Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 16:23, курсовая работа
Цель исследования – изучение поступка, как единицы анализа деятельности личности.
Задачи исследования:
1. изучить и проанализировать феномен поступок в подходах философии и психологии;
2. исследовать и проанализировать деятельность в рамках отечественной психологии;
Введение……………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Феномен «поступок» в истории
философии и психологии
1.1 Поступок как предмет философского исследования…………...6
1.2. Психологический анализ феномена «поступок»……………….10
Вывод по первой главе………………………………………………..19
ГЛАВА 2. Поступок в теории деятельности
2.1. Феноменология деятельности человека………………………...20
2.2 Анализ волевого действия………………………………………..27
2.3. Методы исследования деятельности человека…………………29
Вывод по второй главе………………………………………………..35
Заключение…………………………………………………………….38
Список литературы…………………………………………………...
За принятием решения следует переход от «мысленного действия» к фактическому, т. е. приведение этого решения в исполнение. Борис Михайлович Теплов, советский психолог, основатель школы дифференциальной психологии, выделил две основные стадии волевого действия:
1) подготовительную стадию— «мысленное действие»,— заканчивающуюся принятием решения;
2) завершающую стадию — « фактическое действие «,— заключающуюся в исполнении принятого решения.
В тех случаях, когда действовать надо немедленно, решение и исполнение непосредственно следуют друг за другом, решение непосредственно переходит в исполнение [16, с. 311].
В других случаях решение касается не отдельного и притом безотлагательного действия, а направления и характера деятельности, растягивающейся иногда на очень долгое время и состоящей из многих отдельных действий, не поведения в данный момент, а программы будущего поведения, не того, как поступить сейчас, а того, как поступать в будущем в определённых ситуациях. Человек может принять решение окончить школу отличником, не курить, определённым образом держать себя с тем или другим человеком и т. п.
Решение и намерение — необходимые звенья волевого действия, но важнейшим, центральным пунктом его является исполнение решения.
Первая подготовительная стадия волевого действия, заканчивающаяся принятием решения, может протекать различно. При наличии внутренних препятствий начальная стадия волевого действия иногда принимает характер борьбы мотивов.
Внутренние препятствия, как мы знаем, выражаются в конфликте противоречащих друг другу побуждений. Этот конфликт и развёртывается в борьбу мотивов, включающую в себя взвешивание, обсуждение, оценку противоречащих желаний, стремлений, чувств.
При борьбе мотивов дело идёт о цели и направлении действия, а не о способах выполнения его. Принимаемое решение касается того, что делать, а не того, как делать[16, с. 317].
Борьба мотивов в подлинно волевом действии — это борьба между сознанием долга, чувством долга и какими-либо противоречащими долгу побуждениями.
В других случаях в подготовительной
стадии волевого действия на первое место
выдвигается выбор способа
2.3. Методы исследования деятельности человека
В соответствии с принципом объективности для изучения феноменов личности, а в частности его деятельность, используется целостная система методов и методик. Нами будут рассмотрены более эффективные среди них. Наиболее распространенным является метод наблюдения. Значение и ценность названного метода состоит в том, что материал для наблюдения берется непосредственно из жизни при наблюдении за психической деятельностью людей, что обнаруживается в их движениях, действиях, поступках, высказываниях. Данный метод характеризуется как один из эмпирических методов психологического исследования, которое обнаруживается в чувствительном познании явления или исследуемого предмета. Различается наблюдение как научный метод (при таких обстоятельствах наблюдения всегда целенаправленные, спланированные и систематизированные; оно становится методом психологического изучения людей тогда, если от описания переходит к объяснению психологической природы явлений) и жизненное наблюдение. Таким образом, сущность метода наблюдение состоит в намеренном, систематическом и целенаправленном восприятии и фиксации психических явлений с целью дальнейшего изучения их специфических изменений при определенных условиях, их анализа и использования для потребностей практической деятельности.
При использовании метода наблюдения могут встречаться определенные трудности:
1)может возникнуть опасность получения необъективной, искривленной информации об исследуемом объекте;
2) наблюдение не всегда
дает возможность отделять
3)толкование полученных данных о деятельности могут иметь субъективный характер, то есть на результаты наблюдения влияют личные качества исследователя, его жизненный опыт, установки, эмоциональные состояния и т.п.;
4)исследователь находится в пассивном состоянии, то есть не может изменить ход психического явления, и вынужден ждать, пока появятся те или другие процессы, не имея возможности повтора;
5) наблюдение требует значительных затрат времени;
6) этот метод не дает
возможности количественно
Относительно преимущества метода наблюдение сравнительно с другими, то она состоит в том, что психика человека, его действия, поступки проявляется в естественных условиях, то есть наблюдение дает информацию о действиях индивидов независимо от их установок на «желательную», «одобряемое» поведение.
Стоит так же отметить метод эксперимента, который является одним из основных в психологии. Его преимущество перед другими методами состоит в том, что исследователь сам вызывает явления, которые его интересуют, а не ждет их появления. Метод эксперимента считается самым надежным средством получения возможной информации. Под ним в психологии понимается организованное исследователем взаимодействие между исследуемым или группой исследуемых и экспериментальной ситуацией с целью установления закономерностей этого взаимодействия и сменных, от которых она зависит. Он большей мерой, чем другие методы, связан с теорией. Именно поэтому его можно проводить лишь тогда, когда исследователь имеет представление о природе того или иного поступка человека, о факторах, которые детерминируют эксперимент.
Одним из важных методов способных провести эффективное исследование личности, а в частности его деятельности, являются опросники.
Опросники личностные - класс методик психодиагностических, предназначенных для определения степени выраженности у индивида определенных личностных особенностей. Совокупность методических средств для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности. Каждая из методик являет собой стандартизованную анкету, состоящую из набора предложений, с содержанием которых испытуемый может согласиться либо не согласиться. Вопросы сформулированы так, чтобы, отвечая на них, испытуемый сообщал о своем самочувствии, о типичных формах поведения в различных ситуациях, оценивал свою личность с различных позиций, освещал особенности своих взаимоотношений с окружающими, и пр.
К настоящему времени создано огромное число личностных опросников самых различных типов. При разработке личностных опросников различия в подходах проявляются в формулировке, компоновке, отборе и группировке вопросов.
Все многообразие личностных опросников может быть классифицировано в следующем виде.
По содержанию:
* опросники черт личности (измеряют выраженность черт - устойчивых личностных признаков. Один из самых известных - шестнадцатифакторный личностный опросник Кеттелла. Под фактором понимается глубинная личностная характеристика, определяющая группу устойчивых поведенческих проявлений, относительно независимая от других характеристик того же ряда. У Кеттелла факторы имеют «технические» и «бытовые» названия; каждый фактор именуется парой полярных характеристик, например, смелость - робость);
* опросники типологические (разрабатываются на базе определения типов личности и позволяют отнести обследуемых к тому или иному типу, отличающемуся качественно своеобразными проявлениями. Опросник Ганса Айзенка предназначен для определения типа личности в зависимости от выраженности двух независимых факторов - экстраверсии и невротизма (эмоциональной нестабильности). В различных вариантах клиентам предлагается опросный лист с набором вопросов, на которые предлагается ответить утвердительно либо отрицательно (иногда может допускаться неопределенный ответ). Часть вопросов направлена на диагностику экстраверсии, часть - невротизма);
* опросники мотивов (например, опросник А. Эдвардса);
* опросники интересов (например, опросники Г. Кюдера);
* опросники ценностей (например, опросник Д. Супера);
* опросники установок (например, шкала Л. Терстоуна).
В соответствии с принципом, положенным в основу конструирования, следует различать:
* опросники факторные, для конструирования которых используется факторный анализ (например, опросники Р. Кеттелла);
* опросники эмпирические, которые создаются на основе критериально-ключевого принципа (например, ММР1).
В.В. Никандров и В.В Новочардов предлагают следующую классификацию опросников:
1. По принципу построения:
а) опросники-анкеты;
б) личностные опросники.
2. По сфере преимущественного применения:
а) узкопрофильные: клинические; профориентационные; сферы обучения; сферы менеджмента и работы с персоналом и др.
б) опросники широкого применения.
3. По форме диагностируемого психического явления:
а) опросники состояний;
б) опросники свойств (личностные опросники);
в) комплексные опросники.
4. По принципу описания личности:
а) опросники, реализующие принцип черт:
- одномерные;
- многомерные.
б) типологические опросники.
5. По оцениваемой
а) опросники темперамента;
б) опросники характера;
в) опросники способностей;
г) опросники направленности личности;
д) опросники смешанные.
6. По форме задаваемых вопросов:
а) открытые (предусматривают свободные ответы без каких-либо особых ограничений. Испытуемые дают ответ по своему усмотрению. Стандартизация обработки достигается путем отнесения произвольных ответов к стандартным категориям)
б) закрытые (заранее предусмотрены варианты ответов на поставленный вопрос Испытуемый должен выбрать один из них Наиболее распространенным является двух- или трехальтернативный выбор ответов)
Стоит отметить важность личностных опросников для анализа и прогнозирования поведения, действий и поступков человека. Личностные опросники дают некоторую картину личности, его особенности которые дают возможность выявить возможные варианты поведенческих реакций человека, поступков которые он бы совершил в той или иной ситуации. [15, с. 261]
Практически нет необходимости особо говорить о том, что для тестов личности имеет большое значение то, чтобы ответы на вопросы могли быть объективно и с высокой надежностью оценены. Ниже приведены формы вопросов, используемых в наиболее известных опросниках – тех, которые оказались наиболее эффективными на практике.
1) Вопросы с ответом типа «да-нет». Их легко формулировать, они понятны испытуемым и ответы на них даются быстро. Такова форма вопросов личностных тестов Айзенка.
2) Вопросы с ответами типа «да-затрудняюсь ответить – нет». Это вариант вопросов типа «да-нет», описанных выше, с добавлением категории неопределенности, потому что некоторые испытуемые становятся раздражительными и несговорчивыми, если их заставляют отвечать либо «да», либо «нет» на вопросы, в ответах на которые они не очень уверены.
3) Альтернативные задания (с ответами типа «правда-ложь»). Эти задания состоят из утверждений (часто от первого лица), которые испытуемые должны отметить как верные или неверные для них. Примером альтернативного задания является: «Я ненавижу втискиваться в переполненный автобус». Это форма утверждений, используемая в ММРI. По существу, она ненамного отличается от дихотомических вопросов, хотя формулирование их как альтернативных утверждений, а не как дихотомических вопросов, может до некоторой степени повлиять на языковую представленность задания.
4) Задания с ответами типа «нравится-не нравится». Испытуемые должны указать, нравится им предложенное или не нравится. Это чрезвычайно полезная, хотя и необычная, форма заданий.
5) Задания с рейтинговыми шкалами. В них преодолеваются трудности, связанные с коррелирующими дихотомическими заданиями, а также потому, что испытуемым они кажутся более разумными, нежели дихотомические задания, хотя и может проявиться установка на крайние ответы. Очевидной проблемой для этой шкалы является различная интерпретация индивидуумами терминов частоты.
6) Разнообразные трихотомические задания. Примерами трихотомий являются: «обычно – иногда – никогда», «верно – не знаю – неверно», «согласен – не уверен - не согласен «. Эти варианты предоставляют большую гибкость при формулировании заданий, чем жесткие формы типа «да-нет» (дихотомическая) или альтернативные.
Основные типы заданий, описанные в пунктах 1 – 6, – это те, которые в основном используются в наиболее известных личностных опросниках. Все они, с точки зрения формы (в отличие от содержания), довольно легко формулируются, для них существует несколько правил, которые буду обсуждены, ниже, они лаконичны, наконец, просты в работе, а также для подсчетов. Так же они более эффективны и погрешность в их результатах относительно минимальна.
Так же, как метод
исследования деятельности