Поступок как единица анализа личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 16:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение поступка, как единицы анализа деятельности личности.
Задачи исследования:
1. изучить и проанализировать феномен поступок в подходах философии и психологии;
2. исследовать и проанализировать деятельность в рамках отечественной психологии;

Оглавление

Введение……………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Феномен «поступок» в истории
философии и психологии
1.1 Поступок как предмет философского исследования…………...6
1.2. Психологический анализ феномена «поступок»……………….10
Вывод по первой главе………………………………………………..19
ГЛАВА 2. Поступок в теории деятельности
2.1. Феноменология деятельности человека………………………...20
2.2 Анализ волевого действия………………………………………..27
2.3. Методы исследования деятельности человека…………………29
Вывод по второй главе………………………………………………..35
Заключение…………………………………………………………….38
Список литературы…………………………………………………...

Файлы: 1 файл

Курсовая.Общая психология.docx

— 74.50 Кб (Скачать)

 

ГЛАВА 2. Поступок в теории деятельности

 

2.1. Феноменология деятельности человека

В отечественной психолого-педагогической традиции имеется синкретическое слияние  в трактовке поступка и действия. Получается, что поступок - это тоже некое действие, при этом действие, обязательно имеющее внешний  план. С этой позиции совершить  поступок в уме, про себя, так, чтобы  об этом никто не знал, - это абсурд. Отождествление поступка и действия оставляет вне рассмотрения значительную подготовительную работу, предшествующую поступку, а также феномены внутреннего  выбора, не имеющие отчетливых границ во внешних проявлениях. Следовательно, сведение понятий действия и поступка необходимо для полного, объективного и  системного понимания данного  нам феномена.

Как и поступком, как единицей деятельности, так и действием  как единицей деятельности в большей  степени занимались отечественная  психология, психологи деятелесного подхода. Этот подход был создан в  советской психологии и развивается  уже на протяжении более 50 лет. Он обязан работам советских психологов: Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, А. В. Запорожца, П. Я. Гальперина и многих других. Наиболее полно теория деятельности изложена в трудах А. Н. Леонтьева, в частности в его последней книге «Деятельность. Сознание. Личность», и мы будем придерживаться в основном его варианта этой теории[10, с. 56].

Представления о строении деятельности, хотя и не исчерпывают  полностью теорию деятельности, но составляют ее основу. Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких «слоев», или уровней. Это, во-первых, уровень особых видов деятельности, затем уровень действий, следующий - уровень операций, наконец, самый низкий - уровень психофизиологических функций. Действие - это основная единица анализа деятельности. По определению действие - это процесс, направленный на реализацию цели. А цель - это образ желаемого результата, т. е. того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия. Стоит сразу заметить, что здесь имеется в виду сознательный образ результата: последний удерживается в сознании все то время, пока осуществляется действие, поэтому говорить о «сознательной цели» не имеет особого смысла: цель всегда сознательна.

Характеризуя понятие  «действие», может выделить следующие четыре момента:

1) действие включает в  качестве необходимого компонента  акт сознания (о чем говорилось  выше) в виде постановки и удержания  цели. Но данный акт сознания  не замкнут в самом себе, как  это фактически утверждала психология  сознания, а «раскрывается» в действии;

2) действие - это одновременно  и акт поведения. Следовательно,  теория деятельности сохраняет  также достижения бихевиоризма, делая объектом изучения внешнюю  активность животных и человека. Однако в отличие от бихевиоризма  она рассматривает внешние движения  в неразрывном единстве с сознанием.  Ведь движение без цели - это  скорее несостоявшееся поведение,  чем его подлинная сущность;

3) через понятие действия  теория деятельности утверждает  принцип активности, противопоставляя  его принципу реактивности. Принцип  активности и принцип реактивности  различаются по тому, где согласно  каждому из них должна быть  помещена исходная точка анализа  деятельности: во внешней среде  или внутри организма (субъект);

4) понятие действия «выводит» деятельность человека в предметный и социальный мир. Дело в том, что «представляемый результат» (цель) действия может быть любым, а не только и даже не столько биологическим, как, например, получение пищи, избегание опасности и т. д. Это может быть производство какого-то материального продукта, установление социального контакта, получение знаний и др [4, с. 102].

Первые два пункта, по которым теория деятельности отличается от других концепций, состоят в признании  неразрывного единства сознания и поведения. Это единство заключено уже в  главной единице анализа - действии.

Таким образом, понятие действия дает возможность подойти с научным  анализом к человеческой жизни именно со стороны ее человеческой специфики. Такой возможности никак не могло  предоставить понятие реакции, особенно врожденной реакции, из которого исходил Джон Уотсон. Человек через призму системы Уотсона выступал преимущественно как биологическое существо.

Говоря о сложных составных  действиях, следует отметить, что  конкретный набор и последовательность частных действий диктуются логикой  социальной и предметной среды. Опыт относительно состава и последовательности действий обычно передается в ходе обучения в форме правил, советов, инструкций, программ.

Все сказанное до сих пор  относилось к тому, что человек  делает. Теперь перейдем к обсуждению того, как, каким способом совершается  действие. Соответственно мы обращаемся к операциям, которые образуют по отношению к действиям следующий, нижележащий уровень. Согласно определению, операцией называется способ выполнения действия. Операции характеризуют техническую  сторону выполнения действий, и то, что называется «техникой», ловкостью, сноровкой, относится почти исключительно к уровню операций. Характер используемых операций зависит от условий, в которых совершается действие. Если действие отвечает собственно цели, то операция отвечает условиям, в которых эта цель дана. При этом под «условиями» подразумеваются как внешние обстоятельства, так и возможности, или внутренние средства, самого действующего субъекта.

Цель, данная в определенных условиях в теории деятельности, называется задачей. Описывая процесс решения  задачи, необходимо указывать и действия, и операции, реализующие их. О действии без операций, или о действии, абстрагированном от операций, возможно говорить, пожалуй, только на этапе планирования. Перейдем к психологической характеристике операций. Главное их свойство состоит в том, что они мало осознаются или совсем не осознаются. Этим операции принципиально отличаются от действий, которые предполагают и осознанную цель, и сознательный контроль над протеканием действия.

Уровень операций заполнен автоматическими действиями и навыками. Характеристики последних есть одновременно и характеристики операций.

Операции бывают двух родов: одни возникают путем адаптации, прилаживания, непосредственного подражания; другие возникают из действий путем  их автоматизации. Операции первого рода практически не осознаются и не могут быть вызваны в сознании даже при специальных усилиях. Операции второго рода находятся на границе сознания. Они как бы подстораживаются сознанием и легко могут стать актуально сознаваемыми. Всякое сложное действие состоит из слоя действий и слоя «подстилающих» их операций. То, что было сказано в отношении нефиксированности границы, проходящей в каждом сложном действии между актуально сознаваемым и неосознаваемым, означает подвижность границы, которая отделяет слой действий от слоя операций. Движение этой границы вверх означает превращение некоторых действий, в основном наиболее элементарных, в операции. В таких случаях происходит укрупнение единиц деятельности. Движение границы вниз означает, наоборот, превращение операций в действия, или, что то же самое, дробление деятельности на более мелкие единицы[4, с. 105].

Перейдем к последнему, самому низкому уровню в структуре  деятельности - психофизиологическим функциям. Говоря о том, что субъект  осуществляет деятельность, нельзя забывать, что  субъект представляет собой  одновременно и организм с высокоорганизованной нервной системой, развитыми органами чувств, сложным опорно-двигательным аппаратом и т. п. По существу, психология никогда об этом и не забывала, но ей не удавалось органически включить работу мозговых механизмов в психическую  деятельность. Под психофизиологическими функциями в теории деятельности понимаются физиологические обеспечения психических процессов. К ним относятся ряд способностей нашего организма, такие, как способности к ощущению, к образованию и фиксации следов прошлых воздействий, моторная способность и др. Соответственно говорят о сенсорной, мнемической, моторной функциях. К этому уровню относятся также врожденные механизмы, закрепленные в морфологии нервной системы, и те, которые созревают в течение первых месяцев жизни.

Понятно, что граница между  операциями-автоматизмами и психофизиологическими  функциями достаточно условна, и  здесь повторяется та же трудность  четкого разделения рядом находящихся  уровней. Однако, несмотря на это психофизиологические функции выделяются в самостоятельный уровень по причине их «организмического» характера, т.е. они даны субъекту деятельности от природы.

Согласно с работами Льва Семёновича Выготского деятельность человека осуществляется посредством действий различных видов и уровней. Обычно различают рефлекторные, инстинктивные, импульсивные и волевые действия. Рефлекторных действий вне инстинктивных не существует: собственно рефлекторны только движения, включающиеся в различные действия.

Инстинктивные действия в  собственном смысле слова, т.е. действия, которые не только исходят из органических импульсов, но и осуществляются независимо от сознательного контроля, наблюдаются лишь в раннем детстве; в жизни взрослого человека они роли не играют. Таким образом, по существу при изучении поведения человека приходится иметь дело с двумя видами собственно действий – с волевыми и импульсивными [19, с. 232].

Специфически человеческим видом является волевое действие, т.е. сознательный акт, направленный на осуществление определенной цели. Этим, конечно, не исключается наличие  у человека рефлекторных, инстинктивных  и импульсивных актов. Этим не исключается  также и то, что сами волевые  действия включают в себя более примитивно организованные действия и строятся на их основе. Переход от побуждения к волевому действию опосредован  осознанием цели и предвидением последствий.

Основное отличие импульсивного  действия от волевого заключается в  отсутствии в первом и наличии  во втором сознательного контроля. Импульсивное действие возникает по преимуществу тогда, когда влечение выключилось из инстинктивного действия, а волевое действие еще не организовано или уже дезорганизовано.

Под импульсивными движениями  понимаются движения, которые вызываются не внешним периферическим раздражением, а есть результат внутреннего  состояния организма – проявление избытка и результат разрядов нервной энергии.

В импульсивном действии существенную роль играют динамические соотношения. Импульсивное действие – это аффективная  разрядка. Оно связно с аффективным  переживанием. Импульс, заключенный  в исходном побуждении, в нем непосредственно  и более или менее стремительно переходит в действие, не опосредованное предвидением его последствий, взвешиванием и оценкой его мотивов.

Импульсивно-аффективным  действием является страстная вспышка  увлеченного или аффективный  выпад раздраженного человека, который  не в состоянии подвергнуть свой поступок контролю; в наиболее чистом, обнаженном виде импульсивные действия наблюдаются в патологических случаях или состояниях, в которых нормальное волевое действие невозможно.

В импульсивном действии раздражение  переходит в действие, которое  определяется динамическими соотношениями  напряжения и разрядки, создающимися у субъекта в зависимости от ситуации. Напряжение сдержанного раздражения  может дать разрядку, направленную вовсе не на того, кто собственно его вызвал. Аффективное действие-разрядка определяется не целью, а только причинами, его порождающими, и поводом, его  вызывающим. [19, с. 237].

Хотя отсутствие осознанной цели и контроля существенно отличает аффективное действие-разрядку от волевого действия как сознательного акта (импульс переходит в нем в  действие более или менее стремительно), однако грани между ними, как и  всякие грани действительности, подвижны, текучи. И разные виды действий, которые  с полным основанием выделяет научный  анализ, связаны друг с другом множеством разнообразных взаимопереходов. Так, в самой заостренной и как  будто специфической форме волевой  характер действия выступает там, где  действие включает осознаваемый действующим  субъектом конфликт тенденций и  требует выбора, усилий, и т.д. Но именно в данном случае волевое действие легче всего переходит в аффективное. Если задача окажется сверхтрудной и  напряжение, созданное этим конфликтом, перейдет известную меру, волевой  контроль может оказаться непосильным  – действие превратится в аффективную  разрядку; волевое действие переходит  в импульсивное. Если же в условиях такого внутреннего конфликта человеку удастся все же осуществить контроль над своим поведением, волевой  характер его действий выступит с  особой силой, придавая его поведению  особый накал.

 

 

2.2 Анализ волевого действия

Волевое действие, как мы знаем из выше написанного, предполагает предварительное осознание цели действия и средств, ведущих к  достижению этой цели. Это значит, что  человек, прежде чем приступить к  действию, намечает мысленно, для чего и как он будет действовать,—  прежде чем действовать фактически, он действует мысленно.

С другой стороны, волевое  действие — это действие в затруднённых условиях, действие, связанное с  преодолением каких-либо препятствий. Отсюда следует, что «мысленное действие», предшествующее фактическому, не может ограничиться простым осознаванием цели и средств её достижения, а включает в себя сложный процесс обсуждения различных возможностей: действовать или воздержаться от действия, в каком направлении действовать, каким путём и какими способами действовать. Этот процесс заканчивается принятием решения.

Информация о работе Поступок как единица анализа личности