Перцептивная сторона общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2014 в 22:24, реферат

Краткое описание

Перцептивное общение - это умение проникать во внутренний мир других людей, улавливать их психическое состояние, выявлять их подлинное отношение к руководителю, к работе, умение воздействовать на людей с учетом их эмоционального состояния. Контактируя с близкими, товарищами по работе или учебе, надо помнить, что любое социально значимое действие вызывает определенную реакцию со стороны партнеров по общению.

Оглавление

1. Введение
2. Перцептивная сторона общения
2.1 Понятие социальной перцепции и межличностного восприятия
2.2 Каузальная атрибуция
2.3 Роль установки при восприятии человека человеком и формирование первого впечатления
2.4 Механизмы и "эффекты" межличностного восприятия
2.5 Место и роль перцептивного общения в жизни руководителя
3. Заключение
4. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Перцептивная сторона общения психология.docx

— 41.00 Кб (Скачать)

Перцептивная сторона общения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1. Введение

2. Перцептивная сторона общения

2.1 Понятие социальной перцепции  и межличностного восприятия

2.2 Каузальная атрибуция

2.3 Роль установки при восприятии  человека человеком и формирование  первого впечатления

2.4 Механизмы и "эффекты" межличностного  восприятия

2.5 Место и роль перцептивного  общения в жизни руководителя

3. Заключение

4. Список использованной литературы

 

1.Введение

Перцептивное общение - это умение проникать во внутренний мир других людей, улавливать их психическое состояние, выявлять их подлинное отношение к руководителю, к работе, умение воздействовать на людей с учетом их эмоционального состояния. Контактируя с близкими, товарищами по работе или учебе, надо помнить, что любое социально значимое действие вызывает определенную реакцию со стороны партнеров по общению. Для успеха в общении необходимо считаться с ожиданиями людей, искать оптимальную тактику контакта. Мысленно перебирая фразы и действия собеседника, желательно прогнозировать его поведение в дальнейшем, а он, в свою очередь, должен предположить, как отреагирую я на то или иное его замечание, заявление, рассказ, поступок. Внутренний механизм контакта между людьми - интеллектуальное и эмоциональное сопереживание. Интеллектуальное сопереживание возникает в ходе активной совместной деятельности, когда партнеры уважают друг друга, искренне делятся впечатлениями, обмениваются опытом, совместно решают сложные задачи. Эмоциональное сопереживание вызывает сама личность участника общения: заинтересованность человеком, его активностью, предметом общения по невидимым каналам передается партнеру, вызывая желание продолжать контакт, расширять сферу общения. Человек ищет общество себе подобных. В отличие от животных у человека потребность в общении, контакте, является самостоятельным внутренним стимулом, независимым от других потребностей (в пище, в одежде). Она возникает чуть ли не с рождения и отчетливо проявляется в 1,5-2 месяца. В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками, поэтому большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер. Процесс восприятия одним человеком другого является обязательной составной частью общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

В целом в ходе межличностной перцепции осуществляется: эмоциональная оценка другого, попытка понять причины его поступков и прогнозировать его поведение, построение собственной стратегии поведения. Выделяют четыре основных функции межличностной перцепции: познание себя, познание партнера по общению, организация совместной деятельности, установление эмоциональных отношений.

 

 

 

 

2. Перцептивная сторона  общения                                                                                     2.1 Понятие социальной перцепции и межличностного восприятия

Рассмотрим на примере процесс восприятия человеком (наблюдателем) другого (наблюдаемого). В наблюдаемом нам доступны признаки: внешний облик (физические качества, внешность) и поведение (совершаемые действия и экспрессивные реакции). Воспринимая эти качества, наблюдатель оценивает их и делает умозаключения (часто бессознательно) о внутренних психологических свойствах партнера. Это дает возможность сформировать отношение, которое часто носит эмоциональный характер: "нравится - не нравится". Социальной перцепцией называют процесс восприятия социальных объектов: других людей, социальных групп, больших соц. общностей. Если говорить о взаимопонимании, то применим термин "межличностная перцепция", или межличностное восприятие. При формировании представления о другом человеке синонимом "восприятие другого человека" есть "познание другого человека". Это более широкий термин, с восприятием не только физических, но и поведенческих характеристик, формирование представления о намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках. Активное участие субъекта восприятия предполагает учет роли ожиданий, желаний, намерений, прошлого опыта субъекта. Структура межличностного восприятия трёхкомпонентная. Она включает: субъект межличностного восприятия, объект восприятия и сам процесс восприятия. Все исследования в области межличностной перцепции можно разделить на две группы: изучение содержательной (характеристики субъекта и объекта восприятия, их свойств) и процессуальной (анализ механизмов и эффектов восприятия) составляющих. В первом случае исследуются приписывания (атрибуции) друг другу различных черт, причин поведения (каузальная атрибуция) партнеров по общению, роль установки при формировании первого впечатления и т. п. Во втором - механизмы познания и различные эффекты, возникающие при восприятии людьми друг друга. Например эффекты ореола, эффект новизны и эффект первичности, а также явление стереотипизации.

Относительно субъекта и объекта межличностного восприятия установлены 2 класса характеристик: физические и социальные. Социальные включают в себя внешние (формальные ролевые и межличностные ролевые характеристики) и внутренние (система диспозиций личности, структура мотивов). Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия потому, что они включены в двухстороннее взаимодействие: оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга благодаря самому факту своего присутствия.

 

 

2.2 Каузальная атрибуция

Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин этого поведения. Когда таковые неизвестны, люди начинают приписывать друг другу, как причины поведения, так и какие-то общие характеристики. Существует целый ряд схем, которыми пользуется человек при построении причинного объяснения поведения другого человека. Совокупность теоретических построений и экспериментальных исследований, посвящённых этим вопросам, получила название области каузальной атрибуции. В широком смысле слова изучаются попытки "рядового человека" понять причину и следствие тех событий, свидетелем которых он является. Акцент делается на так называемую "наивную психологию", на её интерпретацию "своего" и "чужого" поведения, что и выступает составной частью межличностного восприятия. Мы часто приходим к выводу, что намерения и диспозиции других людей соответствуют их поступкам. Если мы видим, что объект А отпускает замечания, издеваясь над объектом Б, то скорее всего мы подумаем, что А - недружелюбный человек. Люди, познавая друг друга, стремятся к познанию причин поведения и причинных зависимостей окружающего их мира. При этом они опираются на ту информацию, которую могут получить об этих явлениях. Когда её недостаточно, а потребность сделать причинный вывод остаётся, человек начинает не столько искать истинные причины, сколько приписывает их интересующему его социальному объекту.

При попытках понять причину поведения другого человека обычно пользуются тремя критериями: мы стараемся определить, является ли данное поведение постоянным (критерий постоянства), отличающимся (критерий исключительности) и обычным (критерий консенсуса) или нет. Поведение может быть постоянным и непостоянным в одних и тех же условиях, отличающимся от поведения других и не отличающимся, обычным (как у всех) или необычным. Если в похожих обстоятельствах человек ведет себя всегда одинаково (постоянное поведение), если он ведет себя так же и в других ситуациях (не отличающееся поведение) и если в сходных ситуациях так же ведут себя лишь немногие люди (необычное поведение), то мы склонны приписывать поведение внутренним факторам. Напротив, если человек в похожих ситуациях ведет себя постоянно, а в других случаях иначе (отличающееся поведение) и если в сходных ситуациях такое же поведение у большинства людей (обычное поведение), мы объясняем действие внешними причинами. Каждый человек обладает системой схем причинности, и всякий раз поиск причин, объясняющих "чужое" поведение, так или иначе вписывается в одну из таких существующих схем. Репертуар каузальных схем, которыми владеет каждая личность, довольно обширен.

В экспериментах было установлено, что различные люди демонстрируют совершенно различные виды атрибуции, т. е. разную степень "правильности" приписываемых причин. Для того чтобы определить степень этой правильности, вводятся три категории:

  1. подобия, т. е. согласия с мнением других людей.
  2. различия, т. е. отличия от мнения других.
  3. соответствия, т. е. постоянства действия причины во времени и пространстве.

Наиболее часто встречающиеся ошибки атрибуции:

  1. Различие в позициях наблюдателя и участника событий. Участник, как правило, приписывает причину обстоятельствам, наблюдатель - личности деятеля.
  2. Успех обычно приписывают себе, неуспех - обстоятельствам.
  3. Всем людям свойственны случаи переоценки личностных факторов и недооценки ситуационных.
  4. "Нормальной" интерпретацией считается такая, которая совпадает с "моим" мнением и под него подгоняется.
  5. ошибки, связанные с неравными возможностями ролевого поведения (когда в определенных ролях гораздо "легче" проявить собственные позитивные качества, и интерпретация осуществляется при помощи апелляции к ним);
  6. ошибка, возникающая из-за большого доверия конкретным фактам, чем к общим суждениям и т. д.

"Атрибуция  ответственности" - когда поведению  личности приписывается не просто  причина, но и ответственность  за то или иное действие. Этот  вид атрибуции возникает, когда  люди берутся за моральную  оценку действий друг друга. Вместе  с увеличением тяжести последствий  какого- либо поступка усиливается  тенденция приписывать причины  в большей степени личности, совершившей  этот поступок, чем обстоятельствам.

На основе многочисленных экспериментальных исследований атрибутивных процессов был сделан вывод о том, что они составляют основное содержание межличностного восприятия.

 

2.3 Роль установки при  восприятии человека человеком  и формирование первого впечатления

Велика роль важных и второстепенных установок в межличностном восприятии и притяжении. Человек не только оценивает свои качества и качества других людей как положительные и отрицательные, но и как важные и второстепенные. Сходство в установках усиливает чувство симпатии к незнакомцам. Симпатия больше, когда сходство обнаруживается по важным качествам, а различие - по второстепенным. Большое значение при восприятии друг друга имеют не только сходные между собой установки каждого из участников, но и наличие установок у субъекта восприятия относительно воспринимаемого. Большой вес они имеют при формировании первого впечатления. Например, людей просили оценить выражение лица человека на фотографии, причем одной половине было сказано, что он лидер гестапо, а другой - что это мужественный подпольщик. Первые интуитивно оценили его как жестокого и нашли подтверждающие это черты лица. Другие - сказали, что видят человека доброго и сердечного. Или показывали фотографию двум группам студентов. Предварительно первой группе было сообщено, что на фото закоренелый преступник, а второй группе- что он крупный ученый. Группам было предложено составить словесный портрет. В первом случае были получены характеристики: глубоко посаженные глаза свидетельствовали о затаенной злобе. Соответственно во второй группе те же глубоко посаженные глаза говорили о глубине мысли.

Трудность, связанная с установками в межличностном восприятии, в том, что многие установки обусловлены предубеждениями относительно тех или иных явлений или людей. Предубеждения отличаются от стереотипов. Если стереотип представляет собой обобщение, которого придерживаются члены одной группы относительно другой, то предубеждение предполагает еще и суждение в терминах "плохой" или "хороший", которое мы выносим о людях, даже не зная ни их самих, ни мотивов их поступков. Формирование предубеждений связано с потребностью человека определить свое положение по отношению к другим (особенно в плане превосходства). Обычно из всей информации об интересующей нас группе людей мы склонны принимать к сведению лишь ту, которая согласуется с нашими ожиданиями. Благодаря этому мы можем укрепляться в своих заблуждениях на основании отдельных эпизодов. Например, если на 10 водителей, допускающих небрежное управление автомобилем, приходиться хотя бы одна женщина, то это автоматически "подтверждает" предубеждение, что женщины не умеют водить.

Важной сферой исследования межличностной перцепции является изучение процесса формирования первого впечатления о другом человеке. Описаны три наиболее типичные схемы, в соответствии с которыми протекает этот процесс. Каждая "схема" запускается определенным фактором, присутствующим в ситуации знакомства. Выделяют факторы превосходства, привлекательности партнера и отношения к наблюдателю.

Фактор превосходства - запускает схему социального восприятия в ситуации неравенства партнеров (когда наблюдатель ощущает превосходство партнера по какому-то важному для него параметру - уму, росту, материальному положению). Человек, который превосходит наблюдателя по такому параметру, оценивается им гораздо выше и по остальным значимым параметрам. Происходит общая личностная переоценка. Чем неувереннее наблюдатель, тем меньше усилий нужно для запуска этой схемы. Так, в экстремальной ситуации люди часто доверяют тем, кого не стали бы слушать в спокойной обстановке.

Фактор привлекательности - обеспечивает реализацию схемы, связанной с восприятием партнера по общению как привлекательного внешне, ошибка в том, что такого человека люди переоценивают и по другим важным для них социально-психологическим параметрам. Существует так называемый стереотип привлекательности : что красиво - то хорошо. Дети усваивают этот стереотип очень рано. Золушка и Белоснежка - красивые и хорошие. Мачеха и колдунья - безобразные и плохие.

Фактор отношения к наблюдателю - регулирует включение схемы восприятия партнера, в основе которой лежит характер отношения к наблюдателю. Ошибка восприятия в том, что людей, которые хорошо к нам относятся или разделяют важные для нас идеи, мы склонны позитивно оценивать и по другим показателям.

Информация о работе Перцептивная сторона общения