Профессиональная мотивация

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 11:32, курсовая работа

Краткое описание

Проблема формирования мотивации и ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые мотивы, новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. Таким образом, мотивы, присущие данному возрасту выступают в качестве личностнообразующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного “Я” в системе общественных отношений. Как ценностные ориентации, так и мотивы относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне сформированности личности.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения профессиональной мотивации
1.1 Сущность профессиональной мотивации
1.2 Социально-психологические особенности студенческого возраста
1.3 Специфика мотивации профессионального выбора студента
Глава 2. Эмпирическое изучение динамики профессиональной мотивации у студентов – менеджеров
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты изучения динамики профессиональной мотивации у студентов – менеджеров
2.3 Рекомендации по оптимизации профессиональной мотивации у студентов – менеджеров
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

1.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

     1.3 Специфика мотивации профессионального выбора студента 

     Сейчас  исследователям уже не приходится сомневаться  в том, что успеваемость учащихся зависит в основном от развития учебной  мотивации, а не только от природных  способностей. Между этими двумя факторами существует сложная система взаимосвязей. При определенных условиях (в частности, при высоком интересе личности к конкретной деятельности) может включаться так называемый компенсаторный механизм. Недостаток способностей при этом восполняется развитием мотивационной сферы (интерес к предмету, осознанность выбора профессии и др.), и школьник/студент добивается больших успехов [16, С.402].

     Однако  дело не только в том, что способности  и мотивация находятся в диалектическом единстве, и каждый из них определенным образом влияет на уровень успеваемости. Исследования, проведенные в вузах, показали, что сильные и слабые студенты отличаются вовсе не по интеллектуальным показателям, а по тому, в какой степени у них развита профессиональная мотивация. Конечно, из этого вовсе не следует, что способности не являются значимым фактором учебной деятельности. Подобные факты можно объяснить тем, что существующая система конкурсного отбора в вузы, так или иначе, проводит селекцию абитуриентов на уровне общих интеллектуальных способностей. Те, кто выдерживает отбор и попадает в число первокурсников, в целом обладают примерно одинаковыми способностями. В этом случае на первое место выступает фактор профессиональной мотивации; одну из ведущих ролей в формировании «отличников» и «троечников» начинает играть система внутренних побуждений личности к учебно-познавательной деятельности в вузе. В самой сфере профессиональной мотивации важнейшую роль играет положительное отношение к профессии, поскольку этот мотив связан с конечными целями обучения [22, С.233].

     Применительно к учебной деятельности студентов  в системе вузовского образования  под профессиональной мотивацией понимается совокупность факторов и процессов, которые, отражаясь в сознании, побуждают  и направляют личность к изучению будущей профессиональной деятельности. Профессиональная мотивация выступает как внутренний движущий фактор развития профессионализма и личности, так как только на основе ее высокого уровня формирования, возможно эффективное развитие профессиональной образованности и культуры личности.

     При этом под мотивами профессиональной деятельности понимается осознание  предметов актуальных потребностей личности (получение высшего образования, саморазвития, самопознания, профессионального  развития, повышение социального статуса и т.д.), удовлетворяемых посредством выполнения учебных задач и побуждающих его к изучению будущей профессиональной деятельности [18, С.141].

     Если  студент разбирается в том, что  за профессию он выбрал и считает  ее достойной и значимой для общества, это, безусловно, влияет на то, как складывается его обучение. Исследования, проведенные в системе начального профессионального образования и в высшей школе, полностью подтверждают это положение.

     С помощью экспериментов на материале  различных российских вузов было установлено, что больше всего довольны избранной профессией студенты 1 курса. Но в течение всех лет учебы этот показатель неуклонно снижается вплоть до 5 курса [18, Самыгин С.И., С.141,]. Несмотря на то, что незадолго до окончания вуза удовлетворенность профессией оказывается наименьшей, само отношение к профессии остается положительным. Логично было бы предположить, что снижение удовлетворенности вызвано невысоким уровнем преподавания в вузе. Тем не менее, не следует переоценивать максимальную удовлетворенность профессией на первом году обучения. Студенты-первокурсники опираются, как правило, на свои идеальные представления о будущей профессии, которые при столкновении с реалиями подвергаются болезненным изменениям. Однако важно другое. Ответы на вопрос «Почему профессия нравится?» свидетельствуют, что ведущей причиной здесь выступает представление о творческом содержании будущей профессиональной деятельности. Например, студенты упоминают «возможность самосовершенствования», «возможность заниматься творчеством» и т. п. Что же касается реального учебного процесса, в частности, изучения специальных дисциплин, то здесь, как показывают исследования, лишь незначительное число студентов-первокурсников (менее 30%) ориентируются на творческие методы обучения. С одной стороны, перед нами - высокая удовлетворенность профессией и намерение по окончании вуза заниматься творческой деятельностью, с другой - желание приобрести основы профессионального мастерства преимущественно в процессе репродуктивной учебной деятельности. В психологическом плане эти позиции несовместимы, так как творческие стимулы могут формироваться только в соответствующей творческой среде, в том числе и учебной. Очевидно, формирование реальных представлений о будущей профессии и о способах овладения ею должно осуществляться начиная с 1-го курса. Комплексные исследования, посвященные проблеме отчисления из высшей профессиональной школы, показали, что наибольший отсев в вузах дают три предмета: математика, физика и иностранный язык. Выяснилось также, что причина не только в объективной трудности усвоения указанных дисциплин. Огромное значение имеет и то, что студент часто плохо представляет себе место этих дисциплин в своей будущей профессиональной деятельности. Ему кажется, что успеваемость по этим предметам не имеет никакого отношения к его узкоспециальной квалификации. (Заметим, что в настоящее время отношение к иностранному языку изменилось.) Следовательно, необходимым компонентом в процессе формирования у студентов реального образа будущей профессиональной деятельности является и аргументированное разъяснение значения тех или иных общих дисциплин для конкретной практической деятельности выпускников [18,С.148].

     Таким образом, формирование положительного отношения к профессии является важным фактором повышения учебной успеваемости студентов. Но само по себе положительное отношение не может иметь существенного значения, если оно не подкрепляется компетентным представлением о профессии (в том числе и пониманием роли отдельных дисциплин) и плохо связано со способами овладения ею [2, С.294].

     Очевидно, в круг проблем, связанных с изучением  отношения студентов к избранной  профессии, должен быть включен целый  ряд вопросов. Это:

     1) удовлетворенность выбором профессии;

     2) динамика удовлетворенности от курса к курсу;

     3) факторы, влияющие на формирование  удовлетворенности: социально-психологические,  психолого-педагогические, дифференциально-психологические,  в том числе и половозрастные;

     4) проблемы профессиональной мотивации,  или, другими словами, система и иерархия мотивов, определяющих позитивное или негативное отношение к избранной профессии.

     Эти отдельные моменты, как и отношение  к профессии в целом, влияют на эффективность учебной деятельности студентов. Они, в частности, сказываются  на общем уровне профессиональной подготовки, и потому данная проблема входит в число вопросов педагогической и социально-педагогической психологии. Но есть и обратная зависимость: на отношение к профессии, безусловно, влияют различные стратегии, технологии, методы обучения; влияют на него и социальные группы [12, С.119].

     Другой  важный фактор связан с мотивом творчества в будущей профессиональной деятельности, тягой к творчеству и теми возможностями, которые представляет для этого  работа по специальности. Исследования показали, что данный фактор более значим для успевающих, менее значим для неуспевающих учащихся. Формирование творческого отношения к различным видам профессиональной деятельности, стимулирование потребности в творчестве и развитии способностей к профессиональному творчеству - необходимые звенья системы профессионального обучения и профессионального воспитания личности [20, С.274].

     Несмотря  на то, что удовлетворенность профессией обусловлена множеством факторов, ее уровень поддается вероятностному прогнозированию. Очевидно, эффективность такого прогноза определяется тем комплексом методик, которые будут применены для диагностики интересов и склонностей личности студента, его установок, ценностных ориентаций, а также характерологических особенностей [8, С.326].

     Выводы.

     Высокая отдача от работников возможна лишь в  том случае, если они будут заинтересованы в конечном результате и будут  положительно относиться к выполняемой  работе. Это возможно лишь тогда, когда  процесс работы и конечные ее результаты позволяют человеку удовлетворить важнейшие из его потребностей. То есть тогда, когда он имеет высокий уровень трудовой мотивации.

     Правильное  выявление профессиональных интересов  и склонностей является важным прогностическим  фактором удовлетворенности профессией в будущем. Причиной неадекватного выбора профессии могут быть как внешние (социальные) факторы, связанные с невозможностью осуществить профессиональный выбор по интересам, так и внутренние (психологические) факторы, связанные с недостаточным осознанием своих профессиональных склонностей или с неадекватным представлением о содержании будущей профессиональной деятельности. 

 

Глава 2. Эмпирическое изучение динамики профессиональной мотивации у студентов – менеджеров 

2.1 Организация и методы исследования 

     После изучения теоретических основ нашей проблемы – динамики профессиональной мотивации у студентов – менеджеров – мы провели эмпирическое изучение по выявлению особенностей профессиональной мотивации.

     Основной  задачей нашего исследования являлось выявление ведущих мотивов профессиональной деятельности у студентов Белгородского Государственного Университета факультета управления и предпринимательства. В исследовании принимали участие студенты группы 110601 (3 курс) и 110806 (1 курс).

     Возрастной  состав испытуемых от 17 до 23 лет. Общее количество составило 35 человека, из них 6 парней, 29 девушек.

     Исследование  проводилось в рабочей обстановке, во время перерыва. Перед выполнением  тестов был проведен краткий инструктаж о правилах выполнения тестов.

     В данном исследовании применялся опросник на выявление ведущих мотивов профессиональной деятельности.

     Этот  опросник был выбран нами из-за удобство использования - тесты удобны, просты и практичны. Четкие, лаконичные вопросы – простые и понятные ответы.

     Данная  методика состоит из ряда утверждений, каждое их которых имеет 3 различных окончания. Необходимо из трёх вариантов окончания выбрать наиболее верный. Далее в бланке ответов, розданные испытуемым, отыскивается соответствующий ответ и отмечается, обводя его кружком. Отвечая на вопросы, не следует стремиться произвести заведомо приятное впечатление, т.к. важен не конкретный ответ, а суммарный бал по серии вопросов.

     Методика  предназначена для изучения мотивов  профессиональной деятельности. Среди  них условно выделены четыре основные группы:

  1. мотивы собственного труда (МСТ). Студенты с данной группой мотивов характеризуются рациональным использованием рабочего времени для выполнения конкретных задач, соблюдением трудовой дисциплины, увлеченностью процессом труда и его результатами.
  2. мотивы социальной значимости (МСЗ) характеризуют стремление студентов к согласованной работе в коллективе, их заинтересованность, инициативность, требовательность в совместной деятельности в целях достижения социально значимых результатов, осознанность общественного значения избранной профессии.
  3. мотивы самоутверждения в труде (МСУТ) означают, что студенты стремятся к более полному выявлению и использованию своих личностных возможностей в профессиональной деятельности.
  4. мотивы профессионального мастерства (МПМ). формируют у студентов применить знания для повышения качества работы и получения дополнительных профессиональных знаний, умений и навыков.

     Исследования  по выявлению ведущих мотивов  профессиональной деятельности можно  проводить и с одним испытуемым и с группой.

     Результат, который получился и есть ведущий мотив профессиональной деятельности. 

2.2 Результаты изучения динамики профессиональной мотивации у студентов – менеджеров 

     В результате проведенного нами исследования в группах были подсчитаны баллы, приведенные в таблице 2.1. (см. Приложение 1)

     По  данным таблицы видно явное преобладание одной группы мотивов профессиональной деятельности – мотивы самоутверждения в труде. Они доминирует у 21 тестируемого. У студентов 1 курса этот показатель встречается у 8 человек, а у студентов 3 курса – у 13 человек.

     На  втором месте стоят мотивы социальной значимости. Они преобладают у 9 учащихся. Из них 5 человек – студенты 1 курса  и 4 человека - студенты 3 курса.

     Мотивы  профессионального мастерства доминируют у 3 студентов: 1 курс – 3 человека, 3 курс – 1 человек.

     И, наконец, мотивы собственного труда  встречаются только у 2 студентов: 1 курс – 1 человек, 3 курс -1 человек.

     В результате исследования выявились  следующие процентные соотношения:

Информация о работе Профессиональная мотивация