Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2014 в 22:24, реферат
Перцептивное общение - это умение проникать во внутренний мир других людей, улавливать их психическое состояние, выявлять их подлинное отношение к руководителю, к работе, умение воздействовать на людей с учетом их эмоционального состояния. Контактируя с близкими, товарищами по работе или учебе, надо помнить, что любое социально значимое действие вызывает определенную реакцию со стороны партнеров по общению.
1. Введение
2. Перцептивная сторона общения
2.1 Понятие социальной перцепции и межличностного восприятия
2.2 Каузальная атрибуция
2.3 Роль установки при восприятии человека человеком и формирование первого впечатления
2.4 Механизмы и "эффекты" межличностного восприятия
2.5 Место и роль перцептивного общения в жизни руководителя
3. Заключение
4. Список использованной литературы
Конечно, управлять коллективом, члены которого как две капли воды были бы похожи друг не друга, значительно легче. Но таких коллективов нет. Желание понять подчиненного, разумная терпимость к нему - мощное средство для формирования доброжелательного общения. Здесь нельзя впадать в крайность и закрывать глаза на незначительными проступки, мешающие нормальной работе - отсутствие пунктуальности, бестактность, невыполнение поручения-просьбы в искренней надежде, что рабочие, благодаря дружеским отношениям с начальником, не допустят более серьезных нарушений. Это мнение - глубокое заблуждение. Большое число нарушений позволяет уверенно сказать: они произошли потому, что раньше не пресекались "несерьезные" проступки. Низкая требовательность неизбежно ведет к нарушениям дисциплины, а также межличностных контактов "начальник - подчиненный". Контакты нарушаются и тогда, когда руководитель не может объективно оценить подчиненного и правильно вести себя. Да, это большое искусство все видеть, но не на все возмущенно реагировать. Иначе большая часть рабочего времени уйдет на выявление виновников происшествий, разрешение конфликтов, наведение порядка. Умение вовремя сдержаться, заставить себя поступить достойно возрасту и званию часто не только помогает успешно разрешить конфликт, но и способствует укреплению авторитета руководителя, появлению чувства глубокой благодарности к нему. Как бы ни был профессионально подготовлен руководитель, он обязан постоянно совершенствовать свою технологию общения с людьми как на массовом, так и на индивидуальном уровне. В этой связи найти свой стиль в общении с людьми - важное условие успеха.
3. Заключение
В деловом общении выделяют три аспекта - коммуникативный, интерактивный и перцептивный.
Коммуникативный аспект общения - это обмен информацией и ее понимание, причем средства коммуникации подразделяют на: речевые; невербальные (жесты, мимика, пантомимика); паралингвистические (качество голоса, его тональность, диапазон); экстралингвистические (паузы, смех, плач, темп речи); пространственно-временные (дистанция, время).
Интерактивный аспект общения - взаимодействие партнеров, в котором различают: сотрудничество, противоборство, уклонение от взаимодействия, однонаправленное содействие, контрастное взаимодействие, компромиссное взаимодействие.
Перцептивный аспект общения - это восприятие одним партнером другого. Оно зависит от личностных качеств воспринимающего, от его жизненного опыта, моральных установок, ситуаций и т.д.
Необходимо знать следующие особенности перцепции: идентификация, стереотипизация, рефлексия, обратная связь, эмпатия. Идентификация - это уподобление себя другому, когда представление о внутреннем состоянии партнера вырабатывается на основе попытки поставить себя на его место. Стереотипизация - это восприятие партнера на основе некого стереотипа, т.е. прежде всего как представителя определенной социальной группы. Рефлексия - попытка одного партнера детально представить и пережить то, как его воспринимает другой. Обратная связь - это осмысление ответных реакций партнера по общению. Эмпатия - это эмоциональный отклик на поведение и высказывание партнера.
Существуют социально-психологические методы общения: заражение, подражание, внушение, убеждение, мода.
Мы рассмотрели одну из составляющих частей общения - его перцептивную сторону. Успеха в перцептивном общении добивается тот деловой человек, который правильно осознает свою социальную роль и успешно реализует предписываемые ролью обязанности. Социальная роль - это программа действий в определенных условиях, выработанная обществом и контролируемая партнерами по работе и другим видам общения. Начало любой коммуникации - определение позиций. Сеть взаимодействующих позиций (социальных ролей) существенным образом регулирует общение между людьми. Если участники коммуникации по-разному определяют свои роли и позиции, взаимопонимание нарушается, очень трудным становится установить кто есть кто, между участниками коммуникации начинаются трения. Это может иметь место тогда, например, когда одного партнера интересует результат, а другого - в большей степени деятельность; одного - цель деятельности, а другого - общение; одного - близкие, сердечные отношения, а другого - только деловые контакты. То же происходит, когда забывая о своей социальной роли, оба партнера стремятся к доминированию или, наоборот, оба пассивны. Во всех этих случаях говорят о несовместимости людей.
И в заключение хотелось бы сказать несколько слов о роли самого общения в человеческой жизни. Сент-Экзюпери сказал об общении, что это "единственная роскошь, которая есть у человека". В общении открываются реализуются все стороны отношений человека - и межличностные, и общественные. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ цементирования индивидов и вместе с тем и как способ развития самих этих индивидов.
4. Список использованной литературы
1. Андреева Г. М. Социальная Психология. Москва : Аспект пресс, 1998.
2.
Современная западная
3. Обозов Н. Н. Межличностные отношения . Ленинград : издательство ЛГУ, 1979.
4.
Межличностное восприятие в
5. Майерс Д. Социальная психология . Санкт-Петербург : Питер Ком, 1998.
6.
Общение и оптимизация
7.
http://www.elitarium.ru/2007/