Мотивация профессионального обучения студентов-психологов 2 курса

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 16:25, реферат

Краткое описание

Переход от старшего школьного возраста к студенческому сопровождается противоречиями и ломкой привычных жизненных представлений. Необходимо учитывать, что отличия в мотивации могут наблюдаться у студентов различных курсов, факультетов и специальностей.
В первую очередь наш интерес определяется тем, что формирование мотивации и ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые мотивы, новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода.
Цель исследования: выявить особенности учебно-профессиональной мотивации студентов 2 курса.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………………………….3
Глава I.
Теоретические аспекты изучения мотивации в студенческом возрасте…………5
1.2. Структура мотивационной сферы студента в исследованиях зарубежных и отечественных психологов……………………………………………………………………………..5
1.3. Специфика учебной мотивации студента…………………………………………………..7
1.4. Профессиональная мотивация………………………………………………………………….10
Глава II.
Исследование профессиональной мотивации студентов………………………………16
2.1. Цель, задачи исследования………………………………………………………………………16
2.2. Описание методик исследования…………………………………………………………….16
2.3. Анализ и интерпретация полученных результатов………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………………………………………….25
Список литературы…………………………………………………………………………………………..27

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 57.69 Кб (Скачать)

Следующим звеном мотивации  является побуждение – поведенческое проявление желания удовлетворить свои потребности.

Поведение, которое  осуществляется, соответственно имеет  направление и направленно оно  на цель – осознаваемый результат, который либо удовлетворяется полностью, либо частично, либо не удовлетворяется вовсе.

Всё это даёт нам  возможность сделать вывод, что  мотивы отличаются друг от друга видом  потребности, которая в них заложена, формами, которые они принимают, широтой или узостью, а также  конкретным содержанием деятельности, в которой они реализуются. Сложным видам деятельности, как правило, отвечает не одна, а несколько одновременно действующих и взаимосвязанных мотивов, образующих разветвлённую систему мотивации действий и поступков человека. Учебный процесс относят к сложным видам деятельности, поэтому мотивов для поступления очень много и они могут не только проявляться отдельно в каждом человеке, но и сливаться в едино, формируя сложные мотивационные системы.

Долгое время мотивации  студентов не уделяли должного внимания, а на самом деле это один из наиболее эффективных способов улучшить процесс  обучения и результаты долгих лет  лекций, практик и сессий. Мотивы являются движущими силами процесса обучения и усвоения материала. Мотивация  к обучению представляет собой достаточно непростой и неоднозначный процесс  изменения отношения личности как к отдельному предмету изучения, так и ко всему учебному процессу.

Мотивами или, другими  словами, причинами, стимулирующими человека и побуждающих его к активной деятельность, в данном случае – учиться, – могут быть самыми различными. Классифицируют мотивацию по-разному, например, по направленности и содержанию выделяют следующие виды:

1. Социальные мотивы (долг, ответственность, понимание  значимости обучения для всего  общества).

2. Познавательные  мотивы (стремление больше знать  по всем предметам, стать эрудированным).

3. Профессионально-ценностные  мотивы (без знаний не будет  хорошей профессии).

4. Эстетические мотивы (от обучения получаешь удовольствие, раскрываешь свои скрытые способности  и таланты).

5. Коммуникативные  мотивы (возможность расширять свой  круг общения благодаря повышению  своего интеллектуального уровня  и новым знакомствам).

6. Статусно-позиционные мотивы (стремление через учение или общественную деятельность утвердиться в обществе, в своём ВУЗе, группе и т.д.).

7. Традиционно-исторические  мотивы (установленные стереотипы, которые возникли в обществе  и укрепились с течением времени).

8. Утилитарно-практические  мотивы (необходимость в получении  свидетельства об образовании,  которое позволяет получить заветное  рабочее место).

9. Учебно-познавательные  мотивы (стремление усвоить отдельный  интересующий предмет и научиться  самообразованию).

10. Неосознанные мотивы (основано на полном непонимании  смысла получаемой информации  и полном отсутствии интереса  к познавательному процессу).

1.4. Профессиональная  мотивация

Сейчас исследователям уже не приходится сомневаться в  том, что успеваемость учащихся зависит  в основном от развития учебной мотивации, а не только от природных способностей. Между этими двумя факторами  существует сложная система взаимосвязей. При определенных условиях (в частности, при высоком интересе личности к  конкретной деятельности) может включаться так называемый компенсаторный механизм. Недостаток способностей при этом восполняется развитием мотивационной сферы (интерес  к предмету, осознанность выбора профессии  и др.), и школьник/студент добивается больших успехов[43].

Однако дело не только в том, что способности и мотивация  находятся в диалектическом единстве, и каждый из них определенным образом  влияет на уровень успеваемости. Исследования, проведенные в вузах, показали, что  сильные и слабые студенты отличаются вовсе не по интеллектуальным показателям, а по тому, в какой степени у  них развита профессиональная мотивация. Конечно, из этого вовсе не следует, что способности не являются значимым фактором учебной деятельности. Подобные факты можно объяснить тем, что  существующая система конкурсного  отбора в вузы, так или иначе, проводит селекцию абитуриентов на уровне общих  интеллектуальных способностей. Те, кто  выдерживает отбор и попадает в число первокурсников, в целом  обладают примерно одинаковыми способностями. В этом случае на первое место выступает  фактор профессиональной мотивации; одну из ведущих ролей в формировании «отличников» и «троечников» начинает играть система внутренних побуждений личности к учебно-познавательной деятельности в вузе. В самой сфере профессиональной мотивации важнейшую роль играет положительное отношение к профессии, поскольку этот мотив связан с конечными целями обучения [9].

Применительно к  учебной деятельности студентов  в системе вузовского образования  под профессиональной мотивацией понимается совокупность факторов и процессов, которые, отражаясь в сознании, побуждают  и направляют личность к изучению будущей профессиональной деятельности. Профессиональная мотивация выступает  как внутренний движущий фактор развития профессионализма и личности, так  как только на основе ее высокого уровня формирования, возможно эффективное  развитие профессиональной образованности и культуры личности.

При этом под мотивами профессиональной деятельности понимается осознание предметов актуальных потребностей личности (получение высшего  образования, саморазвития, самопознания, профессионального развития, повышение  социального статуса и т.д.), удовлетворяемых  посредством выполнения учебных  задач и побуждающих его к  изучению будущей профессиональной деятельности [7].

Если студент разбирается  в том, что за профессию он выбрал и считает ее достойной и значимой для общества, это, безусловно, влияет на то, как складывается его обучение. Исследования, проведенные в системе  начального профессионального образования  и в высшей школе, полностью подтверждают это положение.

С помощью экспериментов  на материале различных российских вузов было установлено, что больше всего довольны избранной профессией студенты 1 курса. Но в течение всех лет учебы этот показатель неуклонно  снижается вплоть до 5 курса. Несмотря на то, что незадолго до окончания  вуза удовлетворенность профессией оказывается наименьшей, само отношение  к профессии остается положительным. Логично было бы предположить, что  снижение удовлетворенности вызвано  невысоким уровнем преподавания в конкретном вузе. Тем не менее не следует переоценивать максимальную удовлетворенность профессией на первом году обучения[35]

Студенты-первокурсники  опираются, как правило, на свои идеальные  представления о будущей профессии, которые при столкновении с реалиями подвергаются болезненным изменениям. Однако важно другое. Ответы на вопрос «Почему профессия нравится?»  свидетельствуют, что ведущей причиной здесь выступает представление о творческом содержании будущей профессиональной деятельности. Например, студенты упоминают «возможность самосовершенствования», «возможность заниматься творчеством» и т. п. Что же касается реального учебного процесса, в частности, изучения специальных дисциплин, то здесь, как показывают исследования, лишь незначительное число студентов-первокурсников (менее 30%) ориентируются на творческие методы обучения. С одной стороны, перед нами -- высокая удовлетворенность профессией и намерение по окончании вуза заниматься творческой деятельностью, с другой -- желание приобрести основы профессионального мастерства преимущественно в процессе репродуктивной учебной деятельности. В психологическом плане эти позиции несовместимы, так как творческие стимулы могут формироваться только в соответствующей творческой среде, в том числе и учебной. Очевидно, формирование реальных представлений о будущей профессии и о способах овладения ею должно осуществляться начиная с 1-го курса. Комплексные исследования, посвященные проблеме отчисления из высшей профессиональной школы, показали, что наибольший отсев в вузах дают три предмета: математика, физика и иностранный язык. Выяснилось также, что причина не только в объективной трудности усвоения указанных дисциплин. Огромное значение имеет и то, что студент часто плохо представляет себе место этих дисциплин в своей будущей профессиональной деятельности. Ему кажется, что успеваемость по этим предметам не имеет никакого отношения к его узкоспециальной квалификации. (Заметим, что в настоящее время отношение к иностранному языку изменилось.) Следовательно, необходимым компонентом в процессе формирования у студентов реального образа будущей профессиональной деятельности является и аргументированное разъяснение значения тех или иных общих дисциплин для конкретной практической деятельности выпускников[46].

Таким образом, формирование положительного отношения к профессии  является важным фактором повышения  учебной успеваемости студентов. Но само по себе положительное отношение  не может иметь существенного  значения, если оно не подкрепляется  компетентным представлением о профессии (в том числе и пониманием роли отдельных дисциплин) и плохо  связано со способами овладения  ею. Так что вряд ли обучение пройдет  удачно, если строить его только по принципу, изображенному в стихотворении «Кем быть?» Маяковского: «Хорошо быть... -- пусть меня научат».

Очевидно, в круг проблем, связанных с изучением  отношения студентов к избранной  профессии, должен быть включен целый  ряд вопросов. Это:

1) удовлетворенность  профессией;

2) динамика удовлетворенности  от курса к курсу;

3) факторы, влияющие  на формирование удовлетворенности:  социально-психологические, психолого-педагогические, дифференциально-психологические,  в том числе и половозрастные;

4) проблемы профессиональной  мотивации, или, другими словами,  система и иерархия мотивов,  определяющих позитивное или  негативное отношение к избранной  профессии.

Эти отдельные моменты, как и отношение к профессии  в целом, влияют на эффективность  учебной деятельности студентов. Они, в частности, сказываются на общем  уровне профессиональной подготовки, и потому данная проблема входит в  число вопросов педагогической и  социально-педагогической психологии. Но есть и обратная зависимость: на отношение к профессии, безусловно, влияют различные стратегии, технологии, методы обучения; влияют на него и социальные группы.

Другой важный фактор связан с мотивом творчества в  будущей профессиональной деятельности, тягой к творчеству и теми возможностями, которые представляет для этого  работа по специальности. Исследования показали, что данный фактор более значим для успевающих, менее значим для неуспевающих учащихся. Формирование творческого отношения к различным видам профессиональной деятельности, стимулирование потребности в творчестве и развитии способностей к профессиональному творчеству -- необходимые звенья системы профессионального обучения и профессионального воспитания личности[22].

Несмотря на то, что  удовлетворенность профессией обусловлена  множеством факторов, ее уровень поддается  вероятностному прогнозированию. Очевидно, эффективность такого прогноза определяется тем комплексом методик, которые  будут применены для диагностики  интересов и склонностей личности учащегося, его установок, ценностных ориентаций, а также характерологических особенностей.

Правильное выявление  профессиональных интересов и склонностей  является важным прогностическим фактором удовлетворенности профессией в  будущем. Причиной неадекватного выбора профессии могут быть как внешние (социальные) факторы, связанные с  невозможностью осуществить профессиональный выбор по интересам, так и внутренние (психологические) факторы, связанные  с недостаточным осознанием своих  профессиональных склонностей или  с неадекватным представлением о  содержании будущей профессиональной деятельности[39].

Формирование устойчивого  положительного отношения к профессии -- один из актуальных вопросов педагогики и педагогической психологии. Здесь еще немало нерешенных задач. В современных условиях динамичного развития профессиональных знаний, в силу предъявляемых к личности требований о непрерывном профессиональном образовании и совершенствовании, дальнейшая разработка указанной проблемы приобретает все большую значимость. Ее конкретное решение во многом зависит от совместных усилий педагога и психолога -- как на стадии профориентационной работы в школе, так и в процессе профессионального обучения. Эти усилия в основном сводятся к оказанию личности компетентной психолого-педагогической помощи в ее поиске профессии для себя и себя в профессии. Конечно, задача эта нелегкая, но зато важная и благородная, ибо ее успешное решение поможет человеку предотвратить превращение своей будущей профессиональной судьбы в путь без цели и ориентиров [57].

Вывод

Итак, в результате проведенных мною теоретических исследований, на основе анализа различных теорий по изучению мотивации, можно поставить точку на том, что мотивационная сфера человека очень сложна и неоднородна.

В современной психологии в настоящее время существует множество различных теорий, подходы  которых изучению проблемы мотивации  настолько различны, что порой  их можно назвать диаметрально противоположными. Тем не менее, мы не ставили перед  собой задачи привести качественный анализ отдельных теорий, мы лишь пытались рассмотреть основные направления в современных исследованиях. Нам кажется, что сама сложность данного понятия, многоуровневая организация мотивационной сферы человека, сложность структуры и механизмов ее формирования, открывает широкие возможности для применения всех упомянутых нами теорий. То есть утверждения отдельных теорий могут направляться на различные элементы мотивационной структуры и именно в этих направлениях будут наиболее компетентными и валидными. Целостная картина может сложиться только при интегрированном подходе к изучению проблемы мотивации на современном этапе развития психологической мысли, с учетом прогрессивных идей различных теорий.

Информация о работе Мотивация профессионального обучения студентов-психологов 2 курса