 

Глава 3.

Шкала профессионального  стресса 

НАЗНАЧЕНИЕ  ТЕСТА:

Диагностика уровня стресса на работе.  
 
Инструкция к тесту : 
 
Пожалуйста, ответьте на вопросы теста.

Опросник смотрите в приложении №1

Обработка ключа:

Результат: 

15 баллов и меньше. Стресс не является проблемой в вашей жизни. Это не означает, что вам недостаточно стресса, чтобы ощущать себя занятым и нужным человеком. Просто в данный момент ваш организм хорошо справляется с психологическими нагрузками. Поздравляем!

16-30 баллов. Это умеренный уровень стресса для занятого профессионала. Тем не менее было бы разумным поискать пути его уменьшения.

31-45 баллов. Стресс является проблемой для вас, необходимо срочно принять меры. Чем дольше вы работаете в таком режиме, тем труднее вам будет с ним справиться. Это серьезный повод посмотреть внимательнее на вашу профессиональную жизнь.

46-60 баллов. На этом уровне стресс является главной проблемой. Вы приближаетесь к стадии истощения организма. Возможно появление серьезных проблем со здоровьем. Давление стресса необходимо срочно уменьшить.

 

Глава 4

Рекомендательная

    Чтобы минимизировать уровень стрессов в  коллективе, не снижая при этом производительности, руководитель должен прислушаться к  следующим рекомендациям.

    * Почаще задумывайтесь над точностью оценки способностей и склонностей ваших работников. Соответствие этим качествам объема и сложности поручаемых заданий - важное условие профилактики стрессов среди подчиненных.

    * Не раздражайтесь, если работник  отказывается от полученного  задания, лучше обсудите с ним основательность отказа.

    * Используйте стиль руководства,  соответствующий конкретной производственной ситуации и особенностям состава сотрудников.

    * При неудачах сотрудников оценивайте  в первую очередь обстоятельства, в которых действовал человек, а не его личные качества.

    * Не исключайте из арсенала  средств общения с подчиненными  компромиссы, уступки, извинения.

    * Запретите себе использовать  сарказм, иронию, юмор, направленные на подчиненного.

    * Если возникла необходимость  кого-то покритиковать, не упускайте  из виду правил конструктивной  и этичной критики.

    * Периодически задумывайтесь о  способах снятия уже накопленных  подчиненными стрессов. Держите  в поле зрения проблемы отдыха  сотрудников, возможности их эмоциональной разрядки, развлечений и т.д.

    Выполнение  руководителями этих несложных в  принципе рекомендаций может весьма существенно повлиять на уровень  стрессов в коллективе.

    Одновременно  в тех же целях шаг навстречу  начальникам предлагается сделать  и подчиненным. Людям, страдающим от стрессов на работе, обычно предлагают примерно такой перечень методов  минимизации стрессов.

    * Если вас не устраивают условия  и содержание труда, заработная  плата, возможности продвижения  по службе и прочие организационные  факторы, постарайтесь тщательно  проанализировать, насколько реальны  возможности вашей организации  по улучшению этих параметров (то есть для начала выясните, есть ли за что бороться).

    * Обсудите ваши проблемы с коллегами,  с руководством. Позаботьтесь при  этом, чтобы не выглядеть обвинителем  или жалующимся – вы просто хотите решить рабочую проблему, которая, возможно, касается не только вас.

    * Постарайтесь наладить эффективные  деловые отношения с вашим  руководителем, Оцените масштаб его проблем и помогите ему разобраться в ваших. Руководители, как правило, нуждаются в «обратной связи», но не всегда в состоянии ее наладить.

    * Если вы чувствуете, что объем  поручаемой вам работы явно  превышает ваши возможности, найдите в себе силы сказать «нет». Позаботьтесь при этом о взвешенном и тщательном обосновании своего отказа. Но не «захлопывайте двери»: объясните, что вы совсем не против новых заданий, ... если только вам позволят освободиться от части старых.

    * Не стесняйтесь требовать от  руководства и коллег полной  ясности и определенности в  сути поручаемых вам заданий.

    * Если возникает производственный  «конфликт ролей», то есть заведомая противоречивость предъявляемых требований (вам, к примеру, поручили составить важный отчет, но и не сняли обязанности отвечать на беспрестанные телефонные звонки клиентов), не доводите дело до печального финала, когда придется оправдываться в невыполнении того или другого задания. Ставьте на обсуждение проблему несовместимости порученных вам дел сразу, фокусируя внимание руководства на том, что в итоге пострадает дело, а не вы лично.

    * При напряженной работе ищите  возможность для кратковременного  отключения и отдыха, Опыт свидетельствует,  что двух 10 - 15-минутных периодов расслабления в день вполне достаточно, чтобы сохранить высокую степень работоспособности.

    * Полезно также помнить о том,  что неудачи в работе редко  бывают фатальными. При анализе их причин лучше сравнивать себя не с канатоходцем, не имеющим права на ошибку, а с футбольным форвардом, у которого из десятков попыток обыграть защитников удачными оказываются от силы одна-две, но и такого их числа порой бывает достаточно. Набираться опыта на собственных ошибках – ваше естественное право (хоть и не записанное в конституции).

    * Обязательно разряжайте свои  отрицательные эмоции, но в общественно-приемлемых формах. Социально - одобряемое управление своими эмоциями заключается не в подавлении их, а в умении находить подходящие каналы для их отвода или выпуска. Находясь в сильном раздражении, не хлопайте дверью и не кричите на коллег, а найдите способы выплеснуть свой гнев на что-нибудь нейтральное: сломайте пару карандашей или начните рвать старые бумаги, имеющиеся, как правило, в любой организации в немалом количестве. Дождитесь, наконец, вечера или выходных и дайте себе любую физическую нагрузку – лучше такую, где надо по чему-нибудь бить (футбол, волейбол, теннис).

    * Старайтесь не смешивать личные  и служебные отношения и т.д. 

 

Заключение 

    Профессиональные стрессы - это всего лишь один из многих видов одолевающих нас стрессов. Он, конечно, имеет свою специфику. Но физиологическая природа стрессов одна и та же. Стресс на работе является важнейшим фактором, влияющим на высокий уровень заболеваемости, прежде всего, сердечнососудистыми и нервно-психическими, приводящими к стойкой и длительной утрате трудоспособности. Повсеместное распространение стресса на работе приводит к снижению трудоспособности работников, и делают организацию экономически неэффективной.

    Человек, закаленный в преодолении разных жизненных барьеров и неприятностей, очевидно должен успешнее других справляться с профессиональными стрессовыми ситуациями.

     Таким образом, один из ключей к успеху в  преодолении профессиональных стрессов заключен в общей жизненной стратегии индивида, опирающейся на избранные базовые ценности и учитывающей особенности его личности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы: 

1. Боронова Г.Х., Прусова Н.В. Психология труда. Конспект лекций Издательство: Эксмо Год: 2008 , С.160

2. Митева И.Ю. Курс управления стрессом.- М., 2005

3. С.  Джини, Стресс – менеджмент. М. : HIPPO, 2006

4. Каменюкин А., Ковпак Д. Антистресс – тренинг.- СПб., 2004.

5. Джонс Ф.,Стресс : Теории, исследования, мифы, СПб., 2005

6. Анцупов А.Я., Конфликтология учеб. для вузов, М. ЮНИТИ 2002

7. http://syntone.ru/library/books/content/3520.html?current_book_page=11

8. http://www.litru.ru/br/?b=112275&p=31

9. http://psi.webzone.ru/st/102700.htm

10. http://www.safework.ru/publications/?view=653 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  №1.

1. Два человека, которых вы хорошо знаете, обсуждают вас. Как вы думаете, о чем они говорят?

А. О  том, что вы в полном порядке и  ничего вас не напрягает - 0 баллов.

Б. О  том, что вы - "просто супер", но при разговоре с вами надо следить  за тем, что говоришь - 1 балл.

В. О  том, что у вас постоянно какие-то проблемы - 2 балла.

Г. О  том, что вы очень капризный и  непредсказуемый человек - 3 балла.

Д. О  том, что чем реже они вас видят - тем лучше - 4 балла.

2. Являются ли следующие факторы обычными в вашей жизни?

(Начислите по одному баллу за каждый положительный ответ) 

А. Чувство, что вы редко делаете что-либо правильно.

Б. Чувство, как будто вас преследуют, загоняют в угол.

В. Расстройство желудка.

Г. Плохой аппетит.

Д. Трудности  с засыпанием по ночам.

Е. Головокружение и дрожь.

Ж. Беспричинная потливость.

З. Приступы паники при нахождении в толпе  или замкнутых пространствах.

И. Усталость  и недостаток энергии.

К. Чувство  безнадежности ("Для чего все это?").

Л. Слабость или приступы тошноты без какой-либо физической причины.

М. Чрезвычайная раздражительность по пустякам.

Н. Частые пробуждения по ночам.

О. Трудности  с принятием решений.

П. Неспособность  дома отключиться от рабочей проблемы или событий дня.

Р. Слезливость.

С. Самобичевание ("Я ни с чем не могу справиться").

Т. Недостаток энтузиазма даже для любимых занятий.

У. Нежелание  встречаться с новыми людьми и  пробовать новые виды деятельности.

Ф. Неспособность  сказать "нет", когда просят что-то сделать.

3. Вы более или менее оптимистичны, чем обычно (или так же)?

А. Больше - 0 баллов.

Б. Так  же - 1 балл.

В. Меньше - 2 балла.

4. Вам нравится наблюдать спортивные состязания?

А. Да - 0 баллов.

Б. Нет - 1 балл.

5. Вы можете встать в выходной день позже, не чувствуя при этом вины?

А. Да - 0 баллов.

Б. Нет - 1 балл.

6. Способны ли вы отстаивать свое мнение в разговоре с начальником?

А. Да - 0 баллов.

Б. Нет - 1 балл.

7. Отстаиваете ли вы свое мнение перед коллегами?

А. Да - 0 баллов.

Б. Нет - 1 балл.

8. Отстаиваете ли вы свое мнение перед членами семьи?

А. Да - 0 баллов.

Б. Нет - 1 балл.

9. Кто обычно берет на себя ответственность за важные решения в вашей жизни?

А. Вы сами - 0 баллов.

Б. Кто-то другой - 1 балл.

10. Когда вас критикует начальство на работе, вы обычно:

А. Слегка расстраиваетесь - 0 баллов.

Б. Умеренно расстраиваетесь - 1 балл.

В. Очень  расстраиваетесь - 2 балла.

Информация о работе Профессиональный стресс, его виды, механизмы саморегуляции