Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 16:23, курсовая работа
Цель исследования – изучение поступка, как единицы анализа деятельности личности.
Задачи исследования:
1. изучить и проанализировать феномен поступок в подходах философии и психологии;
2. исследовать и проанализировать деятельность в рамках отечественной психологии;
Введение……………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Феномен «поступок» в истории
философии и психологии
1.1 Поступок как предмет философского исследования…………...6
1.2. Психологический анализ феномена «поступок»……………….10
Вывод по первой главе………………………………………………..19
ГЛАВА 2. Поступок в теории деятельности
2.1. Феноменология деятельности человека………………………...20
2.2 Анализ волевого действия………………………………………..27
2.3. Методы исследования деятельности человека…………………29
Вывод по второй главе………………………………………………..35
Заключение…………………………………………………………….38
Список литературы…………………………………………………...
Все выше названные методы предоставляют информацию о личности, информацию различного порядка и содержания, при глубоком анализе которой возможно более точное изучение и прогнозирование деятельности того или иного человека. То есть прогнозирование поступков, поведения, действий человека в той или иной ситуации.
Вывод по второй главе
Из-за довольно отчетливо и заметного слияния в отечественной психологии понятий поступок и действие как единиц деятельности, перед нами появляется задача анализа деятельности человека. Так как деятельность это сложный и многоуровневый процесс, нами была выделена единица деятельности, которая по внутренней наполняемости синонимична поступку, это действие. Действие - это процесс, направленный на реализацию цели, где цель это желаемый результат. Мы столкнулись с двумя классификациями видов деятельности, одна более ранняя предложенная С.Л. Выготским, другая его последователем А.Н.Леонтьевым. Классификации даны по разным критериям. В классификации Сергея Леонидовича можно заметить такой вид деятельности, как волевая деятельность. Волевая деятельность обеспечивает преодоление трудностей на пути достижения цели и включает в себя несколько этапов, которые осуществляются в определенной последовательности:
То есть свойства волевых
действий схожа со свойствами поступка,
которые упоминались в
Из методов, которые дают возможность исследования деятельности человека, были выделены более эффективные на настоящее время: наблюдение, эксперимент, различного виды опросников, здесь нас больше интересуют личностные опросники, и беседа. Все они предоставляют информацию о личности, информацию различного порядка и содержания, при глубоком анализе которой возможно более точное изучение и прогнозирование деятельности того или иного человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Решая поставленную нам задачу, рассмотрели теоретический анализ психологии и философии, на основе этого сделав следующие выводы:
1 Поступок - сознательное
действие, оцениваемое как акт
нравственного самоопределения
человека, в коем он утверждает
себя как личность, в своем
отношении к другому человеку,
себе самому, группе или обществу,
к природе в целом. Личностная
форма поведения, в коей
2. Поступок — основная
единица деятельности человека.
В нем проявляется и
Поступок может быть выражен:
Деятельность в отечественной психологии была и есть центральной категорией, разработки ее ведутся уже почти полвека. Связь поступка и действия повлекло к рассмотрению теории деятельности. В процессе анализа работ С.Л. Выготского было замечено более близкая синонимичность такого вида деятельности как волевого с поступком, чем действия.
Хотелось бы отметить отличие поступка от деятельности т.к. не смотря на синкретичность их трактовок в психологии, стоит дифференцировать эти два понятия. Поступок отличается от действия иным отношением к субъекту. Действие становится поступком по мере того, как формируется самосознание. Генезис поступка самосознания – это сложный, обычно внутренне противоречивый, но единый процесс, так же единым процессом является генезис действия как сознательной операции и генезис самого предметного сознания. Различные уровни и типы сознания означают вместе с тем и различные уровни или типы поведения (реакция, сознательное действие, поступок). Ступени в развитии сознания означают изменения внутренней природы действия или актов поведения, а изменение внутренней природы есть вместе с тем и изменение психологических закономерностей их внешнего объективного протекания. Поэтому структура сознания принципиально может быть определена по внешнему, объективному протеканию действия.
При оценке поступка нужно учитывать систему норм социальных, принятых в данном социуме. Для поступка важен нравственный смысл действия, само действие следует рассматривать как способ осуществления поступка в конкретной ситуации. Поступки включены в систему нравственных отношений общества, а через них — в систему всех общественных отношений. В поступке можно выделить следующие компоненты:
Перечисленные методы исследования деятельности, поведения и поступков презентуют способы возможного исследования тех компонентов личности, которые могут влиять на поступок.
Таким образом, гипотеза, которая была выдвинута выше, подтверждается. Свойства волевых действий схожа со свойствами поступка, которые упоминались в философии и психологии, это такие как осознанность, присутствие плана действия, присутствие трудностей на пути к достижению цели и полимотивированность феномена. Важность анализа именно поступков личности, подразумевая под личностью сложную систему, для понимания психологических аспектов и особенностей человека. Анализ одного-единственного поступка человека мог бы, как в капле воды, отразить все проблемы психологии личности не только в узком, но и широком смысле слова и раскрыть конкретное «функционирование» каждой оболочки личности.
Список литературы