Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 09:13, реферат
Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия. В общем виде, понятие рынок — это система экономических отношений, складывающихся в процессе производ¬ства, обращения и распределения товаров, а также движения де¬нежных средств.
19 предусматривает крайнюю меру по отношению к субъектам предпринимательства, злоупотребляющим своим доми¬нирующим положением - принудительное разделение хозяйст¬вующих субъектов. В практике рыночных отношений различают добросовестную и недобросовестную конкуренцию. Добросовестная конкурен¬ция - это такая, при которой соблюдаются правовые и этические нормы взаимоотношений с партнерами. Под недобросовестной конкуренцией понимаются технический шпионаж, подкуп работ¬ников конкурента,
ложная реклама,
самовольное использование
как будут развиваться предстоя¬щие события. Например, неизвестна степень колебания цен, раз¬мер ожидаемого дохода. Неопределенность — ситуация, не поддающаяся оценке, услож¬няющая выбор вариантов, поведение участников хозяйственной деятельности. Если вероятность ожидаемого события неизвестна. Оно может развиваться и наступить различными способами, т.е. имеет место неопределенность. Нередко конечный итог в целом известен, но неизвестны сроки, отклонения от прогнозируемого варианта,
непредвиденные последствия В условиях неопределенности принятие хозяйственных реше¬ний подвержено риску. Риск — это оценка вероятности ожидаемо¬го события. Она не может быть абсолютно точной. Хозяйственная деятельность связана с риском отклонений от проведенных оценок и расчетов, с риском неудач, потерь, неожиданного изменения конъюнктуры. Открытие собственного дела, участие в инвестици¬онном проекте, приобретение пакета акций — все эти
действия связаны с риском. Он разнообразен, поэтому часто, говоря о риске, подразумевают различные виды его или риск в различных сферах. Каким видом бизнеса заняться, что и в каком размере произво¬дить, куда вложить свободные деньги? При решении этих и других подобных вопросов приходится учитывать множество противоре¬чивых факторов, перебирать бесчисленные варианты. А степень вероятности оптимального выбора, как правило, невелика.
Риск в условиях неопределенности неизбежен, он предполага¬ет и вероятность события, и степень отклонения от ожидаемого результата. Допустим, у владельца акций имеется один шанс из десяти на выигрыш от повышения курса. Размер выигрыша или потерь при том же соотношении шансов может быть весьма разли¬чен — это зависит от колебаний курса и количества приобретен¬ных акций. Отношение к риску различно. Люди стремятся свести неопре¬деленность до минимума.
Каждый, кто занимается предпринима¬тельской деятельностью, берет на себя определенную долю риска. Вместе с тем он стремится уменьшить степень риска, точнее про¬гнозировать ситуацию, застраховаться от возможных убытков. Существуют различные способы снижения риска в условиях неопределенности. Довольно широко используется принцип ди¬версификации — разностороннего и многообразного размещения средств. Приобретаются, например, ценные бумаги многих ком¬паний, занятых в различных областях; инвестор
вкладывает сред¬ства в различные активы, обладающие разной доходностью и сте¬пенью риска. Одним из способов снижения риска является стра¬хование. Существует развитая система страхования банковских операций: передача должником имущества в залог; поручительст¬во другого лица; развитие технических средств предоставления кредита. Изучение и принятие решений в рыночной экономике основа¬но на выборе.
Детальность информации и разнообразие активов обеспечивает широту выбора. Однако это лишь предпосылки его надежности, снижения степени риска. Универсальных правил принятия оптимальных решений не существует. 6. Провалы рынка и роль государства в их устранении. При всей своей огромной позитивной роли рынок не в состоянии обеспечить эффективное решение ряда стратегических
задач развития экономики, социальных проблем. Рынку, предоставленно¬му самому себе, присущи анархичность и стихийность, приводящие к экономическим потерям и снижению эффек¬тивности хозяйствования. Рынок обостряет проблему со¬циального неравенства, порождает значительную диффе¬ренциацию доходов, имущественное расслоение населения. Рынок не способен противостоять монополистическим тен¬денциям. В условиях рыночной стихии неизбежно возникают мо¬нополистические структуры, ограничивающие свободу
конкурен¬ции. При бесконтрольности рыночной среды формируются и укрепляются монополии. Создаются неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка. Чтобы поддержать чрезвычайно высокие цены, монополисты искусственно сокращают производство. Это вызывает необходи¬мость регулирования цен, скажем, на продукцию сырьевых моно¬полий, электроэнергию, транспорт. Рыночная конкуренция приводит к высвобождению работ¬ников из производства и безработице,
обострению социаль¬ного положения малообеспеченных слоев населения. Рынок благоприятствует экономически сильным группам потребителей, в то время как экономически слабые группы (пенсионеры, инвалиды, молодежь и др.) остаются порой обделенными. Рынок не восприимчив к долгосрочным общегосудар¬ственным программам, связанным с ликвидацией социаль¬ного неравенства, экологией, обустройством территорий. Он не в состоянии самостоятельно реализовать стратеги¬ческиеидеи в области науки и техники, осуществить в масштабе всей национальной экономики крупные струк¬турные сдвиги, сориентированные на перспективу. Рынок предполагает использование механизма государственного регулирования для решения различных проблем. Несовершенства («провалы») рынка смягчаются со¬зданием соответствующих институциональных структур, участием государства в распределении ресурсов, решении проблем, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными инструментами.
Государство обеспечивает защиту прав производителей и потребителей; принимает законы, обеспечивающие право собственности; оказывает противодействие неограничен¬ной власти монополий, разрабатывает антимонопольное законодательство; принимает санкции против продажи не¬качественных товаров, ложной информации о деятельнос¬ти фирм; улучшает функционирование рынка путем созда¬ния стабильной обстановки в стране. Государство берет на себя расходы на оборону, содержание правоохранитель¬ных органов, дорог и т.д.
Оно производит затраты на некоторые виды страхования, связанное, например, с про¬изводственной деятельностью: на случай безработицы, по старости и т.д. Государство осуществляет контроль за состоянием ок¬ружающей среды и утилизацией отходов производства и делает для этого определенные затраты. Такие затраты особенно необходимы в Беларуси, на Украине, в европей¬ской части России, пострадавших от аварии на Чернобыль¬ской АЭС.
Государство субсидирует здравоохранение, образова¬ние, различные благотворительные программы. Сам рыночный механизм порождает ряд проблем, требующих вмешательства государства. К ним относится проблема справедливого распределения доходов. Для рынка наиболее характерным является распределение, соответствующее вложениям в факторы производства. За пределами такого распределения остаются инвалиды, больные, другие нетрудоспособные граждане.
Государст¬во необходимо для обеспечения права на труд тех, кто может и хочет работать. Рыночная экономика неизбежно связана с безработицей. В литературе выделяют сле¬дующие экономические функции государства: • создание, сохранение и совершенствование системы социально-экономических отношений; • составление прогнозов развития своей социально-эко¬номической системы на перспективу; • регулирование процессов использования производи¬тельной силы природы и охрана
окружающей человека среды; • управление демографическими процессами, обеспечи¬вающими рациональное, научно обоснованное воспроиз¬водство производительной силы человека; • ориентация производства на конечные результаты, учет интересов и мотивов трудовой деятельности; • разработка целевых комплексных программ экономи¬ческого развития; • повышение роли трудовых коллективов, каждого ра¬ботника в управлении экономическими и социальными процессами; • согласование экономических интересов субъектов про¬изводственно-экономических
отношений, преодоление между ними противоречий; • формирование и регулирование системы стимулирова¬ния производственно-экономической деятельности; • регулирование и экономическое обеспечение интеллек¬туального развития, защиты жизни, прав и свобод граж¬дан; • регулирование процессов по включению страны в меж¬дународную экономическую интеграцию. Известны следующие направления го¬сударственного вмешательства в экономику: микро макро- и интеррегулирование. Основными инструментами микрорегулирования высту¬пают налогообложение,
ускоренная амортизация, воздейст¬вие на цены, антимонопольное регулирование. Например, в соответствии с антимонопольной политикой определяются монополии, регулируются процессы образования монополис¬тических объединений, уголовно-правовые санкции против виновных лиц. В практике государств с развитой рыночной экономикой антимонопольное регулирование реализуется следующим образом. Чтобы ограничить рост масштабов про¬изводства и продаж, фирмы законодательно лимитируют размеры
ее рыночной квоты. В странах Европейского союза, чтобы уменьшить число слияний и поглощений одной фирмы другой, практикуется обязательная регистрация всех согла¬шений об объединении фирм. Что же касается налогов, то они тоже используются для стимулирования или сдержива¬ния развития предприятий. Льготное налогообложение дает возможность возмещать издержки при низких рыночных ценах. Наиболее распространены следующие виды итого¬вых льгот: необлагаемый минимум дохода, налоговые скидки,
полное освобождение от уплаты некоторых налогов, снижение налоговых ставок. Макрорегулирующими инструментами являются фи¬нансовое и налоговое регулирование уровня производства, безработицы и инфляции; создание правовой основы для принятия экономических решений, стабилизация экономики; программирование и прогнозирование экономики, фис¬кальная и денежная политика; политика регулирования доходов; социальная политика, государственное предпри¬нимательство.
Интеррегулирование включает в себя торговую поли¬тику государства, управление обменным курсом, систему внешнеторговых тарифов и льгот, лицензирование внеш¬ней торговли и т.д. Государственное регулирование может быть прямым, т.е. осуществляемым посредством законодательных актов и основанных на них действий исполнительной власти, и косвенным, т.е. опирающимся на использование различ¬ных финансовых (бюджетно-налоговых и кредитно-денеж¬ных) рычагов, с помощью которых правительство имеет
возможность с определенной степенью эффективности воз¬действовать на поведение частных фирм, предприятий. Прямое вмешательство выражается в том, что государство, обладая капиталами, в самых разнообразных формах предоставляет кредиты, принимает долевое участие, явля¬ется собственником предприятий. Прямое вмешательство государства — это и принятие законодательных актов, призванных упорядочивать и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы.
Косвенное вмешательство государства осуществляется по следующим направлениям: • стимулирование капиталовложений; • обеспечение наиболее полной занятости; • стимулирование экспорта и импорта товаров, капита¬лов и рабочей силы; • воздействие на общий уровень цен в целях их стабили¬зации; • поддержка устойчивого экономического роста; • перераспределение доходов. Для проведения косвенного вмешательства государство прибегает главным образом к фискальной и кредитно-де¬нежной политике.
7. Вывод. Рынок
— это многосложная сфера
и умелой коррекцией соответствующими институциональными структурами он превращается в мощный инструмент развития общества. ЛИТЕРАТУРА 1. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Том1,2. Кэмпбелл Маконнел и Стенли Брю М.: Республика 1992 2. Экономическая теория- Мн.: «НТЦ АПИ», 1998. 3. Курс экономики: Учебник. – 2-е изд доп./ Под ред. Б.А. Райзберга-
М.: ИНФРА-М. 1999 4. Экономическая теория под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко Минск, БГЭУ 1999 5. Экономика. А. Булатов 1997 г. БЕК г. Москав