Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 16:23, курсовая работа
Цель исследования – изучение поступка, как единицы анализа деятельности личности.
Задачи исследования:
1. изучить и проанализировать феномен поступок в подходах философии и психологии;
2. исследовать и проанализировать деятельность в рамках отечественной психологии;
Введение……………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Феномен «поступок» в истории
философии и психологии
1.1 Поступок как предмет философского исследования…………...6
1.2. Психологический анализ феномена «поступок»……………….10
Вывод по первой главе………………………………………………..19
ГЛАВА 2. Поступок в теории деятельности
2.1. Феноменология деятельности человека………………………...20
2.2 Анализ волевого действия………………………………………..27
2.3. Методы исследования деятельности человека…………………29
Вывод по второй главе………………………………………………..35
Заключение…………………………………………………………….38
Список литературы…………………………………………………...
Е.Е. Соколова в своих работах подчеркивает обязательную полимотивированность поступка, вследствие которой его совершение выступает разрешением мотивационного конфликта. Она считала, что ядром структуры личности является «Я» как единый и целостный субъект индивидуально-неповторимой деятельности человека, в которой слиты активность индивида, его активность как социального индивида и, естественно, интенции личности в самом узком смысле слова, которая на основе имеющегося «материала» (структур субъекта как индивида и как социального индивида) строит свое самостоятельное и ответственное поведение, единицей которого и является поступок [21, с. 187].
Для В.В. Петухова и В.В. Столина
квалифицирующим признаком
Что же касается В.П. Зинченко, в своей работе «Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили» он соотносит поступок с целостной, «собранной» личностью. Его подход включает в себя идеи Леонтьева, выделяя поступок как особый вид деятельности, которому характерна полная сознательность и присущая только личности как таковой. В своем «Большом психологическом словаре» в написание, которого также участвовал доктор психологических наук Мещеряков Борис Гурьевич, он пытается дать краткий анализ поступка. Согласна этой книги, поступок - это личностная форма поведения, возникающая благодаря формированию самосознания в подростковом возрасте. Поступком не являются автоматизмы, рефлексы, баллистические движения, действия - импульсивные, привычные, гетерономичные (выполняемые по приказу, служебной инструкции, внешним требованиям, согласно предписанной роли). Поступок включает творческий акт выбора целей и средств поведения, нередко вступающий в конфликт с установленным, привычным, заведенным порядком. Поступок - личностно-осмысленное, лично сконструированное и лично реализованное поведение (действие или бездействие), направленное на разрешение конфликта[6, с. 13].
Попытаемся оторваться от работ ведущих деятелей отечественной психологии и рассмотреть других ученных работавших с «поступком». Наиболее обстоятельно психология поступка представлена украинскими психологами во главе с В.А. Роменцом. Здесь поступок рассматривается как:
Элементами логической структуры поступка являются ситуация, мотивация, действие и последействие. Формирование смысла жизни личности происходит на этапе последействия, которое есть следствие рефлексии по поводу действия, а последнее, в свою очередь, воплощает результаты мотивационной обработки ситуационной определенности. Последействие характеризуется актуализацией самопознания на основе осуществления поступка и самосозиданием человека через консолидацию смысла жизни. В поступковом последействии осуществляется особый вид внутренней деятельности, которая характеризуется познанием и созданием новых психических подструктур, что можно определить как процесс поиска смысла жизни.
Шнырев О.Ю., который
работал в русле возрастной психологии,
говорил о возможности анализа
поступков детей для
Что касается зарубежной психологии,
то рассмотрение поступка несет обрывочный
и поверхностный характер. Это
связано с тем, что это понятие
непереводимо, хотя можно подобрать
более или менее
Самым популярным из представителей западной школы является бихевиоризм т.к. поступок и поведение несет оттенок синонимичности в понимании американских психологов этого течения. Один из самых видных деятелей бихевиоризма и ее основатель Джон Бродес Уотсон полностью сводил понятие поступка и поведения. Поступок человека объясняются наличием какого-либо воздействия на человека. Он считал, что нет ни одного поступка, за которым не стояла бы причина в виде внешнего агента, или стимула. Так появилась знаменитая формула «S—R» (стимул—реакция). Для бихевиористов соотношение S—R стало единицей поведения, а в нашем случаи поступка.
Согласно концепции
Какой-либо поступок человека может быть:
1) результатом ответной реакции на внешнее воздействие (реактивное поведение);
2) проявлением какого-то
внутреннего источника
Целью поступка человека может быть:
1) сохранение привычного, адаптивного состояния (стабильность);
2) приобретение нового качества, новых результатов (развитие).
Закончиться поступок может при достижении:
1) желательного внутреннего эффекта (мнение, оценка, чувство, настроение);
2) желательного внешнего
эффекта, внешнего результата (достижения
согласия, понимания, желаемого
Исходя из указанных критериев выделено 16 типов поведения или поступков.
Перцептивный поступок – стремление совладать с информационной перегрузкой за счет перцептивной категоризации, в результате которой многообразие воздействующей информации классифицируется, упрощается и может привести как к более ясному пониманию оцениваемого, так и к потере значимой информации.
Защитный поступок – любые реальные или воображаемые действия психологической защиты (отвергание, замещение, проекция, регрессия), которые позволяют создать, сохранить позитивный образ «Я», позитивное мнение человека о самом себе.
Индуктивный поступок – восприятие и оценка людьми самих себя на основе интерпретации значения собственных действий.
Привычный поступок – удовлетворение от положительного подкрепления создает большую вероятность воспроизведения знакомых вариантов поведения в соответствующих ситуациях.
Утилитарный поступок – стремление человека решить практическую проблему с максимальным достижением (субъективным переживанием максимально возможного успеха).
Ролевой поступок в соответствии с ролевыми требованиями, обстоятельствами, которые вынуждают человека к каким-то действиям (даже при несовпадении с личностными устремлениями).
Сценарный поступок – человек является исполнителем множества правил допустимого «приличного» поведения, соответствующего его статусу в данной культуре, обществе.
Моделирующее поступок – варианты поведения людей в малых и больших группах (заражение, подражание, внушение), но трудноконтролируемое как самим человеком, так и другими людьми.
Уравновешивающий поступок
– когда человек имеет
Освобождающий поступок – человек стремится «обезопасить себя» (физически или свою репутацию) от реальных или кажущихся «негативных условий существования» (сохранить стабильность своего внутреннего эмоционального состояния за счет активных внешних действий: избегать возможных неудач, отказ от сред непривлекательных целей, уступчивость.)
Атрибутивный поступок –
активное устранение противоречий между
реальным поступком и субъективной
системой мнений, ослабление, устранение
когнитивного диссонанса между желаниями,
мыслями и реальными
Экспрессивный поступок – в тех случаях, сферах, в которых человек достиг высокого уровня мастерства и удовлетворения от «хорошо сделанного дела», при сохранении стабильно высокой самооценки, постоянное воспроизведение которой является основным регулятором повседневного социального поведения.
Автономный поступок – когда чувство свободы выбора (даже иллюзии такого выбора и контроля своих поступков) создает готовность человека преодолевать любые барьеры на пути достижения цели (высокий уровень внутреннего «локуса контроля» своих поступков, представление о себе как об активном «деятеле», а не исполнителе чьих-то приказов, чьей-то воли).
Утверждающий поступок – переживание своих действий как свершения своих планов при максимальном использовании внутренних собственных условий.
Исследовательский поступок – стремление к новизне физического и социального окружения, готовность «терпеть» информационную неопределенность, «редуцирование» разнообразной внешней информации к форме, к которой применимы освоенные ранее приемы ее обработки.
Эмпатический поступок – учет, большой охват чувственной информации, лежащей в основе межличностного взаимодействия людей, способности чувствовать и понимать эмоциональное и душевное состояние другого человека [20, с. 331].
Когнитивная психология подробно подошла к анализу поступка в своей теории личности. Когнитивные теории личности исходят из понимания человека как «понимающего, анализирующего», поскольку человек находится в мире информации, которую надо понять, оценить, использовать. Поступок человека включает три компонента:
1) само действие;
2) мысль;
3) чувства, испытываемые при выполнении определенного действия.
Внешне похожие поступки
могут быть разные, так как мысли
и чувства были иными. Оказавшись
в реальной ситуации, человек не
имеет возможности
Рассмотрение и определение поступка разными школами психологии имеют общие черты:
Вывод по первой главе
Делая короткий вывод первой главы можно отметить, что данный нам феномен был недостаточно рассмотрен со стороны психологии и философии. Взгляд психологов-теоретиков различных школ сводиться к сведению поступка к единице деятельности, но, не устанавливая четкие границы между действием и поступков, между поведением и поступком. Говоря в частности о бихевиоризме, то поступок и поведения полностью не различимы, и подвергаются одному и тому же принципу – S-R. Философия же пытается рассмотреть поступок с точки зрения основных своих категория: смысла жизни, бытия, нравственности и т.д. Более полный и обхватывающий подход к поступку были сделаны в лице отечественной психологии. Их взгляды объединяет ряд черт: они придают большое значение понятию поступка и ценностно нагружают его, они определяют поступок через соотнесение с действием как его более «высокую» разновидность и/или через соотнесение с личностью как ее сущностное проявление. Но ни у одного из них понятие поступка, при всей его значимости, не оказало заметного влияния на дальнейшие исследования. Следовательно, поступок это и есть действие, это и есть единица деятельности.