Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 14:14, курсовая работа
Цель работы: изучение роли первого впечатления о партнере в деловом общении.
Задачи:
Проанализировать теоретические подходы к пониманию феномена первого впечатления
Проанализировать виды и особенности делового общения и его статусно-ролевую основу
Проанализировать факторы формирования первого впечатления в деловом общении
Подобрать методику исследования, сформировать выборку
Разработать программу исследования для выявления взаимосвязи между ролью первого впечатления о человеке в деловом общении и опытом ролевого поведения и осуществить сбор эмпирических данных
Проанализировать полученные данные с точки зрения выдвинутых гипотез
Сформулировать итоги исследования
Государственный университет – Высшая школа экономики
CoolReferat.com
Роль первого впечатления в деловом общении
Лысенкова Ольга Александровна
4 курс
бакалавр
Научный руководитель:
профессор
Иванова Наталья Львовна
Актуальность исследования
При взаимодействии в деловой сфере, человек, как правило, воспринимается в соответствии со статусно-ролевым положением, что ускоряет процесс формирования впечатления о нем. Возможность сформировать у окружающих благоприятное впечатление о себе, в современном мире превращается в важное конкурентное преимущество, которое способствует успеху и карьерному продвижению. В ситуации делового общения человек вынужден принимать на себя различные социально-психологические роли, что приводит к изменению первого впечатления о партнере. Принятие социально-психологической роли и первое впечатление о человеке – это обязательные составляющие делового общения. Возникает вопрос о том, как эти три понятия связаны между собой и есть ли вообще эта связь?
Интерес к исследованию первого
впечатления проявляли как
Цель работы: изучение роли первого впечатления о партнере в деловом общении.
Задачи:
Теоретическая база исследования
Подход к изучению процесса формирования первого впечатления о другом человеке и роли установки в нем А.А. Бодалева. Первоисточники (монографии и публикации в научной периодической печати).
Практическая значимость данного исследования обусловлена тем, что его результаты могут быть использованы в разработке практических рекомендаций для деловых людей. Поэтому исследования в данном направлении представляются актуальными.
Глава 1 Деловое общение в психологических исследованиях
Первая глава работы посвящена психологическим исследованиям делового общения, рассмотрению его основных видов, особенностей. Деловое общение всегда направлено на достижение какой-либо предметной договоренности, цели. В зависимости от того, в какой степени в ходе общения достигнуты его цели, можно судить о степени эффективности контакта и оценивать грамотность действий его участников. Деловое общение предполагает проведение деловых бесед, переговоров, совещаний, встреч, собеседований.
Под деловой беседой обычно понимают «речевое общение между собеседниками, которые имеют необходимые полномочия от своих организаций, фирм для установления деловых проблем или выработки конструктивного подхода к их решению» [Бороздина, 2005]. Беседа может иметь самостоятельный характер, предварять переговоры или быть их составной частью [Игнатьев, 2005]. Переговоры имеют более официальный характер, чем беседа, и, как правило, предусматривают подписание документов – договоров, контрактов – определяющих взаимные обязательства сторон. В процессе переговоров партнеры преследуют две цели [Бороздина, 2005]: «добиться взаимной договоренности по вопросу, в котором сталкиваются интересы; достойно выдержать конфронтацию, неизбежно возникающую из-за противоречивых интересов, не разрушая при этом сложившиеся отношения». На начальном этапе установления делового контакта важно расположить к себе собеседника, понравиться ему, важно обратить внимание навыки непосредственной самопрезентации: установление контакта с собеседником, создание благоприятного первого впечатления и атмосферы, привлечение внимания собеседника к теме разговора [Демарэ, 2006].
Восприятие собеседника в
По его мнению А.У. Хараша, ролевые проявления личности, ее ролевые социальные качества проявляются в феномене так называемого «объектного» межличностного восприятия [Хараш, 1987]: человек оценивает поступки другого человека на основе различных эталонов и стереотипов, принятых в данной культуре. При этом проявляются различные социальные качества личности как элемента определенного профессионального объединения [Хараш, 1987].
Таким образом, деловое общение предполагает восприятие партнера на основе социальной роли, которую он принимает. Поэтому в нашем исследовании феномен первого впечатления будет рассматриваться в рамках статусно-ролевого поведения и мы будем опираться на теоретические подходы А.У.Хараша и А.А. Бодалева. Возможно, восприятие человека на основе его принадлежности к определенной социальной группе значительно упрощает сам процесс формирования впечатления, делает его более быстрым. Но, в то же время, образ впечатления приобретает шаблонный характер и даже может привести к ошибкам. Различные социальные роли создают невидимые границы между участниками общения, которые в свою очередь порождают ошибки восприятия и понимания. Это проблема истинности и ложности, как восприятия, так и самоподачи. Таким образом, и принятие социально-психологической роли, и первое впечатление о человеке являются обязательными составляющими делового общения. Обоим понятиям посвящены многие исследования. Но как взаимосвязаны они между собой и есть ли вообще какая-либо связь? Данное исследование направлено на поиск ответа на этот вопрос.
Глава 2 Исследование феномена первого впечатления в социальной психологии
Вторая глава работы посвящена исследованиям феномена первого впечатления в социальной психологии и исследованиям факторов формирования первого впечатления о человеке. Интерес к исследованию первого впечатления проявляли как иностранные психологи (С. Эш, Г. Келли, А. Лачинс, С. Фешбак, Р. Сингер, Г. Мюррей, Т. Ньюком, Э. Торндайк, П. Уилсон), так и отечественные (А.А.Бодалев, Г.М. Андреева, В.Н. Панферов, О.Г. Кукосян, А.У. Хараш, Г.В. Бороздина). В данной главе рассматриваются экспериментальные исследования формирования впечатления о других людях С.Эша, Г.Келли. А. Лачинс изучал значение «порядка поступающей информации о человеке» в формировании впечатления о нем у других людей [Luchins, 1957]. Также рассматриваются исследования механизма «проецирования» С. Фешбака и Р. Сингера [Feshbach et al., 1957], Г.Мюррея, Т.Ньюкома [Newkomb et al., 1965]. В. Н. Панферов изучал в своих исследованиях «роль стереотипов в процессе восприятия человека человеком» [Панферов, 1982, с. 139]. Современные исследования первого впечатления строятся на основе теории социального познания, к ним относятся, например, исследования Дж.В. Шермана и С.Б. Кляйна [Sherman et al., 1994].
По мнению А.А. Бодалева, формирование первого впечатления означает отнесение индивидом воспринимаемой личности к одной из групп людей в тех «классификациях типов», которые сложились у него в прошлом [Бодалев, 1983, с. 185]. На восприятие другого человека при первом знакомстве влияет психологическая установка, сформированная система понятий. «Сформированный у человека общий взгляд на других людей, место, занимаемое ими в имеющейся у него системе ценностей, всегда воздействуют на характер впечатления, которое складывается у человека о любом другом лице» [Бодалев, 1982, с. 196]. Целью эмпирического исследования А.А. Бодалева было изучение процесса формирования первого впечатления и роли установки в нем. В рамках исследования он использовал методику «словесных портретов». А.А. Бодалев выделяет различные факторы, определяющие первое впечатление о человеке [Бодалев, 1982, с. 189].
«Первое впечатление – это образ другого человека, складывающийся после первого контакта с ним» [Бороздина, 2005]. Знание механизмов создания первого впечатления часто помогает обратить ту или иную ситуацию в свою пользу. Здесь уместно вспомнить о самопрезентации человека, как о «способности вмешательства в процесс формирования своего образа у партнера» [Бороздина, 2005]. Возможность повлиять на впечатление о себе и управлять вниманием собеседника дает огромный шанс для дальнейшего успешного сотрудничества в деловом общении. Г.В. Бороздина выделяет четыре варианта самоподачи: самоподача превосходства, привлекательности, отношения и актуального состояния.
Ю.М.Жуков рассматривает
Итак, благоприятное первое впечатление в деловом общении может способствовать: установлению контакта с собеседником; созданию благоприятного психологического климата во время общения; успешности проведения деловых встреч; созданию привлекательного визуального имиджа; закладыванию основы для успешного и продолжительного сотрудничества.
Факторы формирования первого впечатления, обозначенные в различных исследованиях этого феномена, можно представить в виде таблицы.
Таблица 1 – Факторы первого впечатления о человеке
Авторы исследований |
Факторы формирования первого впечатления |
С. Эш, Г.Келли |
актуальные для конкретной ситуации черты характера личности воспринимаемого |
А. Лачинс |
последовательность получения информации о разных сторонах личности воспринимаемого |
С. Фешбак, Р. Сингер, Т. Ньюком |
механизм «проецирования» |
Г.М. Андреева |
уровень самосознания личности, механизм стереотипизации, эффект «ореола» |
В. Н. Панферов |
стереотипы, эталоны внешнего облика статусно-ролевая позиция |
Дж.В. Шерман и С.Б. Кляйн |
примеры (образцы) поведения и ментальные выводы (абстракции) при увеличении объема информации о человеке |
П. Уилсон |
социальный статус человека |
О.Г. Кукосян, А.У. Хараш |
профессиональная деятельность, ролевые социальные качества, эталоны и стереотипы, принятые в деловой среде |
Е. А. Соколова-Бауш , Е.В. Михайлова |
самопрезентация человека |
А. А. Бодалев |
психологическая установка, особенности субъекта восприятия, личность познающего субъекта |
Существуют разные подходы к
исследованию первого впечатления.
Оно рассматривается в
В то же время, сейчас наблюдается
активность в изучении самопрезентации
и имиджа, а также формирование
первого впечатления постепенно
начинает анализироваться как
Информация о работе Роль первого впечатления в деловом общении