Перцептивная сторона общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2014 в 22:24, реферат

Краткое описание

Перцептивное общение - это умение проникать во внутренний мир других людей, улавливать их психическое состояние, выявлять их подлинное отношение к руководителю, к работе, умение воздействовать на людей с учетом их эмоционального состояния. Контактируя с близкими, товарищами по работе или учебе, надо помнить, что любое социально значимое действие вызывает определенную реакцию со стороны партнеров по общению.

Оглавление

1. Введение
2. Перцептивная сторона общения
2.1 Понятие социальной перцепции и межличностного восприятия
2.2 Каузальная атрибуция
2.3 Роль установки при восприятии человека человеком и формирование первого впечатления
2.4 Механизмы и "эффекты" межличностного восприятия
2.5 Место и роль перцептивного общения в жизни руководителя
3. Заключение
4. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Перцептивная сторона общения психология.docx

— 41.00 Кб (Скачать)

Весь смысл взаимодействия субъекта и объекта межличностного восприятия состоит в том, что воспринимающий строит систему выводов и заключений относительно воспринимаемого на основе его внешних данных. Именно поэтому для результата межличностного восприятия значимыми являются характеристики и субъекта, и объекта. Важным фактором являются условия или ситуация, в которых осуществляется межличностное восприятие.

 

2.4 Механизмы и "эффекты" межличностного восприятия

Изучение перцепции показывает, что можно выделить ряд универсальных психологических механизмов, обеспечивающих процесс восприятия другого человека и позволяющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке, отношению и прогнозу. К механизмам межличностной перцепции относят механизмы: познания и понимания людьми друг друга (идентификация, эмпатия), познания самого себя (рефлексия), формирования эмоционального отношения к человеку (аттракция).

В процессе общения человек познает себя через понимание другого человека, осознавая оценку себя этим другим и сопоставляя себя с ним. В "двойной" процесс (взаимного восприятия и познания) включены двое, каждый из которых - активный субъект. Каждому из партнёров приходится принимать в расчёт не только свои собственные потребности, мотивы, установки, но и потребности, мотивы, установки другого. При взаимном познании друг друга выделяют такие стороны этого процесса, как идентификация и рефлексия.

Идентификация обозначает, что простейший способ понимания другого человека есть уподобление себя ему: вывод о внутреннем состоянии партнёра строится на основе попытки поставить себя на его место. Человек полностью отождествляет себя с партнером и, соответственно, испытывает те же чувства, что и он, и ведет себя подобно ему.

Эмпатия также является особым способом понимания другого человека. Здесь не столько осмысление проблем , сколько стремление эмоционально откликнуться на них. Если я проявляю эмпатию к другому, я понимаю его чувства и поведение, но своё собственное могу строить иначе. В этом отличие эмпатии от идентификации, при которой возникает ещё один вопрос: как будет тот, "другой" воспринимать меня, понимать моё поведение. От этого будет зависеть взаимодействие. Иными словами взаимодействие осложняется явлением рефлексии. В социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание и понимание другого, но и знание того, как этот другой понимает меня.

Среди эффектов межличностного восприятия наиболее исследованы три: эффект ореола ("галоэффект"), эффект новизны и первичности, а также эффект, или явление, стереотипизации.

Сущность эффекта ореола заключается в формировании установки на наблюдаемого, приписывание ему определенных качеств. Информация, получаемая о каком-то человеке, накладывается на тот образ, который был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль "ореола", мешающего видеть действительные черты и проявления объекта. Эффект ореола проявляется при формировании первого впечатления: общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление приводит к негативным оценкам. Экспериментально установлено, что эффект ореола наиболее явно проявляется, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте, а также когда суждения касаются моральных качеств. Эта тенденция затемнить определенные характеристики и высветлить другие и играет роль своеобразного ореола в восприятии человека человеком.

Тесно связаны с этим эффектом и эффекты "первичности" (или "порядка") и "новизны". Оба они касаются значимости порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. В ситуациях, когда воспринимается незнакомый человек преобладает эффект первичности - при противоречивых после первой встречи данных об этом человеке, информация, которая была получена раньше, воспринимается как более значимая и оказывает большее влияние на общее впечатление. Противоположный эффекту первичности - эффект новизны, который заключается в том, что последняя, то есть более новая информация, оказывается более значимой в восприятии знакомого человека.

Известен также эффект проекции - когда приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному - свои недостатки, то есть наиболее четко выявлять у других те черты, которые ярко представлены у нас. Еще один эффект- эффект средней ошибки - это тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого в сторону среднего.

В более широком плане все эти эффекты можно рассмотреть как проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, а именно процесса стереотипизации. Наше восприятие других людей зависит от того, как мы их "классифицируем": по их принадлежности к той или иной группе (подростки, преподаватели, негры, гомосексуалисты, политические деятели) или по их физическим характеристикам (пол, возраст, цвет кожи). Создающиеся таким образом стереотипы часто порождают у нас условное и упрощенное представление о других людях. Стереотип - это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным "сокращением" при взаимодействии с этим явлением. Стереотипы в общении, возникающие при познании людьми друг друга, имеют специфическое происхождение и смысл. Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления делать какие-то выводы в условиях ограниченной информации. Часто стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например, к какой-то профессии. Тогда ярко выраженные черты у встреченных в прошлом представителей этой профессии распространяются на всех в данной профессии. Здесь проявляется тенденция "извлекать смысл" из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с ним, не взирая на его ограниченность.

Стереотипы редко бывают плодом личного опыта. Чаще всего мы приобретаем их от той группы, к которой принадлежим, особенно от людей с уже сложившимися стереотипами (родителей, учителей), а так же из средств массовой информации, обычно дающих упрощенное представление о тех группах людей, о которых мы не располагаем больше никакими сведениями.

Само по себе явление стереотипизации не плохо и не хорошо. Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. С одной стороны к упрощению процесса познания другого человека. В этом случае стереотип не обязательно несет на себе оценочную нагрузку. Остается упрощенный подход, который, хотя и не способствует точности построения образа, но значительно сокращает процесс познания. Особенно легко и эффективно полагаться на стереотипы при дефиците времени, усталости, эмоциональном возбуждении, слишком молодом возрасте. Другими словами, процесс стереотипизации выполняет объективно необходимую функцию, позволяя быстро, просто и достаточно надежно упрощать социальное окружение индивида. С другой стороны стереотипизация ведет к возникновению предубеждений. Если суждение строиться на основе прошлого негативного опыта, всякое новое восприятие представителя той же группы окрашивается отрицательным отношением. Возникновение таких предубеждений могут нанести ущерб общению людей и их взаимоотношениям. Особенно распространены этнические стереотипы - образы типичных представителей определенной нации, которые наделяются фиксированными чертами внешности и особенностями характера (например, представления о чопорности англичан, легкомысленности французов, жадности евреев).

Особый круг проблем межличностного восприятия возникает в связи с включением в этот процесс специфических эмоциональных регуляторов. Люди не просто воспринимают друг друга, но и формируют определенные отношения. На основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств - от неприятия до симпатии и даже любви. Область исследований , связанная с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку получила название исследование аттракции. Буквально аттракция означает "привлечение". Аттракция - это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для наблюдателя и формирование отношения. Встает вопрос о том, каков механизм возникновения симпатии и формирования привязанностей, или, наоборот, неприязни при восприятии другого человека, а также - какова роль этого явления в структуре общения в целом. Рассмотрим, как возникает и развивается аттракция (то есть проследим процесс формирования межличностной привлекательности).

Составляющими взаимной привлекательности являются симпатия и притяжение. Симпатия это эмоциональная положительная установка на объект. При взаимной симпатии эмоциональные установки создают целостное внутригрупповое (внутрипарное) состояние удовлетворения взаимодействием (непосредственно или опосредовано). Притяжение, как одна из составляющих межличностной привлекательности, в основном связано с потребностью человека быть вместе, рядом с другим. Притяжение чаще всего (но не всегда ) связано с переживаемой симпатией, то есть симпатия и притяжение могут иногда проявляться независимо друг от друга. В том случае, когда они достигают максимального значения и совпадают, связывая субъектов общения, можно уже говорить о межличностной привлекательности. Возникновение отношений между людьми определяется произвольным выбором, хотя он не всегда полностью осознается партнерами. Кроме того, выбор должен быть взаимным, иначе невозможна реализация индивидуальных потребностей во взаимодействии. Первично возникшее межличностное притяжение определяет дальнейшее взаимодействие двух людей. Возникает вопрос о том, что притягивает - отталкивает двух людей, вызывает взаимные симпатии - антипатии. В настоящее время существует два направления в исследовании межличностного притяжения: одно утверждает первичную значимость сходства между людьми и подобие установок для образования симпатий; другое считает, что взаимная дополняемость является решающей в определении межличностного восприятия.

Чем ближе чьи-либо установки нашим собственным, тем симпатичнее нам кажется человек. Этот "эффект согласия" был проверен в ситуациях реальной жизни путем наблюдения за возникновением приязни. Гипотеза о том, что притягиваются люди, которые противоположны по своим внутренним качествам и как бы дополняют друг друга, не была экспериментально доказана. Было выявлено, что определенная взаимодополнительность может развиваться по мере развития отношений, но изначально люди склонны выбирать тех, чьи потребности и личные качества подобны их собственным, исключение составляет пол партнера по общению. Таким образом, сходство имеет важное значение для установления отношений, а для их продолжения необходимо дополнять друг-друга.

Большое значение в межличностной привлекательности имеет такой фактор как функциональная дистанция - то есть то, как часто люди сталкиваются в повседневной жизни. Было замечено, что чем короче эта дистанция, то есть чем чаще сталкиваешься с объектом, тем симпатичней и привлекательней он кажется. Люди, оказавшиеся соседями по комнате , чаще становятся друзьями, чем врагами. Оказывается, простое нахождение объекта в поле человека - визуализация, заставляет человека относится к объекту (будь то картина, здание или другой человек) с большей симпатией. Примеры:

  1. Группе студентов предъявлялись иероглифы. Студенты должны были сказать, что означают эти слова. Чем большее количество раз им приходилось видеть бессмысленное слово, тем более они говорили, что это означает нечто хорошее.
  2. То же самое происходило при предъявлении студентам фотографий неизвестных им людей. Наиболее приятными испытуемым казались именно те лица, которые во время эксперимента попадались чаще остальных.
  3. Американский психолог привел на лекцию в институт босого человека в кожаном мешке с прорезями для глаз и рта. Неизвестный слушал лекции в течение полугода. В разговоры ни с кем не вступал, в общественных мероприятиях не участвовал, и, тем не менее, настороженно-неприязненное отношение к нему постепенно сглаживалось, становилось все более добрым. Нахождение в поле зрения приводило к чувству симпатии, даже если экспонируемому предмету внимание испытуемых специально не привлекалось. На самом деле наиболее сильный эффект простое нахождение в поле зрения дает как раз в тех случаях, когда люди воспринимают раздражители, не осознавая их присутствия.

Нельзя недооценивать роль физической привлекательности в формировании впечатления о человеке. Многие люди считают, что они не придают большого значения внешности своих партнеров по общению. Существует масса пословиц типа " не все то золото, что блестит" или "нельзя ценить книгу по ее обложке", говорящих о том, что красота - это поверхностное качество и не стоит обращать на нее внимание. Тем не менее, эмпирически доказано, что внешность на самом деле имеет большое значение.

 

2.5 Место и роль перцептивного  общения в жизни руководителя

Для будущего руководителя важно понимать роль перцептивного общения. Все руководители, характеризуя подчиненных, делают упор на те стороны личности, которые особенно важны для успешной работы. При первой встрече воспринимают чисто внешний облик подчиненного. В этих случаях правильность оценки невелика. Только очень немногие руководители воспринимают преимущественно психические качества оцениваемых людей, и, если при этом не происходит абсолютизации тех или иных черт, перцепция становится совершенной. Однако и тут встречаются ошибки. Так, привлекательные внешне и вежливые рабочие чаще становятся любимчиками руководителей, непривлекательные - наоборот. Привлекательность - не единственная причина близости. Когда люди привыкают к человеку, они лучше контактируют с ним, закрывают глаза на многие его недостатки. В возникновении симпатии немалую роль играют интересы и увлечения людей. Такой подход к человеку, когда при общем благоприятном впечатлении подчиненному приписываются только положительные качества, а при неблагоприятном впечатлении - только отрицательные, в психологии носит название "эффект ореола". Он может серьезно подвести руководителя. Близки к "ореолу" эффекты новизны и первичности. При восприятии хорошо знакомого рабочего для руководителя большую роль играет последняя информация о нем. А предыдущая информация, нередко более значимая, игнорируется. При восприятии же незнакомого человека большее впечатление оказывает ранее полученная информация. Подобные стереотипы приводят к предубеждениям, когда на основе ограниченных сведений или прошлого опыта создается неверное впечатление о человеке. А ведь неправильная оценка отрицательно сказывается на контактах с подчиненными. Предубеждение к личности, когда ее поведению дается субъективно искаженная, односторонняя оценка, ведет к неправильному выбору методов и приемов воздействия, осложняет отношения с коллегами. Этика руководителя осуждает также избирательное отношение к подчиненным. Следует уважительно, с интересом относиться к каждому члену коллектива, даже если кто-то доставляет немало хлопот и огорчений. Однако не только подчиненные страдают от предубеждений руководителей. Начальники, в свою очередь, нередко сталкиваются со своеобразным отношением к ним подчиненных. Людям свойственно предвзятое отношение к новому руководителю, к изменениям в трудовом процессе, в быту, в распорядке дня; они не терпят низкой оценки труда. Зная это, опытные руководители тщательно готовятся к первой встрече с коллективами, в которых будут работать. Очень важно при первой встрече показать себя с сильнейшей стороны. С этой целью один руководитель может продемонстрировать образец работы на станке или починить сложный прибор, другой - увлечь слушателей рассказом о перспективах развития подразделения или предприятия, третий - удивить тем, что запомнил всех своих подчиненных с первого раза. Необходимое условие успешного общения - терпимое отношение к слабостям коллег и подчиненных, если, конечно, эти слабости не мешают общему делу. В каждом коллективе подчиненные и начальники разного возраста, с разными привычками, характером, с неодинаковым жизненным опытом. Нет никакой необходимости подгонять всех под единый шаблон. Недопустимы насмешки над кем-либо. Они вызывают неприязнь к острословам и к руководителю, если он допущенные колкости не пресекает, мешают формированию подлинно товарищеских отношений.

Информация о работе Перцептивная сторона общения