Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 00:36, курсовая работа
Цель данной работы – показать структуру рынка труда, его особенности,
механизм его функционирования. Структура работы позволяет разобрать в первой главе теоретические вопросы, касающиеся понятия рынка труда, его структуры и особенностей, а во второй главе показать механизм функционирования рынка труда и специфику его в современной России.
В связи с тем, что рынок труда это особый рынок, где не только удовлетворяется потребность в рабочей силе, но и сам работник подыскивает себе удовлетворяющее его рабочее место, то предметом исследования должна стать мотивация потребительского поведения на рынке самой рабочей силы. Исследуются структура существующих рабочих мест, их качественные характеристики, тенденции в занятости этих мест.
Разработками здесь являются типология потребителей рабочей силы и рабочих мест, моделирование их поведения на рынке труда, прогноз ожидаемого спроса. Цель такого исследования - сегментация потребителей, выбор целевых сегментов рынка.
Основная задача исследования конкурентов заключается в том, чтобы получить необходимые данные для обеспечения конкурентного преимущества на рынке. С этой целью анализируются сильные и слабые стороны конкурентов, изучаются занимаемая ими доля рынка, реакция потребителей на маркетинговые средства конкурентов. Результатом таких исследований становятся выбор путей и возможностей достижения наиболее выгодного положения на рынке труда относительно конкурентов.
Здесь также хотелось бы подчеркнуть особенность рынка труда, что анализ конкуренции проводится по двум направлениям: между работниками и между работодателями.
Изучение структуры рынка проводится с целью получения сведений о возможных посредниках, с помощью которых можно подобрать необходимую рабочую силу или найти место работы.
Главной целевой установкой исследовани
Исследование цены рабочей силы (заработной платы) направлено на определение стоимости рабочей силы, затрат единовременных и текущих и тенденций в формировании цены на конкретные виды рабочей силы.
Изучение
форм и методов регулирования
распределения рабочей силы пре
Исследование
системы коммуникаций предполаг
Маркетинг, как подчеркивают
многие специалисты, является не столько
практической наукой, которая возникла
и развивалась как результат
хозяйственной деятельности на рынке.
Вместе с тем, маркетинг в ходе
своего развития широко использовал
передовые достижения многих наук.
Он представляет собой, поэтому своего
рода арсенал современных приемов
и методов различных научных
дисциплин, которые используются применительно
к решению широкого диапазона
задач маркетинговой
Методические основы маркетинга складываются из общенаучных, аналитико-прогностических методов, также методических приемов, заимствованных из разных областей знаний.
Системный анализ находит широкое применение в маркетинговых исследованиях, поскольку позволяет рассматривать любую рыночную ситуацию как некий объект для изучения с большим диапазоном внутренних и внешних причинно-следственных связей.
Комплексный подход позволяет исследовать рыночную ситуацию, рассматривая ее как объект, имеющий развитые стороны своего проявления. Так проблематика рынка отдельного товара может быть связана с изменением самого спроса, товарного предложения или цены. В данном случае это своего рода аспекты исследуемого объекта (или ситуации), "двигаясь" по которым можно определить стратегические и тактические решения выхода из создавшегося положения.
Что касается программно-целевого планирования, то оно широко используется при выработке и реализации и стратегии и тактики маркетинга. Более того, можно сказать, что маркетинг - это и есть использование программно-целевого подхода в сфере рынка. На этом принципе основана вся плановая деятельность маркетинга на предприятии (программы или планы маркетинга).
Линейное программирование как математический метод для выбора из ряда альтернативных решений наиболее благоприятного (с минимальными расходами, максимальной прибылью, наименьшими затратами времени и усилий и т.п.) применяется при решении ряда проблем маркетинга. Например, разработка более выгодного ассортимента при ограниченных ресурсах, расчет оптимальной величины товарных запасов, планирование маршрутов сбытовых агентов и др.
Теория связи, рассматривающая механизм "обратных связей", дает возможность получить сигнальную информацию о процессах, выходящих за пределы установленных параметров. Применение теории связи к организационным структурам маркетинговой деятельности помогает совершенствовать связь субъекта с рынком, повысить эффективность использования получаемых данных и др.
Метод сетевого планирования дает возможность регулировать последовательность и взаимозависимость отдельных видов работ или операций в рамках какой-либо программы. Он позволяет четко фиксировать основные этапы работы, определить необходимые сроки их выполнения, ограничивать ответственность, экономить затраты, предусматривать возможные отклонения и др.
Разрешению реальных маркетинговых ситуаций в значительной мере помогает метод деловых игр. Упрощенные модели поведения конкурентов, стратегии выхода на новые рынки и т.п. могут "проигрываться" для нахождения оптимальных решений. Систему известных или предполагаемых связей между событиями, действиями или процессами можно описать с помощью методов моделирования. Более эффективными являются эконометрические (экономико-математические) модели. Она дают возможность с учетом влияющих факторов оценить, например, перспективу развития емкости рынка, определить наиболее рациональные стратегии маркетинга и возможные ответственные шаги конкурентов, оценить оптимальные затраты на маркетинг для получения необходимого размера прибыли и т.п.
Особое место в методическом арсенале маркетинга занимают методы экспертных оценок. Они дают возможность достаточно быстро получить ответ о возможных процессах развития того или иного события на рынке, выявить слабые и сильные стороны предприятия, получить оценку эффективности тех или иных маркетинговых мероприятий и др.
Правильное проведение эксперти
Активно используются в исследованиях
и разработках маркетинга методические
приемы, заимствованные из других областей
знаний. Наибольшая связь маркетинговой
методологии проявляется с мето
Применение в маркетинговых
исследованиях получили и методы
антропологии. Это позволяет лучше
изучить рыночную среду с учетом
национальных культур, уровней жизни.
Антропологические измерения
Методы маркетинга связаны и с такими науками, как экология, эстетика, философия, а также с историей и т.д.
Подробно рассмотрим метод факторного анализа регионального рынка труда [14]. Его суть заключается в том, чтобы используя однотипный критерий фактора, представить на его основе всю собранную информацию, систематизировать ее и провести анализ по каждому из них.
Методика факторного анализа предусматривает выполнение ряда последовательных операций:
1. Выделение факторов, по
которым будет проводиться
2. Систематизация собранной
информативной базы данных в
соответствии с принятой
3. Проведение предварительного
качественного анализа
4. Принятие решения о
дополнительном сборе
5. Обобщение информации
по каждому фактору и
6. Построение на основе
аналитических таблиц
7. Описание установленных
соотношений, пропорций,
8. Выявление доминирующих
тенденций развития рынка
В качестве основных критериев выделения факторов рынка труда предлагается использовать следующие факторы, влияющие на спрос и предложение рабочей силы.
1. Факторы, определяющие предложение рабочей силы.
1.1. Демографические факторы:
динамика численности
трудоспособного населения
динамика структуры
динамика структуры
динамика структуры
миграция рабочей силы.
1.2. Факторы, высвобождения занятых в отраслях народного хозяйства региона:
рост технической оснащенности производства, внедрение новых технологий;
сокращение объемов
текучесть кадров;
структурная перестройка производства;
остановка и ликвидация предприятий и учреждений;
изменения в условиях труда и уровне оплаты;
сокращение объемов инвестиций;
изменение в организации производства с использованием вторичной занятости и совместительства;
интенсификация труда;
неудовлетворительный морально-
1.3. Факторы, вызывающие
изменение численности
рост числа молодежи, завершившей
общеобразовательную и
изменение численности увольняемых в запас с действительной службы в армии;
динамика численности временно неработающих (женщин с малолетними детьми, лиц, ухаживающих за престарелыми и т.п.);
динамика численности лиц, вернувшихся из мест лишения свободы;
динамика численности лиц, длительно неработающих.
1.4. Факторы, вызывающие
изменения численности
динамика численности занятых;
изменение общего уровня безработицы;
изменение продолжительности безработицы;
динамика безработицы среди молодежи;
динамика численности лиц, утративших статус безработного.
1.5. Факторы, вызывающие
изменения предложения рабочей
силы за счет занятых в
сохранение неизменного уровня и уменьшение оплаты труда;
повышение интенсивности труда;
изменение престижа профессии и привлекательности трудовой деятельности;
изменение численности лиц, работающих неполное рабочее время;
повышение профессионально-
динамика численности лиц, находящихся под угрозой высвобождения и безработицы;
изменение морально-психологического климата в трудовом коллективе.
2. Факторы, влияющие на спрос на рабочую силу.
2.1. Изменение числа вакантных рабочих мест, в том числе труднозаполняемых:
неквалифицированного труда;
низкооплачиваемых;
связанных с неблагоприятными условиями труда;
социально непристижной занятости;
отделенных от места жительства и т.д.
2.2.Выбытие занятых из производственной деятельности:
динамика естественной убыли занятого трудоспособного населения;
динамика выходы на пенсию (в том числе досрочную);
динамика текучести кадров.
2.3. Динамика потребностей в рабочей силе на новые рабочие места и должности:
введение новых рабочих мест за счет организационных предприятий и учреждений;
организация новых рабочих мест на действующих производствах.
2.4. Факторы, влияющие на самозанятость трудоспособного населения: