Понятие рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:48, доклад

Краткое описание

Рынок - место, где происходит купля-продажа товаров по свободно складывающимся ценам.
Рыночная экономика - это система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров и услуг, осуществляемой с помощью денег в условиях плюрализма всех форм собственности, свободной конкуренции и м.

Файлы: 1 файл

Понятие рынка.docx

— 18.85 Кб (Скачать)

Понятие рынка.

Рынок - место, где  происходит купля-продажа товаров  по свободно складывающимся ценам. 
Рыночная экономика - это система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров и услуг, осуществляемой с помощью денег в условиях плюрализма всех форм собственности, свободной конкуренции и ценообразования, обеспечивающая эффективность решения социально- экономических проблем. 
Классификация рынков:

1) По объектам  приложения различают: рынок товаров,  рынок услуг, строительный рынок,  рынок технологий, информационный  рынок, кредитный рынок, фондовый  рынок, рынок рабочей силы.

2) В пространственном  отношении различают: локальный,  региональный, национальный, региональный  по группе интегрированных стран,  мировой рынки.

3) По механизму  функционирования различают: свободный,  монополизированный, государствено-регулируемый и планово-регулируемый рынки.

4) По уровню насыщенности  различают: равновесный ( по объему и структуре), дефицитный и избыточный

В процессе регулирования  общественного воспроизводства  рынок выполняет шесть функций:

1) Информационная, т.е. распространение различной информации, необходимой человеку в рыночных условиях.

2) Посредническая. В условиях развитого разделения  труда экономически обособленные  производители могу обмениваться  результатами своего труда.

3) Стимулирование  эффективного хозяйствования, рационального  использования органических ресурсов  человеком и обществом.

С помощью механизма  равновесных цен: а) максимально  оптимально формируются структурные  пропорции и объем производства; б) обеспечивается рациональное распределение  органических производственных ресурсов; в) вырабатываются наиболее технологические  способы производства и достигается  минимизация издержек при высоком  качестве продукции.

4) Распределения  и обмена. Обеспечивается распределение  и обмен между группами общества.

5) Функция пропорциональности. Рынок способствует установлению  соответствия между производством  и потреблением.

6) Функция санирования.  Через механизм конкурентной  борьбы происходит очищение рынка  от неконкурентоспособных предприятий.

Основные признаки рынка как хозяйственной системы.

Рынок как систему хозяйства  противопоставляют, с одной стороны, натуральному хозяйству (традиционной экономике), с другой стороны, плановому хозяйству (командной экономике). При натуральном хозяйстве нет разделения труда, оно состоит из хозяйственных единиц, обеспечивающих себя всем необходимым. В плановом хозяйстве разделение труда есть, но общество является своего рода «единым предприятием», где все перераспределяется в соответствии с централизованными приказами.

Основными признаками рыночного  хозяйства являются:

экономическая свобода участников производственного процесса (каждый из них принимает хозяйственные  решения самостоятельно, без чьих-либо приказов);

конкуренция (состязание) многих продавцов и покупателей;

максимизация частной  выгоды как цель экономической деятельности всех участников хозяйственной системы;

регулирование производства, обмена и потребления через механизм рыночных цен.

Для возникновения рыночного  хозяйства необходимы два условия: во-первых, общественное разделение труда, во-вторых, экономическая обособленность производителей. Общественное разделение труда (специализация производителей на выпуске отдельного продукта или его части) создает возможность обмена, а также ведет к росту знаний, навыков работника, повышению производительности труда. Экономическая обособленность товаропроизводителей, закрепленная частной и другими формами собственности, требует возмездности и эквивалентности в обмене продуктами.

Разделение труда между  товаропроизводителями, их специализацию  экономическая теория объясняет  рационализмом в экономическом  поведении людей. Если различные  работники будут производить  не абсолютно все нужные им потребительские  блага (как при совершенно натуральном  хозяйстве), а специализироваться на производстве лишь некоторых из них, то их общая производительность заметно  возрастет. Поэтому вместо того, чтобы  все производить самостоятельно, люди начинают специализироваться на изготовлении немногих продуктов, выменивая  их излишки на другие те продукты, изготовление которых им хуже удается. В результате выигрывает каждый. Но для того чтобы  у каждого был полный набор  всех необходимых благ, необходимо организовать между ними постоянный обмен различными благами.

Рынок часто считают саморегулирующейся хозяйственной системой, которая наилучшим образом, без сознательного регулирования, удовлетворяет потребности общества. Преследуя свою выгоду, человек «невидимой рукой рынка», по образному выражению основоположника экономической науки Адама Смита, удовлетворяет потребности других членов общества.

Учитывая рыночную конъюнктуру, товаропроизводители сами решают, что  и как производить. Они перестают  выпускать то, что не пользуется спросом на рынке, а ресурсы переключают  на выпуск других, востребованных товаров  и услуг. Координацию же всех независимо принимаемых решений осуществляет рыночный механизм ценообразования  – сердце рынка. Механизм ценообразования  сравнивают с непрерывным референдумом, в котором независимые потребители  «голосуют» своими экономическими решениями  в пользу определенного «кандидата»  – того или иного товара. Рыночный механизм наводит порядок в потенциальном хаосе через цены, которые выступают сигналом, дающим информацию об условиях на рынке как для потребителей, так и для покупателей.

Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства, фирмы, государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы.

Объектами рынка являются товары и деньги. Основной категорией рыночного хозяйства является товар – продукт труда, произведенный не для собственного потребления, а для обмена на другие товары, для продажи. В качестве товаров выступают не только готовые к окончательному потреблению материальные блага, но также факторы производства (земля, труд, капитал) и нематериальные блага (услуги). Для удобства товарообмена при развитых рыночных отношениях используют деньги, являющиеся эквивалентами любых товаров.

2)


Информация о работе Понятие рынка