Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 23:38, реферат
Учебник — это отчужденная от изучаемой реальности информация, так называемые «знания», которые подлежат изучению. Такой подход сегодня наиболее распространен, хотя и критикуем за отсутствие связи с жизнью, авторскую субъективность отбора информации, зачастую устаревшей и неактуальной. Но аппарат изучения этих «знаний» тоже входит в учебник. И этот аппарат, деятельностно-организующий по своей сути, не обязательно находится на том же носителе информации, что и учебный материал. Его своеобразными «носителями» могут быть субъекты учебной деятельности – ученики и педагоги.
Введение.........................................................................................................................................
1. Становление и развитие педагогики в России.......................................................................
2. Возможности учебника в индивидуализации обучения …....................................................
3. Дидактические функции учебника...........................................................................................
Заключение......................................................................................................................................
Список использованной литературы.............................................................................................
Очевидно, что, как бы серьезно, последовательно, упорно ни преподавал учитель, процесс обучения не будет успешным, если сам учащийся не будет проявлять интереса, настойчивости в овладении знаниями. Учить — это прежде всего вызвать у ученика желание учиться и научить его учиться. При этом учиться активно, творчески, ибо если учащийся в школе научится только подражать, «копировать», то и в жизни он едва ли сумеет творчески работать.
Развивающе -воспитательная функция. Уже подчеркивалось, что развивающе- воспитательная функция, пронизывает все функции учебника, что в условиях сегодняшней школы она является стержневой, ведущей во всем процессе создания учебника. Но именно поэтому в процессе исследования теоретических проблем школьного учебника есть необходимость рассмотреть ее особо, вычленив как самостоятельную, ведущую функцию учебной книги. С момента своего зарождения учебник всегда являлся средством идеологического воздействия господствующего класса и осуществлял определенную воспитательную функцию.
Совершенно очевидно, что активная развивающе- воспитательная функция учебника определяется в большой степени научностью содержания образования. Однако эту возможность следует умело реализовать, и создатели учебников должны учесть опыт, накопленный лучшими авторскими коллективами.
Заключение
Учебник — важнейший инструмент в руках учителя — призван помочь ему сформировать у учащегося потребность овладеть не только конкретным содержанием предмета, определенным объемом информации, но и умением обобщать изученное, проверять достоверность знаний, применять их в той или иной конкретной ситуации.
Таким образом, все яснее и четче прослеживается в работе авторских коллективов тенденция помочь учащемуся учиться, и прежде всего научиться работать с учебной книгой. Эта тенденция призвана стать закономерным свойством всей системы учебников и учебных книг общеобразовательной школы. Каждая из таких книг может считаться успешно состоявшейся лишь в том случае, если с учетом возрастных особенностей учащихся целенаправленно и последовательно у них будут формироваться навыки и умения самостоятельно работать с книгой, контролировать процесс усвоения знаний, закреплять в сознании главное, на чем в последующие годы как на фундаменте будет строиться здание нового.
Интегрирующая функция. На современном этапе развития образования особое и всевозрастающее значение приобретают присущие в системе средств обучения только учебнику такие специфические функции, как интегрирующая и координирующая.
Бурное развитие средств массовой информации, насыщение учебного процесса аудиовизуальными и другими пособиями приводят к тому, что учебник не может выступать (наряду, естественно, со словом учителя) в качестве единственного источника учебной информации. Сейчас кино, радио, телевидение, периодическая печать, научно-популярная и справочная литература изо дня в день выдают такое количество самой разнообразной и оперативной информации, что никакой учебник в этом с ними конкурировать не может. Средства массовой информации, как и технические средства обучения, несут богатейшую и очень ценную информацию. Но, охватывая (зачастую очень глубоко) в какой-то конкретный период только какую-то часть содержания образования, такая информация по своей сути остается фрагментарной.
В учебнике целенаправленно отобрано основное, в нем отработаны в системе основополагающие знания. Учебник призван дать целостное представление о предмете изучения, а в конечном счете в системе учебных книг, — о мире и законах его развития, о применении этих законов в практической деятельности человека.
Рассчитанный на постоянное и повседневное пользование в течение длительного времени (комплект учебников — на все годы школьного обучения), учебник прежде всего интегрирует знания и умения, приобретенные школьником в рамках учебной программы в различных видах деятельности и из разных учебных источников. Тем самым современный учебник располагает реальной возможностью для того, чтобы последовательно формировать методы научного мышления, воспитывать у учащегося умения самостоятельно и верно оценивать факты, перерабатывать всю ту массу информации, которая к нему поступаем. Вооружая учащегося методами научного подхода к фактам и явлениям, учебник создает плацдарм для эффективного самообразования школьника, для его самостоятельной продуктивной деятельности как в процессе обучения, так и в последующей трудовой жизни.
Интегрирующая функция учебника служит, таким образом, своеобразным каркасом, объединяющим как внутреннюю структуру учебника по предмету (внутрипредметные связи), так и, что не менее важно, систему учебных пособий, в которых заложены знания и умения, являющиеся опорными при изучении материала данного учебника (межпредметные связи).
Следует отметить, что из всех средств обучения, находящихся в распоряжении учителя, только учебник обладает интегрирующей функцией, только он способен обеспечить внутреннюю взаимосвязь компонентов системы обучения того или иного предмета с опорой на межпредметные связи, которые можно реализовать на конкретном этапе обучения.
Координирующая функция. Одна из принципиальных особенностей учебника современной школы заключается в том, что он объективно, в силу своего назначения в системе средств обучения, является ядром, вокруг которого группируются все другие учебные средства. Но реализовать это предназначение, занять свое место в системе учебник может только в том случае, если, во-первых, он будет сконструирован с учетом активизации координирующей функции и, во-вторых, если он целенаправленно использует ее, опираясь на всю наличную систему средств обучения. Учебник координирует функциональное применение всех, в том числе не в последнюю очередь и технических, средств обучения, а также использование соответствующих содержанию образования сведений, которые несут средства массовой информации в интересах дифференциации обучения в условиях всеобщего обязательного обучения.
Всевозрастающее значение координирующей функции школьного учебника ясно прослеживается на фоне стремительного наступления новейших средств массовой информации, проникновения в отдаленные уголки нашей страны многочисленных программ телевидения, выхода радио практически на глобальный уровень.
Чрезвычайно важно в этих условиях помочь учителю четко определить необходимый для каждого класса минимум дополнительного учебного и иного материала, а также определенного вида деятельностей, которые можно рекомендовать учащемуся с учетом его способностей, склонностей и др. Определить и строго соотнести, в соответствующей книжной или иной форме, с учебником.
Практика учебно-педагогических издательств убеждает в том, что сделать это может только тщательный, глубоко продуманный отбор соответствующих компонентов учебника. В этом плане понимание четкой функциональной предназначенности как каждого комплекта учебников, так и соответствующего набора дидактических средств представляется очень важным, тем более что единства во взглядах здесь нет. В интересной статье
«Интегрирующая функция учебника обществоведения» ее автор И. Е. Задорожнюк пишет: «Очевидно, что в полном объеме осуществить интегрирующую функцию курса обществоведения учебник один не может. Встает вопрос об учебно-методическом комплексе... наряду с общими для него пособиями (хрестоматия, книга для чтения, справочник, общая методика курса), вероятно, нужны дополнительные наборы пособий для каждой части курса... Видимо, философский раздел учебника должен иметь иное сопровождение (книгу для чтения, сборник заданий или задач), чем раздел, посвященный проблемам нравственности» [87, с. 11]. При подобном подходе расширительно трактуется понятие интегрирующей функции учебника, ибо в нее включается и его специфически координирующая функция.
От создателей и конструкторов учебников, и прежде всего от авторов, комиссий, рекомендующих рукопись к изданию, ведущих редакторов издательств, требуется строгое соотнесение предлагаемого для изучения материала с реальными возможностями учебно-воспитательного процесса. Однако это отнюдь не принижает значения координирующей функции учебника, которая призвана максимально помочь учителю обеспечивать дифференцированный подход к обучению, вырабатывать у учащихся умение ориентироваться в потоке информации, углублять полученные в школе знания, вырабатывать умения применять эти знания в процессе практической деятельности. Примером оптимального использования глубоко продуманной координирующей функции могут служить учебники иностранного языка (английский, немецкий, французский и испанский), издаваемые «Просвещением» по новым программам, начиная с IV класса. Органической частью учебника каждого класса является строго регламентированная книга для чтения, набор аудиовизуальных средств, а также набор адаптированных художественных и научно-познавательных текстов для внеклассного чтения: Проверенная на практике в течение более чем 15 лет в курсах иностранного языка активная координационная функция учебников позволила нам сделать вывод о необходимости в условиях введения всеобщего среднего обязательного обучения перейти к созданию системы книжных учебного и учебно-методического комплексов.
Для школьника личная судьба героя, обаяние его личности всегда играли очень большую роль, являясь важным фактором воспитания. Этим умело пользуются многие авторские коллективы, объясняя на страницах учебников вклад выдающихся революционеров, деятелей государства, первооткрывателей, людей труда, ученых, писателей в дело становления и развития советского общества.
Как подчеркивает Т. Ф. Курдюмова, авторский прием, который позволяет учащемуся, изучая материал учебника по литературе, наблюдать за постоянным взаимопроникновением жизни и творчества писателя, мысленно следовать за этапами становления творческой личности, помогает сделать естественной и привычной мысль о неразрывном единстве судьбы человека и его деятельности.
Таким образом, развивающе-воспитательная функция школьного учебника, всегда играя ведущую роль, в современных условиях приобретает особую значимость. В ней, как в фокусе, наиболее полно и ярко проявляется специфика современного учебника. Подчеркнем еще раз, что каждая функция учебника призвана нести определенную воспитательную нагрузку. Так, если традиционная систематизирующая функция учебника всегда была направлена на облегчение усвоения учащимися определенной суммы знаний (сведений), то в комплексе функций учебника для социалистической школы систематизирующая функция активно служит формированию научных методов познания, идейному воспитанию. А к нашему учебнику мы должны предъявлять еще особое требование — не формальной систематизации, а систематизации, вытекающей из самой сути предмета, трактующей каждое явление во всех его связях и опосредованиях, берущей явление в его развитии и увязке с практическими потребностями данного момента».
Таковы присущие учебнику основные функции. И здесь существенны их соподчинение и взаимосвязь. Эти функции представляют собой определенный комплекс, вне которого ни одна из них не может в полной мере и не деформируясь выполнять свое назначение.
Выявление всех особенностей учебника, отличающих его от других средств обучения, активная работа по его совершенствованию возможны лишь при установлении специфики комплекса его функций.
Итак, в современной дидактике наблюдается тенденция к пересмотру роли учебника в образовательном процессе, при этом современный учебник трактуется в качестве полифункциональной учебной книги.
На наш взгляд, разработка полифункциональных учебников нового поколения возможна в рамках психодидактического подхода, согласно которому форма, содержание и конструкция учебника должны соответствовать психическим закономерностям учебной деятельности (учитывать механизмы интеллектуального развития, своеобразие внешней и внутренней мотивации учения, индивидуальные познавательные склонности учащихся и своеобразие их способностей, проявления личностного роста и т. д.). Современный школьный учебник в качестве учебной книги — это полифункциональная психодидактическая система. Иными словами, учебник нового поколения, будучи полифункциональным, в то же время должен быть адресован каждому ученику и решать задачи его психического развития.
Список использованной литературы
1. Ушинский К. Д. Избр. пед. соч. В 2-х томах. М., 2004.
2. Якунин В. А. Педагогическая психология. СПб., 2005.
3. Скаткин М. Н. Проблемы теории учебника в отечественной дидактике. //В Сб. Учебник: создание-выбор-обучение/Сост. Воронина Г. А. _М.: Изд-во СГУ, 2006 – с. 16-25.
4. Беспалько В. П. Учебник. Теория создания и применения. – М.: НИИ школьных технологий, 2006.
5. Хуторской А. В. Возможно ли создание общей теории учебника? // В Сб. Современный учебник. Проблемы проектирования учебной книги в условиях модернизации школьного образования./ Под ред. Хуторского А. В. – М.: ИСМО РАО, 2004 - с. 31-42.
6. Учебник как средство самореализации ученика и учителя (материалы методологического семинара) // Современный учебник: Проблемы проектирования учебной книги в условиях модернизации школьного образования. Сб. науч. трудов / Под ред. А.В.Хуторского.- М.: ИСМО РАО, 2004. – С. 236-240.
7. Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
8. Каким быть учебнику: дидактические принципы построения / Под ред. И.Я.Лернера и Н.М.Шахмаева. – Ч.1-2. – М., 1992.
9. Оконь В. Введение в общую дидактику. М-, 1990.
Информация о работе Проблема учебника в отечественной педагогике