Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 11:32, курсовая работа
Проблема формирования мотивации и ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые мотивы, новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. Таким образом, мотивы, присущие данному возрасту выступают в качестве личностнообразующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного “Я” в системе общественных отношений. Как ценностные ориентации, так и мотивы относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне сформированности личности.
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения профессиональной мотивации
1.1 Сущность профессиональной мотивации
1.2 Социально-психологические особенности студенческого возраста
1.3 Специфика мотивации профессионального выбора студента
Глава 2. Эмпирическое изучение динамики профессиональной мотивации у студентов – менеджеров
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты изучения динамики профессиональной мотивации у студентов – менеджеров
2.3 Рекомендации по оптимизации профессиональной мотивации у студентов – менеджеров
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Таблица 2.2.
№ группы
Мотивы |
Кол-во человек | |
Группа 110601 | Группа 110806 | |
Мотивы собственного труда | 5,26% | 0,39% |
Мотивы социальной значимости | 6,92% | 31,25% |
Мотивы самоутверждения в труде | 68,42% | 50% |
Мотивы профессионального мастерства | 5,26% | 18,75% |
Рис. 2.1. Гистограмма значимости мотивов профессиональной деятельности
Данные гистограммы наиболее ярко показывают преобладание у студентов обоих курсов мотив самоутверждения в труде.
Профессиональна ориентация динамична, изменчива и представляет непрерывный процесс, протекающий под постоянным воздействием объективных и субъективных факторов. Структуру профессиональных мотивов можно выявлять на разных этапах становления профессионала: на этапе выбора профессии или специальности (взвешиваются все плюсы и минусы предлагаемой работы) в процессе работы по избранной специальности; при смене рабочего места.
Профессиональная
мотивация формируется в
2.3
Рекомендации по оптимизации
профессиональной мотивации
у студентов – менеджеров
Общий смысл формирования оптимизации профессиональной мотивации состоит в том, что преподавателям желательно переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к зрелым формам положительного отношения к учению - действенному осознанному и ответственному.
Воспитанию положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в вузе, группе; участие студента в коллективистических формах организации разных видов деятельности; отношения сотрудничества преподавателя и учащегося, помощь преподавателя не в виде прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов; привлечение преподавателем студентов к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Кроме того, формирование мотивации способствуют занимательное изложение, необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся; эмоциональность речи преподавателя; ролевые игры, ситуация спора и дискуссии; анализ жизненных ситуаций; умелое применение преподавателем поощрения и порицания.
Особое значение здесь приобретает укрепление всех сторон умения студента учиться, обеспечивающее усвоение всех видов знаний и их применение в новых условиях, самостоятельное выполнение им учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другой, включение учащихся в совместную учебную деятельность.
Работа преподавателя, прямо направленная на упрочнение и развитие мотивационной сферы, должна включать в себя следующие виды воздействий:
• актуализация уже сложившейся у школьника ранее мотивационных установок, которые надо не разрушать, а укреплять и поддержать;
• создание условий для появления новых мотивационных установок (новых мотивов, целей) и появление у них новых качеств (устойчивости, осознанности, действенности и др.);
•
коррекция дефектных
Также немаловажно какими личностными качествами обладает преподаватель и насколько он сам заинтересован в преподаваемом предмете.
Рекомендации по оптимизации общения со студентами:
• никогда не оскорбляйте студента за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него с высоты своего авторитета;
• прежде, чем ругать учащегося за неумение, необходимо попытаться понять причину его затруднений;
• преподаватель должен объединяться вместе со студентом против объективных трудностей, стать его союзником, а не противником или сторонним наблюдателем;
• не стоит забывать, что без помощи профессионала полноценного овладения профессией у студента не произойдет;
• необходимо показывать студенту искреннюю заинтересованность в нем. При оказании помощи выбирать доверительный стиль общения.
Выводы.
Из
результатов проведенного нами исследования
видно, что как у студентов
первого курса, так и у студентов
3 курса доминируют мотивы самоутверждения
в труде, т.е. в процессе перехода с одного
курса на другой, мотивы профессиональной
деятельности остаются неизменными. Это
связано с тем, что профессиональная мотивация
формируется у молодежи под влиянием факторов
окружающей действительности, работы
по профессиональной ориентации, проводимой
в школе или соответствующих центрах профориентации.
Заключение
Высокая отдача от работников возможна лишь в том случае, если они будут заинтересованы в конечном результате и будут положительно относиться к выполняемой работе. Это возможно лишь тогда, когда процесс работы и конечные ее результаты позволяют человеку удовлетворить важнейшие из его потребностей. То есть тогда, когда он имеет высокий уровень трудовой мотивации.
Правильное выявление профессиональных интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворенности профессией в будущем. Причиной неадекватного выбора профессии могут быть как внешние (социальные) факторы, связанные с невозможностью осуществить профессиональный выбор по интересам, так и внутренние (психологические) факторы, связанные с недостаточным осознанием своих профессиональных склонностей или с неадекватным представлением о содержании будущей профессиональной деятельности.
Из
результатов проведенного нами исследования
видно, что как у студентов
первого курса, так и у студентов
3 курса доминируют мотивы самоутверждения
в труде, т.е. в процессе перехода
с одного курса на другой, мотивы
профессиональной деятельности остаются
неизменными. Это связано с тем, что профессиональная
мотивация формируется у молодежи под
влиянием факторов окружающей действительности,
работы по профессиональной ориентации,
проводимой в школе или соответствующих
центрах профориентации.
Список
использованной литературы
Приложение
1
Таблица 2.1.
№ | Ф.И.О.испытуемого | Тип проф. мотивации | Полученные результаты | |||
МСТ | МСЗ | МСУТ | МПМ | |||
1 | Алтунина Т.Ю. | МСУТ | 8 | 14 | 24 | 3 |
2 | Андре Диего | МСЗ | 10 | 16 | 12 | 9 |
3 | Бальчук В.С | МСУТ | 10 | 12 | 27 | 0 |
4 | Волосунова Е.В. | МСУТ | 14 | 8 | 15 | 12 |
5 | Дрычкина Н.И. | МСУТ | 14 | 14 | 15 | 3 |
6 | Кондратенко Н.С. | МСУТ | 12 | 8 | 21 | 6 |
7 | Кунцова А.Н. | МСУТ | 14 | 12 | 15 | 6 |
8 | Лежнева О.В. | МСУТ | 10 | 6 | 21 | 12 |
9 | Маркова В.Ю. | МСУТ | 12 | 10 | 21 | 6 |
10 | Младшева Е.С. | МСЗ | 8 | 16 | 12 | 9 |
11 | Осьмакова Т.П | МСУТ | 12 | 14 | 15 | 6 |
12 | Процких О.Е. | МСТ | 16 | 14 | 3 | 6 |
13 | Силяева М.Г. | МСУТ | 10 | 16 | 18 | 3 |
14 | Тертычная О.Д. | МСУТ | 10 | 10 | 21 | 6 |
15 | Ткачева М.Я. | МСУТ | 10 | 12 | 18 | 9 |
16 | Тютюнникова Н.Н. | МСЗ | 10 | 16 | 12 | 9 |
17 | Федченко М.А. | МСУТ | 14 | 14 | 18 | 0 |
18 | Фохт И.В. | МПМ | 8 | 14 | 9 | 15 |
19 | Шевченко М.В. | МСЗ | 10 | 18 | 3 | 10 |
20 | Астапов Г.С. | МСЗ | 10 | 16 | 12 | 9 |
21 | Водонаева О.А. | МСЗ | 10 | 16 | 12 | 9 |
22 | Веделева Е.В. | МПМ | 14 | 8 | 12 | 15 |
23 | Евтухова О.Д. | МСУТ | 10 | 12 | 21 | 3 |
24 | Кравченко Н.С. | МСУТ | 12 | 8 | 21 | 6 |
25 | Литаев О.В. | МСТУ | 10 | 6 | 21 | 12 |
26 | Маркина В.Ю. | МПМ | 12 | 10 | 6 | 21 |
27 | Непочатова Е.С. | МСЗ | 8 | 16 | 12 | 9 |
28 | Осипов Т.П | МСУТ | 12 | 14 | 15 | 6 |
29 | Пономарева Т.Н. | МСУТ | 12 | 10 | 21 | 3 |
30 | Поваляева О.Е. | МСТ | 16 | 14 | 3 | 6 |
31 | Терещенко И.В. | МСУТ | 12 | 10 | 18 | 9 |
32 | Фадеева И.В. | МСЗ | 8 | 15 | 9 | 14 |
33 | Филатов Н.С. | МСУТ | 10 | 14 | 18 | 6 |
34 | Шатохин С.Ю. | МСТУ | 12 | 14 | 21 | 9 |
35 | Шугаев К.С. | МСЗ | 10 | 18 | 3 | 10 |