Проблема возраста человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 14:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучение проблемы возраста человека.

Задачи курсовой работы: В соответствии с указанной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:
Изучить проблему периодизации возрастного развития человека.
Исследовать старость как один из самых проблемных возрастов.

Оглавление

Введение 2
1 Проблема периодизации возрастного развития человека 5
1.1 Подходы к периодизации возрастного развития человека 5
1.2 Возрастные циклы развития человека 12
2 Проблема старости как возраста 29
2.1 Основные понятия и виды старости 29
2.2 Средняя продолжительность жизни и проблемы старения 34
Заключение 44
Библиографический список 47
Приложение 48

Файлы: 1 файл

Problema vozrasta cheloveka.doc

— 250.00 Кб (Скачать)

       Имеются многочисленные данные  о сохранении высокой жизнеспособности  и работоспособности человека  не только в пожилом, но и  старческом возрасте. Целый рад  факторов играют здесь существенную  роль: уровень образования, род  занятий, зрелость личности. Особое значение имеет творческая активность личности, которая способна противодействовать процессам инволюции.

     Включенность  в профессиональную деятельность способствует сохранению именно ведущих для этой деятельности функций. Так, у ученых не изменяется с возрастом запас слов и общая эрудиция, у пожилых инженеров - пространственные и комбинаторные способности, у бухгалтеров - скорость арифметических действий, у водителей, моряков и летчиков до глубокой старости сохраняются острота зрения и величина поля зрения.

     Психологическое старение многообразно и разнолико. От типа протекания периода старения может зависеть и творческая активность человека. Американский психолог Ф. Гизе выделяет три типа старости:

     1) старик - негативист, отрицающий у  себя какие - либо признаки старения;

     2) старик - экстраверт, признающий наступление  старости, путем внешних признаков  (выросли дети, появились новые  технологии, изменились взгляды,  положение в семье, изменился  круг общения и т.д.);

     3) интровертированный тип - человек, для которого характерно острое переживание процесса старения, он теряет интерес к новому, погружается в свои воспоминания, живет прошлым, стремится к покою.

       Не замечать процессов старения  трудно, главное личностное переосмысление  своих возможностей и целей в жизни, которые позволят сохранить продуктивность в любой сфере деятельности.

     Периодизации  развития личности строили свои классификации  также на одной из сторон человеческого  жизненного пути. Представления о  личности в разных концепциях и теориях  очень различно. Одни концепции считают личность продуктом разворачивающейся биологической тенденции, другие считают личность продуктом социума и культуры. Приведем примеры периодизации развития личности, наиболее известные в литературе.

     К периодизациям развития, которые в качестве основания рассматривают причины, движущие силы развития, традиционно относят периодизации Л. С. Выготского и Д, Б. Эльконина. Основанием для периодизации психического развития для Д. Б. Эльконина послужили положения культурно - исторической теории Л. С. Выготского и теория деятельности А. Н. Леонтьева. Источником психического развития является внешняя практическая деятельность ребенка. Однако не всякая деятельность становится источником психического развития. В рамках ведущей деятельности происходит формирование центральных возрастных новообразований. Развитие ребенка изначально социально. В социальном взаимодействии лежат истоки психических новообразований [20].

     Таким образом, на основании рассмотренных  подходов различных исследователей и школ, можно сделать вывод, что  история жизни человека складывается в соответствии с возрастными периодами жизни, в которых происходит формирование его как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности. «Структура жизненного пути и его временные характеристики определяются общественно-классовым статусом личности, его функциями и ролями в определенном обществе, в конкретной общественно-экономической формации. Поэтому как структура жизненного пути, так и основные ее моменты (старт, оптимумы, финиш) изменяются от поколения к поколению» [2. c. 15]. Структура жизненного пути человека изменяется в пределах индивидуальной жизни и составляет его биографию, в которой отражаются жизненные события, смена видов деятельности, успехи и неудачи.

     По-разному  люди преодолевают жизненные трудности, конфликты, потрясения, в чем сказываются  индивидуально-психологические и  возрастные особенности личности. Эти  особенности формируются на основе типа нервней системы и темперамента, составляющих индивидные свойства человека. Один человек отличается активностью и самостоятельностью, другой - неуверенностью в своих силах, подверженностью чужим влияниям. Отсюда и разное реагирование на жизненные обстоятельства, разная приспособляемость к изменяющимся условиям жизни, что связано воспитанием и образованием, наличием жизненного опыта.

     Приспособления  к жизненным условиям легче происходит у молодых (в ранней и средней  зрелости) по сравнению с пожилыми людьми, которые, несмотря на имеющийся у них жизненный опыт, испытывают затруднения в переключении выработанного способа деятельности на новый, в приспособлении к новому в жизни в связи с изменившимися условиями. Мешают этому снижение пластичности нервной системы, стереотипность мышления и поведения.

     Одной из важных социальных проблем является сохранность трудоспособности человека, основу которой составляют индивидуальные и возрастные особенности его  развития. Возрастные периоды отличаются закономерностями психофизиологического, интеллектуального и личностного развития человека. Как показали геронтологи, разные составляющие процесса развития человека от рождения до старости проявляются с разной степенью интенсивности.

     Одни  функции начинают стареть в раннем возрасте, другие достигают совершенства, о чем свидетельствуют оптимальные точки подъема уровня развития, в зрелости, третьи даже в старости сохраняют стабильность. В таком неравномерном развитии функций лежат внутренние противоречия в гуморальных, кортико- висцеральных, кортико-ретикулярных, кортикальных системах. Как показали исследования экспериментальной акмеологии неравномерность (гетерохронность) развития психофизиологических, психических процессов и интеллекта наблюдается во всех возрастных периодах жизни человека. В разных возрастных периодах возможности интеллектуального и личностного развития человека будут разными, а, следовательно, в соответствии с их ресурсами приобретение трудоспособности и его долголетие будут изменяться на всем протяжении жизни человека. Физическое долголетие зависит не только от состояния здоровья человека, но и от реализуемых в жизни возможностей интеллекта, духовных запросов, возникающих в процессе воспитания и образования. «... физическое долголетие есть интегральный результат многих обстоятельств жизни, форм воспитания и видов деятельности самого человека, но в этом интегральном эффекте воспитанность интеллекта и способность к постоянному самообразованию занимают центральное место» [3. c. 21].

     Показателем сохранности трудоспособности и долголетия являются оптимумы продуктивности учебной и трудовой деятельности, которые располагаются в сензитивных возрастных периодах жизни человека. Лица, относящиеся к сензитивным периодам жизни, отличаются высокой восприимчивостью к различным средствам воздействия, включая педагогические. У взрослых такими сензитивньши периодами являются ранняя зрелость (18-25 лет) и первый период средней зрелости (26-35 лет). Оптимумы продуктивности в общем образовании располагаются в периоде ранней зрелости, чему соответствуют высокие показатели психофизиологического и интеллектуального развития в эти годы жизни. Для ранней зрелости характерны высокие показатели мнемических и мыслительных функций, гибкость и подвижность в решении задач.

     Потенциал обучаемости в ранней зрелости наиболее высокий. В этот период происходит наряду с получением общего образования  приобретение профессии и самоопределение  в ней. Однако оптимумы продуктивности профессиональной деятельности располагаются  в возрастах средней зрелости (26-40 лет), когда человек совершенствуется в избранной профессии, овладевая мастерством. Таким образом, социальная проблема приобретает значение в поисках резервов и ресурсов интеллектуального и личностного развития человека, способного к длительной трудоспособности и долголетию.

     Говоря  о социальных факторах долголетия, современные геронтологи совершенно справедливо выделяют как один из важных среди них образование  взрослых, обеспечивающее продолжительность  трудоспособности и жизненной активности человека. Можно предположить, что существует прямая зависимость между обучаемостью и трудоспособностью»... трудоспособность можно определить через характеристики обучаемости и одаренности, а не только прямыми испытаниями функций, адаптированных к профессиональным видам труда». [4. c. 12]

     Как общее, так и специальное образование, а также умственный труд, в процессе которого происходит не только усвоение знаний, но и умственное развитие человека, сказываются на его жизнеспособности и сохранности трудоспособности.

     Процессу  старения психофизиологических функции  противодействуют факторы трудовой и умственной деятельности. Сохранность  трудоспособности в пожилом возрасте, о чем свидетельствуют исследования психологов, изучавших творческую деятельность ученых, писателей, художников в старости, зависит от социальных условий, образования и умственного труда. Пожилые люди, продолжающие активно участвовать в трудовой деятельности, отличаются сохранностью трудоспособности по сравнению с теми молодыми, которые относятся к труду как к повинности.

     На  обучаемость и трудоспособность человека влияют его физическое и  психическое здоровье, в связи  с чем возрастает роль медицины с  ее разделами: педиатрия, подростковая медицина, гериатрия. Профилактика и  предупреждение заболеваний, восстановление трудоспособности - все это важно в любом возрасте человека. Здоровье подрастающего поколения является залогом здоровья трудоспособного населения, в чем имеет значение не только медицина с ее разделами, но и ее связь с физиологией, биохимией.

     Одной из главных задач социальных наук и медицины являются поиски факторов, поддерживающих сохранность трудоспособности человека на всех этапах его жизненного пути. Как уже отмечалось, образование  и умственный труд, положительно сказывающиеся на развитии умственных и профессиональных способностей взрослых людей, являются важным психогигиеническим фактором не только сохранности трудоспособности, но и источником самопознания и самореализации личности, ее потенциальных возможностей. Достижение мастерства в том или ином виде профессиональной деятельности связано с накоплением приобретаемых знаний и умений, а также с развитием способностей в процессе деятельности.

     Итак, востребованность человеческих ресурсов в учебной и трудовой деятельности не может быть ограничена только возрастами ранней и средней зрелости, ибо потенциальные возможности трудоспособности располагаются и на периодах позднего онтогенеза. Это одна из социальных проблем, которая в решении задач трудоустройства требует учета научных данных психического развития взрослых в разные периоды их жизни.

 

  1. Проблема  старости как возраста
    1. Основные  понятия и виды старости

     Относительная доля и абсолютное число престарелых  граждан мирового сообщества стремительно растет, а проблемы старения и старости становятся глобальными. При этом старение понимается как процесс, а старость как его результат. Процесс старения характерен как для индивида в его переходе из средней в старшую возрастную когорту, так и для общества в целом (его демографической, социальной и политической структур). Старость есть заключительный период в развитии любого организма, для человека это генетически заданное обретение определенного личного социального статуса. Старение, как любой процесс, насчитывает несколько этапов. (О старении общества несколько позже подробные соображения.)

     Всемирная организация здравоохранения выделяет три хронологических периода: возраст  от 60 до 74 лет - признан пожилым, от 75 до 89 лет - старческим, от 90 лет и старше - возрастом долгожителей. Мы полагаем, что старение имеет конкретно-исторический характер и не может быть общемирового стандарта, периодизация должна коррелироваться со средней продолжительностью жизни в определенной стране. Соглашаясь с самим принципом трехэтапного деления, мы полагаем, что в нашей стране, учитывая пониженные показатели средней продолжительности, должны быть понижены и верхние значения каждого из этапов. По данным Отдела народонаселения и Статистического бюро ООН и национальных статистических органов среднея продолжительность жизни в Европе (1997 г.) для мужчин составляла - 71 год, для женщин - 79 лет, в мире соответственно 64 и 68, в России - 58 и 72. По нашим расчетам для России приемлема следующая градация: пожилые люди (60-69 лет), старые (70-84 года), долгожители (85 лет и старше). Причем, по нашему мнению, нет оснований для деления этих границ по половому признаку. Установившаяся в нашей стране традиция в статистических сборниках, отнесение женщин старше 55 лет к когорте пожилых, кроме юридических оснований (назначение пенсии), других аргументов не имеет. Нижняя возрастная граница старости (60 лет) постоянно отодвигается вверх под влиянием социально-экономических, научно-практических и культурологических факторов [10. c. 125].

     Доминирующим  фактором в определении хронологической старости является количество прожитых лет. Физиологической - состояние здоровья, совокупность соматических отклонении организма. Психологическая определяется самоощущением человека своего места в возрастной структуре.

     Социальная  старость как бы вбирает в себя признаки всех названных видов старости, однако, она нечто большее, чем простая совокупность разных видов старости: суммы прожитых лет, перенесенных заболеваний и эмоциональных переживаний. Все виды старости взаимообусловлены и оказывают определенное влияние друг на друга.

     Демографы как и физиологи признают, что  старость - это длительный период жизни, что для понимания тех изменений, которые претерпевает человек в  этом возрасте, необходимо более дробное  членение периода с выделением субпериодов.

     Говоря  о социальной старости, отмечают, что  она сообразуется с возрастом  всего общества. Специфика сегодняшнего общества - весомое представительство  социально-демографической группы пожилых людей в возрастной структуре. Социальный возраст коррелируется средней продолжительностью жизни в определенной стране. В Замбии или Мали, где средняя продолжительность жизни 43-44 года, старики значительно «моложе», чем в Японии или США, странах с высокой продолжительностью жизни. Есть здесь и этнический аспект, особенно заметный у народов с традиционно высокой продолжительностью жизни. Старение, в большей степени социальный, чем биологический процесс, отличный для разных эпох и культур, для представителей различных социальных слоев, групп и этносов.

Информация о работе Проблема возраста человека