Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 14:01, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение проблемы возраста человека.
Задачи курсовой работы: В соответствии с указанной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:
Изучить проблему периодизации возрастного развития человека.
Исследовать старость как один из самых проблемных возрастов.
Введение 2
1 Проблема периодизации возрастного развития человека 5
1.1 Подходы к периодизации возрастного развития человека 5
1.2 Возрастные циклы развития человека 12
2 Проблема старости как возраста 29
2.1 Основные понятия и виды старости 29
2.2 Средняя продолжительность жизни и проблемы старения 34
Заключение 44
Библиографический список 47
Приложение 48
Средняя
продолжительность жизни
В истории старости отношения «старики и власть», на первый взгляд выглядит весьма причудливо. Для всех цивилизаций древности при невысокой общей продолжительности жизни геронтократия (от греческих слов - старец и власть) была мировым универсалием. Власть стариков признавалась и в Древней Греции, и в Древнем Египте, и в Древнем Китае, и тоже самое на Руси. Когда, же продолжительность жизни значительно выросла и многие страны стали называться «седым обществом», во властную элиту пришли молодые люди, многие из которых еще не достигли возраста «акмэ».
По мере усложнения знания, становления науки, снижался возрастной ценз для лидеров, они становились все моложе. Возрастная структура перестала быть структурой власти, когда младшие поколения с обязательностью находились под властью старших, Научно-технический прогресс разрывает единство опыта и знания, Обладание опытом уже не означает информационного и интеллектуального превосходства. Напротив, молодежь становится носители нового, более совершенного и современного научного знания а опыт, накопленный старшими поколениями, тормозит внедрение результатов научно-технического прогресса. Конфликт «отцы и дети» превращается в противопоставление старого опыта новому знанию. Те, кто занимают верхние этажи возрастной пирамиды сопротивляются всякому движению нижних, препятствуют модернизации как девальвации их собственного опыта и знаний, и самое неприятное, что при такой ситуации старшие утрачивают свое лидирующее положение в обществе.
Следует
также учитывать процесс
В
связи с таким раскладом
Количественный
рост группы пожилых людей придал
ей особое качественное положение в
обществе, она стала реальной политической
силой как специфическая
Однако консерватизм не тождественен пассивности в политической жизни. Напротив, сопоставление результатов участия в выборах (и в США, и в России) показывает наибольший процент участия пожилых избирателей по сравнению с другими возрастными категориями. Так выглядят выборы в самых разных странах. Старость - интернациональна.
Пожилым людям свойственно стремление к стабильности и потому в спокойные (если угодно - «застойные») моменты жизни общества они способны исполнять руководящие роли, такое общество движется по давно сложившимся правилам, соблюдая сложившиеся порядки и правила, а его лидеры выступают как символы и авторитеты власти, нестремящиеся и неспособные проводить и регулировать социальные изменения.
Если человек приходит к печальным выводам, что жизнь прожита зря, выбор спутника, друзей, профессии были ошибками, (теперь уже непоправимыми), то его настигает чувство бессилия что-либо исправить. Приходит страх смерти. Человек живет, покуда он боится смерти и борется за жизнь. Только душевно больные люди не боятся смерти, а в состоянии деменции стремятся к ней.
Проблема смерти в философии традиционна. Но её рассмотрение почти всегда приобретала у философов психологический оттенок. Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Сенека, Ф.Бэкон, Л.Толстой, М.Вебер все они стремились освободить человека от страха смерти и помочь преодолеть её трагизм. Пенсионный и вообще стариковский возраст ассоциируется со сплошным досугом, отдыхом и развлечениями. «Золотой возраст»! Это создает определенное отношение к старикам. Однако при разумно организованном режиме, внимательном, вдумчивом и спокойном отношении к собственному здоровью, психологической уравновешенности старость может быть не менее привлекательна, чем другие периоды жизни. Часто ошибочно предполагают будто благополучие и перспективы старых людей обусловлены досугом, в котором они крайне нуждаются. А под досугом подразумевают свободу от занятий или обязанностей.
Незанятость появляется у старых людей в результате уменьшения жизненной активности, и энергии. Незанятость рассматривается как совокупный процесс, психосоциальное явление, которое объясняется как психологией данного индивидуума, так и воздействием на него общества, выключающего его из социальной жизни. Общество может освободить человека от обязанностей, но оно не может, тем не менее, освободить его от обязанностей по отношению к самому себе. В таком случае внешние социальные факторы поведения и его мотивы отходят у старого человека на второй план, а на первый план выходят собственные внутренние потребности.
У старого человека меняется мотивация трудовой деятельности. У него стремление к труду имеет не столько материальный, сколько эмоциональный мотив. Для его самоутверждения важна сама неутраченная способность к труду, а деньги выступают эталоном ее оценки.
За последние 100-150 лет поменялся сам тип Homo sapiens. Время обломовых закончилось. Появился новый тип - Человек работающий. Труд из средства жизни превратился в смысл жизни. Это оказало благотворное влияние на продолжительность жизни человека. Лишить современного нормального человека возможности самовыражаться в какой-либо деятельности, равносильно тому, что укоротить его жизнь. Не случайно, так болезненно, даже в самом прямом смысле этого слова, переживается переход на пенсию.
Один
из основателей отечественной
И вывод, который сделал ученый: «Внезапное блокирование всех потенциалов трудоспособности и одаренности человека с прекращением многолетнего труда не может не вызвать глубоких перестроек в структуре человека как субъекта деятельности, а потому и личности». [2. c. 18]
Но в условиях растущего уровня безработицы в нашей стране занятость для пожилого человека становится сложнейшей проблемой. Следует учитывать, что по данным Госкомстата РФ из 166 тысяч пенсионеров, рискнувших обратиться в государственные службы занятости в 2004 году по вопросу о трудоустройстве, получили работу только 31 тысяча человек или менее 20%. Пожилых людей и даже людей предпенсионного возраста фактически и практически выталкивают на пенсию.
Для
долгожительства необходимо, чтобы
человек как можно дольше сохранял
свою работоспособность. Старость и
работоспособность это два
Таким образом, в данной главе курсовой работы были рассмотрены основные проблемы старости, как социальные так и психологические.
Возраст
— качественно специфическая
ступень онтогенетического
Развитие человека - неравномерный процесс становления разных психических функций, способностей, формирования характера и личности. В этом процессе важно учитывать как генетические возможности человека, так и воздействия среды, общества и культуры. Следует помнить, что генетика - это только возможность, которая реализуется в конкретной среде. Поэтому генетическая предрасположенность к тем или иным нарушениям развития есть только возможность, которая может быть реализована, а может быть и нет. В развитии человека выделяются возрастные циклы. Это периоды качественных изменений в психической организации человека и его поведения. Возрастные циклы психического развития человека отражают универсальные закономерности возникающих изменений. Однако существует и индивидуальный темп развития человека, который может быть смещен относительно общего хода жизненных изменений. Учитывать индивидуальный темп развития необходимо при любых взаимодействиях с ребенком. Это является залогом его психического здоровья. В тоже время решить вопрос является ли рассогласование индивидуального темпа развития особенностью данного ребенка или это отклонение, деформация или задержка его развития может только специалист в области психологии развития. Приведем пример. Довольно частой проблемой психического развития ребенка является нарушение развития речи. Когда у ребенка не развивается речь в два и даже три года, это должно быть причиной обращения к специалисту. Причин нарушения речевого развития множество. Это может быть наследственно обусловленный медленный темп развития речи. Возможно, что родители мало занимались с ребенком. Задержка речи может быть следствием отставания в интеллектуальном развитии. Причиной задержки могут быть неврологические и другие поведенческие проблемы ребенка. Однако во всех случаях, необходимо установить причину задержки и начать коррекционные мероприятия, поскольку отставание в речевом развитие приводит к формирования более сложных деформаций: интеллектуальному отставанию, сложностям социализации, проблемам развития личности ребенка - он чувствует себя не таким как все, ущербным, не способным к принятым способам общения.
Возрастные циклы жизни человека имеют разную периодизацию. В зависимости от критерия выделяются разные периоды в жизни человека в разных психологических концепциях. Однако, не смотря на разные основания периодизаций развития, большинство теорий выделяют одни и те же возрастные этапы. Например, младенческий период описывается как возраст становления доверия к миру (Э. Эриксон), или период оральной стадии (З. Фрейд), или период тесного эмоционального общения с матерью (Д. Б. Эльконин), или стадии сенсомоторного интеллекта (Ж. Пиаже). Разные концепции выделяют в качестве главного признака этого этапа разные стороны психического развития. Но все они выделяют именно этот возрастной цикл как качественно особый этап психического развития человека.
Создание общей теории