Понятие рынка знаний. Характеристика российского и зарубежного рынка знаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:33, реферат

Краткое описание

В настоящее время успех предприятия во многом зависит от внедрения инноваций и развития наукоемких производств. Несмотря на то, что мы признаем ресурсы знаний тождественными информационным, существует ряд ресурсов, содержащих сведения о мировом научном опыте, о последних разработках и открытиях, об опыте внедрения инноваций и т.п.
Исторически первыми хранилищами ресурсов знаний были библиотеки. Они существуют веками и содержат практически весь объем знаний, накопленный человечеством. Сведения о новейших знаниях публикуются в научных и отраслевых периодических изданиях, обсуждаются на конференциях.

Оглавление

1. Введение. 3
2. Рынки знаний 3
2.1 Знания и Рынки знаний 3
2.2 Рынки данных, информации и знаний. 6
2.3 Рынки знаний индивидуальных и групповых, явных и неявных. 8
2.4. Участники рынков знаний. 10
2.5. Дефекты рынков знаний 11
2.6. Рынки объектов интеллектуальной собственности. 15
2.7. Краудсорсинг на рынках знаний 16
3. Зарубежный и российский рынки знаний 17
3.1 Зарубежный рынок знаний 17
3.2 Российский рынок знаний 20
3.2.1 Библиотечная сеть 20
3.2.2 Электронные библиотеки 23
3.2.3 Система научно-технической информации 25
3.2.4 Система патентной информации 31
3.2.5 Выводы 33
4. Заключение. 34
Список используемой литературы 35

Файлы: 1 файл

Реферат Рынки Знаний.docx

— 88.73 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования Московской области

МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ПРИРОДЫ, ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕКА “ДУБНА”

Кафедра «Управления проектами»

 

Реферат

 

По дисциплине

«Управление персоналом»

 

На тему

«Понятие рынка знаний. Характеристика российского и зарубежного рынка  знаний»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 5 курса

Василенко Дарья Петровна

Проверила: Кинаш-Точеная Т.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Дубна, 2010г.

Содержание

1. Введение. 3

2. Рынки знаний 3

2.1 Знания  и Рынки знаний 3

2.2 Рынки данных, информации и знаний. 6

2.3 Рынки знаний  индивидуальных и групповых, явных  и неявных. 8

2.4. Участники  рынков знаний. 10

2.5. Дефекты  рынков знаний 11

2.6. Рынки  объектов интеллектуальной собственности. 15

2.7. Краудсорсинг  на рынках знаний 16

3. Зарубежный и российский рынки знаний 17

3.1 Зарубежный  рынок знаний 17

3.2 Российский  рынок знаний 20

3.2.1 Библиотечная  сеть 20

3.2.2 Электронные  библиотеки 23

3.2.3 Система  научно-технической информации 25

3.2.4 Система  патентной информации 31

3.2.5 Выводы 33

4. Заключение. 34

Список используемой литературы 35

 

  1. Введение.

В настоящее время успех  предприятия во многом зависит от внедрения инноваций и развития наукоемких производств. Несмотря на то, что мы признаем ресурсы знаний тождественными информационным, существует ряд ресурсов, содержащих сведения о мировом научном опыте, о последних разработках и открытиях, об опыте внедрения инноваций и т.п.

Исторически первыми хранилищами  ресурсов знаний были библиотеки. Они  существуют веками и содержат практически  весь объем знаний, накопленный человечеством. Сведения о новейших знаниях публикуются  в научных и отраслевых периодических  изданиях, обсуждаются на конференциях. Именно эти издания входят в базы данных ведущих информационных агентств. В России хранение и доступ к ресурсам знаний реализуется через систему научно-технической информации (НТИ), важной частью которой является патентная информация.

Тема данной работы является «Понятие рынка знаний. Сравнительная характеристика зарубежного и российского рынка знаний».

2. Рынки знаний

2.1 Знания и Рынки знаний

     В традиционном  понимании рынок – это абстрактное  или реальное пространство, в  котором происходит купля-продажа  товаров и услуг, а также  способ взаимодействия покупателей  и продавцов. Кроме того, под  рынком понимают совокупность  условий, благодаря которым покупатели  и продавцы товара или услуги  вступают в контакт друг с  другом с целью осуществления  покупки или продажи. По виду  продаваемого товара выделяют  рынки сырья, материалов, средств  производства, недвижимости, потребительских  товаров, услуг, капитала, валюты, рабочей силы и др. среди них  можно выделить рынки знаний, неуклонно расширяющие свои размеры  и оказывающие все большее  влияние на социально-экономические  процессы и результаты общественного  производства.

      Рассмотрим, что такое знания и какие  особенности имеют знания в  качестве товара. Знание – это  продукт деятельности людей, возникающий  в процессе либо индивидуальной  деятельности (самообразование, индивидуальные  исследования), либо коллективной  деятельности в рамках научных  институтов, лабораторий, исследовательских  центров. Новые знания создаются  в недрах не только специализированных, но и любых других организаций.  Знания наряду с другими благами  могут быть предметом купли-продажи. Они могут продаваться и покупаться как самостоятельно, так и будучи присоединенными к материальному продукту или услуге.

       В современной  экономике стираются грани между  продуктом и услугой, а также  между услугой и передачей  знания, так что подчас трудно  точно определить, где продукт,  а где услуга.

       Компонент  знаний присутствует и в модном  галстуке (знание о бренде), и в  напитке Coca-Cola (бренд и рецептура изготовления), и в военном самолете (знания о технологических и технических решениях), и в автомобиле (знания и бренде и технологических и технических решениях), и в консалтинговых услугах (накопленное знание о предыдущих консультациях подобных клиентов), и в услугах ресторана (знания о технологиях приготовления блюд и предпочтениях клиентов). Поэтому в современной экономике под термином «знания» понимается не только результат отражения действительности в сознании людей, но и часть продукта или услуги.

       Специфическое  знание в свернутом виде присутствует  в любом товаре и услуге  и придает ему свойство наукоемкого  товара (услуги). То, что знания трудно  отделить от носителя (человека  или товара), вносит свою специфику  в формирование рынков знаний. Многие виды рынков знаний  неотделимы от рынков их носителей.  Часто акт купли-продажи знаний  неотделим от купли-продажи той  или иной услуги. Это касается  в первую очередь образовательных,  информационных и консалтинговых  услуг: по существу, рынок консалтинговых  услуг представляет собой рынок  профессиональных умений и знаний. Таким образом, рынки знаний  сливаются с рынками товаров  и услуг.

       Рынки  знаний также неотделимы от  рынка рабочей силы. Высококвалифицированный  специалист, предлагая свои услуги  на рынке труда, фактически  предлагает свои знания в той  или иной области. В некоторых  видах деятельности знания, которыми  обладает специалист, становятся  ключевым фактором производства  и основой конкурентоспособности  того или иного предприятия.  Работодатель, нанимающий квалифицированного  специалиста, фактически покупает  и его знания. Вернее, знания в  этом случае не продаются, а  сдаются в своеобразную аренду. Действительно, в случае увольнения  квалифицированный специалист вместе  с собой уносит собственные  знания.

     Рынки традиционных  продуктов и услуг являются  в определенной степени рынками  знаний. В связи с тем что  трудно, а часто и невозможно  отделить знания от продукта  или услуги, границы рынков знаний  размыты и нечетки, они носят  относительный характер.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1. Взаимосвязь рынков товаров, услуг и знаний.

    Рынки знаний  возникают в разнообразных сферах  человеческой деятельности. Способы  покупки и продажи знаний на  рынке весьма разнообразны. Организация  может приобретать знания не  только в результате найма  сотрудников, обладающих знаниями  и опытом, но и в процессе  партнерских отношений с другой  организацией, сотрудники которой  обладают соответствующими знаниями  и опытом. Среди способов покупки  знаний можно назвать привлечение  к работе профессиональной консалтинговой  организации, получение консультационной  помощи от клиентов, поставщиков,  потребителей, научных учреждений  и ассоциаций.

         Одна из существенных особенностей  рынков знаний заключается в  том, что в ряде случаев покупатель  не только получает готовые  знания, но и участвует в создании  необходимого знания. В данном  случае совместная деятельность  является главным условием одновременной  передачи накопленных знаний  и создания нового знания.

       Важно  отметить еще одну особенность  рынков знаний. Для того чтобы  приобрести те или иные знания, потенциальный покупатель должен  изначально обладать необходимым  уровнем контекстуальных знаний. Ценность тех или иных знаний  зависит от подготовки реципиента. То, что для одних представляет  ценность, для других может оказаться  не заслуживающим внимания. В  связи с этим передача новых  наукоемких технологий требует  соответствующей подготовки тех  коллективов, которые стремятся  к инновационному развитию и  созданию на этой базе конкурентных  преимуществ.

       Знания  – это не только предмет  трансакций, но и средство трансакций: при подготовке к акту передачи  знаний необходимы специфические  знания относительно того, как  составить юридически грамотно  оформленный контракт, как минимизировать  риски при инвестициях и пр. Еще одна особенность рынков  знаний – это относительная  сложность в осуществлении трансакций. Перед тем как продать знание, продавец должен предложить покупателю  по крайней мере то, что покупатель  до этого не знал. Это означает, что продавец уже бесплатно отдал часть собственности. Поэтому на практике рынки знаний и информации критически зависят от повторных трансакций, репутации и доверия. На рынках знаний информация о товаре и сам товар часто представляют собой один и тот же объект.

       Рынки  знаний существовали еще в  экономике Древнего Вавилона  и Древнего Египта, и в экономике  феодальных государств Европы, и  в экономике Англии и Франции  XVIII века. Однако именно в последнее время рынки знаний стали играть главную роль. Это обусловлено тем, что в последние годы произошли фундаментальные изменения в воспроизводственном процессе. Прежде всего это относится к инновациям, которые стали всеобъемлющими и проникающими во все процессы. Инновации – это необходимый элемент любого современного воспроизводственного процесса. Изменились также возможности обработки информации и знаний. Возникло множество программных и аппаратных возможностей перерабатывать информацию и генерировать новую информацию, которая перерабатывается в знания, участвующие в воспроизводстве и способствующие созданию новой добавленной стоимости. Информационные ресурсы в широком смысле слова стали доминировать в создании общественного богатства.

    Главный эффект  экономики заключается в использовании  знаний, в том числе и тех,  которые овеществлены в этой  высокотехнологичной продукции,  во всех отраслях и сферах. Главное в экономике, основанной  на знаниях – не столько  создать новое знание, сколько  использовать его продуктивно.  В связи с этим критически  возрастает значение рынков знаний, которые опосредуют распространение  и обмен знаниями.

2.2 Рынки данных, информации и  знаний.

Общеизвестны отличительные  особенности данных, информации и  знаний.

   Данные – это  совокупность различных объективных  фактов. В корпорациях данными  могут быть структурированные  записи о трансакциях (в частности,  данные обо всех продажах: сколько,  когда и кто купил, сколько  и когда заплатил и пр.). Существуют  различные рынки данных. Предметом  купли-продажи могут быть данные  о биржевых сделках, опытах  на сложном оборудовании и  пр.

    Информация –  это иерархическая совокупность  данных, своего рода послание, документ  или в бумажной, или в видео-, или в аудио-форме. Информация  имеет получателя и отправителя.  Именно получатель оценивает,  информирует ли сообщение или  оно представляет собой информационный  шум.

    На практике  встречаются примеры, когда путем  добавления ненужной, пустой информации  исходная информация теряет в  своей цене. Происходит потеря  стоимости за счет размывания  нужной информации в потоке  информационного шума. Данные превращаются в информацию путем контекстуализации, категоризации, подсчета, коррекции или сжатия.

      Принципиальное  различие между информацией и  данными отмечал П.Друкер: «Слишком часто за информацию принимается просто большой объем данных. Разница между большим объемом данных и информацией примерно такая же, как между телефонной книгой, в которой миллионы фамилий, и фамилией, местом работы и адресом нужного вам человека».

       К рынкам  информации можно отнести:

  • Книжный рынок;
  • Рынок аудио- и видеопродукции;
  • Рынок научно-технической информации;
  • Рынок новостной информации;
  • Рынок шпионских сведений;
  • Рынок промышленных секретов.

      Точно так  же как информация возникает  из данных, так и знания как  совокупность опыта, ценностей,  контекстной информации и экспертных  оценок возникает из информации  путем сравнения, определения  области применения, установления  связей, оценки (рис. 2).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2. Данные, информация и  знания

    В связи с  тем, что данные, информация и  знания суть разные вещи, необходимо  различать их рынки. Рынки информации  не следует отождествлять с  рынками знаний и наоборот. В  то же время такое деление  рынков носит относительный характер  и провести четкую границу  между рынками информации и  рынками знаний, как, впрочем,  между рынками данных и рынками  информации, бывает подчас затруднительно. При определенных обстоятельствах  знания возникают из информации, а информация, в свою очередь, - их данных.

    В научной литературе  термин «знания» употребляется  в узком и широком смысле. В  узком смысле знания – это  совокупность опыта, ценностей,  контекстной информации и экспертных  оценок, которыми обладают люди. В широком смысле слова знания  объединяют в себе информацию, данные, а также знания в узком  смысле слова. Поэтому и рынки  знаний могут быть определены  в узком и широком смысле. В  узком смысле – это только  непосредственно знания, а в широком  – это и рынки информации, и  рынки данных. Рынки знаний в  широком смысле объединяют в  себе не только рынки информации, данных и непосредственно знания, но и рынки товаров и услуг,  в которых имеется значительная  компонента знаний. Таким образом.  Рынки знаний в широком смысле  включают различные составляющие:

Информация о работе Понятие рынка знаний. Характеристика российского и зарубежного рынка знаний