Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 09:13, реферат
Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия. В общем виде, понятие рынок — это система экономических отношений, складывающихся в процессе производ¬ства, обращения и распределения товаров, а также движения де¬нежных средств.
1. Рынок. Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия. В общем виде, понятие рынок — это система экономических отношений, складывающихся в процессе производ¬ства, обращения и распределения товаров, а также движения де¬нежных средств.
Развитие рынка происходит вместе с развитием товарно¬го производства, вовлекая в обмен не только произведенные про¬дукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей. Если говорить более обобщенно, то рынок представляет сферу обмена (обраще¬ния), в которой осуществляется связь между агентами общест¬венного производства в форме купли-продажи, т. е. связь произ¬водителей
и потребителей, производства и потребления. 1. Условия и причины возникновения рынка. Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда. Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью, в результате чего работник определенного вида конкретного труда получает возможность пользовать¬ся продуктами любого другого конкретного вида труда. Не менее важным условием возникновения рынка яв¬ляется специализация.
Специализация — форма общест¬венного разделения труда, как между различными отрасля¬ми и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса. В промышленности различают три основные формы специализации: предметную (например -автомо¬бильные, тракторные заводы), по детальную (например - завод шарикоподшипников), технологическую — стадий¬ную (например - прядильная фабрика). Улучшение, совершенствование производственного профиля предметно-специализированных
предприятий, развитие по детальной и технологической специализации ведут к расширению производственных связей — коопери¬рованию. Специализация производства в ряде индустриально развитых стран в основном пошла по пути расшире¬ния по детальной и технологической специализации. Схема специализации, т.е. набор специальностей, ста¬новится все более сложной, поскольку усложняется и углубляется сам процесс труда. В старину человечество владело несколькими специальностями, прежде
всего охотника и земледельца. Сегодняшние же перечни специ¬альностей включают многие тысячи профессий. Подавляющее большинство из них требуют обучения (иногда многолетнего) специальным навыкам и приемам труда. Специализация достигла ныне такой сте¬пени, что окружающие нас предметы уже, как правило, невозможно произвести в одиночку. Необходимость в по¬стоянном обмене плодами специализированного труда оп¬ределяет сегодня характер взаимоотношений людей в об¬ществе.
Важной причиной
возникновения рынка является естественная
ограничен¬ность
В экономической тео¬рии это явление получило название закона ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов преодолевается по¬средством обмена одного продукта на другой через рынок. Причиной формирования рынка является и экономи¬ческая обособленность товаропроизводителей, чтобы они могли свободно распоряжаться результатами своего труда. Благами обмениваются полностью независимые, автоном¬ные в принятии хозяйственных решений производители.
Экономическая обособленность означает, что только сам производитель решает, какую продукцию выпускать, как ее производить, кому и где продавать. Адекватным право¬вым режимом состоянию экономической обособленности, является режим частной собственности. Обмен продуктами человеческого труда, в первую очередь, предполагает нали¬чие частной собственности. С развитием частной собствен¬ности развивалось и рыночное хозяйство. Наиболее высо¬кого уровня частная собственность и рыночные отношения достигли при капитализме.
Объекты частной
собственности многообразны. Они
создаются и приумножаются за
счет предпринимательской
(свободе) для
каждого экономического субъ¬
В ка¬честве
продавцов и покупателей
труд, капитал), услуги. В качестве денег — все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги. Рынок, как самостоятельное образование включает три основ¬ных элемента: рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок капи¬тала. Все эти три рынка органически взаимосвязаны и воздейст¬вуют друг на друга. Развитость рынка и рыночных отношений зависит от развития всех его составляющих. Трансакционные издержки. Таким образом, рынок является сложным механизмом, на котором совершаются сделки
между покупателями и продавцами экономических благ. Расходы на совершение рыночных сделок называются трансакционными издержками. Это издержки на сбор и обработку информации о состоянии рынка, на поиск покупателя (продавца) и ведение с ним переговоров и заключение контракта, а также на контроль за его соблюдением. 2. Функции рынка Функции рынка определяются стоящими перед ним задачами.
Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевые вопроса: что, как и для кого производить? Для этого рынок выполняет ряд функций: • Регулирующая функция Она связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колеба¬ния цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена — сигнал к расширению производства: падает цена — сигнал к его сокращению.
Информа¬ция, предоставляемая рынком, заставляет производителей сни¬жать затраты, улучшать качество продукции. В то же время, являясь регулятором хозяйственной жизни, рынок неоднократно демонстрировал, что не все процессы макроэкономического регулирования ему подвластны. Это проявляем в периодических спадах, инфляции, безработице. • Информационная функция Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую
всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потреб¬ном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на трынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены — об избытке благ по сравнению с платеже¬способным спросом. Стихийно протекающие операции превращают рынок в ги¬гантский компьютер,
собирающий и перерабатывающий колос¬сальные объемы точечной информации, выдающий обобщенные данные по всему хозяйственному пространству, которое он охва¬тывает. Концентрируемая рынком информация позволяет каждо¬му участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запро¬сам рынка свои расчеты и действия. • Ценообразующая функция В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса
на товары и
услуги на рынке формируется цена.
Она отражает полезность товара и
издержки на его произ¬водство. В
отличие от административно-командной
системы в рыноч¬ной экономике
и полезности обмениваемых
благ. • Посредническая функция
Рынок выступает посредником
между производителями и по¬
Он постоянно проводит «естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффек¬тивных предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным. В результате селекцион¬ной работы рынка, повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом. Как свидетельствует опыт, средний цикл малого бизнеса не превышает
пяти лет. В конкурентной борьбе нередко гибнут и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производ¬ства и капитала монополизация деформирует санирующий меха¬низм рынка. И все же монополизация нигде не подавляет конку¬ренцию настолько, чтобы «естественный отбор» прекратился. В России общее количество малых предприятий в последние годы стабилизировалось. Число прекращающих существование и вновь создаваемых предприятий сравнялось.
Одна часть предпри¬ятий разорилась в результате банкротства банков, другая — ушла в среду теневого бизнеса: многие не выдерживают конкуренции. 3. Виды рынков и их структура. Рынок, как механизм («большой» рынок), состоит из отдельных («малых») рынков — капитала, труда, продовольствия, жилья, страховых услуг и т.д. «Малые» рынки бывают двух видов: ресурсов и продукции (товаров и услуг). Экономические агенты возникают на «большом» рынке как собственники экономических ресурсов (труда, земли,
капитала, предпринимательских способностей, знаний). Через соответствующие рынки они продают фирмам свои ресурсы, получая за это доходы. Производители используют приобретенные ресурсы для организации производства продукции, которую затем продают на рынках продукции. Здесь она приобретается потребителями за их доходы. Любой рынок можно дробить на все более узкие. Так, если на рынках ресурсов выделить рынок труда, то
он в свою очередь, со стоит из рынков по группам специализаций (машиностроители. работники транспорта, финансисты и т.д.) и по отдельным специальностям. В рынок включены элементы, непо¬средственно связанные с обеспечением производства, а также элементы материального и денежного обращения. Он связан как с производственной, так и духовной сферой. В соответствии с этим рынок имеет многообразную структуру.
По объектам обмена различают рынок товаров, рынок услуг, рынок капиталов, рынок ценных бумаг, рынок труда, валютный рынок, рынок информации и научно-тех¬нических разработок. В пространственном разрезе выделяют местный (ло¬кальный) рынок, который ограничивается одним или не¬сколькими районами страны; национальный рынок, кото¬рый охватывает всю национальную территорию; мировой рынок, охватывающий все страны мира. По механизму функционирования различают свобод¬ный (регулируется на основе
свободной конкуренции не¬зависимых товаропроизводителей); монополизированный (условия производства и обращений определяет группа монополий, между которыми сохраняется монополистичес¬кая конкуренция); регулируемый (важная роль принадлежит государству, которое использует экономические ин¬струменты воздействия) рынки. Иногда выделяют и планово-регулируемый рынок. Здесь ведущую роль в обеспечении основных пропорций производства и обращения играет план, существует цент¬рализованное регулирование ценообразования, финансо¬во-кредитного
и денежного обращения. В соответствии с действующим законодательством той или иной страны различают легальный, или официальный, и нелегальный, теневой, рынки. По степени насыщенности выделяют равновесный (спрос и предложение примерно совпадают); дефицитный (спрос превышает предложение); избыточный (предложе¬ние превышает спрос) рынки. В экономике существуют не только отдельные, изоли¬рованные рынки, но и единая рыночная система, все
элементы которой находятся в определенных соотношени¬ях друг с другом. Инфраструктура рынка - это система учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Встречаются и другие определения рыночной инфраструктуры. Ее характеризу¬ют как комплекс элементов, институтов и видов деятель¬ности, создающих организационно-экономические условия для функционирования рынка, так и совокупность учреж¬дений, организаций, государственных
и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функ¬ционирование рынка. Организационная база инфраструктуры рынка включа¬ет снабженческо-сбытовые, брокерские и другие посредни¬ческие организации, коммерческие фирмы крупных про¬мышленных предприятий. Материальная база состоит из транспортных систем, складского и тарного хозяйства, информационной системы и средств связи. В кредитно-расчетную базу входят отдельные банков¬ские и страховые системы, крупные