Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 16:25, реферат
Переход от старшего школьного возраста к студенческому сопровождается противоречиями и ломкой привычных жизненных представлений. Необходимо учитывать, что отличия в мотивации могут наблюдаться у студентов различных курсов, факультетов и специальностей.
В первую очередь наш интерес определяется тем, что формирование мотивации и ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые мотивы, новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода.
Цель исследования: выявить особенности учебно-профессиональной мотивации студентов 2 курса.
Введение…………………………………………………………………………………………………………….3
Глава I.
Теоретические аспекты изучения мотивации в студенческом возрасте…………5
1.2. Структура мотивационной сферы студента в исследованиях зарубежных и отечественных психологов……………………………………………………………………………..5
1.3. Специфика учебной мотивации студента…………………………………………………..7
1.4. Профессиональная мотивация………………………………………………………………….10
Глава II.
Исследование профессиональной мотивации студентов………………………………16
2.1. Цель, задачи исследования………………………………………………………………………16
2.2. Описание методик исследования…………………………………………………………….16
2.3. Анализ и интерпретация полученных результатов………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………………………………………….25
Список литературы…………………………………………………………………………………………..27
ГОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет»
Факультет психологии
и педагогики
Мотивация профессионального
обучения студентов-психологов 2 курса.
Выполнила студентка гр. 21
д.п.н. профессор
Вишняков
Игорь Августович
Омск – 2011
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава I.
Теоретические аспекты изучения мотивации в студенческом возрасте…………5
1.2. Структура мотивационной
сферы студента в
1.3. Специфика учебной
мотивации студента………………………………
1.4. Профессиональная
мотивация………………………………………………………
Глава II.
Исследование профессиональной
мотивации студентов……………………………
2.1. Цель, задачи исследования……………………………
2.2. Описание методик
исследования………………………………………………
2.3. Анализ и интерпретация
полученных результатов……………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Переход от старшего школьного возраста к студенческому сопровождается противоречиями и ломкой привычных жизненных представлений. Необходимо учитывать, что отличия в мотивации могут наблюдаться у студентов различных курсов, факультетов и специальностей.
В первую очередь
наш интерес определяется тем, что
формирование мотивации и ценностных
ориентаций является неотъемлемой частью
развития личности человека. В переходные,
кризисные периоды развития возникают
новые мотивы, новые ценностные ориентации,
новые потребности и интересы,
а на их основе перестраиваются и
качества личности, характерные для
предшествующего периода. Таким
образом, мотивы, присущие данному возрасту
выступают в качестве личностно-образующей
системы и связаны с развитием
самосознания, осознания положения
собственного “Я” в системе общественных
отношений. Как ценностные ориентации,
так и мотивы относятся к важнейшим
компонентам структуры
Цель исследования: выявить особенности учебно-профессиональной мотивации студентов 2 курса.
Объект исследования: студенты 2 курса психолого-педагогического факультета педагогического вуза (г. Омск) – 21 чел
Предмет исследования: учебно-профессиональная мотивация студентов 2 курса.
Задачи исследования:
1)изучить профессиональную мотивацию
студентов 2 куса психолого-педагогического
факультета;
Методы исследования:
В качестве экспериментальных методов использовались следующие диагностические средства: методика К.Замфир в модификации А.А. Реана «Изучение мотивации профессиональной деятельности», «Методика определения мотивации учения студентов» Каташев В.Г.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что она раскрывает содержание психологических особенностей учебной мотивации студента педагогического ВУЗа и выявляет ее значимые составляющие. Мы полагаем, что проведенное исследование будет способствовать саморазвитию студента, овладению учебным материалом, развитию учебно-познавательных мотивов сравнительно высокого уровня, что в свою очередь может привести к формированию других социальных мотивов. Иными словами, появляется реальная возможность собрать воедино то небольшое количество диагностических приемов, позволяющих определить характер учебной мотивации совместной деятельности.
Полученные в работе
данные можно использовать в профилактической,
консультационной и психокоррекционной
работе психологической службы высшего
педагогического образования, профессиональной
ориентации и профотбора будущих педагогов.
Глава I. Теоретические аспекты изучения мотивации в студенческом возрасте
1.2. Структура мотивационной
сферы студента в
Мотивация является одной из фундаментальных проблем, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Ответ на вопрос, что побуждает человека к деятельности, каков мотив, «ради чего» он ее осуществляет, есть основа ее адекватной интерпретации. «Когда люди общаются друг с другом… то, прежде всего, возникает вопрос о мотивах, побуждениях, которые толкнули их на такой контакт с другими людьми, а также о тех целях, которые с большей или меньшей осознанностью они ставили перед собой»[10]. В самом общем плане мотив это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в определяемую этим мотивом деятельности.
Сложность и многоаспектность
проблемы мотивации обусловливает
множественность подходов к пониманию
ее сущности, природы, структуры, а также
к методам ее изучения. Существенно
подчеркнуть, что основным методологическим
принципом, определяющим исследования
мотивационной сферы в
В отечественной психологии мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека - его поведения, деятельности. Высшим уровнем этой регуляции является сознательно-волевая. Она описывается исключительно широкой сферой, включающей в себя и автоматически осуществляемые установки, и текущие актуальные стремления, и область идеального, которая в данный момент не является актуально действующей, но выполняет важную для человека функцию, давая ему ту смысловую перспективу дальнейшего развития его побуждений, без которой текущие заботы повседневности теряют свое значение» [3]. Всё это, с одной стороны, позволяет определять мотивацию как сложную, неоднородную многоуровневую систему побудителей, включающую в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д., а с другой, - говорить о полимотивированности деятельности, поведения человека и о доминирующем мотиве в их структуре [6].
Понимаемая как источник активности и одновременно как система побудителей любой деятельности мотивация изучается в самых разных аспектах, в силу чего понятие трактуется авторами по-разному. Исследователи определяют мотивацию как один конкретный мотив, как единую систему мотивов и как особую сферу, включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии.
Наиболее полным является определение мотива, предложенное одним из ведущих исследователей этой проблемы - Л.И.Божович. Согласно ему в качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания, словом, все то, в чем нашла воплощение потребность [7]. Такое определение мотива снимает многие противоречия в его толковании, где объединяются энергетическая, динамическая и содержательная стороны.
Наиболее широким является понятие «мотивационной сферы», включающее и аффективную, и волевую сферу личности (Л.С.Выготский), переживание удовлетворения потребности. В общепсихологическом контексте мотивация представляет собой сложное объединение, «сплав» движущих сил поведения, открывающийся субъекту в виде потребностей, интересов, включений, целей, идеалов, которые непосредственно детерминирует человеческую деятельность [2]. Мотивационная сфера или мотивация в широком смысле слова с этой точки зрения понимается как стержень личности, к которому «стягиваются» такие ее свойства, как направленность, ценные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики. «Понятие мотивации у человека… включает в себя все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки или диспозиции, идеалы и т.д.» [2]. Таким образом, можно утверждать, что, несмотря на разнообразие подходов мотивация понимается большинством авторов как совокупность, система психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека.
Продуктивным в изучении мотивации (В.Г.Асеев, Дж.Аткинсон, Л.И.Божович, Б.И.Додонов, А.Маслоу, Е.И.Савонько) является представление о мотивации как о сложной системе, в которую включены определенные иерархизированные структуры. При этом структура понимается как относительно устойчивое единство элементов, их отношений и целостности объекта; как инвариант системы. Анализ структуры мотивации позволил В.Г.Асееву выделить в ней а) единство процессуальных и дискретных характеристик и б) двухмодальное, т.е. положительное и отрицательное основания ее составляющих.
Важно также положение исследователей о том, что структура мотивационной сферы является не застывшей, статической, а развивающимся, изменяющимся в процессе жизнедеятельности образованием[56].
1.3. Специфика учебной мотивации студента
Общее системное
представление мотивационной
1. от характера
участия в деятельности (понимаемые,
знаемые и реально действующие
мотивы, по А.Н.Леонтьеву);
4. от факта включенности
в саму деятельность или
5. мотивы определенного вида деятельности, например, учебной деятельности, и т.д.
В качестве классификационных основ могут рассматриваться и схемы Х.Мюррея, М.Аргайла, А.Маслоу и др. П.М.Якобсону принадлежит заслуга разграничения мотивов по характеру общения (деловые, эмоциональные) [13]. Продолжая эту линию исследования, согласно А.Н.Леонтьеву, социальные потребности, определяющие интеграцию и общение, можно грубо разделить на три основных типа; ориентированных на а) объект или цель взаимодействия; б) интересы самого коммуникатора; в) интересы другого человека или общества в целом. Говоря о мотивах (потребностях), ориентированных на самого коммуникатора, А.Н.Леонтьев имеет в виду мотивы, «направленные либо непосредственно на удовлетворение желания узнать что-то интересное или важное, либо на дальнейший выбор способа поведения, способа действия» [12]. Эта группа мотивов представляет наибольший интерес для анализа доминирующей учебной мотивации в учебной деятельности.
Итак, одним из самых главных понятий, связанных с мотивацией являются потребности – состояние нужды в чём-либо. Любая мотивация основана на потребностях человека и направлена на их удовлетворение. Все потребности можно разделить на 2 категории: первичные и вторичные. К первичным относят органические потребности (потребности в пищи, сне и т.д.), а к вторичным – материальные, социальные и духовные (потребность в самореализации, любви и т.д.).
Информация о работе Мотивация профессионального обучения студентов-психологов 2 курса