Общение как перцептивный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 17:11, доклад

Краткое описание

В настоящее время под социальной перцепцией понимают целостное восприятие субъектом как предметов материального мира, так и социальных объектов.
Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается «прочтением» за физическими характеристиками партнера его психологических свойств и особенностей поведения. Социальными психологами установлено, что восприятие социальных объектов качественно отличается от восприятия материального мира.

Файлы: 1 файл

Общение как перцептивный процесс.docx

— 31.21 Кб (Скачать)

Общение как перцептивный процесс, его сущность и механизмы.

Социальная  перцепция — это восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов, прежде всего самих себя, других людей, социальных групп. Термин ввел американский психолог Дж. Брунер для обозначения факта социальной обусловленности восприятия, его зависимости не только от характеристик объекта, но и от прошлого опыта субъекта, его целей, намерений, от значимости ситуаций. В настоящее время под социальной перцепцией понимают целостное восприятие субъектом как предметов материального мира, так и социальных объектов.

 Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается «прочтением» за физическими характеристиками партнера его психологических свойств и особенностей поведения. Социальными психологами установлено, что восприятие социальных объектов качественно отличается от восприятия материального мира. Это происходит потому, что, во-первых, социальный объект не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимающему субъекту. Воздействуя на субъект восприятия, воспринимаемый человек стремится трансформировать представление о себе в благоприятную для своих целей сторону. Во-вторых, внимание субъекта социальной перцепции сосредоточено прежде всего не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерпретациях воспринимаемого объекта, в том числе причинных. В-третьих, восприятие социальных субъектов характеризуется большей слитностью познавательных компонентов с эмоциональными (аффективными), большей зависимостью от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта. 5 структуре любого перцептивного акта выделяются его объект и субъект, его процесс и результат, и в рамках социальной психологии актуально уточнение роли социальной перцепции в регуляции поведения и деятельности индивида с социальными объектами и уточнение характеристик субъекта и объекта восприятия.

 В процессе общения  должно присутствовать взаимопонимание  его участников. Само взаимопонимание  может быть истолковано по-разному:  как понимание целей, мотивов,  установок партнера по взаимодействию  или как принятие, разделение  этих целей, мотивов, установок.  Однако в обоих случаях большое  значение имеет то, как партнер  по общению воспринимается другим  партнером, т.е. процесс восприятия  одного человека другим выступает  как обязательная составная часть общения.

 Представление о другом  человеке тесно связано с уровнем  собственного самосознания. Связь  эта двоякая: многообразие представлений  о самом себе определяет и  многообразие представлений о  другом человеке, но чем более  полно раскрывается этот другой, тем более полным становится и представление о самом себе.

 Общаясь, люди формируют  представление о себе через  представление о другом, — как правило, это происходит в условиях достаточно широкой совместной социальной деятельности. Значит, в процесс социального восприятия включены как минимум два человека, каждый из которых — активный субъект общения. При выработке стратегии взаимодействия им приходится, следовательно, принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки друг друга, но и то, как эти мотивы и потребности понимаются в процессе общения противоположной стороной.

 Взаимопонимание является  весьма важной стороной межличностного  восприятия с его основными  достаточно хорошо изученными механизмами.

Механизмы межличностного восприятия.

 Изучая социальную  перцепцию, ученые выделили ряд  универсальных психологических  механизмов, объясняющих, как происходит  процесс оценки другого человека  на основе воспринятых внешних  особенностей. Эти механизмы можно разделить на три группы: во-первых, познания и понимания людьми других (идентификация, эмпатия, аттракция); во-вторых, познания самого себя (рефлексия); в-третьих, механизмы, обечпечивающие прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).

 Термин «идентификация» буквально означает уподобление себя другому. При идентификации мы пытаемся понять другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам, ставя себя на место партнера по общению. Поэтому, когда мы считаем, что окружающие нас неправильно понимают, мы говорим им: «Побывали бы вы на моем месте!» Тем самым мы как бы приглашаем их «включить» психологические механизмы идентификации.

 Идентификация тесно  связана с другим близким по  содержанию явлением — эмпатией. Эмпатию также можно назвать особым способом понимания другого человека, но здесь речь идет об эмоциональном вчувствовании или сопереживании другому, а не о рациональном осмыслении его проблем. Переживание человека не остается незамеченным другими людьми. Это обусловлено тем, что взаимные переживания, взаимопонимание являются основой содействия, помощи друг другу. Внутренний эмоциональный отклик позволяет нам понять состояние другого. В некоторых случаях эмпатия носит индивидуальный, избирательный характер, когда отклик возникает на переживание не любого человека, а только очень значимого, например, близкого друга, родственника. Люди, не способные к этому, как правило, оказываются в изоляции.

 Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Именно благодаря эмпатии мы, читая книгу или смотря фильм, чувствуем то же, что чувствует человек, попавший в различные жизненные обстоятельства: тревогу и надежду разведчика, ползущего под колючей проволокой за линию фронта; радость и ликование футболиста, забившего гол; огорчение и разочарование студента, не сдавшего экзамен. Поэтому эмпатия будет тем выше, чем лучше человек способен представить себе, как одно и то же событие будет воспринято разными людьми, и насколько он допускает право на существование этих разных точек зрения. Эмпатические способности человека возрастают с ростом жизненного опыта.

 

 В том случае, когда  познание партнера по общению  осуществляется через механизмы  формирования привязанности, дружеского  или более глубокого интимно-личностного  отношения, то говорят об аттракции.

Аттракция (дословно — привлекать, притягивать) представляет собой форму познания другого человека, основанную на возникновении к нему положительных чувств. Уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.

 Причиной возникновения  положительных чувств партнеров  по общению нередко бывает  их внешнее или внутреннее  сходство. Так, водитель междугородного  автобуса скорее поймет проблемы  водителя большегрузного автомобиля, чем, скажем, мотоциклиста в раскрашенной  кожаной куртке с иконой на груди. Подростки, со своей стороны, также гораздо лучше понимают друг друга, чем окружающих их взрослых.

Стереотипизация — это классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям, социальным стереотипам.

Рефлексия — это осмысление субъектом того, какими средствами, с какой целью и с каким результатом он произвел то или иное впечатление на партнера по общению, осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это происходит через взаимное перекрестное воспроизведение внутренних миров друг друга («я понимаю, что он понимает, что я понимаю, и он понимает, что я понимаю, что он понимает»).

 Обратная связь — это получение адресантом информации о том, какое воздействие он оказал на другого человека, и корректировка на этой основе дальнейшей стратегии общения.

 Известно, что каждый  из участников общения, оценивая  другого, стремится построить  определенную систему интерпретации  его поведения, в том числе  причин этого поведения. Для  такой интерпретации не обязательно  знать причины этого поведения.  В обыденной жизни люди сплошь  и рядом не знают действительных  причин того или иного поведения  другого человека или знают  их явно недостаточно. Люди просто  приписывают друг другу эти  причины (в юриспруденции — факт и комментарий).

 Приписывание получило  название каузальной атрибуции, оно осуществляется на основе либо сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации. В последнем случае будут действовать механизмы переноса или идентификации.

 Важно иметь в виду, что феномен приписывания возникает,  как правило, в условиях дефицита  информации. Мера и степень приписывания  в процессе межличностного восприятия  зависят от двух факторов: от  степени уникальности или типичности  поступка; от степени социальной  желательности или нежелательности  поступка.

 

 Характер приписывания  зависит от того, выступает ли  субъект восприятия сам участником  события или он лишь его  наблюдатель. Можно выделить три вида приписывания:

 1) личностное: причина приписывается лично совершающему поступок;

2) объектное: причина  приписывается тому объекту, на который направлено действие;

3) обстоятельственное: причина приписывается обстоятельствам.

 Социальными психологами  подмечено, что процесс восприятия  определяется личностными особенностями  субъекта восприятия: одни люди  склонны в большей мере фиксировать  физические черты, и тогда сфера  приписывания значительно сокращается;  другие люди воспринимают преимущественно  психологические характеристики  окружающих, и тогда открывается  широкий простор для приписывания.

 Выявлена зависимость  приписываемых характеристик от предшествующей оценки объектов восприятия — позитивной, негативной или нейтральной. Механизм подобной интерпретации довольно прост — это проявление здравого смысла «человека с улицы» с наивной психологией, когда плохой человек воспринимается как обладающий плохими чертами, а хороший человек — как обладающий хорошими чертами.

 Имеет место и контрастное  представление, когда плохому  человеку приписываются отрицательные  черты, а сам воспринимающий  оценивает себя по контрасту  как носителя самых положительных черт.

Эффекты восприятия людьми друг друга.

Эффект Барнума — склонность людей принимать за чистую монету описание или общие оценки своей личности, если они преподносятся в научном, магическом или ритуальном контексте.

Эффект бумеранга состоит в том, 4to при некоторых воздействиях источника и формации на аудиторию или на отдельных лиц получается результат, обратный ожидаемому. Эффект возникает при условии того, что: подорвано доверие к источнику информации; передаваемая информация не соответствует изменившимся условиям; субъект, передающий информацию, вызывает неприязнь у воспринимающих эту информацию.

Эффект первого  впечатления выражается в том, что очень часто при оценке человека или черт его характера придается наибольшее значение первому впечатлению, при этом все последующие сведения о человеке, противоречащие созданному образу, отбрасываются как случайные и нехарактерные.

Эффект края — в социальной психологии имеется в виду, что из.

предъявляемых субъекту для  восприятия сигналов те, что находятся  в

начале и в конце, запоминаются быстрее, чем находящиеся в середине;;

 

Эффект ореола— распространение общего оценочного впечатления о человеке на восприятие его поступков и личностных качеств. Информация, получаемая о человеке, накладывается на тот его образ, который был уже создан ранее. Этот образ и выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола выступает в двух формах;

1) позитивная оценочная  пристрастность — ореол положительный.  Означает, что если первое впечатление  о человеке в целом благоприятно, то далее все его поведение,  черты и поступки начинают  оцениваться в положительную,  сторону, выделяются и преувеличиваются  только положительные моменты,  а негативные либо недооцениваются, либо не замечаются;

2) негативная оценочная  пристрастность - ореол отрицательный.  Означает, что если общее первое  впечатление о человеке оказалось  отрицательным, то даже положительные  его качества и поступки позднее  либо не замечаются, либо недооцениваются.

 Экспериментами установлено,  что эффект ореола наиболее  очевидно проявляется тогда, когда  воспринимающий имеет минимальную  информацию об объекте восприятия  или когда суждения касаются моральных качеств.

 Эффект первичности в социальной психологии означает важность определенного порядка поступления информации о человеке для формирования представления о нем. При этом эффект первичности срабатывает тогда, когда воспринимается незнакомый человек.

Эффект новизны в ситуациях восприятия знакомого человека заключается в том, что последняя, т.е. более новая информация оказывается и самой значимой.

Эффект стереотипизации отражает тенденцию формировать некий устойчивый образ какого-либо явления или человека. Этим устойчивым образом пользуются как клише, шаблоном при восприятии одного человека другим.

 Наиболее типичными ошибками межличностного восприятия являются следующие:

1. Мы попадаем под влияние того, что наиболее очевидно.

2. Мы попадаем под влияние первого впечатления.

3. Мы склонны воспринимать других похожими на нас.

4. Мы склонны придавать  негативным чертам больше значения, чем позитивным.

5. Мы склонны обвинять  не ситуацию, а людей тогда,  когда являемся жертвами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Законы аттракции

Аттракцией называют процесс взаимного тяготения и расположения людей друг к другу. У аттракции есть свои законы. Их много, но главных всего два.

Первый закон аттракции гласит, что понять человека еще не означает проникнуться к нему расположением. Для последнего требуется если не сходство ваших целей, интересов и взглядов, то хотя бы отсутствие принципиальных расхождений между вами.

Из первого закона следует, что для формирования расположения (приязни) между людьми необходимо отсутствие противоречий в действиях, целях, интересах  и желаниях, наличие позитивного  эмоционального отношения к субъекту (попробуйте проникнуться расположением  к тому, кто вас раздражает!), а  также понимание того, что отношения  с данным субъектом принесут вам пользу (выгоду).

Информация о работе Общение как перцептивный процесс