Понятие рынка труда и его структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 00:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – показать структуру рынка труда, его особенности,
механизм его функционирования. Структура работы позволяет разобрать в первой главе теоретические вопросы, касающиеся понятия рынка труда, его структуры и особенностей, а во второй главе показать механизм функционирования рынка труда и специфику его в современной России.

Файлы: 1 файл

Курсовик Маркетинг.docx

— 390.24 Кб (Скачать)

наличие законодательства регулирующего  предпринимательскую деятельность в различных сферах экономики;

финансовая поддержка  государства;

правовая защита;

высокая конкурентоспособность (свойств и качеств рабочей  силы, производимых товаров и услуг, используемых ноу-хау и т.п.);

поведенческая ориентация предпочтения занятости в данной сфере экономики;

материальная и моральная  поддержка членами семьи и  родственниками;

усиление дифференциации доходов в обществе;

величина затрат на организацию  рабочего места.

Следует учесть, что в число  анализируемых в каждый данный момент факторов не должны включаться все  перечисленные выше факторы. Приведенный  перечень отражает скорее потенциальные  возможности факторного анализа. Конкретный их набор определяется целями маркетингового исследования, а также содержанием  собранной информативной базы. При этом анализ по факторам может охватывать исследования, ограничивающиеся для отдельных периодов, например, только сферой предложения рабочей силы или только спроса на нее. Допустимы и такие частные виды анализа, которые охватывают лишь отдельные факторы (например, характеристики высвобождения безработицы, самозанятости населения и т.д.). Перечень факторов может быть изменен и за счет внесения дополнительных характеристик (например, расширения базы данных в части структурной перестройки экономики, причин изменения объемов производства и др.). Могут применяться и другие критерии выделения факторов: например, факторы, характеризующие процессы, протекающие на открытом и скрытом рынках труда, влияющие на весь региональный рынок, его городские и районные виды, а также внутрипроизводственный рынок и т.п.

Действие факторов далеко не однозначно. Ряд факторов влияет как на изменение спроса, так и  на изменение предложения. Влияние  некоторых из них вообще может  проявиться под действием дополнительных причин как противоположные тенденции  и т.д. Поэтому при проведении рыночных исследований на основе факторного анализа можно рекомендовать  использование дополнительных классификационных  признаков:

1) учитывать, усиливает  или ослабевает спрос и предложение  рабочей силы действие данного  фактора;

2) в какой временной  протяженности действует фактор (краткосрочный или долгосрочный);

3) оценивать особенности  его проявления в современных  условиях и др.

Анализ динамики факторов за ряд лет или нескольких моделей  за определенный промежуток времени  позволяет установить основные закономерности, присущие анализируемому рынку обосновать тенденции его развития и разработать  прогноз на будущий период. При  этом важно выделить те факторы, влияние  которых будет доминирующим для  данного рынка труда. От мер воздействия  на последние в решающей степени  зависит эффективность управления рынком труда.

На основе полученных результатов  анализа целесообразно установить цели политики содействия занятости  населения на ближайшее будущее, провести ранжирование приоритетов  в осуществлении мер по содействию занятости населения и социальной защите на рынке труда. 

 

В течение XX столетия маркетинг сформировался как  особая сфера человеческих знаний. Основные понятия были проанализированы в рамках различных теоретических  концепций, появилось множество  методов повышения эффективности  маркетинговых действий. Но дискуссии  продолжаются.

Менеджеру-практику важно понимать: теоретические основы маркетинга всегда развивались одновременно с эволюцией  хозяйственной деятельности. В XIX-XX вв. можно выделить ряд последовательных изменений основных конкурентных преимуществ, позволивших создать наиболее успешные компании. Соответственно менялись и  преобладающие теоретические воззрения.

В XIX в. источником конкурентных преимуществ  было месторасположение. Лидером становился тот, кто сумел найти лучший доступ к сырьевым ресурсам (нефти, руде, золоту и т. д.). Хочешь быть великим и  богатым - ищи свой Клондайк. Постепенно этим занялись все, и выгоды заметно  снизились.

В конце XIX - начале XX в. конкурентное преимущество базировалось наизобретательности. Лидером  становился тот, кто изобретал или  приобретал право на нечто позволяющее  резко увеличить полезность товара для потребителей без существенного  увеличения стоимости исходных материалов. Хочешь быть великим и богатым - становись  Дизелем, Эдисоном, Нобелем... Со временем этим увлеклись многие, наладили технологии копирования продуктов, покупки  патентов - и опять же преимущества существенно уменьшились.

В первой половине XX в. конкуренция  базировалась на индустриализации всех производственных процессов. Лидерство  завоевывали те, кто сумел радикально снизить издержки: разделить сложную  работу на простые операции, крупные  структуры -на мелкие, работающие с  одним продуктом, и т. д. Хочешь быть великим и богатым - становись  Тейлором, Фордом, Дюпоном. Постепенно все освоили конвейер и другие способы индустриализации любого производства. Во второй половине XX века основой конкурентного  преимущества стали технологии организации  управления. В лидеры выходили те, кто  сумел создать самую эффективную  технологию управления, позволявшую  быстро реагировать на изменение  ситуации, поставлять на рынок новые  торговые марки и создавать брэнды. Хочешь преуспеть - используй управление проектами, управление по результатам, матричное управление, аутсорсинг, зови консультантов из McKinsey, Boston Consulting Group и т. д. Постепенно все занялись реинжинирингом и выучили секреты  технологии эффективного бизнеса.

В конце XX в. конкурентные преимущества стали основываться на масштабном использовании  информационных технологий. Лидерами становились те, кто грамотно внедрил  автоматизированное проектирование, электронный  документооборот и т. д. Хочешь быть лидером - эффективно используй возможности  электронных технологий. Постепенно к этому пришли все развитые страны.

В начале XXI в. среди теоретиков развитых стран стало модным говорить, что  конкурентное преимущество должно основываться на "задушевности и эмоциональной  удовлетворенности клиентов". Предполагается, что лидером станет тот, кто сумеет быть лучшим "душе-любом" и "людоведом", создавая и поддерживая психологический комфорт клиента. Хочешь быть лидером - стань другом своего клиента, заботься о его эмоциональном состоянии.

При этом полезно помнить: большая  часть теоретических концепций  маркетинга отнюдь не универсальна и  конструктивна лишь в определенных ситуациях. Так, идеологом массового  производства Г. Фордом был сформулирован  известный принцип маркетинга крупной  фирмы: "Потребитель может купить автомобиль любого цвета при условии, что он будет черный". Это маркетинг  массового производства, рассчитанный на создание преимущества путем снижения издержек и, соответственно, цен. Стандартизация и унификация всех операций на пути создания товара и его движения к  потребителю позволяли выпускать  максимально дешевую продукцию  за счет снижения издержек производства. На этой стадии шел процесс оптимизации  использования производственных ресурсов. В первой половине XX в. такая ситуация наблюдалась во многих областях хозяйства. Наиболее яркие примеры - создание марки Coca-Cola и автомобилей Ford. Однако к  середине XX в. стало понятно: потребитель  интересуется не только ценой, но и  другими свойствами товара. Центром  соперничества становятся неценовые  параметры: новизна, качество, престижность, дизайн, условия обслуживания и т. д. Начался процесс оптимизации  потребительских свойств. Производители  стали поставлять на рынок различные  торговые марки для различных  групп потребителей. Сформировались и теоретические основы маркетинга торговых марок.

Во второй половине XX в. в развитых странах пришли к выводу, что нужды  потребителя остаются практически  неизменными - он стремится быть сытым, иметь защиту от холода, сохранять  возможность передвижения и т. д. Но запросы на способы удовлетворения этих нужд в различных обществах  и социальных слоях могут проявляться  различным образом. К этому моменту  маркетинг оформился как отдельная  отрасль знания и появился "классический маркетинг" Ф. Котлера - основа большинства  концепций наших дней.

Э. Раис и Д. Траут ввели в теорию маркетинга понятия непрерывной  конкуренции и принципа силы. Они  использовали достаточно простую логику: если маркетинг - это только определение  потребности, создание продукта и доведение  его до потребителя, то чем вы будете отличаться от конкурента? А если при  этом конкурент еще и заведомо крупнее, то каким образом вы сумеете  его потеснить? Конфликтный маркетинг  исходит из реальности: рынки поделены, пропорции затрат потребителя сформировались и захват новой территории возможен только путем вытеснения конкурента. Прогресс технологий в развитых странах  практически сравнял потребительские  свойства товаров/услуг, конкуренция  идет не между товарами и их качеством, а между бизнес-моделями. По мнению Э. Раиса и Д. Траута, маркетинг - это информационная война с конкурентами, которая ведется не в аптеках и супермаркетах, а в умах покупателей. Ум потребителя - вот настоящее поле битвы. Значительное воздействие на него оказывают глобализация и развитие информационных технологий.

Каждая теория маркетинга отражает лишь один аспект из бесконечного многообразия окружающего мира. Вот почему практику полезно знать ключевые особенности  всех основных концепций маркетинга, а "коктейль для внутреннего употребления" необходимо каждый раз обдумывать заново.

Маркетинг становится все более  агрессивным и виртуальным, все  более дорогим и стратегическим. Лучшим учебником служат труды военного теоретика Клаузевица. Согласно конфликтной  теории принцип силы действует так  же неизбежно, как закон всемирного тяготения - "большие батальоны  всегда правы" (Наполеон). Заведомо более  крупная компания всегда располагает  большими ресурсами (инвестиционными, техническими, интеллектуальными), а  главное, ей больше доверяют покупатели. К тому же у нее всегда существуют широкие возможности снижать  цены, повышать качество, инвестировать  в продвижение товаров/услуг и  т. д. Поэтому на рынке нужно в  первую очередь трезво оценивать  свои силы, определить, кто вы - компания номер один, два или три. От этого  зависит ваша стратегия. Конфликтный  маркетинг выделяет четыре типа компаний: лидер, преследователь, средне-мелкая компания, мелкая "компания-партизан".

Однако в реальной жизни вы можете владеть компанией, маленькой по сравнению с многонациональными гигантами, средней в национальном масштабе и самой крупной в  своем регионе. Практически это  означает, что вы можете выступать  одновременно во всех названных ипостасях  и должны придерживаться различных  стратегий в борьбе с разными  типами конкурентов. Ключевую роль играет не размер фирмы, а масштабы конкурентов - причем не всех, а тех, против которых  направлены ваши конкретные действия. Следовательно, точнее говорить о четырех  основных ролях, которые играет абсолютное большинство участников рынка.

Всему свое время. Каждая маркетинговая  теория в момент создания по-своему отражала социально-экономические  реалии развитых стран, причем значительная часть концепций была основана на американском опыте. Так, маркетинг  низких издержек Г. Форда был порожден спецификой американской действительности в начале XX в., теория торговых марок - особенностями общества середины XX в.

Расслоение общества и среднего класса во второй половине XX в. подготовило  почву для теорий Ф. Котлера, основанных на сегментации рынка, и других положений  классического маркетинга. Глобализация, интернационализация хозяйственной  жизни в сочетании с технологическими возможностями выполнения индивидуальных заказов в массовом производстве отразились в конфликтном маркетинге и в создании маркетинга отношений.

На практике топ-менеджеру, с одной  стороны, полезно помнить обо  всех этапах развития конкурентных преимуществ, с другой - необходимо эффективно использовать имеющиеся у организации преимущества, несмотря на то, что мировые лидеры перестали опираться на них еще  в начале прошлого века. В своих  действиях разумно ориентироваться  на анализ конкретной ситуации.

Предположим, вы владелец бара, расположенного возле крупного машиностроительного  предприятия. Все преимущества вашего бизнеса соответствуют американской модели эффективной конкуренции  на рубеже XIX-XX вв. Есть очевидное конкурентное преимущество, связанное с местоположением. Можно также увеличивать привлекательность  вашего сервиса без использования  дорогих товаров/услуг. Модные теории считают эти преимущества "позапрошлым  веком" и предлагают подумать о  маркетинге ощущений и эмоциональной  удовлетворенности,

Но для этого вовсе не нужно  вместо общедоступного бара открывать  дорогие кофейню и библиотеку, способствующие созданию наилучших  ощущений и чувства эмоциональной  удовлетворенности у лиц, ищущих смысл жизни. Гораздо эффективнее  продолжать использовать преимущества месторасположения вашего заведения. Можно и дальше торговать недорогими товарами людям, которые уже нашли  свой смысл бытия - они готовы получать наилучшие ощущения от недорогих  товаров/услуг. Предоставить им все  это - и есть ваш маркетинг XXI в.

Эффективная стратегия обычно бывает ясной. Английский философ И. Берлин разделяет людей на "лис" и "ежей". Хитрая лиса, атакуя ежа, изобретает много  сложных стратегий. Еж, каждый раз  сворачиваясь в шарик с иголками, использует всего одну. Сражение повторяется  ежедневно, и, несмотря на превосходство  лисы, обычно побеждает еж. Лисы стремятся  к нескольким целям одновременно и видят мир во всей его сложности. Они "разбрасываются", пытаясь  добиться сразу многого, их мышление не объединено концепцией или видением будущего. "Ежи", напротив, упрощают мир, сводя его к простой организующей идее, связывающей и направляющей их действия.

Информация о работе Понятие рынка труда и его структура