Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 18:36, реферат
Целью данной контрольной работы является рассмотрение всех сторон общения.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
-рассмотреть формирование первого впечатления;
-проанализировать, как происходит восприятие и понимание другого в длительном общении;
-изучить, как мы понимаем действие партнера;
Введение…………………………………………………………………………...31 Перцептивная сторона общения………………………………………………4
1.1 Первое впечатление………………………………………………………...5
2 Длительное общение…………………………………………………………...9
2.1 Поступки в общении……………………………………………………...11
3 Самопрезентация общения…………………………………………………..12
3.1 Самоподача превосходства……………………………………………….13
3.2 Самоподача отношения…………………………………………………..14
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованных источников и литературы…………………………...17
В Китае, например, вплоть до XX в., самой распространенной одеждой был халат, причем мужские и женские халаты отличались лишь деталями. Социальное положение определялось лишь фасоном (их было всего два) и цветом. Так, халат желтого цвета мог носить только император, коричневого и белого - престарелые сановники, красного и синего - герои. Студенты носили халаты голубого цвета, крестьяне - белого, бедняки - черного.
Вместе с демократизацией общества официальная роль одежды меняется. Сейчас, например, нет запретов или правил, каждый может надеть все, что захочет. Тем не менее, связь одежды с социальным положением остается достаточно сильной. Исследования показывают, что почти все взрослые люди могут по одежде определить социальный статус человека, а также примерно указать род занятий.
В манере поведения, как и в одежде, всегда присутствуют элементы, позволяющие судить о статусе человека. Именно поэтому все мы по манере поведения можем определить наше равенство или неравенство с другим человеком. В чем проявляется превосходство в манере поведения? Скорее всего, его можно определить как независимость в различных ситуациях и обстоятельствах.
Сюда относится, прежде всего, независимость от партнера: человек показывает, что ему неинтересен тот, с кем он общается, его реакция, настроение, состояние или то, о чем он говорит. Такая внешняя независимость может выглядеть так же, как высокомерие, наглость, уверенность в себе. Независимость от ситуации общения обнаруживается в следующем: человек как бы не замечает некоторых ее аспектов - наличия свидетелей, неудачно выбранного момента, различных помех и так далее.
Такое поведение почти всегда свидетельствует об определенном превосходстве. Слишком расслабленная поза (например, развалившись в кресле) при важном разговоре может означать превосходство в ситуации, власть. Также бывает, что человек смотрит в сторону, в окно, рассматривает свои ногти - это явная демонстрация превосходства, власти (кстати, люди зависимые обычно внимательно смотрят на собеседника, "заглядывают в глаза"). Если человек говорит непонятно для собеседника, употребляет много специальных терминов, иностранных слов, то есть не стремится к тому, чтобы его поняли, то такое поведение фиксируется иногда как интеллектуальное превосходство.
Манера
поведения может содержать в
себе признаки превосходства по разным
причинам: вследствие действительного
превосходства, объективного или только
субъективного, а также вследствие
превосходства ситуативного. Безусловно,
на восприятие превосходства влияет
весь опыт человека и его внутренняя
позиция. Отметим, что действие фактора
превосходства начинается тогда, когда
человек фиксирует
Если
с определением знаков превосходства
особых затруднений не возникает, то
относительно знаков привлекательности
все обстоит иначе. Все привыкли
считать привлекательность
Можно сказать, что знаками привлекательности являются усилия человека выглядеть социально одобряемым образом в некоторой группе.
Знаком, "запускающим" соответствующую схему формирования впечатления, является все, что свидетельствует о согласии или несогласии партнера с нами.
В
любом случае мы должны осознавать,
что ошибкой является не само по
себе построенное по схеме первое
впечатление, а использование этого
впечатления не по адресу в длительном
межличностном общении.
Длительное
общение
Легче познать людей вообще, чем одного человека в частности.
Ф. Ларошфуко
В постоянном общении продолжают действовать результаты первого впечатления. Однако при постоянном и длительном общении нам может быть недостаточно только черт и свойств, приписанных партнеру при первом впечатлении. В постоянном общении становится важным более глубокое и объективное понимание партнера.
В
реальном общении мы почти всегда
примерно понимаем, что происходит
с нашим партнером. При этом вряд
ли каждый может в любой момент
объяснить, почему ему кажется, что
собеседник чем-то расстроен или
не хочет продолжать разговор. Однако
это понимание существует, иначе
мы не стали бы выяснять, что же произошло,
или стараться закончить
Общаясь с партнером, мы получаем большое количество информации о нем, его состоянии и переживаниях. Известно и то, что способности адекватного восприятия других индивидов у разных людей различные. Некоторые полагают, что это зависит от жизненного опыта. Тем не менее, каждый из нас наблюдал за людьми, имеющими большой жизненный опыт, но он им не помогал в общении. В то же время есть молодые люди, прекрасно умеющие вовремя увидеть что-то в партнере и понять, что с ним происходит. Маленькие дети у них отсутствует жизненный опыт, но многие знают, насколько верно и тонко дети воспринимают взрослых, буквально чувствуют их. Вероятно, существуют способности, позволяющие за внешними признаками видеть внутреннее содержание.
Как понять своего партнера? Психологические исследования показывают, что почти все детали внешнего облика человека могут нести информацию о его эмоциональных состояниях, об отношении к окружающим, а также о его отношении к себе.
Лицо человека, его жесты, мимика, общий стиль экспрессивного поведения, походка, его манера стоять, сидеть, привычные позы и их изменение во время разговора, пространственная ориентация по отношению к партнерам - все это имеет определенное содержание и несет информацию о внутренних состояниях человека. Конечно, то, что максимально привлекает наше внимание в облике другого человека, - это его лицо.
Действительно, можно сделать "умное" лицо и тем самым воздействовать на мнение о себе. Кроме того, лицо часто бывает "одухотворенным", "смешным", "просветленным", "угрюмым". Таким образом, первое, что отражается в лице человека, - это эмоции. Существуют семь основных выражений лица: счастье, удивление, страх, страдание, гнев, отвращение и интерес. Восприятие эмоционального состояния человека по лицу происходит очень быстро и точно.
Важную роль при чтении информации "с лица" играет направление взгляда.
Например,
очень неприятно говорить с человеком,
который все время не смотрит
на вас, "отводит глаза". Точно
также не очень приятно, когда
на вас все время пристально смотрят.
Что выражает направление взгляда?
Зарубежные психологи считают, что
взгляд связан с процессом формирования
высказывания и трудностью этого
процесса. Когда человек только формулирует
мысль, он чаще всего смотрит в
сторону; когда мысль полностью
сформулирована - на собеседника. Когда
речь идет о сложных вещах, на собеседника
смотрят меньше, когда трудность
преодолевается - больше. Вообще же тот,
кто в данный момент говорит, меньше
смотрит на партнера - он смотрит
на него только для того, чтобы проверить
его реакцию и
Однако хотя лицо является главным источником психологической информации, тем не менее, во многих ситуациях оно гораздо менее информативно, чем нам кажется. Это связано с тем, что мимика лица хорошо контролируется человеком, несмотря на расхожие представления о том, что лицо может выдавать человека даже тогда, когда он этого не хочет ("как на лице написано").
При определенных обстоятельствах, когда человек хочет скрыть свои чувства, лицо становится малоинформативным, а тело - главным источником информации для партнера. Некоторые психологи даже называют тело местом "утечки информации" о наших душевных состояниях.
Походка,
также является одним из важнейших
ключей к пониманию внутреннего
состояния человека. Недаром походка
так узнаваема - она строго индивидуальна.
По походке довольно легко распознать
эмоциональное состояние
Для того чтобы умение понимать партнера начало проявляться в общении, необходимы не только и не столько знания и опыт, сколько нечто другое - особое отношение к партнеру, особая направленность на него. Какими бы опытными и умудренными жизнью и знаниями мы бы ни были, для того чтобы понять человека, нужно этого хотеть: хотеть понять, о чем он думает, отчего переживает, его точку зрения и образ мыслей.
Каждый может вспомнить ситуации, когда восприятие и понимание в общении были ясными, легкими, наполненными. Это отношения с любимыми, с близкими друзьями - все здесь происходит само собой, без труда и раздумий. В таких ситуациях нам очень хочется понять другого, не обидеть его, не сделать что-то не так.
Механизмом
этого типа восприятия и понимания
другого является эмпатия. Эмпатия
основана на умении поставить себя
на место другого, взглянуть на всё
его глазами, прочувствовать его
состояние и позицию и учесть
их в своем поведении.
Поступки
в общении
Человек есть не что иное, как ряд его поступков.
Г. Гегель
Мы рассмотрели вопросы нашего видения и понимания людей. Понимаем их действия, и не только потому, что человек лучше виден через свои поступки, но и потому, что адекватное понимание действий человека может, в конечном счете, привести к успеху взаимодействия с ним.
К примеру, вы приходите на работу, а ваш руководитель встречает вас комплиментами. С чего бы это? Вы действительно так хорошо выглядите сегодня или ему что-то от вас нужно? А может быть, у него просто хорошее настроение?
Вы
рассказываете о своих
Для каждого из нас от понимания истоков действий и их причин во многом зависит построение взаимодействия с другим человеком. Пути и механизмы такого понимания не могли не заинтересовать психологов, поэтому возникло целое направление: исследование процессов и результатов каузальной атрибуции поведения.
Например, кто-то опаздывает на свидание с приятелями. Один из ожидающих считает, что это связано с плохой работой транспорта, другой предполагает, что опоздание - результат легкомыслия того, кто опаздывает, третий начинает сомневаться, не сообщил ли он опаздывающему другое, неверное место встречи, а четвертый считает, что их специально заставляют ждать. Таким образом, у каждого свои представления о причине опоздания. Первый видит ее в обстоятельствах, второй - в особенности личности опаздывающего, третий видит причину в себе, а четвертый считает опоздание намеренным и целенаправленным. Причины опоздания совершенно по-разному мотивируются, причем это связано с тем, что приятели по-разному проводят атрибуцию.
Когда
происходит каузальная атрибуция? Необходимость
в ней появляется в тех случаях,
когда возникают неожиданные
преграды и трудности на пути совместной
деятельности. При возникновении
трудностей и конфликтов, а также
столкновении интересов или взглядов
люди прибегают к каузальной атрибуции
своего или чужого поведения и
пытаются таким образом оказать
влияние на дальнейшие события. Причем
чем большие затруднения
Самопрезентация
общения
Обаяние - это тогда, когда тебе говорят "да", когда ты ничего не просил.
А. Камю
В общении участвуют как минимум два человека, и каждый из них может активно влиять на восприятие партнера. Именно эта способность вмешательства в процесс формирования своего образа у партнера и называется самоподачей (у некоторых авторов - самопредьявление, самопрезентация). По существу, самоподача состоит в управлении вниманием.