Понятие рынка знаний. Характеристика российского и зарубежного рынка знаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:33, реферат

Краткое описание

В настоящее время успех предприятия во многом зависит от внедрения инноваций и развития наукоемких производств. Несмотря на то, что мы признаем ресурсы знаний тождественными информационным, существует ряд ресурсов, содержащих сведения о мировом научном опыте, о последних разработках и открытиях, об опыте внедрения инноваций и т.п.
Исторически первыми хранилищами ресурсов знаний были библиотеки. Они существуют веками и содержат практически весь объем знаний, накопленный человечеством. Сведения о новейших знаниях публикуются в научных и отраслевых периодических изданиях, обсуждаются на конференциях.

Оглавление

1. Введение. 3
2. Рынки знаний 3
2.1 Знания и Рынки знаний 3
2.2 Рынки данных, информации и знаний. 6
2.3 Рынки знаний индивидуальных и групповых, явных и неявных. 8
2.4. Участники рынков знаний. 10
2.5. Дефекты рынков знаний 11
2.6. Рынки объектов интеллектуальной собственности. 15
2.7. Краудсорсинг на рынках знаний 16
3. Зарубежный и российский рынки знаний 17
3.1 Зарубежный рынок знаний 17
3.2 Российский рынок знаний 20
3.2.1 Библиотечная сеть 20
3.2.2 Электронные библиотеки 23
3.2.3 Система научно-технической информации 25
3.2.4 Система патентной информации 31
3.2.5 Выводы 33
4. Заключение. 34
Список используемой литературы 35

Файлы: 1 файл

Реферат Рынки Знаний.docx

— 88.73 Кб (Скачать)

        Производство  общественных благ финансируется  обществом в целом из общественных  источников, как правило, из государственного  или местного бюджета с помощью  налоговых механизмов. Именно таким  образом государство исправляет  данный «дефект рынка».

       Знания  характеризуются внешними эффектами.  Под внешними эффектами (экстерналиями) понимаются издержки или выгоды, возникающие как побочный результат любой деятельности , который касается не ее непосредственных участников, а третьих лиц. Распространение многих видов знания сопровождается положительными внешними эффектами. Примерами положительных экстерналий являются электричество, Интернет, сотовый телефон.

       Экстерналиями обладают многие знания, реализованные в виде сетевых товаров и услуг.

     Внешние эффекты  регулируются с помощью так  называемых пигувианских налогов. Отрицательными внешними эффектами могут быть, например, выплаты за вредные выбросы, загрязняющие окружающую среду. Этот налог должен быть отрицательным, т.е. он приобретает форму субсидии: чтобы учесть внешний эффект, необходимо субсидировать эти виды активности. Их субсидирование необходимо для того, чтобы скорректировать соответствующий положительный внешний эффект использования знаний.

      Монополизм  на рынках знаний проявляется  в тех случаях, когда владелец  прикладных знаний держит их  в секрете и имеет возможность  использовать эти знания себе  во благо, получая монопольную  прибыль. Эта ситуация характерна  для владельцев производственных  и технологических секретов. Монополизм  на рынках знаний возникает  часто искусственно, когда участники  рынков используют патентование, регистрацию товарных знаков  и другие механизмы охраны  интеллектуальной собственности.  Цены на многие знания носят  индивидуальный характер в силу  того, что знания сами по себе  индивидуальны.

        «Дефекты  рынка» требуют соответствующего  государственного вмешательства.  Институты, регулирующие производство  и распределение знаний. Трансформируются  со временем. При этом под воздействием  технологического прогресса изменяется  соотношение и роль этих институтов. Изменяется и сравнительная эффективность  различных общественных механизмов  создания и распределения знаний.

        В  трансакциях, осуществляемых на  рынках знаний, проявляется также  асимметричность информации. Традиционный  пример асимметричной информации  – рынок подержанных автомобилей:  покупатель в точности не знает,  продается автомобиль в силу  того, что он обладает скрытыми  дефектами, или же он продается  в силу других обстоятельств.  Асимметричная информация приводит  к тому, что цены на подержанные  автомобили занижены.

     На рынках  знаний степень асимметрии информации  может достигать значительной  величины. Если продавец хочет  продать то или иное знание, то покупатель вправе получить  информацию о предмете своей  покупки. Если продавец дал  покупателю полную информацию  о товаре-знании, то можно сказать,  что он отдал предмет покупки  потенциальному покупателю даром. В то же время излишняя секретность при переговорах снижает уровень информированности покупателя и, соответственно, снижает потенциальную цену покупки.

      В некоторых  случаях на рынках знаний удается  решить это противоречие путем  построения специальных механизмов. Одним из таких механизмов  стал механизм патентования и  патентной защиты. В то же время  информация о том или ином  патенте и о сути того или  иного изобретения является общедоступной.  Еще один из механизмов –  авторское право. И патенты,  и авторские права являются  механизмами, действующими на  рынках объектов интеллектуальной  собственности.

2.6. Рынки объектов интеллектуальной собственности.

      Иногда  смешиваются понятия «рынки объектов  интеллектуальной собственности»  и «рынки знаний». На самом  деле рынки объектов интеллектуальной  собственности – лишь одна  из составляющих рынков знаний.

      Интеллектуальная  собственность – это институт, который переводит многие виды  знаний из разряда общественных  благ в разряд частных.

      Примерно  то же происходит и со многими  видами знания. Общество осознанно  переводит их из разряда общественных  в разряд частных благ с  помощью искусственных механизмов, в числе которых – права  на интеллектуальную собственность.

      Интеллектуальной  собственностью, в соответствии  с Гражданским кодексом РФ, являются  произведения науки, литературы  и искусства, программы для  ЭВМ, базы данных, исполнения, фонограммы, сообщение в эфир или по  кабелю радио- или телепередач,  изобретения, полезные модели, промышленные  образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем,  секреты производства (ноу-хау), фирменные  наименования, товарные знаки и  знаки обслуживания, наименования  мест происхождения товаров, коммерческие  обозначения. Права на интеллектуальный  продукт автоматически возникают  в виде авторских прав на  произведения науки, литературы  и искусства, программ для ЭВМ,  базы данных. Эти права могут  быть оформлены в виде патентов  на изобретения, промышленные  образцы и полезные модели. Они  могут регистрироваться в виде  фирменных наименований, товарных  знаков, знаков обслуживания и  наименований мест происхождения  товаров. 

         Одним из механизмов, обеспечивающих  защиту прав на объекты интеллектуальной  собственности, является патентное право. Патент представляет собой исключительное право, предоставленное на изобретение, которое может быть продуктом или способом, позволяющим сделать что-либо по-новому или предлагающим новое технологическое решение.

        С  помощью патентного права искусственно  возникает монополия на то  или иное новшество. С другой  стороны, патентное право стимулирует  потенциальных изобретателей к поиску новых решений и тем самым стимулирует научно-технический прогресс. Компромиссом между этими двумя обстоятельствами является срок действия патентов. Патенты стимулируют изобретения. В то же время они обеспечивают широкий доступ к сведениям об изобретениях, тем самым стимулируют их широкое использование.

       Рынки  объектов интеллектуальной собственности  отличаются от рынков материальных  продуктов. В случае продажи  материального продукта все права  переходят к новому владельцу.  В случае продажи объекта интеллектуальной  собственности, как правило, к  покупателю переходит лишь часть  прав, а основные права остаются  за владельцем.

       Правовые  средства защиты интеллектуальной  собственности в основном защищают индивидуальное явное знание. В то же время под их защитой может оказаться и групповое, и неявное знание.

       Одним  из главных условий существования  эффективного рынка объектов  интеллектуальной собственности  становится вопрос о средствах обеспечения правил, а также о параметрах, ограничивающих наличие интеллектуальной собственности (срок действия патента, авторских прав и пр.) Существенным также является вопрос о наиболее рациональных мерах по стимулированию производства нового знания.

      Современная  Россия пока не располагает  развитым рынком объектов интеллектуальной собственности для обеспечения ее внутренних потребностей и внешней конкурентоспособности. Отсутствуют необходимые институциональные и инфраструктурные условия, в том числе эффективная политика государства. Обладая относительно высоким уровнем развития науки, Россия пока имеет слабо развитые рынки знаний.

2.7. Краудсорсинг на рынках знаний

Краудсорсинг — это неологизм, соединяющий два англоязычных термина: crowd — толпа и source — источник. Краудсорсинг означает передачу задания, обычно выполняемого персоналом организации или внешним контрактором, неопределенной, как правило, большой группе людей в форме открытого предложения. Данное предложение направлено на создание нового знания. Другими словами, краудсорсинг — это технология использования ресурсов (как правило, интеллектуальных) большого числа людей в рамках одного проекта.

       Краудсорсинг проявляется не только в социальных проектах, каковым является википедия, но и в решении коммерческих задач. В настоящее время компании могут осуществлять разработку и производство собственной продукции непосредственно с участием потребителей, привлекая интеллектуальные ресурсы большого числа людей. Новые способы обмена информацией и новые сетевые способы совместной работы трансформируют рынки знаний и формируют новые технологии управления знаниями. При этом ключевыми факторами успеха становятся креативность, открытость, обмен идеями, глобальный характер взаимодействия. Инструментами новых трансакций становятся социальные сети, сайты типа википедии, блоги, построенные пользователями классификации.

         Данные тенденции имеют не  только микроэкономические, но макроэкономические последствия. В частности, явления обмена знаниями в глобальной экономике ведут к тому, что рабочие места постепенно перетекают из развитых стран в менее развитые, при этом перемещаются не только рабочие места для лиц с низкой квалификацией, но и те, которые предусматривают высокую квалификацию работников. Эти тенденции могут оказать влияние на развитие российской экономики, серьезно трансформировать современные представления об ее будущем.                         Сформулируем основные современные тенденции развития рынков знаний. В    современном мире постоянно, а в последнее время взрывообразно увеличивается объем знаний, при этом рынки знаний получают бурное развитие. Рынки знаний все в большей степени приобретают международный характер. Возрастают возможности современных телекоммуникационных технологий. Упрощается доступ к информации и знаниям с помощью Интернета. Растет значение интеллектуальной собственности; ее объекты все в большей степени определяют темпы экономического развития фирм, регионов и стран. Рынки знаний все более интегрируются с рынками товаров и услуг. При этом «дефекты» рынков знаний все в большей мере оказывают влияние на функционирование традиционных рынков товаров.

  1. Зарубежный  и российский рынки знаний

3.1 Зарубежный рынок знаний

       На развитие  общества в целом и экономики  в частности большое влияние оказывает научно-техническая революция (НТР). С середины XX в. под влиянием научных и технических открытий возросла роль науки как основного источника инновационного развития экономики. Доля инновационной продукции в производстве стран Западной Европы составляет в среднем 19%, в то время как в России только 3,1%.

Методология системного описания инноваций в условиях рыночной экономики  базируется на международных стандартах. Для координации работ по сбору, обработке и анализу информации о науке и инновациях была организована Группа национальных экспертов по показателям науки и техники. В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный продукт (результат) инновационной деятельности, воплощенный в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке; нового или усовершенствованного технологического процесса; нового подхода к социальным услугам.

       Инновационная деятельность — деятельность по доведению научно-технических идей, изобретений, разработок до результата, пригодного в практическом использовании.

        Инновационный процесс — процесс преобразования научных знаний в инновацию.

        С  интенсивным развитием производства  на основе современных научных  достижений потребность предприятий и специалистов в доступе к своевременным и оперативным ресурсам знаний многократно возросла. В итоге фирмы и специалисты формируют спрос на знания как на производственный ресурс.

         Источники знаний для фирмы  делятся на внутренние и внешние.  Внутренний источник знаний фирмы  не является достаточным для  ее эффективного функционирования, развития инновационного производства. Поэтому основную часть знаний  фирма получает из внешних  источников. Доступ к сведениям  о новейших разработках, инновациях, опыте других фирм может сыграть решающее значение для успеха этой фирмы. Например, университеты США в среднем на получение доступа к научной литературе ежегодно тратят по 5 млн долл.        

        Ресурсами  знаний являются различные информационные  системы. Основным ресурсом знаний на протяжении многих веков служили библиотеки. Именно библиотеки содержат весь объем знаний, созданный за всю историю человечества.    

        Сведения  о новых разработках и открытиях  публикуются в первую очередь  в периодической печати, в том  числе в регулярных сборниках научных трудов и т.п. Новые знания, как правило, содержатся в научных, аналитических, отраслевых или специализированных журналах.

        Большое  значение в качестве ресурсов  знаний имеют профессиональные конференции, семинары и встречи, основные выводы по этим мероприятиям также издаются в виде сборников тезисов докладов.

       Отдельные  книги, монографии являются ресурсом  знаний.

       Мировой  рынок знаний оценивался в  2004 г. в 12,5 млрд долл. США . Расходы в разных странах на закупку научной литературы составляют в разрезе по странам: в Польше — 25 млн, Швеции — 26 млн, Индии — 54 млн, Великобритании — 116 млн, Китае -120 млн, а в России — 11 млн долл. США.

        Рассмотрим  зарубежный рынок знаний.

         Почти в каждой стране существует  сеть библиотек. Наиболее известными  в мире являются следующие:

  • Британская библиотека (Лондон), является национальной библиотекой Великобритании, основана на базе ряда крупных библиотек. Фонды библиотеки насчитывают более 18 млн ед. хранения;
  • Библиотека Конгресса США (Вашингтон) — национальная библиотека США, основана в 1800 г., имеет около 90 млн ед. хранения;
  • Национальная библиотека (Париж), основана в 1480 г.;
  • Российская государственная библиотека (Москва). Имеет более 38 млн ед. хранения на 247 языках мира.

Информация о работе Понятие рынка знаний. Характеристика российского и зарубежного рынка знаний