Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:48, доклад
Рынок - место, где происходит купля-продажа товаров по свободно складывающимся ценам.
Рыночная экономика - это система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров и услуг, осуществляемой с помощью денег в условиях плюрализма всех форм собственности, свободной конкуренции и м.
Понятие рынка.
Рынок - место, где
происходит купля-продажа товаров
по свободно складывающимся ценам.
Рыночная экономика - это система экономических
отношений по поводу купли-продажи товаров
и услуг, осуществляемой с помощью денег
в условиях плюрализма всех форм собственности,
свободной конкуренции и ценообразования,
обеспечивающая эффективность решения
социально- экономических проблем.
Классификация рынков:
1) По объектам
приложения различают: рынок
2) В пространственном
отношении различают:
3) По механизму
функционирования различают:
4) По уровню насыщенности различают: равновесный ( по объему и структуре), дефицитный и избыточный
В процессе регулирования общественного воспроизводства рынок выполняет шесть функций:
1) Информационная, т.е. распространение различной информации, необходимой человеку в рыночных условиях.
2) Посредническая.
В условиях развитого
3) Стимулирование
эффективного хозяйствования, рационального
использования органических
С помощью механизма
равновесных цен: а) максимально
оптимально формируются структурные
пропорции и объем
4) Распределения
и обмена. Обеспечивается распределение
и обмен между группами
5) Функция пропорциональности.
Рынок способствует
6) Функция санирования.
Через механизм конкурентной
борьбы происходит очищение
Основные признаки
рынка как хозяйственной
Рынок как систему хозяйства противопоставляют, с одной стороны, натуральному хозяйству (традиционной экономике), с другой стороны, плановому хозяйству (командной экономике). При натуральном хозяйстве нет разделения труда, оно состоит из хозяйственных единиц, обеспечивающих себя всем необходимым. В плановом хозяйстве разделение труда есть, но общество является своего рода «единым предприятием», где все перераспределяется в соответствии с централизованными приказами.
Основными признаками рыночного хозяйства являются:
экономическая свобода участников производственного процесса (каждый из них принимает хозяйственные решения самостоятельно, без чьих-либо приказов);
конкуренция (состязание) многих продавцов и покупателей;
максимизация частной выгоды как цель экономической деятельности всех участников хозяйственной системы;
регулирование производства, обмена и потребления через механизм рыночных цен.
Для возникновения рыночного хозяйства необходимы два условия: во-первых, общественное разделение труда, во-вторых, экономическая обособленность производителей. Общественное разделение труда (специализация производителей на выпуске отдельного продукта или его части) создает возможность обмена, а также ведет к росту знаний, навыков работника, повышению производительности труда. Экономическая обособленность товаропроизводителей, закрепленная частной и другими формами собственности, требует возмездности и эквивалентности в обмене продуктами.
Разделение труда между
товаропроизводителями, их специализацию
экономическая теория объясняет
рационализмом в экономическом
поведении людей. Если различные
работники будут производить
не абсолютно все нужные им потребительские
блага (как при совершенно натуральном
хозяйстве), а специализироваться на
производстве лишь некоторых из них,
то их общая производительность заметно
возрастет. Поэтому вместо того, чтобы
все производить
Рынок часто считают саморегулирующей
Учитывая рыночную конъюнктуру,
товаропроизводители сами решают, что
и как производить. Они перестают
выпускать то, что не пользуется
спросом на рынке, а ресурсы переключают
на выпуск других, востребованных товаров
и услуг. Координацию же всех независимо
принимаемых решений
Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства, фирмы, государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы.
Объектами рынка являются товары и деньги. Основной категорией рыночного хозяйства является товар – продукт труда, произведенный не для собственного потребления, а для обмена на другие товары, для продажи. В качестве товаров выступают не только готовые к окончательному потреблению материальные блага, но также факторы производства (земля, труд, капитал) и нематериальные блага (услуги). Для удобства товарообмена при развитых рыночных отношениях используют деньги, являющиеся эквивалентами любых товаров.
2)