Понятие рынка труда и его структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 00:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – показать структуру рынка труда, его особенности,
механизм его функционирования. Структура работы позволяет разобрать в первой главе теоретические вопросы, касающиеся понятия рынка труда, его структуры и особенностей, а во второй главе показать механизм функционирования рынка труда и специфику его в современной России.

Файлы: 1 файл

Курсовик Маркетинг.docx

— 390.24 Кб (Скачать)

                                                         ВВЕДЕНИЕ

 

Во все времена существовала зрносаконометь, что способность  организации эффективно управлять  своими сотрудниками является главным  источником её долговременного процветания, особенно в условиях ускоряющегося  научно-технического прогресса и  усиливающейся конкурентной борьбы. Одним из немаловажных факторов здесь  является компетентность руководящего персонала всех уровней управления и помогающих им специалистов в области  управления персоналом. Здесь важны  такие моменты, как понимание  важности данной отрасли управления, знание общих закономерностей поведения  человека в организации и обществе в целом, владение современными методами управления человеческими ресурсами.

Одной из областей теории управления человеческими ресурсами является маркетинг персонала организации. Коммерческая деятельность в самых  её разнообразных формах возникла задолго  до рождения понятия «маркетинг персонала», однако теория управления человеческими  ресурсами явилась той научной  областью, где основные положения  теории общего маркетинга нашли своё применение при проведении организацией маркетинговых исследований рынка  труда.

Актуальность выбранной тематики заключается в постоянном совершенствовании  функционирования рынка труда и  взаимоотношений его субъектов. В условиях нестабильной экономической  ситуации рынок труда в Российской Федерации является прогнозируемой сферой экономики. На рынок труда, как  и на другие сферы экономики, оказывают  влияние внешние и внутренние факторы. Благодаря чёткой структуре  рынка труда можно своевременно, качественно и достоверно отслеживать  влияние этих факторов. Сложности  вызывает недостаток информации о количественном и качественном составе рынка  труда, а также неравномерность  развития регионов и их рынков. Поэтому  актуальность и научную значимость исследования проблем маркетинга на рынке труда, подчёркивает исследование, проводимое в рамках рынка труда  города Москвы, где значительно развита  рыночная инфраструктура и больше возможностей доступа к тематическим источникам информации. В этих условиях организации  постоянно решают задачи установления соответствия количественных и качественных показателей рабочей силы собственным  потребностям. Серьёзным недостатком  является несовершенность деятельности государственной службы занятости  населения, выраженная в недостаточной  тесноте её связи с другими  субъектами рынка труда.

Экономико-правовые реформы изменили порядок взаимоотношений между  работодателями и наёмными работниками, а также между работодателями и собственным персоналом. В основу этих взаимоотношений заложен принцип свободы реализации трудового потенциала и справедливого вознаграждения за вложенный труд. Однако не каждый вид труда оплачивается одинаково. Появились профессии, специальности, пользующиеся у работодателей повышенным спросом, и, соответственно, более высокооплачиваемые, и наоборот. Одновременно фактор целенаправленного повышения конкурентоспособности подвигает работодателей предъявлять к работникам определённые требования, в основе которых лежит практический отечественный и зарубежный опыт деятельности в данной сфере. Таким образом, возникает проблема выявления соответствия качественных (профессионально-квалификационных) характеристик у наёмных и занятых в организациях работников предъявляемым рынком труда требованиям. Перечисленные проблемы призвана решать теория маркетинга персонала организации, исследованию которой все больше внимания уделяют отечественные учёные. Помимо перечисленного, исследование проблематики маркетинга персонала организации способствует совершенствованию процесса удовлетворения потребности работодателей в персонале и обеспечение конкурентоспособного имиджа организации в процессе ожидания потенциальных работников.

 

 

 

Рынок труда является одним из наиболее сложных рынков, которые существуют и

функционируют. В отличие от других рынков специфика этого рынка  состоит в

том, что здесь объектом контрактов выступает сам человек, его способность  к

труду.

Сфера труда – важная и многоплановая  область экономической и социальной жизни

общества. Она охватывает как рынок  рабочей силы, так и ее непосредственное

исследование в общественном производстве. На рынке труда получают оценку

стоимость труда, определяются условия  найма работников, в том числе  величина

заработной платы, условия труда, возможность получения образования,

профессионального роста, гарантии занятости  и т.д. Рынок труда отражает

основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах, также

мобильность рабочей силы, безработицу. Поэтому формирование и регулирование

рынка труда – одна из ключевых и наиболее острых проблем рыночной экономики.

Цель данной работы – показать структуру рынка труда, его особенности,

механизм его функционирования. Структура работы позволяет разобрать  в первой

главе теоретические вопросы, касающиеся понятия рынка труда, его структуры  и

особенностей, а во второй главе  показать механизм функционирования рынка

труда и специфику его в современной  России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретическая глава                                                           

      1.1Понятие рынка труда и его структура.

 

1. Основные характеристики рынка труда.

 

 

Рынок труда, как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг и т.д., является

составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели и трудящиеся

совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, по поводу

трудоустройства, условий труда  и заработной платы.

Рынок труда представляет собой  систему общественных отношений, отражающих

уровень развития и достигнутый  на данный период баланс интересов  между

присутствующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и

государством.

Организационной формой выражения  таких интересов на рынке труда  являются

ассоциации предпринимателей, с  одной стороны, и профсоюзы –  с другой.

Государство же выступает в качестве работодателя на государственных

предприятиях и инвестора, финансируя крупные проекты и программы  развития.

Однако главная его функция  заключается в определении правил регулирования

интересов партнеров и противостоящих сил. В результате определяется та

равнодействующая, которая служит базой решений и основой механизма

регулирования рынка труда, куда включается и система социальной защиты, и

система стимулирования развития производительных сил.

Занятость является одной из существенных характеристик экономики,

благосостояния народа. Уровень  занятости представляет собой важнейший

макроэкономический показатель. Но занятость не чистое экономическое  явление.

Она обусловлена демографическими процессами, выступает частью социальной

политики, т.е. имеет демографическое  и социальное содержание.

Как экономическая категория, занятость  представляет собой совокупность

отношений по поводу участия населения  в трудовой деятельности, выражающая

меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в

работниках и личных потребностей, интересов в оплачиваемых рабочих  местах, в

получении дохода. С этих познаний занятость выступает как важнейшая

характеристика рынка  труда.

По роду деятельности всех занятых  можно разбить на три большие  группы:

1.               Занятые в экономике оплачиваемой  деятельностью;

2.               Военнослужащие;

3.               Учащиеся с отрывом от производства.

По поводу вовлечения в трудовую деятельность занятых в экономике:

1.               Наемные работники;

2.               Работодатели;

3.               Самозанятые.

В соответствии с Международным  классификатором статуса занятости  выделяются

шест групп занятого населения:

1.               Наемные работники;

2.               Работодатели;

3.               Лица работающие за свой счет;

4.               Члены производственных кооперативов;

5.               Помогающие члены семьи;

6.               Работники, не классифицируемые  по статусу.

Достижение полной и эффективной  занятости является одной из ключевых задач

социально – экономической политики государства, важнейшей проблемой

экономической науки.

Понятие «полная занятость» не имеет  однозначного толкования. В зависимости  от

критерия, положенного в основу его характеристики, оно трактуется по разному.

Возникает вопрос: при каком уровне вовлеченности в профессиональный труд

может быть достигнута полная занятость? Видимо, при соответствии рабочих  мест

потребности в них населения. Однако не каждое рабочее место может

удовлетворить потребность в нем. Об этом говорит наличие вакантных  рабочих

мест одновременно с наличием безработных. Поэтому речь должна идти о

предлагаемых экономически целесообразных рабочих местах.

Под экономически целесообразным понимается продуктивное рабочее место,

позволяющее человеку реализовать  свой личный интерес, добиться высокой

производительности труда, используя  достижения науки и техники, и  иметь

достойный заработок, гарантирующий  нормальное воспроизводство работника  и его

семьи.

Следовательно, если спрос на экономически целесообразные места будет

удовлетворяться соответствующим  по профессионально – квалификационной

структуре предложением рабочей силы, то это и будет означать полную

занятость.

Особенность товара «труд» заключается  в том, что его невозможно хранить, как

другие товары. Более того, если работник не продал свои способности  и навыки,

он не будет иметь дохода, а  следовательно, и средств к существованию, которые

нужны ему постоянно. А количество этих жизненных средств и их цена на рынке

не зависят от того, продал работник свой труд или нет. Эта особенность  имеет

огромное значение для рыночной экономики в целом.

Существенная особенность товара труд заключается также в его  полезности после

начала использования. Он не уничтожается при использовании, а, напротив,

создает или участвует (по теории предельной производительности) в создании

благ.

Одной из характеристик рынка труда  является заработная плата. Заработная

плата определяется и в широком, и в узком смысле этого слова, что связано с

неоднозначной трактовкой понятия  «труд». В широком смысле заработная плата –

это оплата труда работников самых  различных профессий, будь то

неквалифицированные рабочие, или  люди профессий, труд которых требует  больших

затрат на образование (врачи, юристы, преподаватели), или работники сферы

услуг. При таком подходе к  определению заработной платы в  нее включаются и

доходы в виде гонораров, премий и иных вознаграждений.

В узком смысле понимается ставка заработной платы, т.е. цена, выплачиваемая

за использование единицы труда  в течение определенного времени. Это позволяет

отделить общий доход от заработной платы.

Различают номинальную и реальную заработную плату. Номинальной заработной

платой является сумма денег, которую  получает наемный работник за свой труд в

течении определенного периода  времени. Реальная заработная плата  – это те

товары и услуги, которые можно  приобрести на полученные деньги. Она  находится

в прямой зависимости от номинальной  заработной платы и в обратной от уровня

цен.

Цены на факторы производства, в  т.ч. на труд, определяются на основе закона

спроса и предложения. Классическая теория занятости предполагает построение

функции совокупного спроса на труд и совокупного предложения труда  в условиях

совершенной конкуренции. Субъектами спроса на рынке выступают предприниматели

и государство, а субъектами предложения  – работники с их навыками и  умениями.

Спрос на труд находится в обратной зависимости от величины заработной платы.

При росте заработной платы спрос  на труд со стороны предпринимателя

сокращается, а при снижении заработной платы спрос на труд  возрастает.

Продажа труда может иметь место  лишь при условии, если работник юридически

свободен и может по своему усмотрению распоряжаться своими способностями  к

труду. С другой стороны, юридическая  свобода не вынуждает его продавать  свой

труд; эта необходимость появляется лишь тогда, когда он не имеет всего

необходимого для ведения своего собственного хозяйства как источника

получения всех нужных для жизни  благ.

Появление на рынке продавца, в  свою очередь, еще не гарантирует  продажи его

товара – для этого нужен  покупатель. Таким покупателем становится

предприниматель, располагающий всем необходимым для ведения своего хозяйства,

кроме наемных работников. Здесь  надо иметь в виду одно важное обстоятельство:

предприниматель, покупая рабочую  силу, вместе с этим предлагает работнику

трудиться на определенном рабочем  месте. В свою очередь и работник, продавая

свой труд предъявляет спрос  на определенное рабочее место.

После купли-продажи обычного товара продавец и покупатель в большинстве

случаев прекращают свои взаимоотношения. Отношения же купли-продажи труда

непрерывны с момента найма  работников до их увольнения. Поэтому  не правы те,

кто считает, что рынок труда  существует лишь за пределами предприятия, а те

работники, которые заняты на фирме, уже не состоят в отношениях купли-продажи

своего труда с предпринимателем. Предъявляя спрос, предприниматель  адресует

его не только тем, кто ищет работу, но занятым на других предприятиях,

предлагая им более выгодные условия  найма. В то же время и среди  занятых

работников немало тех, кто ищет работу на других предприятиях с более

выгодными условиями найма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            1.2. Особенности рынка труда.


 

 

Исходя из данного выше определения  рынка труда, установим составные  части или

элементы рынка труда. Ими будут:

1.                      Стороны рыночных отношений или  субъекты рынка:

работодатели или их представители  и ищущие работу люди.

2.                      Правовые акты, регламентирующие  отношения субъектов

Информация о работе Понятие рынка труда и его структура