Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 00:36, курсовая работа
Цель данной работы – показать структуру рынка труда, его особенности,
механизм его функционирования. Структура работы позволяет разобрать в первой главе теоретические вопросы, касающиеся понятия рынка труда, его структуры и особенностей, а во второй главе показать механизм функционирования рынка труда и специфику его в современной России.
рынка труда.
3.
Конъюнктура рынка –
труда, определяющая ставки заработной платы на конкретные виды труда и
уровень занятости населения.
4.
Службы занятости населения (
5.
Инфраструктура рынка труда:
подготовки и переподготовки работников, фонды занятости, рекламные фирмы и
др.
6. Система социальных выплат и гарантий для
высвобождаемых из производства, переводимых на новое место работы,
безработных.
7.
Альтернативные временные
общественные работы, надомный труд, сезонные работы и др.
Наличие и взаимодействие всех элементов рынка труда необходимо для
нормального его функционирования, под которым понимается положение, когда
созданы все условия для выполнения функций рынка труда. К ним относятся:
1. Организация встречи продавцов и покупателей труда.
2.
Обеспечение конкурентной
сторон рыночного
3.
Установление равновесных
4. Помощь в решении вопросов занятости населения.
5.
Осуществление социальной
Как уже отмечалось, на рынке труда продают труд. Работник оказывается
производителем труда. Но не любой человек является трудоспособным. На рынке
труда существует несколько групп трудоспособных людей:
1. Те, кто не имеет работы, но хочет работать и ищет
работу (здесь могут быть безработные,
имеющие соответствующий
впервые вступающие в трудовую деятельность; лица, ищущие занятие после
перерыва в работе).
2. Те, кто хоть и имеют работу, но неудовлетворен ею и
подыскивает другое место основной или дополнительной работы.
3. Занятые, но явно рискующие потерять работу и поэтому
ищущие другое место работы.
Указанные категории людей определяют предложение труда на рынке труда.
Основой трудового потенциала страны является ее экономически активное
население, состоящее из занятых и безработных .
Рынок труда опосредует отнюдь не все процессы распределения и
перераспределения рабочей силы. Через него движется только та рабочая сила,
которая выступает товаром, то есть наемная рабочая сила. Часть ее находит
рабочие места, становится занятым населением и покидает рынок, перемещаясь в
сферу производства (сферу труда). Другая часть продавцов рабочей силы
остается на рынке труда, дожидаясь нанимателя.
Что же касается тех носителей рабочей силы, которые являются в то же время
собственниками рабочих мест (работодатели, самозанятые, члены кооперативов и
иные коллективные собственники), то в этих случаях для соединения факторов
производства купля-продажа
осуществляется
рынок труда.
Реформирование экономики на рыночных началах способствовало тому, что работа по
найму оказалась основной формой занятости. Через рынок трудоустраиваются 86,9%
рабочей силы. Не по найму работают 13,1% занятых, являющихся индивидуальными и
совместными собственниками средств производства. Наиболее многочисленная группа
из них – члены кооперативов и других коллективных предприятий и организаций
(около 7 млн. человек).[1]
Рынок рабочих мест как составная часть рынка труда, характеризующий
потребность в труде или спрос на него, складывается из числа вакансий как на
действующих, так и на вновь вводимых в действие предприятиях и организациях и
количества рабочих мест, занятых работниками, не удовлетворяющими
работодателя и потому ищущему им замену.
В зависимости от соотношения между спросом и предложением труда конъюктура
рынка труда может быть трех типов:
1. Трудодефицитной, когда рынок труда испытывает
недостаток предложения труда.
2.
Трудоизбыточной, когда на
число безработных и, соответственно, избыток труда.
3. Равновесной, когда спрос на труд соответствует его
предложению.
Каждый из типов рыночной конъюнктуры может относится к тому или иному региону
или сфере приложения труда, образуя в совокупности общий рынок труда в
стране.
Рынок труда – явление многообразное, имеющие различные аспекты. Различают
модели или типы рынков труда, его виды и разновидности, а также сегменты.
Важно понять, что под этим подразумевается.
Имеются общие для любых
условий характеристики рынков труда, но каждый региональный или национальный
рынок труда имеет и свои особенности.
Среди типов выделяют внешний, или профессиональный, рынок труда и внутренний
– внутрифирменный рынок. Среди разновидностей выделяются открытый и скрытый
рынок труда. Каждый из рынков подразделяются на части, называемые сегментами.
Внешний – профессиональный рынок труда характеризует отношения между
продавцами и покупателями труда в масштабе страны, региона, отрасли. Он
предполагает первичное
их движение между предприятиями. Для этого необходимо, чтобы у предлагающих
услуги труда было наличие профессий и специальностей, в которых нуждаются
многие предприятия. Внешний рынок труда в значительной степени реализуется
через текучесть кадров, то есть предполагает возможность свободного перехода
с одного места работы на другое.
Внутренний рынок труда
должности на другую пределах одного предприятия. Это перемещение может
происходить по горизонтали – переводом на другое рабочее место и по вертикали
– переходом с повышением в должности или ростом квалификации. Внутренний
рынок ориентирован на работников, специализированных для работы в условиях
конкретного предприятия с учетом его особенностей. Предприятие, если нет
против этого каких-то конкретных причин, заинтересовано в сохранении людей,
знающих специфику его производства. Поэтому развитие внутреннего рынка
работает на снижение текучести кадров.
Открытый рынок труда
на рынке труда. Этот контингент, в свою очередь, делится на:
1. Организованную, или официальную, часть открытого
рынка, которая замыкается на государственную службу занятости населения и
включает в себя также выпускников
официальной или
профессионального образования.
2. Неофициальную часть – тех граждан, которые занимаются
своим трудоустройством путем прямых контактов с предприятиями или
негосударственными
образования.
Скрытый рынок труда слагается из работников, занятых на предприятиях и в
организациях, но имеющих большую вероятность потерять занятость и оказаться
без работы. К этой разновидность рынка труда могут быть отнесены и работники,
формально числящиеся на предприятиях, но не работающие и не получающие
заработную плату. Такое положение
сегодня наблюдается в
в большом масштабе. Оно вызвано ликвидацией прежней системы экономических
отношений и производственных взаимосвязей, потерей традиционных поставщиков
или потребителей и недостаточностью предпринимаемых усилий по переориентации
производства, его конверсии, выводу предприятий из кризисного состояния.
Рынок труда представляет собой сложную систему отношений, которая
подразделяется на части – подсистемы в виде конкретных целевых рынков,
называемых сегментами.
Сегментация рынка труда – это процесс разделения работодателей и продавцов
труда на группы по объединяющим их признакам. Сегментарный рынок труда – это
рынок с четко обозначенными частями – сегментами, на которых
сосредотачиваются определенные категории конкурирующих между собой
работников. Такие сегменты образуются, например, на рынках женского труда,
труда инвалидов, пожилых трудящихся и др.
Сегментирование рынка труда имеет большое значение для: анализа рынка; изучения
его структуры и емкости; выявления контингента, образующего предложение труда и
спрос на него; определения перспектив рынка труда. Подобное изучение составляет
содержание маркетинга рынка труда.[2]
Сегментирование производится по разным категориям и в зависимости от
различных признаков. Ими могут быть: географическое положение,
демографические характеристики, социально-экономические показатели,
психографические показатели, поведенческие характеристики.
Особое значение имеет выделение сегментов, в которых сосредоточены мало
конкурентоспособные группы лиц, нуждающихся в работе: молодежь, вступающая в
трудоспособный возраст; пожилые работники; инвалиды 3-й группы; женщины с
детьми, то есть все те, кто особо нуждается в социальной поддержке со стороны
государства.
Таким образом, рынок труда, подчиняясь в целом законам спроса и предложения,
по многим принципам своего функционирования представляет собой специфический
рынок, имеющий ряд существенных отличий от других товарных рынков. Здесь
регуляторами являются факторы не только макро- и микроэкономические, но и
социальные и социально-
цене рабочей силы – заработной плате.
2.1 Маркетинговые исследования рынка труда
Основные направления и методы маркетинговых исследований
Маркетинговые исследования представляют собой сбор, обработку и анализ данных с целью уменьшения неопределенности, сопутствующей принятию маркетинговых решений. Исследованиям подвергаются рынок, конкуренты, потребители, цены, внутренний потенциал субъекта рынка рабочей силы. Основой исследований маркетинга служит общенаучные и аналитико-прогностические из кабинетных и полевых исследований, а также из различных источников информации.
Конкретным результатом которые используются при выборе и реализации стратегии и тактики маркетинговой деятельности субъекта рынка труда.
Исследование рынка - самое распространенное направление в маркетинговых исследованиях. Оно проводится с целью получения данных о рыночных условиях для определения деятельности субъектов рынка рабочей силы. Как подчеркивают специалисты, без рыночных исследований невозможно систематически собирать, анализировать и сопоставлять всю информацию, необходимую для принятия важных решений, связанных с деятельностью на рынке, выбором рынка, определением емкости рынка, прогнозированием и планированием рыночной деятельности.
Объектами рыночного исследования являются тенденции и процессы развития рынка рабочей силы, включая анализ изменения экономических, научно-технических, демографических, социальных, экологических, законодательных и других факторов. Исследуются также структура и география рынка, его емкость, динамика занятости населения, барьеры рынка рабочей силы, состояние конкуренции, сложившаяся конъюнктура, возможности и риски. Основными результатами исследования рынка являются прогнозы его развития, оценка конъюнктурных выбор целевых рынков и рыночных ниш.
Исследование потребителей рабочей силы позволяли определить и исследовать весь комплекс факторов, которыми руководствуются работодатели при выборе рабочей силы. В качестве объектов исследования выступают потребители - организации (предприятия, фирмы), индивидуальные наниматели рабочей силы. Предметом исследования является мотивация поведения нанимателя на рынке рабочей силы и определяющие ее факторы.
Изучается структура обеспеченность рабочей силой, тенденциями спроса на нее.
В связи с тем, что рынок труда это особый рынок, где не только удовлетворяется потребность в рабочей силе, но и сам работник подыскивает себе удовлетворяющее его стать мотивация потребительского поведения на рынке самой рабочей силы. Исследуются структура существующих рабочих мест, их качественные характеристики, тенденции в занятости этих мест. Разработками здесь являются типология потребителей рабочей силы и рабочих мест, моделирование их поведения на рынке труда, прогноз ожидаемого спроса. Цель такого исследования - сегментация потребителей, выбор целевых сегментов рынка.
Основная задача исследования конкурентов заключается в том, чтобы получить необходимые данные для обеспечения конкурентного преимущества на рынке. С этой целью анализируются занимаемая ими доля рынка, реакция потребителей на маркетинговые средства конкурентов. Результатом таких исследований становятся выбор путей и возможностей достижения наиболее выгодного положения на рынке труда относительно конкурентов.
Здесь также хотелось бы подчеркнуть особенность рынка труда, что анализ конкуренции проводится по двум направлениям: между работниками и между работодателями.
Изучение структуры рынка посредниках, с помощью которых можно подобрать необходимую рабочую силу или найти место работы.
Главной целевой установкой исследования товара "рабочая сила" является определение соответствия характеристик работников, обращающихся на рынках рабочей силы, запросам и требованиям работодателей, а также анализ их конкурентоспособности. Исследование товара "рабочая сила" позволяет получить сведения относительно того, что хочет иметь потребитель - работодатель, какие качественные характеристики работника он более всего ценит. Результаты исследования дают возможность: предприятиям разрабатывать программы подбора и развития персонала;
учебным учреждениям соответствующие тенденциям развития рынка рабочей силы учебные программы.
Исследование цены рабочей силы (заработной платы) направлено на определение стоимости рабочей силы, затрат единовременных и текущих и тенденций в формировании цены на конкретные виды рабочей силы.
Изучение форм и методов регулирования распределения рабочей силы преследует цель - определить наиболее эффективные пути и способы трудоустройства. Главными объектами анализа становятся каналы трудоустройства, посредники, формы и методы трудоустройства. Такие исследования позволяют разработать критерии выбора каналов распределения, разработать приемы "продажи" рабочей силы конечным потребителем - работодателям.
Исследование системы спроса и предложения рабочей силы, проводимой рекламной деятельности.
Маркетинг, как подчеркивают многие специалисты, является не столько практической наукой, которая возникла и развивалась как результат хозяйственной деятельности на рынке. Вместе с тем, маркетинг в ходе своего развития широко использовал передовые достижения многих наук. Он представляет собой, поэтому своего рода арсенал современных приемов и методов различных научных дисциплин, которые используются применительно к решению широкого диапазона задач маркетинговой деятельности.
Методические основы маркетинга складываются из общенаучных, аналитико-прогностических заимствованных из разных областей знаний.
Системный анализ находит широкое применение в маркетинговых исследованиях, поскольку позволяет рассматривать любую рыночную ситуацию как некий объект для изучения с большим диапазоном внутренних и внешних причинно-следственных связей.
Комплексный подход позволяет исследовать рыночную ситуацию, рассматривая ее как объект, имеющий развитые стороны своего проявления. Так проблематика рынка отдельного товара может быть связана с изменением самого спроса, товарного предложения или цены. В данном случае это своего рода аспекты исследуемого объекта (или ситуации), "двигаясь" по которым можно определить стратегические и тактические решения выхода из создавшегося положения.
Что касается программно-целевого планирования, то оно широко используется при выработке и реализации и
стратегии и тактики можно сказать, что маркетинг - это
и есть использование программно- подхода в сфере рынка. На этом принципе основана вся плановая деятельность маркетинга на предприятии (программы или планы маркетинга).
Линейное программирование как математический метод для выбора из ряда альтернативных решений максимальной прибылью, наименьшими затратами времени и усилий и т.п.) применяется при решении ряда проблем маркетинга. Например, разработка более выгодного ассортимента при ограниченных ресурсах, расчет оптимальной величины товарных запасов, планирование маршрутов сбытовых агентов и др.
Теория связи, рассматривающая механизм "обратных связей", дает возможность получить сигнальную информацию о процессах, выходящих за пределы установленных параметров. Применение теории связи к организационным структурам маркетинговой субъекта с рынком, повысить эффективность использования получаемых данных и др.
Метод сетевого планирования дает возможность регулировать последовательность и рамках какой-либо программы. Он позволяет четко фиксировать основные этапы работы, определить необходимые сроки их выполнения, ограничивать ответственность, экономить затраты,
предусматривать возможные др.
Разрешению реальных маркетинговых ситуаций в значительной мере помогает метод деловых игр. Упрощенные модели поведения конкурентов, стратегии выхода на новые рынки и т.п. могут "проигрываться" для нахождения оптимальных решений. Систему известных или предполагаемых связей между событиями, действиями или процессами
можно описать с помощью моделирования. Более эффективными являются эконометрические (экономико-математические) модели. Она дают возможность с учетом влияющих факторов оценить, например, перспективу развития емкости рынка, определить наиболее рациональные стратегии маркетинга и возможные ответственные шаги конкурентов, оценить оптимальные затраты на маркетинг для получения необходимого размера прибыли и т.п.
Особое место в методическом арсенале маркетинга занимают методы экспертных оценок. Они дают возможность достаточно быстро получить ответ о возможных процессах развития того или иного события на рынке, выявить слабые и сильные стороны предприятия, получить оценку эффективности тех или иных маркетинговых мероприятий и др.
Правильное проведение экспертизы предполагает решение ряда вопросов, связанных с формированием экспертной группы, проведением самой процедуры экспертизы, выбором методов обработки экспертных оценок и др. Основными требованиями к экспертам деятельность, авторитетность, беспристрастность и др. Процедура экспертизы предполагает коллективную генерацию идей на основе проведения дискуссий или опросов (обычных или многоступенчатых) с применением анкеты. Использование средств вычислительной техники помогает не только обработать полученные данные, но и построить аналитические и имитационные модели. Все это делает использование экспертизы методом достаточно авторитетным и перспективным.
Активно используются в исследованиях и разработках маркетинга методические приемы, заимствованные из других областей знаний. Наибольшая связь маркетинговой методологии проявляется с методами социологии и психологии. Это обусловлено тем, что особое внимание в маркетинге уделяется поведению потребителей и факторам, влияющим на него. Для этого изучаются, например, мотивация поведения потребителей на рынке, исследуется восприятие потребителями рекламных мероприятий, образа товара. Широко применяются психологические тесты, мотивационный анализ и др. Методы социологии позволяют исследовать процессы распространения информации на рынке, выявлять отношение сфер жизнедеятельности используются методы анкетирования, "панельных" исследований и т.п.
Применение в маркетинговых исследованиях получили и методы антропологии. Это позволяет лучше изучить рыночную среду с учетом национальных культур, уровней жизни. Антропологические измерения используются также в конкретных случаях при моделировании ряда потребительских товаров.
Методы маркетинга связаны и с такими науками, как экология, эстетика, философия, а также с историей и т.д.
Подробно рассмотрим метод факторного анализа регионального рынка труда [14]. Его суть заключается в
том, чтобы используя фактора, представить на его основе всю собранную информацию, систематизировать ее и провести анализ по каждому из них.
Методика факторного анализа предусматривает выполнение ряда последовательных операций:
1. Выделение факторов, по которым будет проводиться анализ.
2. Систематизация собранной принятой классификацией факторов.
3. Проведение предварительного
качественного анализа выделения наиболее значимых факторов и оценки достаточности собранной по ним информации.
4. Принятие решения о социологических исследований, которые могут предоставить недостающую для анализа информацию.
5. Обобщение информации по аналитических таблиц.
6. Построение на основе фактору и проведение количественных расчетов по имеющимся показателям.
7. Описание установленных закономерностей.
8. Выявление доминирующих имеет решающее значение в настоящее время и влияние которых будет иметь подобное или еще более
В качестве основных критериев выделения факторов рынка труда предлагается использовать следующие силы.
1. Факторы, определяющие
1.1. Демографические факторы:
*
динамика численности
*
динамика структуры
*
динамика структуры
*
динамика структуры
*
миграция рабочей силы.
1.2. Факторы, высвобождения
*
рост технической
*
сокращение объемов
*
текучесть кадров;
*
структурная перестройка
*
остановка и ликвидация
*
изменения в условиях труда и уровне оплаты;
*
сокращение объемов
*
изменение в организации производства с использованием вторичной занятости и совместительства;
*
интенсификация труда;
*
неудовлетворительный
1.3. Факторы, вызывающие изменение
численности незанятых, трудиться:
*
рост числа молодежи, завершившей
общеобразовательную и подготовку;
*
изменение численности
*
динамика численности детьми, лиц, ухаживающих за престарелыми и т.п.);
*
динамика численности лиц, вернувшихся из мест лишения свободы;
*
динамика численности лиц, длительно неработающих.
1.4. Факторы, вызывающие изменения численности безработных:
*
динамика численности занятых;
*
изменение общего уровня безработицы;
*
изменение продолжительности безработицы;
*
динамика безработицы среди молодежи;
*
динамика численности лиц,
утративших статус
1.5. Факторы, вызывающие изменения предложения рабочей силы за счет занятых в отраслях народного хозяйства:
*
сохранение неизменного
*
повышение интенсивности труда;
*
изменение престижа профессии и привлекательности трудовой деятельности;
*
изменение численности лиц, работающих неполное рабочее время;
*
повышение профессионально-
*
динамика численности лиц,
находящихся под угрозой безработицы;
*
изменение морально-
2. Факторы, влияющие на спрос на рабочую силу.
2.1. Изменение числа вакантных рабочих мест, в том числе труднозаполняемых:
*
неквалифицированного труда;
*
низкооплачиваемых;
*
связанных с неблагоприятными условиями труда;
*
социально непристижной
*
отделенных от места
2.2.Выбытие занятых из
*
динамика естественной убыли
занятого трудоспособного
*
динамика выходы на пенсию (в том числе досрочную);
*
динамика текучести кадров.
2.3. Динамика потребностей в должности:
*
введение новых рабочих мест
за счет организационных учреждений;
*
организация новых рабочих
мест на действующих
2.4. Факторы, влияющие на
*
наличие законодательства в различных сферах экономики;
*
финансовая поддержка
*
правовая защита;
*
высокая производимых товаров и услуг,
*
поведенческая ориентация
*
материальная и моральная поддержка членами семьи и родственниками;
*
усиление дифференциации
*
величина затрат на
Следует учесть, что в число анализируемых в каждый данный момент факторов не должны включаться все перечисленные выше факторы. Приведенный перечень отражает скорее потенциальные возможности факторного анализа. Конкретный их набор определяется целями маркетингового исследования, а также содержанием собранной информативной базы. При этом анализ по факторам может охватывать исследования, ограничивающиеся для отдельных периодов, например, только сферой предложения рабочей силы или только спроса на нее. Допустимы и такие частные виды анализа, которые охватывают лишь отдельные факторы (например, характеристики высвобождения безработицы, самозанятости населения и т.д.). Перечень факторов может быть изменен и за счет внесения дополнительных характеристик (например, расширения базы данных в части структурной перестройки экономики, причин изменения объемов производства и др.). Могут применяться и другие критерии выделения факторов: например, факторы, характеризующие процессы, протекающие на открытом и скрытом рынках труда, влияющие на весь региональный рынок, его городские и районные виды, а также внутрипроизводственный рынок и т.п.
Действие факторов далеко не однозначно. Ряд факторов влияет как на изменение спроса, так и на изменение предложения. Влияние некоторых из них вообще может проявиться под действием дополнительных причин как противоположные тенденции и т.д. Поэтому при проведении рыночных исследований на основе факторного анализа можно рекомендовать использование дополнительных
1) учитывать, усиливает или действие данного фактора;
2) в какой временной долгосрочный);
3) оценивать особенности его
проявления в современных
Анализ динамики факторов за ряд лет или нескольких моделей за определенный промежуток времени позволяет установить основные закономерности, присущие анализируемому рынку прогноз на будущий период. При этом важно выделить те факторы, влияние которых будет доминирующим для данного рынка труда. От мер воздействия на последние в решающей степени зависит эффективность управления рынком труда.
На основе полученных результатов
анализа целесообразно политики содействия занятости населения на ближайшее будущее, провести ранжирование приоритетов в осуществлении мер по содействию занятости населения и социальной защите на рынке труда. |
3.1. Основные
направления и методы
Маркетинговые исследования
представляют собой сбор, обработку
и анализ данных с целью уменьшения
неопределенности, сопутствующей принятию
маркетинговых решений. Исследованиям
подвергаются рынок, конкуренты, потребители,
цены, внутренний потенциал субъекта
рынка рабочей силы. Основой исследований
маркетинга служит общенаучные и
аналитико-прогностические
Конкретным результатом
маркетинговых исследований являются
разработки, которые используются при
выборе и реализации стратегии и
тактики маркетинговой
Исследование рынка - самое распространенное направление в маркетинговых исследованиях. Оно проводится с целью получения данных о рыночных условиях для определения деятельности субъектов рынка рабочей силы. Как подчеркивают специалисты, без рыночных исследований невозможно систематически собирать, анализировать и сопоставлять всю информацию, необходимую для принятия важных решений, связанных с деятельностью на рынке, выбором рынка, определением емкости рынка, прогнозированием и планированием рыночной деятельности.
Объектами рыночного исследования являются тенденции и процессы развития рынка рабочей силы, включая анализ изменения экономических, научно-технических, демографических, социальных, экологических, законодательных и других факторов. Исследуются также структура и география рынка, его емкость, динамика занятости населения, барьеры рынка рабочей силы, состояние конкуренции, сложившаяся конъюнктура, возможности и риски. Основными результатами исследования рынка являются прогнозы его развития, оценка конъюнктурных тенденций. Осуществляется сегментация рынков, т.е. выбор целевых рынков и рыночных ниш.
Исследование потребителей рабочей силы позволяли определить и исследовать весь комплекс факторов, которыми руководствуются работодатели при выборе рабочей силы. В качестве объектов исследования выступают потребители - организации (предприятия, фирмы), индивидуальные наниматели рабочей силы. Предметом исследования является мотивация поведения нанимателя на рынке рабочей силы и определяющие ее факторы. Изучается структура производства, обеспеченность рабочей силой, тенденциями спроса на нее.