Понятие рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 09:13, реферат

Краткое описание

Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия. В общем виде, понятие рынок — это система экономических отношений, складывающихся в процессе производ¬ства, обращения и распределения товаров, а также движения де¬нежных средств.

Файлы: 1 файл

рынок.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

самостоятельные бан¬ковские  и кредитно-сберегательные учреждения, а также различные по объему операций средние и мелкие коммер¬ческие  банки. Важ¬нейшими элементами рыночной инфраструктуры являются ярмарки, аукционы, биржи. Ярмарка представляет собой регулярный рынок широкого значения, который организу¬ется в определенном месте. Она может быть местом пери¬одической торговли или местом сезонной распродажи то¬варов одного или многих видов. Ярмарки возникли в Европе в раннем средневековье.

В начале XX в. широкое развитие получили международные ярмарки, где заключа¬ются сделки в национальном и международном масштабе. Сейчас развиты отраслевые (чаще технические) ярмарки и ярмарки товаров широкого потребления с проведением на них симпозиумов, конгрессов, семинаров. Аукционы имеют дело с продукцией, которой на рынке недостаточно. Здесь главным ориентиром является полу¬чение максимальной цены за какой-либо товар.

На аукцио¬не происходит публичная продажа какого-либо товара в заранее установленном месте. Продаваемые товары доста¬ются покупателю, который назвал самую высокую цену. Различают аукционы принудительные, которые проводят¬ся судебными органами с целью взыскания долгов с непла¬тельщиков, и аукционы добровольные, которые организу¬ются по инициативе владельцев продаваемых товаров. Для проведения аукционов создаются специальные фирмы, ра¬ботающие на комиссионных началах.

Существуют и международные  аукционы. Они пред¬ставляют собой  разновидность публичных открытых тор¬гов, где реализуются товары определенной номенклатуры. Биржа — место встречи покупателей и продавцов, место, где заключаются сделки. Большинство бирж явля¬ются корпорациями. Членами бирж могут быть только отдельные лица, а от корпораций могут выступать лишь лица, имеющие право заключать на бирже контракты.

Подавляющая часть биржевого  оборота сосредоточена в ведущих  торговых и финансовых центрах США, Великоб¬ритании и Японии. Различают  товарные, фондовые биржи и биржи  труда. Товарные биржи функционируют  на рынках товаров. Здесь осуществляются сделки по продаже наличных товаров на основе предварительного осмотра, по образцам и стандар¬там. Распространены сделки с обязательством поставки то¬варов в будущем.

Это так называемые фьючерсные сделки. На современных товарных биржах только 1—2 % сделок заключаются поставкой реального товара. Продаются и покупаются не сами товары как таковые, а контракты на их поставку. В условиях постоянного колебания спроса и предложения цены на товарной бирже могут меняться в считанные минуты. Устанавливая так называемые срочные цены, товарная биржа обеспечивает производителям и потре¬бителям минимальный ценовой риск. На фондовой бирже обращаются главным образом два вида ценных бумаг: акции

предприятий, компа¬нии, фирм; облигации, выпускаемые правительством страны, органами местного самоуправления, коммунальными пред¬приятиями, а также частными компаниями. Купля-продажа ценных бумаг на фондовой, бирже происходит на основе их биржевого курса, который колеблется в зависимости от соотношения между спросом и предложением. На фондовой бирже определяются реальные рыночные цены акций и облигаций тех или иных компаний.

Эти цены зависят от уровня ссудного процента и размеров дивиденда  и процентов, выплачиваемых держателям акций и облигаций. Получение  на фондовой бирже высокого дохода (прибыли) на основании курсовой разницы ценных бумаг в биржевой практике называется биржевыми спекуляциями. Рыночные цены на ценные бумаги регулярно уточняются с учетом изменения спроса и предложения, объема заказов и поступающей фи¬нансовой информации. Крупнейшими фондовыми биржами в мире являются

Нью-Йоркская, Лондонская, Токийская, Франкфуртская-на-Майне, Парижская. Биржа  труда— организация, специализирую¬щаяся  на выполнении посреднических операций между предпринимателями и рабочими с целью купли-продажи рабочей силы. Она позволяет упорядочить наем предпри¬ятиями рабочей силы и сократить для граждан время поиска места работы. Кроме мероприятий по трудоустройству биржи труда оказывают услуги лицам, желающим переменить

место работы, изучают спрос  и предложение рабочей силы, со¬бирают и распространяют информацию об уровне занятос¬ти применительно к тем или иным профессиям и регионам. По существующим законам большинства стран все имею¬щиеся на предприятиях вакантные места должны регистри¬роваться на местных биржах. Биржи труда обеспечивают материальную поддержку работников в случае вынужден¬ной безработицы. Элементом инфраструктуры рынка выступает кредитная система.

Она включает банки, страховые  компании, фонды профсоюзов и любых  других организаций, обладающих правом коммерческой деятельности. В кредитную систему входят все, кто способен мобилизовать временно свободные средства, превратить их в кредиты, а потом в капиталовло¬жения. Ядро кредитной системы — банковская система. Она включает в себя национальный (государственный), коммер¬ческие (осуществляют прием вкладов и превращение их в кредит), ипотечные (дают деньги под залог недвижимости),

инновационные (кредитуют  разработку технологических но¬вовведений) и инвестиционные банки. В рыночную инфраструктуру входят и государствен¬ные финансы. Их основу составляют республиканские и местные бюджеты. Через госбюджет происходит перерас¬пределение доходов, финансирование производственных и социальных программ. Важной частью инфраструктуры рынка является разветвленная система законодательства, регулирующая

пра¬вовые взаимоотношения  хозяйствующих субъектов и опре¬деляющая  правила "рыночной игры". 4. Конкуренция  Формирование рыночных цен — это  процесс взаимодействия производителей (продавцов) и потребителей (покупателей), пре¬следующих диаметрально противоположные цели. Как взаимоувязываются эти различные стремления экономи¬ческих агентов? Каким образом при возникновении дефицита или напротив, избытка товаров эти перекосы сравнительно быстро

устраняются? Кто стимулирует действия миллионов произво¬дителей и покупателей, принуждая расширять производство одних благ и сокращать предложение других? Эту постоянную работу выполняет механизм цен и конкурен¬ции. При этом цена способна выполнять свою функцию регулято¬ра денежных и товарных потоков лишь при наличии конкурент¬ной борьбы участников хозяйственной (экономической) деятель¬ности. Конкуренция во многом направляет действия «невидимой руки», о которой писал

Смит. 4.1. Понятие  конкуренции Конкуренция (от лат. concurrere — сталкиваться) — это соперничество  между участниками рыночного  хозяйства за лучшие усло¬вия производства, купли и продажи товаров. Существуют и другие определения конкуренции. Конкуренция —эко¬номическая борьба, соперничество между обособленными производителями продукции, работ, услуг за удовлетворе¬ние своих интересов, связанных с продажей этой продук¬ции, выполнением работ, оказанием услуг одним и тем же потребителям.

Конкуренция —  состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм сти¬хийного регулирования пропорций общественного произ¬водства. Достоинство конкуренции в том, что она ставит распределение ограниченных ресурсов в зависимость от экономических аргумен¬тов соревнующихся. Победить в конкурентной борьбе обычно можно, предлагая блага (экономические ресурсы и продукцию) более

высокого качества либо по меньшей цене. Поэтому роль конкуренции заключается в том, что она способ¬ствует установлен то на рынке определенною порядка, гарантиру¬ющего производство достаточною количества качественных и продающихся по равновесной цене благ. 4.2. Условия возникновения и виды конкуренции (формы рыночных структур) Исторически конкуренция возникла в условиях просто¬го товарного производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции, стремился создать для себя наи¬более выгодные условия

производства  и сбыта товаров, в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары и усиливается конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталис¬тическая конкуренция. В современных условиях конкурен¬ция также выступает, как важное 

существует в  различных формах. Экономическое  значение конкуренции огромно. Современные  экономисты считают конкуренцию  одной из причин роста эффективности производства. Именно конкуренция за¬ставляет фирмы внедрять технический прогресс, совершен¬ствовать технологию производства. Положительный эффект конкуренции во многом зависит от тех условий, в которых она действует. Обычно выделяют три основные предпосылки наличие которых необходимо для функционирования механизма

конкуренции: во-первых, равенство эконо¬мических агентов, действующих на рынке (во многом зависит  от количества фирм и потребителей); во-вторых, характер произ¬водимой ими продукции (степень однородности продукта); в-тре¬тьих, свобода входа на рынок и выхода с него (прежде всего отсут¬ствие препятствий для входа в виде организационных объедине¬ний и структур). В западной экономической литературе различают несколько видов конкуренции, или так называемых форм

рыночных структур. Совершенная (чистая) конкуренция возникает  при следующих условиях: • существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию, при  этом потребителю безразлич¬но, у  какой фирмы он приобретает эту продукцию; • доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложе¬ния данной продукции настолько мала, что любое ее решение о повышении или понижении иены не отражается на цене рыноч¬ного равновесия; • вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или ограничений;

вход и выход  из отрасли абсолютно свободен; •  нет ограничений на доступ той  или иной фирмы к информа¬ции  о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах, ка¬честве товаров, технике производства и т.д. Конкуренция, которая в той или иной степени связана с замет¬ным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной. Для этого вида конкуренции характерно незначи¬тельное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой-либо группы предпринимате¬лей (или даже одного

предпринимателя) произвольно влиять на конъюнктуру  рынка. При несовершенной конкуренции  существу¬ют жесткие барьеры  для проникновения на конкретные рынки новых предпринимателей, отсутствуют близкие заменители про¬дукции, выпускаемой привилегированными производителями. Между совершенной и несовершенной конкуренцией лежи тот вид ее, который весьма часто встречается в практике и являет¬ся как бы смесью двух отмеченных видов, — это так называемая монополистическая конкуренция.

Она представляет собой тип рынка, в условиях которого боль¬шое количество мелких фирм предлагают разнородную продук¬цию. Вход на рынок  и выход с него, обычно не связан с какими-либо трудностями. Существуют различия в качестве, внешнем виде и других характеристиках товаров, производимых разными фирмами, которые делают эти товары в чем-то уникальными, хотя и взаимозаменяемыми. Противоположностью конкуренции служит монополия (от греч. monos — один и poleo — продаю).

В условиях монополии одна фирма является единственным продавцом данной продукции, не имеющей близких заменителей. Барьеры для вступления в отрасль для других фирм практически непреодолимы. Если в единствен¬ном числе выступает покупатель, то такая конкуренция называет¬ся монопсонией (от греч. monos — один и opsonia — закупка). В условиях монополии, как правило, выигрывает продавец; монопсония же обеспечивает привилегию для покупателей. В не которых отраслях встречается своеобразная двусторонняя

моно¬полия, когда  на рынке определенной продукции выступает один продавец и один покупатель (например, в области военного про¬изводства: заказчик — государство, поставщик — единственная фирма). Чистая монополия и чистая монопсония — сравнительно ред¬кие явления. Гораздо чаше в ряде отраслей в странах с рыночной экономикой складывается так называемая олигополия (от греч. oligos — немногий и poleo - продаю). Этот вид конкуренции пред¬полагает существование на рынке нескольких крупных фирм, продукция которых может быть как разнородной (автомобили), так и однородной (алюминий, сталь). Вступление новых фирм в отрасль, как правило, затруднено. Особенностью олигополии яв¬ляется взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою продукцию. 4.3. Защита конкурентной среды Опыт стран с рыночной экономикой свидетельствует о необхо¬димости защиты конкурентной среды государственными средства¬ми. Основная цель применения этих средств состоит в том,

чтобы добиться оптимального сочетания различных  видов конкуренции, не допустить, чтобы  одни из них подавили другие и тем самым ослабили совокупные позитивные результаты конкуренции. Для формирования конкурентных рынков необходима соответ¬ствующая институциональная среда эффективная работа финан¬сово и кредитной системы, защита национальных производителей. Проблема преодоления монополизма, доставшегося по наследству от

Советского Союза, является чрезвычайно острой для  современного российского рынка. Закон  РСФСР «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рын¬ках», принятый 22 марта 1991г. явился первым в истории России нормативным актом, направленным на развитие конкуренции 25 мая 1995 г. вступили в силу изменения и дополнения к этому Закону. В этих документах определены понятия монопольно вы¬сокой и монопольно низкой цены, понятие «доминирующее

по¬ложение» хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке опре¬деленного товара составляет 65% и более, а в  ряде случаев — 35% и более. Хотя само по себе обладание доминирующим положением не является незаконным. Закон запрещает таким субъектам зло¬употреблять своим положением на рынке. Статья 10 Закона ори¬ентирована на пресечение недобросовестной конкуренции; ст. 17 направлена на предупреждение монопольных и олигопольных слияний; ст.

Информация о работе Понятие рынка