Мотивация профессионального обучения студентов-психологов 2 курса

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 16:25, реферат

Краткое описание

Переход от старшего школьного возраста к студенческому сопровождается противоречиями и ломкой привычных жизненных представлений. Необходимо учитывать, что отличия в мотивации могут наблюдаться у студентов различных курсов, факультетов и специальностей.
В первую очередь наш интерес определяется тем, что формирование мотивации и ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые мотивы, новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода.
Цель исследования: выявить особенности учебно-профессиональной мотивации студентов 2 курса.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………………………….3
Глава I.
Теоретические аспекты изучения мотивации в студенческом возрасте…………5
1.2. Структура мотивационной сферы студента в исследованиях зарубежных и отечественных психологов……………………………………………………………………………..5
1.3. Специфика учебной мотивации студента…………………………………………………..7
1.4. Профессиональная мотивация………………………………………………………………….10
Глава II.
Исследование профессиональной мотивации студентов………………………………16
2.1. Цель, задачи исследования………………………………………………………………………16
2.2. Описание методик исследования…………………………………………………………….16
2.3. Анализ и интерпретация полученных результатов………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………………………………………….25
Список литературы…………………………………………………………………………………………..27

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 57.69 Кб (Скачать)

При изучении различных  теорий мотивации, при определении  механизма и структуры мотивационной  сферы профессиональной деятельности, мы пришли к заключению, что действительно  мотивация человека является сложной  системой, имеющей в своей основе как биологические, так и социальные элементы, поэтому и к изучению мотивации профессиональной деятельности человека необходимо подходить, учитывая данное обстоятельство. Мотивация человека, с одной стороны, имеет много  общего с мотивацией животных, в  части удовлетворения своих биологических  потребностей. Но, с другой стороны, имеется ряд специфических особенностей, присущих только человеку, что так  же необходимо учитывать при изучении именно человеческой мотивационной  сферы. Нельзя умолять влияния ни той, ни другой части мотивационной  сферы человека, на систему мотивационной  направленности личности в целом, так  как это может привести к искажению  целостного понимания данного вопроса.

Структура мотивационной  сферы человека в процессе жизнедеятельности  проходит этапы формирования и становления. Это формирование представляет собой  сложный процесс, происходящий как  под влиянием своей внутренней работы, так и под влиянием внешних  факторов окружающей его среды. Поэтому  большое внимание в своей работе мы уделили и индивидуальным различиям.

Я уделяю особое внимание этому вопросу, так как сформировавшаяся система мотивации человека оказывает большое влияние не только на его поведенческие особенности, но и, как динамическая характеристика личности, на структуру личности человека в целом. Определяет общую направленность личности, стремления человека, его жизненный путь, и, конечно же, профессиональную деятельность.

Итак, сфера применения знаний по мотивации очень обширна. А результат от практического  применения этих знаний действительно  огромен в различных областях профессиональной деятельности.

Глава II. Исследование профессиональной мотивации студентов

2.1. Цель, задачи исследования

Цель исследования: выявить особенности учебно-профессиональной мотивации студентов 2 курса.

Задачи исследования:

1)изучить профессиональную мотивацию студентов 2 куса психолого-педагогического факультета;

2) Определить преобладающий  тип профессиональной мотивации  (внутренняя, внешняя положительная,  внешняя отрицательная мотивация)  в группе;

3) Определить уровень  мотивации профессионального обучения.

2.2. Описание методик  исследования

Исследование мотивации  профессионального обучения студентов  было проведено на основе специальных  методик.

Мотивы являются, причиной заинтересованного отношения  к учебе как основе профессиональной деятельности. Можно утверждать, что  активным в профессиональном обучении будет тот студент, который осознает потребность в знаниях, необходимых  в будущей профессиональной деятельности, а свою профессию осознает, , как единственный или основной источник удовлетворения своих материальных и духовных потребностей.

Профессиональное  самосознание делает мотивы учения устойчивыми, способствует развитию у студента умения ставить цели и добиваться их.

Рассмотрим методики, примененные для исследования.

1) «Мотивация профессиональной  деятельности (методика  К. Замфир в модификации А. Реана)»

Методика может  применяться для диагностики  мотивации профессиональной деятельности, в том числе мотивации профессионально-педагогической деятельности. В основу положена концепция  о внутренней и внешней мотивации.

Напоминаю, что о внутреннем типе мотивации следует говорить, когда для личности имеет значение деятельность сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации. Сами внешние мотивы дифференцируются здесь на внешние положительные и внешние отрицательные. Внешние положительные мотивы, несомненно, более эффективны и более желательны со всех точек зрения, чем внешние отрицательные мотивы.

ИНСТРУКЦИЯ 

Прочитайте ниже перечисленные мотивы профессиональной деятельности и дайте оценку из значимости для Вас по пятибалльной шкале.

ОБРАБОТКА

Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней  положительной (ВПМ) и внешней отрицательной (ВОМ) в соответствии со следующими ключами.

ВМ = (оценка пункта 6 + оценка пункта 7)/2

ВПМ = (оценка п.1 + оценка п.2 + оценка п.5)/3

ВОМ = (оценка п. З + оценка п. 4)/2

Показателем выраженности каждого типа мотивации будет  число, заключенное в пределах от 1 до 5 (в том числе возможно и  дробное).  
 

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

На основании полученных результатов определяется мотивационный  комплекс личности. Мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения  между собой трех видов мотивации: ВМ, ВПМ и ВОМ.

К наилучшим, оптимальным, мотивационным комплексам следует  относить следующие два типа сочетания:

ВМ > ВПМ > ВОМ и  ВМ = ВПМ > ВОМ. Наихудшим мотивационным  комплексом является тип ВОМ > ВПМ > ВМ.

Между этими комплексами  заключены промежуточные с точки  зрения их эффективности иные мотивационные  комплексы.

При интерпретации  следует учитывать не только тип  мотивационного комплекса, но и то, насколько сильно один тип мотивации  превосходит другой по степени выраженности.

2) «Методика определения  мотивации учения» (Каташев В.Г.)

Методика замера мотивации профессионального обучения студентов может быть представлена в следующем виде: на основе описанных  в тексте уровней мотивации студентам  предлагается комплекс вопросов и серия  возможных ответов. Каждый ответ  оценивается студентами баллом от 01 до 05.

01 - уверенно "нет"

02 - больше "нет", чем "да"

03 - не уверен, не знаю

04 - больше "да", чем "нет"

05 - уверенно "да"

Шкалирование производится студентами в специальной карточке. Поскольку мотивация личности складывается из волевой и эмоциональной сфер, то вопросы как бы разделены на две части. Половина вопросов (24) предполагает выявить уровень сознательного отношения к проблемам учения, а вторая половина вопросов (20) направлена на выявление эмоционально физиологического восприятия различных видов деятельности в меняющихся ситуациях.

Студенты при заполнении мотивационной шкалы дают оценку каждому вопросу и заполняют  каждую клеточку. Затем суммируются баллы по горизонтали в крайнем правом вертикальном ряду. Вертикальная нумерация шкал первого ряда обозначает не только номера вопросов, но и уровень мотивации.

Каждая шкала, соответствующая  тому или другому уровню мотивации, может набрать от 11 до 55 баллов без  учета цифры 0. Количество баллов каждой шкалы характеризует отношение  студента к различным видам учебной  деятельности и каждую шкалу можно  анализировать отдельно.

Шкала же, отличающаяся от других большим количеством баллов, будет обозначать уровень мотивации  учения в вузе. Просчитав среднее  арифметическое по каждой шкале для  группы, можно получить и общий, групповой  уровень мотивации.

2.3. Анализ и интерпретация полученных результатов

В проведенном исследовании принимали участие студенты 2 курса факультета психологии и педагогики Омского Государственного Педагогического Университета. Выборка составила 21 студент. Особенностью выборки явилось то, что ее составили преимущественно лица женского пола (97,8%), что в целом отражает специфику факультета. Исследование проводилось в середине второго семестра (март 2011 год).

Целью моего исследования было исследование профессиональной мотивации студентов 2 курса.

Одним из этапов был сбор информации (тестирование), используя выбранные мною методики.

К. Замфир определяла эффективность следующих типов мотивации 1) денежный заработок; 2) стремление к карьерному продвижению по работе; 3) желание не подвергаться критике со стороны руководителя и коллег; 4) стремление избежать возможных наказаний или неприятностей; 5) ориентация на престиж и уважение со стороны других; 6) удовлетворение от хорошо выполненной работы; 7) общественная полезность труда. Для анализа ответов использовалась следующая шкала: 1 балл - «в очень незначительной мере», 2 балла - «в достаточно незначительной мере», 3 балла - «в не большой, но и не в малой мере», 4 балла - в достаточно большой мере», 5 баллов - в очень большой мере».

На основе полученных данных рассчитывались мотивационные  комплексы: оптимальный баланс мотивов  ВМ > ВПМ > ВОМ и ВМ=ВПМ>ВОМ, в  котором внутренняя мотивация (ВМ) - высокая; внешняя положительная  мотивация (ВПМ) - равна внутренней мотивации  или ниже, но относительно высокая; внешняя отрицательная мотивация (ВОМ) - очень низкая и близкая  к 1. Чем оптимальнее мотивационный комплекс (баланс мотивов), тем более активность студентов мотивирована самим содержанием профессионального обучения, стремлением достичь в ней определенных позитивных результатов.

Анализ полученных результатов показал, что студенты в большей мере удовлетворены  избранной профессией. Выбирая между наилучшим, оптимальным и наихудшим типами соотношений, большинство студентов выбрали оптимальный комплекс, представленный сочетаниями:

ВМ > ВПМ > ВОМ (39,1% опрошенных) и ВМ = ВПМ > ВОМ (8,7%опрошенных) (см. табл. 1. прил. 4). Это свидетельствует  о том, что студенты, с данными  мотивационными комплексами, вовлекаются  в эту деятельность ради нее самой, а не для достижения каких-либо внешних  наград. Такая деятельность является самоцелью, а не средством для  достижения некой другой цели". Т.е. это те студенты, которых привлекает, прежде всего, интерес к самому процессу учения, они склонны выбирать более  сложные задания, что позитивно  отражается на развитии их познавательных процессов [56].

Студенты, у которых  мотивационный комплекс характеризуется  преобладанием внешней мотивации, составили 43,54% опрошенных из них (30,5% с  внешней положительной мотивацией и 13,04% с внешней отрицательной  мотивацией).

Наихудшие мотивационные  комплексы представлены следующим  соотношением: ВОМ>ВПМ>ВМ; ВОМ>ВПМ=ВМ; ВОМ>ВМ>ВПМ и ВОМ=ВПМ=ВМ. Данные комплексы имеют 6,52%; 4,34%; 2,17% и 2,17% студентов  соответственно. Это в совокупности составляет 15,2% от общего числа опрошенных студентов. Это может свидетельствовать о безразличном, а вероятно, и негативном отношении к процессу обучения в целом. Для таких студентов ценностью является не получение профессиональных знаний и умений, а конечный итог их обучения в ВУЗе, т.е. получение диплома. Либо, можно предположить, что как раз это количество студентов поступили в ВУЗ не по своему желанию, а к примеру, потому что, на этом настояли родители.

Обучаемые с внешней  мотивацией, как правило, не получают удовлетворения от преодоления трудностей при решении учебных задач. Поэтому  они выбирают более простые задания  и выполняют только то, что необходимо для получения подкрепления (оценки). Отсутствие внутреннего стимула  способствует росту напряженности, уменьшению спонтанности, что оказывает  подавляющее действие на креативность обучаемого, в то время как наличие  внутренних побуждений способствует проявлению непосредственности, оригинальности, росту креативности и творчества. Внешняя мотивация - это использование  метода "кнута и пряника" (поощрение, стимулирование, критика, наказание) или  формулы бихевиоризма (Б. Скинер, К. Халл и др.) S - R (стимул - реакция), введение соревновательных начал и т. д. Основными элементами при данном типе мотивации являются внешние стимулы - рычаги воздействия или носители "раздражений", которые вызывают действие определенных мотивов [56].

Характеризуя группу в целом, можно сказать, что преобладающим  типом мотивации профессионального  обучения является внутренняя - 45,6% (хотя это не составляет и половины опрошенных студентов). На втором месте студенты с внешней положительной мотивацией - 30,5%. Данный тип мотивации «хуже» внутреннего типа мотивации тем, что при нем студентов привлекает не сама деятельность, а то, как она будет оценена окружающими (положительная оценка, поощрение, похвала и т.д.). И на третьем месте - студенты с внешней отрицательной мотивацией - 13,04%. Учение студентов с таким типом мотивации характеризуется следующими признаками: учение ради учения, без удовольствия от деятельности или без интереса к преподаваемому предмету; учение из-за боязни неудач; учение по принуждению или под давлением и др.

Информация о работе Мотивация профессионального обучения студентов-психологов 2 курса