Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 17:11, доклад
В настоящее время под социальной перцепцией понимают целостное восприятие субъектом как предметов материального мира, так и социальных объектов.
Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается «прочтением» за физическими характеристиками партнера его психологических свойств и особенностей поведения. Социальными психологами установлено, что восприятие социальных объектов качественно отличается от восприятия материального мира.
Старая верная поговорка гласит, что «капля меда привлекает больше мух, чем целый галлон желчи». То же относится и к людям: если вы хотите привлечь человека на свою сторону, убедите его сначала в том, что вы — искренний друг. «Вот та капля меда, которой можно привлечь его сердце, а это и есть прямой путь к его разуму», — сказал Авраам Линкольн.
Второй закон аттракции гласит, что при прочих равных условиях люди легче принимают позицию человека, к которому они испытывают приязнь. Соответственно, им сложнее принять позицию человека, к которому сформировалось отрицательное отношение.
Отрицательное или положительное отношение могут сформироваться как осознанно, так и бессознательно, когда мы не можем назвать причину той или иной оценки собеседника, возникшей на интуитивном уровне. Один человек может не нравиться другому не только словами и поступками, но и манерами, жестами, внешним видом. Поэтому продумывайте все до мелочей, если вам надо вызвать чье-то расположение.
Выделяют шесть типов ресурсов, которыми люди обмениваются в ходе межличностных отношений:
Товары — любые материальные объекты.
Деньги. Любые деньги или все то, что имеет цену.
Информация — различного рода мнения, суждения, рекомендации и т. п.
Любовь — выказывание положительных эмоций.
Услуги.
Статус — действия, влияющие на престиж.
Существуют приемы, позволяющие усилить аттракцию. Они довольно просты, и многие опять-таки о них знают — только никогда не задумывались о том, насколько они действенны.
Прием первый. «Именуя — возвеличиваем». К примеру, обращаясь к собеседнику по имени или имени-отчеству, вы не только проявляете вежливость, но и выделяете его из толпы, подчеркиваете его значимость для вас и проявляете уважение к его личности. Каждый из нас считает себя личностью, и всем нам бывает приятно, когда окружающие признают это. Когда ваш собеседник получает подтверждение того, что он личность, у него возникает чувство удовлетворения, которое всегда сопровождается положительными эмоциями. Люди тянутся к тем, кто вызывает у них подобные эмоции.
Прием второй. «Дружба начинается с улыбки». Нам нравятся приветливые люди, а про людей с кисло-унылым выражением лица говорят: «Такому бы в кефирном цехе работать, от его физиономии молоко сразу скиснет». Лицо — зеркало внутреннего мира: во время общения мы в первую очередь считываем невербальные сигналы, которые нам посылает лицо собеседника, а только потом обращаем внимание на позу, жесты и прочее. Самое главное, что делает ваше лицо приятным — улыбка и хорошее настроение. Необязательно она должна быть рот до ушей, но непременно искренняя и теплая.
Если вы хотите располагать
к себе людей с тем, чтобы они
помогали вам и оказывали содействие
в достижении целей, вы просто обязаны
уметь улыбаться, причем искренне, дружелюбно
и от души. Если такой навык вы
пока не освоили, то вставайте перед
зеркалом и тренируйтесь до тех пор,
пока не начнет получаться. Когда сочтете
себя готовыми, выходите в мир и
попробуйте улыбнуться самой вредной
из бабок, сидящих во дворе. Если при
виде вашей улыбки она оборвет
на полуслове свое заветное: «Ходют-тут-всякие-понаехали...
Прием третий. «Искусство слушать». Ключ к успешному применению этого навыка — не манипуляция и лицемерие, а выработка искреннего интереса к слушателю. Не притворяйтесь, что слушаете, а старайтесь максимально сосредоточиться на том, что вам говорят. Не позволяйте себе отключаться во время речи вашего собеседника, выражайте свое отношение кивками или словами, задавайте вопросы — внимайте активно. Замечания или комментарии не должны уводить говорящего в сторону от темы или предмета разговора, иначе они будут восприняты как грубый намек на прекращение диалога.
Никогда не перебивайте собеседника, не вынуждайте его обрывать речь на полуслове, и тем более не заканчивайте за него предложения. Последнее выглядит не только как проявление невоспитанности, но и как намек на то, что ваш собеседник слишком предсказуем.
Прием четвертый. «Сладкие» слова». Доброе слово нам ничего не стоит, а ценится адресатом очень высоко. Вы сами также радуетесь, когда слышите комплименты в свой адрес. Даже если вы слышите их часто, вам все равно приятно их слышать. Комплименты — это положительные эмоции, которые всегда придутся к месту, если только они не выглядят невероятным преувеличением, не имеющим ничего общего с реальностью, что воспринимается уже как издевка или оскорбление.
Хороший комплимент должен
быть сказан вовремя, к месту и
в соответствующей форме. Так, например,
то, что хорошо для близкого человека,
может оказаться слишком