Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 14:01, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение проблемы возраста человека.
Задачи курсовой работы: В соответствии с указанной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:
Изучить проблему периодизации возрастного развития человека.
Исследовать старость как один из самых проблемных возрастов.
Введение 2
1 Проблема периодизации возрастного развития человека 5
1.1 Подходы к периодизации возрастного развития человека 5
1.2 Возрастные циклы развития человека 12
2 Проблема старости как возраста 29
2.1 Основные понятия и виды старости 29
2.2 Средняя продолжительность жизни и проблемы старения 34
Заключение 44
Библиографический список 47
Приложение 48
Различие между МЗ и ДЗ увеличивалось особенно сильно во взрослом возрасте. Значение наследуемости МЗ близнецов, выросших раздельно, оценивалось на уровне 75% по сумме пяти исследований. Недавнее изучение близнецов, выросших вместе и врозь, в возрасте 60 лет, в рамках шведского проекта, наследуемость оценивалась на уровне 80%. Это означает, что различие между людьми в их интеллектуальном развитие на 80% обусловлены действием генов.
Другим важнейшим фактом, для
понимания природы
Ответ на второй вопрос: постоянна ли величина генетических эффектов в процессе развития, анализируется в области психогенетики при помощи лонгитюдных исследований. Психогенетические исследования показали, что влияние генетических и средовых факторов неравномерно представлено как в различных аспектах психического развития, так и по своей интенсивности в течение жизни человека. Так, например, данные, полученные современными учеными, позволяют выделить два важных переходных периода генетических влияний в развитии интеллекта. Первый - это переход от младенчества к раннему детству и второй - от раннего детства к младшему школьному возрасту. Все теории когнитивного развития выделяют эти периоды как важнейшие.
Данные психологии развития и психогенетики указывают на то, что генетические и средовые факторы определяют становление человека. Большой вклад наследственности в интеллектуальное развитие является результатом того, что активизированы все генетические программы, тогда как незначительный вклад генетического на раннем этапе развития интеллекта указывает на то, что для реализации потенциала человека, среда (а значит и возможности и формы обучения, и родители, и общество) должны максимально способствовать реализации генетических возможностей ребенка.
Периодизация психического развития - это попытка выделить общие закономерности, которым подчиняется жизненный цикл человека. Одной из закономерностей развития человека является его цикличность. Развитие имеет сложную организацию во времени. Ценность каждого года и даже месяца жизни человека имеет разное значение, которое определяется, прежде всего тем, какое место этот временной диапазон занимает в цикле развития. Так, отставание в интеллектуальном развитии на 6 месяцев для детей 2 лет будет очень серьезным показателем неблагополучия, тогда как, то же отставание для ребенка 6 лет, будет рассматриваться как некоторое снижение темпа развития, а у ребенка 16 лет оценивается незначительное.
Вторая
особенность состоит в
Гетерохронность развития
Единого мнения по вопросу о критических периодах у психологов не существует. Так, Л. С. Выготский считал, что психическое развитие ребенка имеет стабильные и кризисные этапы. Кризисные периоды - это время поворота в психическом развитие, когда происходит появление новых психических образований, который он называл новообразованиями. Так, развитие речи приводит к тому, что мышление становится речевым, а речь интеллектуальной у детей 2 летнего возраста. Однако данное понимание кризисных периодов скорее соответствует определению сензитивноего периода [6. с. 25].
Сензитивный период означает, что развитие лучше осуществить сейчас, чем позже, тогда как критический период - сейчас или никогда.
Гетерохронность развития
Знание сензитивных и
Периодизации жизненного цикла
человека имеют очень
Примеры классификаций жизненного цикла человека указывают на существенные разногласия в возрастном делении. Причиной этих разногласий являются различные основания и критерии, которые были положены в основу классификации жизненного цикла человека.
Разделение жизненного цикла человека на периоды позволяет лучше понять закономерности развития человека и специфику возрастных этапов.
Периодизации психического развития можно разбить на два больших класса: периодизации одного из аспектов психического развития и периодизации, пытающие вскрыть сущность происходящих перемен.
Остановимся на основных, наиболее
значительных периодизациях
Согласно теории швейцарского психолога Ж. Пиаже (1896 - 1980) в развитии интеллекта можно выделить четыре основные стадии развития: стадию сенсомоторного интеллекта (от рождения до 2 летнего возраста), стадию дооперационального мышления (от 2 - до 7 лет), стадию конкретных операций (7-11 лет) и стадию формальных операций (от 11-12 - до 14-15) [9. c. 127].
Периодизация Пиаже исключительно посвящена когнитивному развитию, которое автор абсолютизировал и считал основой всей психической жизни человека. Он оставлял в тени вопрос о связи между познанием и аффективной (эмоциональной) сферой. Ребенок в концепции Пиаже приходит к социуму долгим путем, расставаясь со своим эгоцентризмом.
Периодизация нравственного развития Л. Колберга касается в основном одного из аспектов психического развития человека, хотя и связанного с когнитивными возможностями детей разного возраста.
Уровни нравственного развития по Л. Колбергу:
Преднравственный уровень (с 4 до 10 лет).
Конвенциональный уровень (с 10 до 13 лет).
Постконвенциональный уровень (с 13 лет) оценивается Колбергом как истинная нравственность, поскольку человек исходит из своих собственных критериев, что предполагает высокий уровень мыслительного развития. Этот уровень возможен на стадии формальных операций.
На пятой стадии суждение о поступке основано на уважении прав человека и признании демократических норм. Например, мальчик прав, желая получить конфету, но следует спросить, так как это принято, у взрослых.
На шестом уровне основным
судьей является совесть,
Колберг отмечает, что многие люди так и не переходят на четвертую стадию нравственного развития, а шестой стадии достигают только 10% людей старше 16 летнего возраста.
Как мы видим, рассмотренные
концепции, прослеживают
Молодость является важным
Многочисленные исследования
У взрослого человека интеллектуальная деятельность достигает наиболее высокого уровня развития при условии творческой активности независимо от ее формы. Экспериментальные исследования отечественных и зарубежных психологов показали, что наибольшего подъема научное творчество достигает к 35-40 и 40 - 45 годам жизни. Средние значения максимального выражения творческой активности для многих специальностей отмечаются в 35- 39 лет. В разных науках творческие способности достигают своего наивысшего рассвета в разном возрасте. Для математики, физики, химии до 30 -34 лет; для медицины, географии- 35 -39 лет; для многих фундаментальных научных дисциплин, включая философию - это возраст 40 и 55 лет, при этом максимальная продуктивность ученых наблюдается в возрасте 47 лет.
Выдающийся отечественный психолог, Б. Г. Ананьев показал, что интенсивность старения интеллектуальных функций зависит от двух факторов: одаренности человека (внутреннего фактора) и образования (внешнего фактора) [3. с. 84]. Становление интеллектуальной деятельности человека происходит до 35 летнего возраста. В период от 26 до 35 лет повышается объединение всех интеллектуальных функций (анализа и синтеза, классификации, абстрактности и конкретности и других), тогда как в период между 35 и 46 годами начинает усиливаться жесткость связей между ними. Это означает, что наряду с ростом интеллектуальной активности и продуктивности в привычной профессиональной деятельности, возможности освоения новых областей знаний и навыков затруднены. Отсюда вытекает необходимость системы непрерывного образования как условия высокой эффективности интеллектуальных функций человека.
Период геронтогенеза (период старения) начинается согласно международной классификации с 60 лет у мужчин и 55 лет - у женщин. Различного рода изменения человека как индивида, происходящие в пожилом и старческом возрасте, направлены на то, чтобы актуализировать потенциальные, резервные возможности, имеющиеся и сформированные у человека в предыдущие периоды онтогенеза. При этом, роль личности в сохранение индивидуальной организации и регуляции ее активности в период геронтогенеза усиливается. По данным исследований неравномерность и разнородность процесса старения касается также и когнитивных функций: восприятия, памяти, мышления. Так, у людей 70-90 лет особенно страдает механическая память, когда следует запомнить информацию точно и последовательно, например, выучить стихотворение, тогда как семантическое запоминание сохраняется значительно лучше, особенно той информации, которая затрагивает сущностные интересы индивида. Исследование динамики когнитивных способностей (вербальных и невербальных) у людей от 20 до 80 лет показало, что умственные способности, такие как словарный запас и владение абстрактными понятиями, не снижаются до 60 летнего возраста и изменяются незначительно к 80 годам.