Мотивация профессионального обучения студентов-психологов 2 курса

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 16:25, реферат

Краткое описание

Переход от старшего школьного возраста к студенческому сопровождается противоречиями и ломкой привычных жизненных представлений. Необходимо учитывать, что отличия в мотивации могут наблюдаться у студентов различных курсов, факультетов и специальностей.
В первую очередь наш интерес определяется тем, что формирование мотивации и ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые мотивы, новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода.
Цель исследования: выявить особенности учебно-профессиональной мотивации студентов 2 курса.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………………………….3
Глава I.
Теоретические аспекты изучения мотивации в студенческом возрасте…………5
1.2. Структура мотивационной сферы студента в исследованиях зарубежных и отечественных психологов……………………………………………………………………………..5
1.3. Специфика учебной мотивации студента…………………………………………………..7
1.4. Профессиональная мотивация………………………………………………………………….10
Глава II.
Исследование профессиональной мотивации студентов………………………………16
2.1. Цель, задачи исследования………………………………………………………………………16
2.2. Описание методик исследования…………………………………………………………….16
2.3. Анализ и интерпретация полученных результатов………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………………………………………….25
Список литературы…………………………………………………………………………………………..27

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 57.69 Кб (Скачать)

ГОУ ВПО «Омский  государственный педагогический университет»

Факультет психологии и педагогики 
 
 
 

                                                      Курсовая работа  

Мотивация профессионального  обучения студентов-психологов 2 курса. 
 
 

  Выполнила студентка гр.  21

                                                              Сердюк А.А.                            

                                                                            Научный руководитель:

д.п.н. профессор

Вишняков  Игорь Августович 
 
 
 
 
 

Омск – 2011

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………………………………………….3

Глава I.

Теоретические аспекты  изучения мотивации в студенческом возрасте…………5

1.2. Структура мотивационной  сферы студента в исследованиях  зарубежных и отечественных психологов……………………………………………………………………………..5 

1.3. Специфика учебной  мотивации студента…………………………………………………..7

1.4. Профессиональная  мотивация………………………………………………………………….10

Глава II.

Исследование профессиональной мотивации студентов………………………………16

2.1. Цель, задачи исследования………………………………………………………………………16

2.2. Описание методик  исследования…………………………………………………………….16

2.3. Анализ и интерпретация  полученных результатов………………………………….19

Заключение……………………………………………………………………………………………………….25

Список литературы…………………………………………………………………………………………..27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

Переход от старшего школьного возраста к студенческому сопровождается противоречиями и ломкой привычных жизненных представлений. Необходимо учитывать, что отличия в мотивации могут наблюдаться у студентов различных курсов, факультетов и специальностей.

В первую очередь  наш интерес определяется тем, что  формирование мотивации и ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают  новые мотивы, новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и  качества личности, характерные для  предшествующего периода. Таким  образом, мотивы, присущие данному возрасту выступают в качестве личностно-образующей системы и связаны с развитием  самосознания, осознания положения  собственного “Я” в системе общественных отношений. Как ценностные ориентации, так и мотивы относятся к важнейшим  компонентам структуры личности, по степени сформированности.

Цель  исследования: выявить особенности учебно-профессиональной мотивации студентов 2 курса.

Объект  исследования: студенты 2 курса психолого-педагогического факультета педагогического вуза (г. Омск) – 21 чел

Предмет исследования: учебно-профессиональная мотивация студентов 2 курса.

Задачи исследования:

  1)изучить профессиональную мотивацию студентов 2 куса психолого-педагогического факультета;                                                                                           2) Определить преобладающий тип профессиональной мотивации (внутренняя, внешняя положительная, внешняя отрицательная мотивация) в группе;                                                                                                                                   3) Определить уровень мотивации профессионального обучения.

Методы  исследования:

В качестве экспериментальных  методов использовались следующие  диагностические средства: методика К.Замфир в модификации А.А. Реана «Изучение мотивации профессиональной деятельности», «Методика определения мотивации учения студентов» Каташев В.Г.

Практическая значимость исследовательской работы заключается  в том, что она раскрывает содержание психологических особенностей учебной  мотивации студента педагогического  ВУЗа и выявляет ее значимые составляющие. Мы полагаем, что проведенное исследование будет способствовать саморазвитию студента, овладению учебным материалом, развитию учебно-познавательных мотивов  сравнительно высокого уровня, что  в свою очередь может привести к формированию других социальных мотивов. Иными словами, появляется реальная возможность собрать воедино  то небольшое количество диагностических  приемов, позволяющих определить характер учебной мотивации совместной деятельности.

Полученные в работе данные можно использовать в профилактической, консультационной и психокоррекционной работе психологической службы высшего педагогического образования, профессиональной ориентации и профотбора будущих педагогов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Теоретические аспекты  изучения мотивации  в студенческом возрасте

1.2. Структура мотивационной  сферы студента в исследованиях  зарубежных и отечественных психологов

Мотивация является одной из фундаментальных проблем, как в отечественной, так и  в зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его  деятельности, поведения. Ответ на вопрос, что побуждает человека к деятельности, каков мотив, «ради чего» он ее осуществляет, есть основа ее адекватной интерпретации. «Когда люди общаются друг с другом… то, прежде всего, возникает  вопрос о мотивах, побуждениях, которые  толкнули их на такой контакт с другими людьми, а также о тех целях, которые с большей или меньшей осознанностью они ставили перед собой»[10]. В самом общем плане мотив это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в определяемую этим мотивом деятельности.

Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает  множественность подходов к пониманию  ее сущности, природы, структуры, а также  к методам ее изучения. Существенно  подчеркнуть, что основным методологическим принципом, определяющим исследования мотивационной сферы в отечественной  психологии, является положение о  единстве динамической (энергетической) и содержательно-смысловой сторон мотивации. Активная разработка этого принципа связана с исследованием таких проблем, как система отношений человека (В.Н.Мясищев), соотношение смысла и значения (А.Н.Леонтьев), интеграция побуждений и их смысловой контекст (С.Л.Рубинштейн), направленность личности и динамика поведения (Л.И.Божович, В.Э.Чудновский), ориентировка в деятельности (П.Я.Гальперин) и т.д.

В отечественной  психологии мотивация рассматривается  как сложный многоуровневый регулятор  жизнедеятельности человека - его  поведения, деятельности. Высшим уровнем  этой регуляции является сознательно-волевая. Она описывается исключительно широкой сферой, включающей в себя и автоматически осуществляемые установки, и текущие актуальные стремления, и область идеального, которая в данный момент не является актуально действующей, но выполняет важную для человека функцию, давая ему ту смысловую перспективу дальнейшего развития его побуждений, без которой текущие заботы повседневности теряют свое значение» [3]. Всё это, с одной стороны, позволяет определять мотивацию как сложную, неоднородную многоуровневую систему побудителей, включающую в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д., а с другой, - говорить о полимотивированности деятельности, поведения человека и о доминирующем мотиве в их структуре [6].

Понимаемая как  источник активности и одновременно как система побудителей любой  деятельности мотивация изучается  в самых разных аспектах, в силу чего понятие трактуется авторами по-разному. Исследователи определяют мотивацию  как один конкретный мотив, как единую систему мотивов и как особую сферу, включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном  переплетении и взаимодействии.

Наиболее полным является определение мотива, предложенное одним из ведущих исследователей этой проблемы - Л.И.Божович. Согласно ему в качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания, словом, все то, в чем нашла воплощение потребность [7]. Такое определение мотива снимает многие противоречия в его толковании, где объединяются энергетическая, динамическая и содержательная стороны.

Наиболее широким  является понятие «мотивационной сферы», включающее и аффективную, и волевую  сферу личности (Л.С.Выготский), переживание удовлетворения потребности. В общепсихологическом контексте мотивация представляет собой сложное объединение, «сплав» движущих сил поведения, открывающийся субъекту в виде потребностей, интересов, включений, целей, идеалов, которые непосредственно детерминирует человеческую деятельность [2]. Мотивационная сфера или мотивация в широком смысле слова с этой точки зрения понимается как стержень личности, к которому «стягиваются» такие ее свойства, как направленность, ценные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики. «Понятие мотивации у человека… включает в себя все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки или диспозиции, идеалы и т.д.» [2]. Таким образом, можно утверждать, что, несмотря на разнообразие подходов мотивация понимается большинством авторов как совокупность, система психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека.

Продуктивным в  изучении мотивации (В.Г.Асеев, Дж.Аткинсон, Л.И.Божович, Б.И.Додонов, А.Маслоу, Е.И.Савонько) является представление о мотивации как о сложной системе, в которую включены определенные иерархизированные структуры. При этом структура понимается как относительно устойчивое единство элементов, их отношений и целостности объекта; как инвариант системы. Анализ структуры мотивации позволил В.Г.Асееву выделить в ней а) единство процессуальных и дискретных характеристик и б) двухмодальное, т.е. положительное и отрицательное основания ее составляющих.

Важно также положение  исследователей о том, что структура  мотивационной сферы является не застывшей, статической, а развивающимся, изменяющимся в процессе жизнедеятельности  образованием[56].

1.3. Специфика учебной  мотивации студента

Общее системное  представление мотивационной сферы  человека позволяет исследователям классифицировать мотивы. Как известно, в общей психологии виды мотивов  поведения разграничиваются по разным основаниям, например, в зависимости:

1. от характера  участия в деятельности (понимаемые, знаемые и реально действующие мотивы, по А.Н.Леонтьеву);                                                                  2. от времени (протяженности) обусловливания деятельности (далекая - короткая мотивация, по Б.Ф.Ломову);                                                                           3. от социальной значимости (социальные - узколичные, по П.М.Якобсону);

4. от факта включенности  в саму деятельность или находящихся вне ее (широкие социальные мотивы и узколичные мотивы, по Л.И.Божович);

5. мотивы определенного  вида деятельности, например, учебной  деятельности, и т.д.

В качестве классификационных  основ могут рассматриваться  и схемы Х.Мюррея, М.Аргайла, А.Маслоу и др. П.М.Якобсону принадлежит заслуга разграничения мотивов по характеру общения (деловые, эмоциональные) [13]. Продолжая эту линию исследования, согласно А.Н.Леонтьеву, социальные потребности, определяющие интеграцию и общение, можно грубо разделить на три основных типа; ориентированных на а) объект или цель взаимодействия; б) интересы самого коммуникатора; в) интересы другого человека или общества в целом. Говоря о мотивах (потребностях), ориентированных на самого коммуникатора, А.Н.Леонтьев имеет в виду мотивы, «направленные либо непосредственно на удовлетворение желания узнать что-то интересное или важное, либо на дальнейший выбор способа поведения, способа действия» [12]. Эта группа мотивов представляет наибольший интерес для анализа доминирующей учебной мотивации в учебной деятельности.

Итак, одним из самых  главных понятий, связанных с  мотивацией являются потребности – состояние нужды в чём-либо. Любая мотивация основана на потребностях человека и направлена на их удовлетворение. Все потребности можно разделить на 2 категории: первичные и вторичные. К первичным относят органические потребности (потребности в пищи, сне и т.д.), а к вторичным – материальные, социальные и духовные (потребность в самореализации, любви и т.д.).

Информация о работе Мотивация профессионального обучения студентов-психологов 2 курса