- Рынки знаний в узком смысле;
- Рынки информации и данных;
- Рынки услуг по поиску, предоставлению и распространению знаний;
- Рынки товаров, в которых имеется значительная компонента знаний.
Данные, информация
и знания часто распространяются
по сетям.
Можно различать
«жесткие» и «мягкие» сети. «Жесткая»
составляющая – это кабели, почтовые
службы, компьютеры с соответствующими
адресами, в том числе электронными.
«Мягкая» составляющая – процедуры
распространения информации, включая
совещания, тренинги, собрания и
пр. Эти сети представляют собой
инфраструктуру рынков информации
и знаний по аналогии с дорогами,
представляющими собой инфраструктуру
рынка материальных товаров. Бурное
развитие рынков знаний обусловлено
быстрым развитием компьютерных
сетей и распространением новых
средств и способов передачи
информации и данных.
2.3 Рынки знаний индивидуальных
и групповых, явных и неявных.
Знания –
это прерогатива отдельных людей,
при этом группа – это лишь
простая сумма членов этой
группы, а групповое знание –
сумма их знаний. Существует другая,
современная точка зрения: группа
людей формирует новую сущность
со своей уникальной спецификой.
В рамках этого представления
можно говорить о групповом
поведении и о групповом знании соответственно.
Знанием может обладать не только отдельный
человек, но и группа людей.
Знание
может быть явным и неявным.
Явное знание (эксплицитное) может
выражаться в виде слов и
цифр и передаваться в формализованном
виде на носителях. Это относится
к тем видам знаний, которые
передаются в форме предписаний,
инструкций, книг, на дискетах, в
виде памятных записок и пр.
В этой форме они часто становятся
предметом купли-продажи на рынках
знаний.
Неявное знание
(тацитное) в принципе не формализуется
и может существовать лишь вместе
с его обладателем – человеком или группой
лиц. Существуют два вида неявного знания:
- технические навыки, которые проявляются у мастеров своего дела и выступают, как правило, результатом многолетней практики;
- верования, идеалы, ценности и ментальные модели.
По оценкам экспертов,
42% корпоративных знаний «заперты»
в головах сотрудников и лишь
24% существуют в виде бумажных документов.
Неявное знание
не может быть продано или
куплено самостоятельно, т.е. без
своего носителя. В то же время
можно приобрести услугу по
передаче неявных знаний (тренинг,
обучение), можно нанять специалиста
– обладателя неявного знания
либо купить компанию, обладающую
групповым неявным знанием.
Носителем и
явного, и неявного знания может
быть не только конкретная
личность, но и организация. Соотношение
между явными и неявными , индивидуальными
и групповыми знаниями представлено
на рис.3. Знания условно представлены
в виде круга. Левая часть
круга – индивидуальные знания,
правая – групповые. Верхняя
часть круга – явные знания,
нижняя часть – неявные. Комбинация
этих двух признаков дает четыре
возможных сочетания, которые
формируют соответственно четыре
относительно самостоятельных рынка
знаний.
Рис.3. Виды и структура
знаний.
Насколько
важно для многих видов деятельности
неявное знание, свидетельствует
современная практика. Массовое
переманивание специалистов –
носителей человеческого капитала
достигло таких размеров, что
уже известны факты рассмотрения
споров в суде. Групповое неявное
знание может стать объектом
рыночных отношений в случае
перехода из одной компании
в другую целого коллектива.
Отношение
к явному и неявному знанию
со стороны коммерческих организаций
весьма противоречиво. Многие
фирмы стремятся перевести неявное
знание в явное. Это делается
для того, чтобы, с одной стороны,
не зависеть от отдельных личностей,
а с другой – продублировать
значимые достижения. В то же
время эти фирмы не заинтересованы
в том, чтобы основные конкурентные
преимущества перешли в форму,
готовую для дублирования. Именно
поэтому многие компании стараются
сохранять некоторые из своих
конкурентных преимуществ в тех
формах, которые не поддаются
дублированию (специфические тренинги,
корпоративная культура, специальные
системы обслуживания и пр.) и
не могут выступать на рынке
в качестве самостоятельного
объекта купли-продажи. Специфика
рынка знаний способствует формированию
своеобразных инструментов защиты.
Следует
различать рынки явных и неявных,
индивидуальных и групповых знаний.
Явные знания в кодифицированном
виде могут становиться относительно
самостоятельным объектом купли-продажи.
Неявные знания могут передаваться
в рамках специальных процедур,
которые на рынке приобретают
форму услуг. Поэтому предметом
купли-продажи эти знания могут
стать будучи составной частью
услуги. Также они могут быть
проданы или переданы в аренду
вместе со своими носителями.
Такие трансакции происходят
в случае найма на работу, слиянии
и поглощении компаний. А также
при коллективном переходе структурного
подразделения одной компании
в другую.
2.4. Участники рынков знаний.
Участниками рынков знаний
являются все без исключения экономические
субъекты. На рынках знаний формируются
специфические посредники. В частности,
учреждения образования, патентные
бюро, хранилища информации и пр.
выступают преимущественно как
посредники между производителями
знаний и потребителями. К посредникам
такого рода также относятся:
- Юридические фирмы, помогающие оформить права на ту или иную интеллектуальную собственность;
- Бизнес-инкубаторы, технопарки, технополисы и венчурные фонды;
- Выставки, музеи и библиотеки;
- Центры трансфера технологий;
- Центры переподготовки кадров;
- Консалтинговые фирмы разного рода.
Острота современной
мировой конкуренции и возрастающая
роль рынков знаний не позволяет
полагаться только на рыночную
стихию. Ведущие страны мира целенаправленно
формируют новых эффективных
участников рынков знаний, способствующих
развитию последних. Речь идет
об инновационных центрах, существующих
в различных формах. Важнейшей
их функцией является передача
знаний и технологий из научно-исследовательского
в производственный сектор. Важную
роль на рынках знаний играют
специализированные компании по
предоставлению информационно-технологических
услуг предприятиям. Первичными
элементами системы служат научно-исследовательские
структуры, которые посредством
инновационных центров и других
участников рынка знаний взаимодействуют
с предприятиями, реализующими
инновации.
Рынки
знаний все в большей мере
становятся глобальными. В общем
объеме международной торговли
растет доля передачи знаний.
Происходит это в различных
формах: растет международная миграция
специалистов, развивается международный
аутсорсинг в информационной индустрии,
увеличивается международная торговля
патентами и лицензиями и т.п. Результаты
исследовательских и научных работ быстро
становятся достоянием мировой экономики.
Во многих
корпорациях возникает внутрикорпоративный
рынок знаний, участниками которого
становятся работники и структурные
подразделения корпораций. На внутрикорпоративном
рынке знаний возникают специфические
отношения, которые нельзя назвать
чисто рыночными, хотя они и
представляют обмен благами. На
внутрикорпоративном рынке знаний
происходят трансакции знаний, которые
обмениваются или на деньги, или
на блага.
2.5. Дефекты рынков знаний
В экономической
теории «дефектами рынка» (несовершенствами
или «провалами рынка») называют
такие условия, при которых
рыночные механизмы не способны
обеспечить эффективное распределение
ресурсов. При совершенной конкуренции
рыночные механизмы обеспечивают
оптимальное по Парето распределение
ресурсов. В действительности эти
условия соблюдаются либо частично,
либо не соблюдаются вообще. В
тех случаях, когда условия
совершенной конкуренции нарушаются,
рынок сам по себе не может
обеспечить эффективное распределение
ресурсов.
В этом
случае механизм рынка нуждается
в корректировке, которую, как
правило, осуществляет государство.
Действия государства могут быть
двоякими:
- в случае, когда путем регулирующего воздействия можно восстановить условия рыночной конкуренции, государство стимулирует развитие свободной конкуренции;
- в случае, когда имеется «провал рынка», государство действуют таким образом, чтобы компенсировать несовершенство рынка.
Традиционно среди «провалов
рынка» в экономической теории рассматриваются
монопольная власть, внешние эффекты,
общественные блага и асимметричная
информация. Все эти дефекты проявляются
и на рынках знаний.
Многие
виды знаний по своей природе
являются общественными благами.
Будучи однажды созданными, знания
доступны всем. Они не исчезают
после того, как используются
кем-либо. Знания, как правило, неконкурентны
и часто характеризуются высокими издержками
исключения бесплатного пользователя.
Неконкурентность знаний можно проиллюстрировать
примером прочтения книги, содержащей
полезные сведения и являющейся средством
передачи и распространения знаний. Если
книгу прочел один человек, то полезность
чтения той же книги другими читателями
не снижается. Как правило, люди не конкурируют
по поводу того, чтобы прочесть ту или
иную книгу. Более того, в случае, если
книга была издана достаточным тиражом,
практически невозможно лишить других
потенциальных потребителей возможности
прочесть книгу.
В ряде случаев знание является
так называемым клубным благом,
что связано с тем, что ряд
специальных знаний могут передаваться
и использоваться в рамках
относительно ограниченного круга
участников. К знаниям такого
рода относятся профессиональные
знания, относящиеся к специфической
деятельности.
Однако
не все виды знаний в равной
мере обладают свойствами общественных
благ. Так, например, результаты фундаментальных
и прикладных исследований, а
также экспериментальных разработок
характеризуются неисключаемостью
и неконкурентностью. В то же время эти
свойства в наибольшей степени проявляются
в фундаментальных исследованиях, и в
меньшей – в экспериментальных разработках.
Действительно, использование результата
экспериментальных разработок конкурентом
может снизить их полезность, что говорит
о конкурентности данного блага. Это благо
исключаемо, так как режим коммерческой
тайны позволяет исключить бесплатного
пользователя. Следовательно, результат
экспериментальных разработок уже не
является общественным благом, это, скорее,
частное благо, поэтому он может быть объектом
купли-продажи. В связи с этим можно говорить
о рынках результатов прикладных исследований
и экпериментальных разработок.
Разграничение
между общественным и частным
благом часто лежит в плоскости
«общие – специальные знания».
К специальному знанию относятся
ноу-хау, результаты маркетинговых
исследований, особая корпоративная
культура, знания о новых эффективных
методах управления, об оригинальных
способах мотивации персонала
и пр. Специальное знание часто
является источником конкурентного
преимущества компании, оно формирует
отличительные способности организации.
К общему знанию, которым обладают
фирмы в отрасли, относятся
знания о способах производства
продукции, базовых отраслевых
технологиях. Общее знание необходимо
любому бизнесу, но оно, как
правило, не является источником
конкурентного преимущества.
Чем
более общий характер имеют
знания, тем в большей степени
они являются общественным благом
и тем в меньшей степени
они могут стать предметом
купли-продажи. По мере того, как
знание распространяется, оно теряет
характер уникального, перестает
быть секретом. По мере распространения
знания оно приобретает характер
всеобщего знания. По мере того,
как знание трансформируется
из специального во всеобщее,
его использование все в меньшей
степени приводит к улучшению
конкурентной позиции той организации,
которая его использует.
Границы
между знаниями – частными
благами и знаниями – общественными
благами нечетки Часто то или
иное знание несет в себе
признаки и частного, и общественного
блага. Тогда можно говорить
о смешанном характере этого
блага. В связи с этим возникают
смешанные механизмы обмена и
распространения этих благ: обмен
знаниями опосредуется социальными
сетями, такими, как сообщества практиков,
теоретические сообщества, институт
наставничества. В отдельных случаях
механизмы конкуренции в сфере
создания нового знания замещаются
механизмами сотрудничества. То
же можно сказать и о механизме
финансирования создания знаний.
Часто эти механизмы носят
смешанный характер: они соединяют
в себе частное и государственное
финансирование.