Понятие рынка труда и его структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 00:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – показать структуру рынка труда, его особенности,
механизм его функционирования. Структура работы позволяет разобрать в первой главе теоретические вопросы, касающиеся понятия рынка труда, его структуры и особенностей, а во второй главе показать механизм функционирования рынка труда и специфику его в современной России.

Файлы: 1 файл

Курсовик Маркетинг.docx

— 390.24 Кб (Скачать)

рынка труда.

3.                      Конъюнктура рынка – соотношение  спроса и предложения

труда, определяющая ставки заработной платы на конкретные виды труда и

уровень занятости населения.

4.                      Службы занятости населения (центры, биржи, бюро и др.).

5.                      Инфраструктура рынка труда: службы  профориентации,

подготовки и переподготовки работников, фонды занятости, рекламные фирмы  и

др.

6.                      Система социальных выплат и  гарантий для

высвобождаемых из производства, переводимых  на новое место работы,

безработных.

7.                      Альтернативные временные формы  обеспечения занятости:

общественные работы, надомный труд, сезонные работы и др.

Наличие и взаимодействие всех элементов  рынка труда необходимо для

нормального его функционирования, под которым понимается положение, когда

созданы все условия для выполнения функций рынка труда. К ним  относятся:

1.                      Организация встречи продавцов  и покупателей труда.

2.                      Обеспечение конкурентной среды  внутри каждой из

сторон рыночного взаимодействия.

3.                      Установление равновесных ставок  заработной платы.

4.                      Помощь в решении вопросов  занятости населения.

5.                      Осуществление социальной поддержки  безработных.

Как уже отмечалось,  на рынке  труда продают труд. Работник оказывается

производителем труда. Но не любой  человек является трудоспособным. На рынке

труда существует несколько групп  трудоспособных людей:

1.                      Те, кто не имеет работы, но  хочет работать и ищет

работу (здесь могут быть безработные, имеющие соответствующий статус; лица,

впервые вступающие в трудовую деятельность; лица, ищущие занятие после

перерыва в работе).

2.                      Те, кто хоть и имеют работу, но неудовлетворен ею и

подыскивает другое место основной или дополнительной работы.

3.                      Занятые, но явно рискующие  потерять работу  и поэтому

ищущие другое место работы.

Указанные категории людей определяют предложение труда на рынке труда.

Основой трудового потенциала страны является ее экономически активное

население, состоящее из занятых  и безработных .

Рынок труда опосредует отнюдь не все процессы распределения и

перераспределения рабочей силы. Через  него движется только та рабочая сила,

которая выступает товаром, то есть наемная рабочая сила. Часть ее находит

рабочие места, становится занятым  населением и покидает рынок, перемещаясь  в

сферу производства (сферу труда). Другая часть продавцов рабочей  силы

остается на рынке труда, дожидаясь  нанимателя.

Что же касается тех носителей рабочей  силы, которые являются в то же время

собственниками рабочих мест (работодатели, самозанятые, члены кооперативов и

иные коллективные собственники), то в этих случаях для соединения факторов

производства купля-продажа рабочей  силы не нужна. Это соединение

осуществляется непосредственно  а процессе распределения рабочей  силы минуя

рынок труда.

Реформирование экономики на рыночных началах способствовало тому, что  работа по

найму оказалась основной формой занятости. Через рынок трудоустраиваются 86,9%

рабочей силы. Не по найму работают 13,1% занятых, являющихся индивидуальными  и

совместными собственниками средств  производства. Наиболее многочисленная группа

из них – члены кооперативов и других коллективных предприятий  и организаций

(около 7 млн. человек).[1]

Рынок рабочих мест как составная  часть рынка труда, характеризующий

потребность в труде или спрос  на него, складывается из числа вакансий как на

действующих, так и на вновь вводимых в действие предприятиях и организациях и

количества рабочих мест, занятых  работниками, не удовлетворяющими

работодателя и потому ищущему  им замену.

В зависимости от соотношения между  спросом и предложением труда  конъюктура

рынка труда может быть трех типов:

1.                      Трудодефицитной, когда рынок  труда испытывает

недостаток  предложения труда.

2.                      Трудоизбыточной, когда на рынке  труда имеется большое

число безработных и, соответственно, избыток труда.

3.                      Равновесной, когда спрос на  труд соответствует его

предложению.

Каждый из типов рыночной конъюнктуры  может относится к тому или  иному региону

или сфере приложения труда, образуя  в совокупности общий рынок труда  в

стране.

Рынок труда – явление многообразное, имеющие различные аспекты. Различают

модели или типы рынков труда, его  виды и разновидности, а также  сегменты.

Важно понять, что под этим подразумевается. Имеются общие для любых рыночных

условий характеристики рынков труда, но каждый региональный или национальный

рынок труда имеет и свои особенности.

Среди типов выделяют внешний, или  профессиональный, рынок труда и  внутренний

– внутрифирменный рынок. Среди  разновидностей выделяются открытый и  скрытый

рынок труда. Каждый из рынков подразделяются на части, называемые сегментами.

Внешний – профессиональный рынок  труда характеризует отношения  между

продавцами и покупателями труда  в масштабе страны, региона, отрасли. Он

предполагает первичное распределение  работников по сферам приложения труда  и

их движение между предприятиями. Для этого необходимо, чтобы у  предлагающих

услуги труда было наличие профессий  и специальностей, в которых нуждаются

многие предприятия. Внешний рынок  труда в значительной степени  реализуется

через текучесть кадров, то есть предполагает возможность свободного перехода

с одного места работы на другое.

Внутренний рынок труда образуется в связи с перемещением работников с одной

должности на другую  пределах одного предприятия. Это перемещение может

происходить по горизонтали – переводом  на другое рабочее место и по вертикали

– переходом с повышением в должности  или ростом квалификации. Внутренний

рынок ориентирован на работников, специализированных для работы в условиях

конкретного предприятия с учетом его особенностей. Предприятие, если нет

против этого каких-то конкретных причин, заинтересовано в сохранении людей,

знающих специфику его производства. Поэтому развитие внутреннего рынка

работает на снижение текучести  кадров.

Открытый рынок труда охватывает все трудоспособное население, представленное

на рынке труда. Этот контингент, в свою очередь, делится на:

1.                      Организованную, или официальную,  часть открытого

рынка, которая замыкается на государственную  службу занятости населения и

включает в себя также выпускников  официальной или государственной  службы

профессионального образования.

2.                      Неофициальную часть – тех  граждан, которые занимаются

своим трудоустройством путем прямых контактов с предприятиями или

негосударственными структурами  трудоустройства и профессионального

образования.

Скрытый рынок труда слагается  из работников, занятых на предприятиях и в

организациях, но имеющих большую  вероятность потерять занятость  и оказаться

без работы. К этой разновидность  рынка труда могут быть отнесены и работники,

формально числящиеся на предприятиях, но не работающие и не получающие

заработную плату. Такое положение  сегодня наблюдается в российской экономике

в большом масштабе. Оно вызвано  ликвидацией прежней системы  экономических

отношений и производственных взаимосвязей, потерей традиционных поставщиков

или потребителей и недостаточностью предпринимаемых усилий по переориентации

производства, его конверсии, выводу предприятий из кризисного состояния.

Рынок труда представляет собой  сложную систему отношений, которая

подразделяется на части – подсистемы в виде конкретных целевых рынков,

называемых сегментами.

Сегментация рынка труда – это  процесс разделения работодателей  и продавцов

труда на группы по объединяющим их признакам. Сегментарный рынок труда – это

рынок с четко обозначенными  частями – сегментами, на которых

сосредотачиваются определенные категории  конкурирующих между собой

работников. Такие сегменты образуются, например, на рынках женского труда,

труда инвалидов, пожилых трудящихся и др.

Сегментирование рынка труда имеет  большое значение для: анализа рынка; изучения

его структуры и емкости; выявления  контингента, образующего предложение  труда и

спрос на него; определения перспектив рынка труда. Подобное изучение составляет

содержание маркетинга рынка труда.[2]

Сегментирование производится по разным категориям и в зависимости от

различных признаков. Ими могут  быть: географическое положение,

демографические характеристики, социально-экономические  показатели,

психографические показатели, поведенческие  характеристики.

Особое значение имеет выделение  сегментов, в которых сосредоточены  мало

конкурентоспособные группы лиц, нуждающихся  в работе: молодежь, вступающая в

трудоспособный возраст; пожилые  работники; инвалиды 3-й группы; женщины  с

детьми, то есть все те, кто особо  нуждается в социальной поддержке  со стороны

государства.

Таким образом, рынок труда, подчиняясь в целом законам спроса и предложения,

по многим принципам своего функционирования представляет собой специфический

рынок, имеющий ряд существенных отличий от других товарных рынков. Здесь

регуляторами являются факторы  не только макро- и микроэкономические, но и

социальные и социально-психологические, отнюдь не всегда имеющие отношение  к

цене рабочей силы – заработной плате.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Глава 2. Аналитическая глава

 

 

                        2.1 Маркетинговые исследования рынка труда 

 

Основные  направления и методы маркетинговых  исследований 

 

Маркетинговые исследования представляют собой сбор, обработку и анализ

данных с целью уменьшения неопределенности, сопутствующей принятию

маркетинговых решений. Исследованиям  подвергаются рынок, конкуренты,

потребители, цены, внутренний потенциал  субъекта рынка рабочей силы.

Основой исследований маркетинга служит общенаучные и

аналитико-прогностические методы. Информационное обеспечение складывается

из кабинетных и полевых исследований, а также из различных источников

информации. 

 

Конкретным результатом маркетинговых  исследований являются разработки,

которые используются при выборе и  реализации стратегии и тактики

маркетинговой деятельности субъекта рынка труда. 

 

Исследование рынка - самое распространенное направление в маркетинговых

исследованиях. Оно проводится с  целью получения данных о рыночных условиях

для определения деятельности субъектов  рынка рабочей силы. Как подчеркивают

специалисты, без рыночных исследований невозможно систематически собирать,

анализировать и сопоставлять всю  информацию, необходимую для принятия

важных решений, связанных с  деятельностью на рынке, выбором  рынка,

определением емкости рынка, прогнозированием и планированием рыночной

деятельности. 

 

Объектами рыночного исследования являются тенденции и процессы развития

рынка рабочей силы, включая анализ изменения экономических,

научно-технических, демографических, социальных, экологических,

законодательных и других факторов. Исследуются также структура  и география

рынка, его емкость, динамика занятости  населения, барьеры рынка рабочей

силы, состояние конкуренции, сложившаяся  конъюнктура, возможности и риски.

Основными результатами исследования рынка являются прогнозы его развития,

оценка конъюнктурных тенденций. Осуществляется сегментация рынков, т.е.

выбор целевых рынков и рыночных ниш. 

 

Исследование потребителей рабочей  силы позволяли определить и исследовать

весь комплекс факторов, которыми руководствуются работодатели при  выборе

рабочей силы. В качестве объектов исследования выступают потребители -

организации (предприятия, фирмы), индивидуальные наниматели рабочей силы.

Предметом исследования является мотивация  поведения нанимателя на рынке

рабочей силы и определяющие ее факторы. Изучается структура производства,

обеспеченность рабочей силой, тенденциями спроса на нее. 

 

В связи с тем, что рынок труда  это особый рынок, где не только

удовлетворяется потребность в  рабочей силе, но и сам работник подыскивает

себе удовлетворяющее его рабочее  место, то предметом исследования должна

стать мотивация потребительского поведения на рынке самой рабочей  силы.

Исследуются структура существующих рабочих мест, их качественные

характеристики, тенденции в занятости  этих мест.

Разработками здесь являются типология  потребителей рабочей силы и рабочих

мест, моделирование их поведения  на рынке труда, прогноз ожидаемого спроса.

Цель такого исследования - сегментация  потребителей, выбор целевых

сегментов рынка. 

 

Основная задача исследования конкурентов  заключается в том, чтобы получить

необходимые данные для обеспечения  конкурентного преимущества на рынке. С

этой целью анализируются сильные  и слабые стороны конкурентов, изучаются

занимаемая ими доля рынка, реакция  потребителей на маркетинговые средства

конкурентов. Результатом таких  исследований становятся выбор путей  и

возможностей достижения наиболее выгодного положения на рынке  труда

относительно конкурентов. 

 

Здесь также хотелось бы подчеркнуть  особенность рынка труда, что  анализ

конкуренции проводится по двум направлениям: между работниками и между

работодателями. 

 

Изучение структуры рынка проводится с целью получения сведений о  возможных

посредниках, с помощью которых  можно подобрать необходимую  рабочую силу или

найти место работы. 

 

Главной целевой установкой исследования товара "рабочая сила" является

определение соответствия характеристик  работников, обращающихся на рынках

рабочей силы, запросам и требованиям  работодателей, а также анализ их

конкурентоспособности. Исследование товара "рабочая сила" позволяет

получить сведения относительно того, что хочет иметь потребитель -

работодатель, какие качественные характеристики работника он более  всего

ценит. Результаты исследования дают возможность: предприятиям разрабатывать

программы подбора и развития персонала; учебным учреждениям формировать

соответствующие тенденциям развития рынка рабочей силы учебные программы.  

 

Исследование цены рабочей силы (заработной платы) направлено на определение

стоимости рабочей силы, затрат единовременных и текущих и тенденций в

формировании цены на конкретные виды рабочей силы. 

 

Изучение форм и методов регулирования  распределения рабочей силы преследует

цель - определить наиболее эффективные  пути и способы трудоустройства.

Главными объектами анализа  становятся каналы трудоустройства, посредники,

формы и методы трудоустройства. Такие  исследования позволяют разработать

критерии выбора каналов распределения, разработать приемы "продажи" рабочей

силы конечным потребителем - работодателям.  

 

Исследование системы коммуникаций предполагает изучение стимулирования

спроса и предложения рабочей  силы, проводимой рекламной деятельности.  

 

Маркетинг, как подчеркивают многие специалисты, является не столько

практической наукой, которая возникла и развивалась как результат

хозяйственной деятельности на рынке. Вместе с тем, маркетинг в ходе своего

развития широко использовал передовые  достижения многих наук. Он

представляет собой, поэтому своего рода арсенал современных приемов  и

методов различных научных дисциплин, которые используются применительно  к

решению широкого диапазона задач  маркетинговой деятельности. 

 

Методические основы маркетинга складываются из общенаучных,

аналитико-прогностических методов, также методических приемов,

заимствованных из разных областей знаний. 

 

Системный анализ находит широкое  применение в маркетинговых исследованиях,

поскольку позволяет рассматривать  любую рыночную ситуацию как некий  объект

для изучения с большим диапазоном внутренних и внешних

причинно-следственных связей. 

 

Комплексный подход позволяет исследовать  рыночную ситуацию, рассматривая ее

как объект, имеющий развитые стороны  своего проявления. Так проблематика

рынка отдельного товара может быть связана с изменением самого спроса,

товарного предложения или цены. В данном случае это своего рода аспекты

исследуемого объекта (или ситуации), "двигаясь" по которым можно  определить

стратегические и тактические  решения выхода из создавшегося положения.  

 

Что касается программно-целевого планирования, то оно широко используется

при выработке и реализации и  стратегии и тактики маркетинга. Более того,

можно сказать, что маркетинг - это  и есть использование программно-целевого

подхода в сфере рынка. На этом принципе основана вся плановая деятельность

маркетинга на предприятии (программы  или планы маркетинга). 

 

Линейное программирование как  математический метод для выбора из ряда

альтернативных решений наиболее благоприятного (с минимальными расходами,

максимальной прибылью, наименьшими  затратами времени и усилий и  т.п.)

применяется при решении ряда проблем  маркетинга. Например, разработка более

выгодного ассортимента при ограниченных ресурсах, расчет оптимальной

величины товарных запасов, планирование маршрутов сбытовых агентов и  др. 

 

Теория связи, рассматривающая  механизм "обратных связей", дает возможность

получить сигнальную информацию о  процессах, выходящих за пределы

установленных параметров. Применение теории связи к организационным

структурам маркетинговой деятельности помогает совершенствовать связь

субъекта с рынком, повысить эффективность  использования получаемых данных и

др. 

 

Метод сетевого планирования дает возможность  регулировать

последовательность и взаимозависимость  отдельных видов работ или  операций в

рамках какой-либо программы. Он позволяет  четко фиксировать основные этапы

работы, определить необходимые сроки  их выполнения, ограничивать

ответственность, экономить затраты, предусматривать возможные отклонения и

др. 

 

Разрешению реальных маркетинговых  ситуаций в значительной мере помогает

метод деловых игр. Упрощенные модели поведения конкурентов, стратегии

выхода на новые рынки и т.п. могут "проигрываться" для нахождения

оптимальных решений. Систему известных  или предполагаемых связей между

событиями, действиями или процессами можно описать с помощью методов

моделирования. Более эффективными являются эконометрические

(экономико-математические) модели. Она  дают возможность с учетом  влияющих

факторов оценить, например, перспективу  развития емкости рынка, определить

наиболее рациональные стратегии  маркетинга и возможные ответственные  шаги

конкурентов, оценить оптимальные  затраты на маркетинг для получения

необходимого размера прибыли  и т.п. 

 

Особое место в методическом арсенале маркетинга занимают методы экспертных

оценок. Они дают возможность достаточно быстро получить ответ о возможных

процессах развития того или иного  события на рынке, выявить слабые и

сильные стороны предприятия, получить оценку эффективности тех или  иных

маркетинговых мероприятий и др.  

 

Правильное проведение экспертизы предполагает решение ряда вопросов,

связанных с формированием экспертной группы, проведением самой процедуры

экспертизы, выбором методов обработки  экспертных оценок и др. Основными

требованиями к экспертам являются их компетентность, профессиональная

деятельность, авторитетность, беспристрастность  и др. Процедура экспертизы

предполагает коллективную генерацию  идей на основе проведения дискуссий  или

опросов (обычных или многоступенчатых) с применением анкеты. Использование

средств вычислительной техники помогает не только обработать полученные

данные, но и построить аналитические  и имитационные модели. Все это  делает

использование экспертизы методом  достаточно авторитетным и перспективным.  

 

Активно используются в исследованиях  и разработках маркетинга методические

приемы, заимствованные из других областей знаний. Наибольшая связь

маркетинговой методологии проявляется  с методами социологии и психологии.

Это обусловлено тем, что особое внимание в маркетинге уделяется  поведению

потребителей и факторам, влияющим на него. Для этого изучаются, например,

мотивация поведения потребителей на рынке, исследуется восприятие

потребителями рекламных мероприятий, образа товара. Широко применяются

психологические тесты, мотивационный  анализ и др. Методы социологии

позволяют исследовать процессы распространения  информации на рынке,

выявлять отношение потребителей к нововведениям, изучать развитие различных

сфер жизнедеятельности человека, ценностных ориентаций и др. При  этом

используются методы анкетирования, "панельных" исследований и т.п.  

 

Применение в маркетинговых  исследованиях получили и методы антропологии.

Это позволяет лучше изучить  рыночную среду с учетом национальных культур,

уровней жизни. Антропологические  измерения используются также в  конкретных

случаях при моделировании ряда потребительских товаров. 

 

Методы маркетинга связаны и  с такими науками, как экология, эстетика,

философия, а также с историей и т.д. 

 

Подробно рассмотрим метод факторного анализа регионального рынка  труда

[14]. Его суть заключается в  том, чтобы используя однотипный  критерий

фактора, представить на его основе всю собранную информацию,

систематизировать ее и провести анализ по каждому из них. 

 

Методика факторного анализа предусматривает  выполнение ряда

последовательных операций: 

 

1. Выделение факторов, по которым  будет проводиться анализ. 

 

2. Систематизация собранной информативной  базы данных в соответствии  с

принятой классификацией факторов.  

 

3. Проведение предварительного  качественного анализа факторов  с целью

выделения наиболее значимых факторов и оценки достаточности собранной  по

ним информации. 

 

4. Принятие решения о дополнительном  сборе информации или проведении

социологических исследований, которые  могут предоставить недостающую  для

анализа информацию. 

 

5. Обобщение информации по каждому  фактору и группировка ее в  виде

аналитических таблиц. 

 

6. Построение на основе аналитических  таблиц динамических рядов по  каждому

фактору и проведение количественных расчетов по имеющимся показателям.  

 

7. Описание установленных соотношений,  пропорций, выявление основных

закономерностей. 

 

8. Выявление доминирующих тенденций  развития рынка труда, действие  которых

имеет решающее значение в настоящее  время и влияние которых будет  иметь

подобное или еще более возрастающее действие в перспективе. 

 

В качестве основных критериев выделения  факторов рынка труда предлагается

использовать следующие факторы, влияющие на спрос и предложение  рабочей

силы. 

 

1. Факторы, определяющие предложение  рабочей силы. 

 

1.1. Демографические факторы: 

 

 

 

   

 динамика численности трудоспособного  населения региона; 

 

 

 

   

 динамика структуры трудоспособного  населения по полу; 

 

 

 

   

 динамика структуры трудоспособного  населения по возрасту; 

 

 

 

   

 динамика структуры трудоспособного  населения по уровню образования;  

 

 

 

   

 миграция рабочей силы. 

 

1.2. Факторы, высвобождения занятых  в отраслях народного хозяйства  региона: 

 

 

 

   

 рост технической оснащенности  производства, внедрение новых технологий;  

 

 

 

   

 сокращение объемов производства;  

 

 

 

   

 текучесть кадров; 

 

 

 

   

 структурная перестройка производства;  

 

 

 

   

 остановка и ликвидация предприятий  и учреждений; 

 

 

 

   

 изменения в условиях труда  и уровне оплаты; 

 

 

 

   

 сокращение объемов инвестиций;  

 

 

 

   

 изменение в организации  производства с использованием  вторичной   

 занятости и совместительства;  

 

 

 

   

 интенсификация труда; 

 

 

 

   

 неудовлетворительный морально-психологический  климат в коллективе. 

 

1.3. Факторы, вызывающие изменение  численности незанятых, желающих

трудиться: 

 

 

 

   

 рост числа молодежи, завершившей  общеобразовательную и профессиональную    

 подготовку; 

 

 

 

   

 изменение численности увольняемых  в запас с действительной службы  в армии; 

 

 

 

   

 динамика численности временно  неработающих (женщин с малолетними    

 детьми, лиц, ухаживающих за  престарелыми и т.п.); 

 

 

 

   

 динамика численности лиц,  вернувшихся из мест лишения  свободы; 

 

 

 

   

 динамика численности лиц,  длительно неработающих. 

 

1.4. Факторы, вызывающие изменения  численности безработных: 

 

 

 

   

 динамика численности занятых;  

 

 

 

   

 изменение общего уровня  безработицы; 

 

 

 

   

 изменение продолжительности  безработицы; 

 

 

 

   

 динамика безработицы среди  молодежи; 

 

 

 

   

 динамика численности лиц,  утративших статус безработного.  

 

1.5. Факторы, вызывающие изменения  предложения рабочей силы за  счет занятых

в отраслях народного хозяйства: 

 

 

 

   

 сохранение неизменного уровня  и уменьшение оплаты труда; 

 

 

 

 

   повышение интенсивности труда; 

 

 

 

   

 изменение престижа профессии  и привлекательности трудовой  деятельности; 

 

 

 

   

 изменение численности лиц,  работающих неполное рабочее  время; 

 

 

 

   

 повышение профессионально-квалификационного  уровня занятых; 

 

 

 

   

 динамика численности лиц,  находящихся под угрозой высвобождения  и   

 безработицы; 

 

 

 

   

 изменение морально-психологического  климата в трудовом коллективе.  

 

2. Факторы, влияющие на спрос  на рабочую силу. 

 

2.1. Изменение числа вакантных  рабочих мест, в том числе труднозаполняемых:  

 

 

 

   

 неквалифицированного труда; 

 

 

 

   

 низкооплачиваемых; 

 

 

 

   

 связанных с неблагоприятными  условиями труда; 

 

 

 

   

 социально непристижной занятости;  

 

 

 

   

 отделенных от места жительства  и т.д. 

 

2.2.Выбытие занятых из производственной  деятельности: 

 

 

 

   

 динамика естественной убыли  занятого трудоспособного населения;  

 

 

 

   

 динамика выходы на пенсию (в том числе досрочную); 

 

 

 

   

 динамика текучести кадров. 

 

2.3. Динамика потребностей в рабочей  силе на новые рабочие места  и

должности: 

 

 

 

   

 введение новых рабочих мест  за счет организационных предприятий  и   

 учреждений; 

 

 

 

   

 организация новых рабочих  мест на действующих производствах.  

 

2.4. Факторы, влияющие на самозанятость  трудоспособного населения: 

 

 

 

   

 наличие законодательства регулирующего  предпринимательскую деятельность    

 в различных сферах экономики;  

 

 

 

   

 финансовая поддержка государства;  

 

 

 

   

 правовая защита; 

 

 

 

   

 высокая конкурентоспособность  (свойств и качеств рабочей  силы,   

 производимых товаров и услуг,  используемых ноу-хау и т.п.); 

 

 

 

   

 поведенческая ориентация предпочтения  занятости в данной сфере экономики;  

 

 

 

   

 материальная и моральная  поддержка членами семьи и  родственниками; 

 

 

 

   

 усиление дифференциации доходов  в обществе; 

 

 

 

   

 величина затрат на организацию  рабочего места. 

 

Следует учесть, что в число анализируемых  в каждый данный момент факторов

не должны включаться все перечисленные  выше факторы. Приведенный перечень

отражает скорее потенциальные  возможности факторного анализа. Конкретный их

набор определяется целями маркетингового исследования, а также содержанием

собранной информативной базы. При  этом анализ по факторам может охватывать

исследования, ограничивающиеся для  отдельных периодов, например, только

сферой предложения рабочей  силы или только спроса на нее. Допустимы  и такие

частные виды анализа, которые охватывают лишь отдельные факторы (например,

характеристики высвобождения  безработицы, самозанятости населения  и т.д.).

Перечень факторов может быть изменен  и за счет внесения дополнительных

характеристик (например, расширения базы данных в части структурной

перестройки экономики, причин изменения  объемов производства и др.). Могут

применяться и другие критерии выделения  факторов: например, факторы,

характеризующие процессы, протекающие  на открытом и скрытом рынках труда,

влияющие на весь региональный рынок, его городские и районные виды, а также

внутрипроизводственный рынок  и т.п. 

 

Действие факторов далеко не однозначно. Ряд факторов влияет как на

изменение спроса, так и на изменение  предложения. Влияние некоторых  из них

вообще может проявиться под  действием дополнительных причин как

противоположные тенденции и т.д. Поэтому при проведении рыночных

исследований на основе факторного анализа можно рекомендовать  использование

дополнительных классификационных  признаков: 

 

1) учитывать, усиливает или ослабевает  спрос и предложение рабочей  силы

действие данного фактора; 

 

2) в какой временной протяженности  действует фактор (краткосрочный  или

долгосрочный); 

 

3) оценивать особенности его  проявления в современных условиях  и др. 

 

Анализ динамики факторов за ряд  лет или нескольких моделей за определенный

промежуток времени позволяет  установить основные закономерности, присущие

анализируемому рынку обосновать тенденции его развития и разработать

прогноз на будущий период. При  этом важно выделить те факторы, влияние

которых будет доминирующим для  данного рынка труда. От мер воздействия  на

последние в решающей степени зависит  эффективность управления рынком труда.  

 

На основе полученных результатов  анализа целесообразно установить цели

политики содействия занятости  населения на ближайшее будущее, провести

ранжирование приоритетов в  осуществлении мер по содействию занятости

населения и социальной защите на рынке труда.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               

    

 

     ГЛАВА 3. Конструктивная глава

3.1. Основные  направления и методы маркетинговых  исследований

Маркетинговые исследования представляют собой сбор, обработку  и анализ данных с целью уменьшения неопределенности, сопутствующей принятию маркетинговых решений. Исследованиям  подвергаются рынок, конкуренты, потребители, цены, внутренний потенциал субъекта рынка рабочей силы. Основой исследований маркетинга служит общенаучные и  аналитико-прогностические методы. Информационное обеспечение складывается из кабинетных и полевых исследований, а также из различных источников информации.

Конкретным результатом  маркетинговых исследований являются разработки, которые используются при  выборе и реализации стратегии и  тактики маркетинговой деятельности субъекта рынка труда.

Исследование  рынка - самое распространенное направление в маркетинговых исследованиях. Оно проводится с целью получения данных о рыночных условиях для определения деятельности субъектов рынка рабочей силы. Как подчеркивают специалисты, без рыночных исследований невозможно систематически собирать, анализировать и сопоставлять всю информацию, необходимую для принятия важных решений, связанных с деятельностью на рынке, выбором рынка, определением емкости рынка, прогнозированием и планированием рыночной деятельности.

Объектами рыночного исследования являются тенденции и процессы развития рынка рабочей силы, включая анализ изменения экономических, научно-технических, демографических, социальных, экологических, законодательных и других факторов. Исследуются также структура  и география рынка, его емкость, динамика занятости населения, барьеры  рынка рабочей силы, состояние  конкуренции, сложившаяся конъюнктура, возможности и риски. Основными  результатами исследования рынка являются прогнозы его развития, оценка конъюнктурных  тенденций. Осуществляется сегментация  рынков, т.е. выбор целевых рынков и рыночных ниш.

Исследование потребителей рабочей силы позволяли определить и исследовать весь комплекс факторов, которыми руководствуются работодатели при выборе рабочей силы. В качестве объектов исследования выступают потребители - организации (предприятия, фирмы), индивидуальные наниматели рабочей силы. Предметом  исследования является мотивация поведения  нанимателя на рынке рабочей силы и определяющие ее факторы. Изучается  структура производства, обеспеченность рабочей силой, тенденциями спроса на нее.

Информация о работе Понятие рынка труда и его структура